Абхазия
(Часть 5)
День
7. (6 ноября) Ночь прошла отлично, все выспались, утром распахнули занавески и поразились красотой пейзажа: пальмы, море, набережная. |
Утром на море |
Встали в 7 по будильнику, собрались в мамином номере, напоили всех чаем, накормили вчерашними остатками (хачапури, шашлыком, булками, сырами и лукумом с халвой.) |
Снова проезжаем мимо Дома Правительства |
Программа минимум на сегодня - это важнейшие и уникальные памятники в Дранде, Мокве и в Бедиа. Кроме этого, в списке есть еще несколько второстепенных, а также хотелось бы подъехать к Ингури к границе с Грузией. |
Агудзера
Храм построил в 1908 году Н.Н. Смецкий. Он был помещиком, юристом и ученым-любителем, приехал в Сухум из-за здоровья жены, здесь и остался. Кроме храма он построил санаторий для туберкулезников и насадил уникальный субтропический парк в Гульрипше. |
Дранда
Западный фасад. Нартекс с двумя входами |
Следующая наша остановка - это Драндский монастырь. Обычно про Дранду пишут, что Прокопий Кесарийский сообщает о строительстве храма и создании епархии, и датируют храм VI веком. Найти это место у придворного историка Юстиниана мне не удалось, видимо, эти сведения сомнительны. Более серьезные исследователи не отрицают возможность создания храма в VI веке, но выдвигают и другие возможные датировки. |
Ротонда и купол |
В любом случае, храм отражает поиски новых форм в ранневизантийской архитектуре. Переход от базилики к купольной базилике и затем к устоявшейся надолго крестовокупольной системе. Архитектор Драндского собора вписал в квадрат ротонду, на которую поставил византийский купол без барабана. Барабан выражен только снаружи примерно так же, как и в Святой Софии Константинопольской. Такой прием позволил архитектору избежать парусов или тромпов. Ветви креста перекрыты цилиндрическими сводами, в угловых помещениях устроены дьяконник и жертвенник, а в одном из западных когда-то был баптистерий, остатки которого обнаружены при раскопках. Причем все угловые помещения перекрыты купольными сводами, а западные к тому же круглые в плане. |
Купол |
Панорама интерьера |
С востока к храму примыкают три граненых апсиды, а с запада нартекс с двумя входами. Церковь много раз приходила в запустение и потом восстанавливалась. Во время последней реставрации во внешней поздней штукатурке оставили "окна", где можно увидеть древнюю византийскую кладку стен. |
Монастырская трапезная церковь - сейас тюрьма |
Вид с юго-востока |
В монастыре |
Шоссе |
Недалеко от монастыря есть скит на месте какой-то древней базилики. От нее остались только фундаменты, и мы решили не тратить время на скит. А вот церковь Мармал-Абаа захотелось найти, она должна стоять где-то на левом берегу Кодора при впадении в море. Но несколько опрошенных нами местных сказали, что с детства здесь живут и ничего такого не видели. Мы даже показывали им фотографии полуразрушенной базилики. "Знаешь сколько в Абхазии таких руин? Тысячи!" - такой был ответ. |
Дорога в Мокву |
Моква
Моква. Мост через Дааби |
Храм в Мокве и площадь для народных собраний |
Моква - исторический центр Абжуйской (серединной) Абхазии. До сих пор в Мокве проходят "всеабжуйские" народные собрания. Собрания бывают на большом поле, здесь каждое село имеет свою апацху - такая беседка с плетеными стенами с очагом для приготовления пищи и подобием галереи. Собрания происходят каждый год осенью. Чуть дальше находится ипподром с естественными трибунами с одной стороны на склоне холма. |
Западный фасад |
В Мокве совершенно особый храм. Это большая высокая крестовокупольная церковь с дополнительными узкими боковыми нефами. В этих нефах внутри устроены двухэтажные галереи, и с запада тоже. Без этих дополнительных нефов церковь бы смотрелась гораздо стройнее, но в то же время дополнительные нефы придали церкви значительный вид большого собора - центра епархии. |
Перелаз на територию храма (от коров) |
тимпан портала |
Успенский собор построен в третьей четверти X века абхазским царем Леоном III. Собор был центром основанной епархии и был богато украшен: мраморные иконостас и пол, фрески времен царя Давида и Алексея Комнина... |
Интерьер |
Интерьер храма очень выразительный. Восемь окон широкого высокого барабана освещают просторное крестовокупольное пространство. Боковые нефы отделены стенами с арками напротив окон боковых фасадов. Эти боковые нефы настолько узкие, что кажутся двойными стенами и не мешают цельности подкупольного крестообразного пространства. |
Боковой неф |
Южная часть |
Жалко, что росписи храма не сохранились. С трудом можно разобрать на стенах несколько оставшихся ликов. Все же интерьер церкви в Мокве один из самых лучших, из тех что нам доводилось видеть в Закавказье. Мы долго по нескольку раз ходили по церкви, поднимались на галереи, и все никак не хотелось уходить отсюда. |
Христос |
Богородица |
Остатки звонницы |
Апсиды |
С севера |
Вид со звонницы |
Поляна Мыкуашта. Здесь проходит народный сход. Каждое крупное село имеет здесь свою апацху |
На реке |
Возвращаемся назад к шоссе. Переезжаем по мосту реку Дааби, здесь отличное зеленое поле у реки. День на редкость вышел солнечным и теплым, все захотели остановиться. |
На реке |
Филя купается |
Горы |
Степа |
Аня |
Ксеня |
Ксеня старшая |
Абхазские склепы |
Проехали мимо нескольких абхазских склепов, сооруженных, видимо, в еще советские жирные времена. Сейчас по бедности абхазы не могут их поддерживать, крыши прогнили и провалились, но на столиках рядом с могилами стоит вино и еда. |
Серный источник
Мы вернулись на шоссе. Переезжаем по мосту речку Мокви, на притоке которой только что купались. И вот с моста видим посреди большой зеленой поляны фонтаны воды и клубы пара. Я вспоминаю, что читал где-то про горячие серные источники в этих краях. |
Сворачиваем с шоссе и по трясучей грунтовке выезжаем на поляну. Близко к источнику подъезжать не стали, из-за горячей воды почва раскисла и превратилась в болото. |
|
Когда-то в советские времена воду из источника по трубам куда-то направляли, наверное, в ближайший санаторий. То ли во время войны здесь все взорвали, то ли вода сама разрушила всю эту конструкцию, но сейчас вокруг источника валяются остатки больших бетонных блоков с вмонтированными трубами. Трубы обросли "чехлами" из кальция, содержащегося в воде. Из-за серы эти кальциевые натеки стали разноцветными и смотрятся очень необычно. |
|
Кальциевые натеки |
|
А потом я решил "искупаться", точнее принять душ в этом источнике. Это совершенно невероятное ощущение! Перемещаясь под падающими брызгами, можно выбрать самое приятное для себя место. Горячий источник бьет несколькими мощными струями, которые в воздухе рассеиваются на мелкие брызги. Брызги подхватывают воздух, поэтому под душем всегда естественная вентиляция. Можно встать прямо под струю, которая мощно лупит по спине, работая как гидромассажер. Видимо, давление и температура в источнике немного колеблются, струи слегка перемещаются и вибрируют, их температура тоже иногда меняется как в общественном душе. Иногда может обдать довольно горячей водой, но все же терпимо. |
Услышав мои восторженные вопли, мальчишки тут же разделись и тоже полезли под горячие струи. Можно стоять с краю, где тебя будет обдавать теплым паром почти без брызг, чем ближе к центру, тем крупнее и теплее становятся брызги. От воды пахнет серой, но не сильно. В Грузии нас предупреждали, что долго в серных источниках купаться нельзя, да и тут подъехали два дядьки на машине и тоже сказали, что больше 15 минут не стоит. |
Мы вытерлись полотенцами, переодились и снова залезли в машину. Потом еще долго от тела пахло серой. Мы вспомнили, как принимали серные ванны в кратере Сольфатара в Поццоли под Неаполем. Но там сера была какая-то ядреная. Несмотря на частые купания в море и душ еще несколько дней от кожи пахло серой. Здесь же после душа все прошло. |
Абхазские кладбища |
Следующая наша цель - базилика в Беслахубе. Сворачиваем с шоссе и долго катим по мелкой второстепенной дороге среди вереницы запущенных деревень. Здесь мы снова обратили внимания на абхазские кладбища, точнее не кладбища, а что-то вроде фамильных склепов. |
Справа и слева от дороги стоят огороженные прямоугольные участки. Сейчас в бедное для Абхазии время эти участки стали больше походить на наши традиционные кладбища: заборы с могилами, столики, лавки... |
Беслахуба
В деревнях много заброшенных домов, очень много запущенных садов. Везде видно остатки былого благополучия и сытой налаженной жизни. Кажется, что сейчас здесь еле-еле сводят концы с концами. |
Типичная абхазская усадьба |
Дорога привела в тупик, уперавшийся в небольшой холм. Здесь мы спросили дорогу до храма, местные жители нам показали, куда идти, а одна девочка даже вызвалась нас проводить, хотя идти совсем близко. |
Степа очень любит всякую живность |
Базилика |
Мы прошли к базилике через большой заброшенный сад с яркой оранжевой хурмой на фоне синего неба. |
Базилика |
Базилика |
Мученица |
Хурма |
Идем к машине |
Илор
Церковь в Илор |
Вернулись на шоссе. Следующий наш поворот не в горы, а в сторону моря в село Илор. Неплохая дорога приводит прямо к храму за оградой из дикого камня. Храм не закрывался и был всегда действующим. Теперь он оштукатурен и выкрашен. К нему пристроена трапезная с колокольней. На восточном и западном фасадах базилики сохранились интересные средневековые рельефы, но они теперь зачем-то выкрашены золотой краской. Георгиевская церковь является значимым памятником западно-грузинской архитектуры. Она была очень почитаема у мегрелов, мегрелские князья несколько раз восстанавливали и украшали церковь. К сожалению, Илорская церковь оказалась втянута в антигрузинские настроения в Абхазии, подогреваемые Россией. в 2010 году церковь "отреставрировали", пытаясь придать ей русский вид. Был поставлен барабан с золоченой главкой, стены частично оштукатурены, церковь выбелена на русский манер, рельефы зачем-то покрыли дурацкой золотой краской. Во всем этом видится какое-то наивное мещанство, исказившее ценный памятник. В церкви старый священник венчал сильно пожилую пару. Венчания, судя по перебоям в службе, здесь бывают редко. Общий чин венчания не адаптировали под данный случай, что несколько резало слух, глядя на венчающихся старичков, которым желали многочадия. Порядки в приходе строгие и отдают слегка самодурством. |
На западном фасаде |
На восточном |
Чайный совхоз
Команда |
Из Илора нам надо вернуться на шоссе и затем почти сразу же свернуть с него в другую сторону в горы, чтобы добраться до храма в Бедиа. Но нам надо обедать, поэтому решаем проехать по шоссе чуть дальше до села Ачигвара, где купить продуктов или поесть в столовой. |
Главное здание чайного совхоза |
На портике с трудом разобрали по следам надпись, что это чайный совхоз. Видимо, в этих местах выращивали и заготовляли известный в советское время Грузинский чай. |
Ксеня |
Олга Дмитриевна |
Степа с Соней |
Тетя с племянницей |
Семейка |
Остановились в какой-то столовке. Харчо был настолько переперчен, что есть его было невозможно. |
В столовке |
Абхазский склеп. Видно закидушки на провода для света |
Снова обращаем внимание на абхазские кладбища. В этих краях склеп - это прямоугольная крытая сень над могилами, и впереди огороженный палисадник, в котором высажены финиковые пальмы. |
Склеп |
Еще склеп |
Какая-то советская руина |
Дорога |
Заброшенная крестьянская усадьба |
Бедийский храм
Дорога |
Дорога в Агубедию, видимо, двадцать лет назад была асфальтирована, но сейчас остатки асфальта создают только дополнительные трудности на этой разбитой ухабистой дороге. До села ехали от шоссе около часа, потом в селе подсказали нам куда ехать и где свернуть, чтобы подъехать к самому храму. Это оказалась довольно крутая каменистая грунтовка, лезущая вверх по гребням холмов. С нее, наконец, мы увидели величественное зрелище Бедийского храма на фоне снежных гор. |
Бедиа |
И вот перед нами Бедиа! С первого же взгляда видно, что это выдающийся совершенно неординарный храм, это не просто рядовая христианская церковь, а символ мощи объединенного Грузинского царства. Этот храм стоит в одном ряду с храмом Баграта в Кутаиси, с Светицховели и с Гелати. |
К самим храмам подъезжать не стали, а бросили автобус в сотне метров, чтобы он не лез в кадры. Здесь дорога выходит на обширное зеленое плато с обрывистыми краями, лучшего места для такого величественного храма не придумаешь. |
В XIX веке вокруг храма был устроен монастырь и возведена небольшая церковь. Сейчас от нее остались только стены. Но история Бедийского собора гораздо древнее. |
"Новая" монастырская церковь, XIX в. |
Горы |
В XI веке абхазский царь (столица царства уже давно в Кутаиси, и царство по сути грузинское) Баграт III подчинил кутаисскому престолу почти все разрозненные грузинские царства. Символами нового мощного государства стали два храма, воздвигнутые Багратом. Это собор Баграта и Бедийский храм Влахернской иконы Богоматери. Грузинский летописец XI века писал о Бедийском храме: «И если кто соблаговолит узреть и убедиться в величии Баграта, пусть прежде глянет на великолепие Бедийской церкви и воистину чрез нее познает, что не было равного ему царя в стране Картлийской и Абхазской» (Летопись Картли). |
С запада |
Ксеня в руинах дворца епископа |
Саня и |
Степа |
Плато перед храмом |
Аня |
Дворец епископов |
Ксеня |
Кирилл |
Портал колокольни |
Бедийский собор |
Храм подчеркнуто монументальный. Широкие продольный, центральный и поперечный нефы, сильно заниженные боковые, большой барабан, массивные стены, прорезанные узенькими окнами, все подчеркивает величественность здания. |
Резусы |
Видно море |
Западный портал |
Над входом |
Северо-западный угол |
Западные арки |
Рельефы |
Богородица |
Храм расписывался в XI, в XII и в XVI веках. К сожалению, от этих фресок почти ничего не осталось. В XVII веке храм покинули, а вспомнили о нем уже только в составе России. Тогда храм расчистили от деревьев и устроили небольшой монастырь. |
Мученик |
Алтарь |
Святители в алтаре |
С юго-запада |
Южный портал |
Девочки |
С юго-востока. Видно характерные грузинские арочки между апсидами |
На территории современной Абхазии в Средние века жили другие люди. Это были абхазы, являвшиеся частью общегрузинского христианского мира. В позднее средневековье в XVII веке с гор спустились родственные джико-абхазские племена, носители первобытных устоев, и за короткий срок превратили высокоразвитую страну, где процветала грузинская христианская культура и книжность, в отсталую страну с примитивным хозяйством и языческими верованиями. Не подобное ли мы видели 20 лет назад? История повторяется... |
Детали окон барабана |
Надгробие |
Остатки рухнувшего купола с барабаном |
Саня |
Соня |
Вечер |
Вся команда |
Рядом с храмом мы обнаружили дерево грецкого ореха. Поднимали с земли небольшие орешки и тут же разбивали их камнями. |
Горы |
Последний взгляд на Бедиа |
Лошади на плато у храма |
Дорога |
Вечер |
Вечером не успели попасть в Нарту, она закрылась, купили еды в магазине и поели дома. |
Часть 4 | Часть 6 |