Абхазия

(Часть 6)

 

Утренние купание в море

День 8. (7 ноября) Сегодня у нас в планах осмотреть достопримечательности Военно-Сухумской дороги и Кодорского ущелья.


 

Столовая
Столовая

Из Сухуми снова едем на восток по той же дороге, что и вчера. Но сейчас решили остановиться у красивых руин, которые мы видели проездом вчера.


Павильон диетической столовой №2

Первые руины - это комплекс чего-то, что на "Народной карте" обозначается как Дворец культуры Горького и павильоны Столовой и Диетической Столовой. Это красивые здания-беседки с коринфскими колоннами. Для удобства отдыхающих под шоссе и под железной дорогой сделаны подземные переходы.


Внутри
Подземный переход под шоссе и ж/д к пляжу
Выход на пляж
Затопленный подземный переход под шоссе
Граффити
Дворец культуры им Горького

Станция Келахури

Станция

Следующая остановка у заброшенной станции Келахури. Сейчас большая разбитая площадь перед станцией огорожена. Здесь стоят джипы гуманитарной ооновской организации Halo Trust, занимающейся разминированием бывших горячих точек. Но меня местные дядьки спокойно пустили и разрешили фоткать.


Внутри
Внутри здания станции
Выход на платформу
Источник

Сворачиваем с прибрежного шоссе на Военно-Сухумскую дорогу. Поначалу она более-менее нормальная, но потом покрытие становится все хуже и хуже.


Колхоз? Совхоз?
Мерхеули. Базилика

Мы хотим посмотреть несколько древних небольших церквей и крепостей, расположенных вдоль Военно-Сухумской дороги. Но про них крайне мало информации. Понять, где они расположены невозможно. Нашли первую базилику. Нам вроде бы удалось по описаниям локализовать ее, но увидели мы совсем не то, на что рассчитывали. Видимо, за последние сорок лет, после написания нашей искусствоведческой книжки, базилику изрядно подновили, что полностью ее обезличило.


Идем к базилике
Военно-Сухумская дорога в начале
Военно-Сухумская дорога в начале
Военно-Сухумская дорога в начале
Военно-Сухумская дорога

Пока покрытие дороги позволяет ехать, а не тащиться. Довольно большие участки ровного "асфальта" между разбитыми промежутками. Позже дорога стала вся состоять из таких разбитых промежутков. В одном месте над ней нависала скала, с которой свешивались зеленые лианы. Здесь мы решили остановиться и дать детям побегать.


Военно-Сухумская дорога
Остановка
Военно-Сухумская дорога
Ольгинский водопад
Соня
Руина
Остановка

На нашей OSM карте в одной из боковых деревень Марани обозначена церковь. Мы решили, что это одна из тех, что мы ищем. Свернули на боковую дорожку и проехали сколько смогли. Дальше забор от коров, да и вряд ли наш тяжелый автобус заберется по такой разбитой горке.


Крестьянская усадьба
Крестьянская усадьба
Хурма
В горах
Деревня в горах
Крестьянская усадьба
Заброшенный дом. Ул. Школьная, Карабулат А.Ц.
В деревне
Аня
Церковь, XIX век

Церковь оказалась совсем поздняя, не та, которую мы искали. Спросили местных, они нам показали на противоположную гору и рассказали, как туда добраться.


Церковь, XIX век
Деревня в горах
Ксеня
Кирилл
Степа очень любит всякую живность
Хурма
Разговор с местным
Дети

Спустились на дорогу, снова свернули вверх, но на первой же петле серпантина застряли: автобус пробуксовывал и не мог залезть по крутому каменному склону. Стал потихоньку сползать назад, но вот в какой-то момент стало ясно, что если сползать дальше, то сползешь в обрыв, а вверх автобус не сдвигается. Высадили всех, но толкание почти ничего не дает. Заметили, что, когда подсыпаешь под колесо камушков, включаешь D и отпускаешь тормоз, машина сдвигается вверх на несколько сантиметров, а потом начинает буксовать. Так, продвигаясь вверх на несколько сантиметров, и подкладывая под колеса камни, чтоб автобус не откатывался, немного подняли машину вверх, чтоб она смогла спокойно съехать задом с горы.


Дальше не пустили

Дальше пошли пешком, пока не уперлись в закрытые ворота. Спросили у местных пастухов дорогу к базилике, те нас обматерили и сказали, чтобы мы проваливали. Все это в очень грубой форме и при детях. Пришлось возвращаться и ехать по Военно-Сухумской дороге дальше.


Военно-Сухумская дорога
Усадьба

В центре села Цебельда находится русская военная база. На нашей карте обозначен источник в стороне от дороге. Свернули и стали подниматься по местной каменной грунтовке вверх среди покосившихся заборов деревни. Спросили дорогу у местного дядьки, по виду русского. Он не знает здесь никакого источника, но зато объяснил нам, как найти крепость и водопад.


Дорога к крепости Цебельда
На обратном пути здесь застряли

Мы так и поехали. Сначала сворачиваем с дороги в сторону крепости. Грунтовка с довольно крутыми подъемами и спусками идет через пару хуторов, пока не упрется в загон для скота. Здесь коровы вытоптали землю до такой грязи, что проедет только 4Х4.


Дорога к крепости
Оставили автобус, дальше пешком
Идем к крепости
Дорога к крепости

Сначала долго шли по пологой дороге вверх, потом дорога кончилась, шли уже по тропе. Тропа привела на лесистый утес с отвесными склонами, зависший на головокружительной высоте над Кодором.


Большой Кавказский хребет
Все, что осталось от крепости

От замка остались только несколько фрагментов кладки из дикого камня. Вид отсюда был бы величественным, если бы его не загораживала стена деревьев. Сквозь деревья далеко-далеко внизу видно, как бушует Кодор, зажатый скалами...


Осень
Дети
Главный Кавказский хребет

Назад к машине весело шли вниз, а над нами над лесом возвышались белоснежные вершины Главного Кавказского хребта.


Местные
Обходим грязь
Местные везут дрова
Возвращаемся к дороге
Филя помогал выталкивать автобус...

Когда выезжали в сторону главной дороги, автобус не смог залезть на крутой склон, стал буксовать на каменистой дороге, завоняло паленой резиной. Все пассажиры вышли из машины и потихоньку вытолкали автобус. Мимо на мотоцикле проезжали двое местных. Один из них сказал Ане: "Слюшай, ты что, толкала автобус? Просто твой муж пожалел немного газку поддать..."


Военно-Сухумская дорога
Руины башни
Военно-Сухумская дорога
Военно-Сухумская дорога

Проехали мимо русской военной базы, висит табличка: дальше проезд запрещен, только по пропускам. Но солдатики нам сказали, что ехать можно, вот еще дальше будет пост, и там уже нас без пропуска не пустят. А мы мечтали посмотреть сванские и мегрельские церковки в верховьях Кодора. Но и так ясно, что без серьезного джипа в этих краях обидно и скучно.


Деревенский дом
Деревенский дом

Начался спуск Военно-Сухумской дороги к мосту через Джампал. На спуске меня напугали очень серьезные ямы. Я остановился и вышел посмотреть дорогу вперед. Меня догоняет местный мужичок и говорит, что дальше я не проеду, что спуститься - спущусь, но назад не выеду, только серьезное 4Х4. Но я и сам вижу, что если я и спущусь, то внизу окажусь без бамперов. Поднимаемся задом назад и разворачиваемся. Спрашиваем дорогу к водопаду, оказывается, что сворачивать надо было прямо перед спуском.


Идем к каньону

Проехали по боковой дороге сколько смогли, дальше идем пешком. Вечереет.


Сарай на столбах (от грызунов)
Ксеня
На тропе
Тропа к каньону

Тропа сначала идет по лесу полого вниз, а потом под нависающей скалой, с которой свешиваются мохнатые лианы. В лесу уже сумрачно.


На тропе
Спуск

Крутой спуск вниз проходит мимо входа в большую пещеру. Мы включили фонарики на телефонах и пошли внутрь. У кого была трекинговая непромокаемая обувь, прошли немного дальше, но все равно пришлось остановиться, когда вода в пещерном ручье дошла до щиколотки.


В пещере
Выход из пещеры
Ветви деревьев
Джунгли
Но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье...

Тропа вывела к берегу Джампала. Мы немного поднялись по боковому ущелью. Здесь вода стекает вниз по извилистому скальному ложу. А чуть выше есть ванна, в которую по скале стекают среди опавшей листвы прозрачные струи Шакуранского водопада.


Шакуранский водопад
Шакуранский водопад
Джампал
Перекус
Филя купается
Вечер
Вернулись к машине
Вечер

По Военно-Сухумской дороге ехали уже в полной темноте. В Сухуми мы успели в ресторан Нарта до закрытия и устроили себе прощальный ужин. Завтра мы едем домой.

 

Часть 5 Часть 7

     

Оглавление

На страницу с путешествиями