Нурланн

(Часть 5)

 

 

День 7. (12 июля) Встали в 8:30 по будильнику, у нас сегодня жесткие временные рамки, нужно все успеть. Позавтракали, собрали вещи и обеденный перекус (вареные яйца, хлеб, соль, сыр и колечко копченой итальянской колбаски). Палатку и стол  решили не укладывать, пусть останутся занимать нам место, вечером вернемся ночевать сюда же.
За 15 минут доезжаем до Нарвика, мы с детьми отстегиваем велосипеды, а Кирилл бежит покупать билеты на поезд, который уже стоит на платформе. Когда осталось снять только один велик, прибежал Кирилл и сказал, чтобы вешали велики на место, на поезд их брать нельзя. Он очень расстроился. Придется ехать не до Швеции (там 17 км до финиша), а до станции, которая еще в Норвегии, там 6 км до финиша. 17 пешком до пятичасового парома мы физически не успеем. Я не расстраиваюсь совершенно, так как спускаться на великах 17 км по каменистой тропе не хочу, но мальчики чувствуют себя несправедливо обделенными.


Офотбанен


В поезде

Офотбанен - это уникальная железная дорога, норвежская часть самой северной западноевропейской железнодорожной линии Мальмбанан. Офотбанен связала города Мальмбергет и Кируна, где находится крупнейшее в мире месторождение железной руды, с незамерзающим портом Нарвик. Однопутная дорога сразу из Нарвика начинает крутой подъем в гору. Дальше она извивается по склонам горы вдоль Ромбакенфьорда, проходя через несколько туннелей. В какой-то момент мы проезжали прямо над нашей стоянкой, только на большой высоте. Из окна поезда открываются чудесные виды на Ромбакенфьорд и на окрестные долины.
По дороге ежегодно провозятся десятки миллионов тонн железной руды. Интересно, поезд, везущий вниз железную руду, вырабатывает столько электроэнергии, что ее с лихвой хватает поднять порожняк назад от порта к Кируне.


Ромбакенфьорд. Вид из поезда

По планам мы должны были сесть в поезд с велосипедами и ехать до шведской станции Katterjåkk, откуда на великах спуститься к Ромбакенфьорду. Перед посадкой в поезд я заскочил в туринфо здесь же на вокзале и выяснил, что сегодня в 17 часов катер будет в конце Ромбакенфьорда, но также выяснил, что с великами в этот Кирунский поезд нельзя. На вокзале мне это подтвердили. Странно все это в давно велосипедизированной Европе. Мы решили, что поедем не до Katterjåkk, а до станции Katterat, откуда начинается стандартный 7 км спуск, предлагаемый туринфо как платный тур. Жалко было двух шведских велосипедистов, которые собирались возвращаться на этом поезде в Кируну. Видимо, им придется ехать на автобусе по Е10.


Долина Ромбаксэльва

При строительстве этой железной дороги была проложена узенькая петляющая крутая грунтовка Rallarveien. Сейчас ее слегка поправили, и по ней иногда ходят или ездят на великах вниз туристы. Дорога, точнее широкая тропа, вьется вдоль ж/д линии, но обходит туннели. Велосипедисты, наверное, попадают на нее с Е10, но тогда нужен человек, который перегонит машину по очень большому кругу в Нарвик или на берег Ромбакенфьорда примерно к нашему лагерю.


Прогулка от станции Каттерат к концу Ромбакенфьорда
по дороге Rallarveien


Купить билеты на платформе не успеваем из-за кутерьмы с великами, садимся в поезд и берем билеты прямо у контролера. Он ничего не спрашивает, выписывает билеты и списывает с карты 100 шведских крон. Выходим на ближайшей станции, тут стоит небольшая деревенька, с которой нет дорожного сообщения, только железная дорога. Местные выгружают диван, мебельные щиты и ящики с продуктами.  А мы выходим на тропу и идем практически все время вдоль реки, вместе с ней петляем, постоянно слышим ее гул. Тропа приятная, но не для великов, конечно. Крупные камни, корни – нам бы с Ксеней было тяжело. Вместе с нами спускается еще несколько групп, есть и другие дети. Видно, что это популярный маршрут.


Тропа
Водопады на реке Ромбакенэльва

От станции Каттерат тропинка спускается на дно долины к реке Ромбакенэльва и здесь выходит на старую дорогу Rallarveien. На дороге восстановлены мостики и провалившиеся участки, но покрытие зубодробительное для великов. Вообще-то хорошо, что так вышло, этот даунхилл был бы не по зубам Ксене и Ане в ее теперешнем положении. Но мы с Саней, конечно, огорчились...


Привал
Ромбакенэльва
Дорога Rallarveien
Дети

Долина Ромбакенэльва

Обед

Обедаем на крупном каменном лбе над водопадом, дети и Кирилл купаются. Это невероятно приятно – лопать на жаре итальянскую колбасу и пармезан, запивая ледяной водой из реки, мочить ноги и брызгаться. Саня в самом начале прямо в одежде случайно свалился в воду, к концу обеда его шорты и футболка, разложенные на горячих камнях, совершенно высохли.


На обеде
Водопад
Долина
Тропа стала пологой ближе ко фьорду
Водопады
Ручей от тех двух водопадов впадает в море

Дошли до берега моря в 3 часа, в 5 нас должен был забрать кораблик. Два часа провели, купаясь и греясь на песке. Вода в бухте чудная: по поверхности совершенно пресная, так как тут в море впадают три мощных потока. При купании соленая вода и пресная перемешиваются, получается что-то среднее. Странно плавать в пресной воде и видеть под собой морские водоросли. В воде находиться было куда приятнее, чем на берегу, там орудовали огромные слепни. Кирилл пытался с ними бороться, хотел перебить всех, остальные просто отмахивались как могли.


Купание в Ромбакенфьорде
Ромбаксэльва впадает во фьорд

Около половины пятого к причалу подошла десятиместная лодка, она-то и перевезла по очереди людей на другой берег фьорда, где нас поджидал большой автобус, чтобы везти в Нарвик.


водопады на стенах фьорда
Берега фьорда

Перед тем как высадить пассажиров, лодка подходит к затопленному немецкому кораблю. Здесь в Ромбаксфьорде было затоплено 4 немецких корабля в ходе Второй морской битвы при Нарвике. Корабли здесь так и лежат, некоторые из них различимы во время отлива.


Затопленный немецкий корабль

Лодка челноком перевезла всех спустившихся к Ромбакенфьорду туристов (наверное, все были из платного тура от туринфо Нарвика) к концу прибрежной асфальтовой дорожки. Здесь всех ждал большой автобус в Нарвик. Причем автобус проходит в 100 метрах от нашей палатки. Я предложил Ане с детьми выйти, но они поехали вместе со мной в Нарвик за машиной.
Я так и не понял, кому мы должны платить за трансфер на лодке и автобусе. Водитель привез и сразу вышел из автобуса. Гид туристов тоже исчез. Я пошел в Туринфо Нарвика, но они уже закрылись. Так мы и уехали не заплатив...

В Нарвике оказались часов в 6:30, покрутились по городу, нашли открытый супермаркет Coop, купили фруктов и овощей и поехали к себе.


 

Вернулись в дикий кемпинг Квалвика на Ромбакенфьорде

Рыбаки
Саня с треской
Треска

Палатка никуда не делась, все вещи на месте, машинное место наше, которое Кирилл обозначил бутылями с водой, никто тоже не тронул. Встали, поздоровались с соседями, Саня схватил снасти и побежал удить рыбу, Кирилл собрал грильницу, а я занялась разделкой вчерашней рыбы и сегодняшней, по мере ее поступления.


Аня грилит скумбрию и треску

Дуська бегала между нами с радостными воплями: «Саша еще одну поймал! Саша треску поймал! Саша скумбрию поймал!» Рыбу отделила от хребтов, вынула ребра, чуть присолила и поперчила. Рыба грилилась моментально, запах разнесся по всему берегу. Достали канистру яблочного сока, помидоры.



Я не успела даже на стол накрыть как следует, все схватили вилки и стали есть прямо из одной тарелки. Кирилл побранил меня за отсутствие лимончика, но судя по выражению его лица, был страшно рад, что рыба оказалась вкусной, мы сомневались, что сумеем ее вкусно приготовить.


Вечер

Последнюю выловленную треску пришлось положить в холодильник, пару загриленных спинок скумбрий тоже, все объелись.
Дети спать свалились в 10 вечера, я почитала им перед сном, потом вылезла из палатки попить чай с Кириллом. Слепней вечером нет, но комаров какие-то полчища. Немного посидели, сбросили фотки с карточки на макбук и сбежали спать в палатку.


"Закат" в Заполярье

 

 

Часть 4 Часть 6

     

Оглавление

На страницу с путешествиями