Абхазия
(Часть 2)
День 4. (3 ноября) Встали в восемь, проспав на час будильник. На этот раз мы не заказывали завтрак, собрались и поехали. Степа с Саней немного убрались в машине, вынесли два пакета помойки и мандариновых корок. Заехали в тот же ресторанчик, в котором были вчера вечером с Катькой. Нас встретила та же хозяйка, посадила в тот же кабинет, она нас уже ждала, включила батарею. В кабинете было чуть теплее, чем на улице. Едим от пуза хачапури, мамалыгу с сациви, лодочки и горячий чай. Красота. Пока взрослые пьют кофе перед выездом, дети достают мячик из машины и играют в футбол. Девочки тискают щенков, все как обычно. Ксеня с мелкими сделала зарядку. |
Ждем завтрака |
Зарядка
|
Планирование маршрута |
Завтрак |
Пицунда
Церетелевская остановка |
Крепость в Пицунде |
В Пицунде ненадолго остановились у остатков древней крепости, то ли римской, то ли византийской. От стен сохранились только фундаменты, но в советское время реставраторы их немного надстроили. Дети с удовольствием носились взад-вперед по стенам, потом мы поехали дальше к музею. |
Пицунда была основана еще древними греками, тогда порт назывался Питиунт (Πιτυοῦς). В IV веке город стал центром христианства на Кавказе. Сюда был сослан Иоанн Златоуст, но так и не дошел досюда, он умер по дороге из Армении. Юстиниан учредил в Питиунте епископскую кафедру и построил первый большой храм в Абхазии. Существующий храм построен при грузинском царе Баграте III, когда уже столица Абхазского царства была перенесена в Кутаиси, и царство стало грузинским. При Баграте было построено множество больших великолепных храмов по всей Грузии, мы видели почти все в нашем путешествии по Грузии. Едем смотреть Пицунду. Там монастырь с храмом, про который у них написано на билетах, что это гордость и что-то там еще Абхазии, но там до сих пор концертный зал! Грустно, даже дети это почувствовали. |
Собор в Пицунде |
По структуре храм такой же, как и другие церкви, построенные царем Багратом, но по строительной технике он отличается. При Османах собор пришел в полное запустение, он порос деревьями и кустами и частично разрушился. Восстановлен он был уже русскими к 1869 году. В советское время в соборе устроили концертный зал с органом. |
Галереи второго этажа |
Все, что осталось от росписей собора |
В нартексе, в западной части собора устроена небольшая церковь-усыпальница. Почти всю ее площадь занимает гробница, сделанная по преданию для апостолов Андрея и Симона Канаита. Усыпальницыа внутри была расписана вероятно в XVI веке. Церковка совершенно темная, так что росписи мы смогли разглядеть только на фотографиях, которые мы в ней сделали. |
Церковь-усыпальница в нартексе собора |
Положение во гроб |
Интерьер усыпальницы |
Апостол |
Сошествие во ад |
Распятие |
Вся территория собора ныне - музей с платным входом. Надо сказать, что в нартекс храма туристов не пускают, стоит загородка. Странно, что вот так взяли и загородили самую интересную часть интерьера, но мы удовлетворили свое художественное любопытство, перемахнув через заборчик. В музее посмотрели экспозицию, очень стараясь развлечь и заинтересовать детей. Поразила подпись к литографии прошлого века, на которой изображен заросший руинированный собор на заднем плане, а на переднем воины-абхазы, трогающие руками дуб: «Воины-абхазы приносят клятву верности священному дубу». Эта подпись сказала нам больше, чем многое другое. Храм в руинах, а они клянутся на священных дубах. |
В музее. Дети отгадывают наш географический диктант |
Абхазы приносят клятву у священного дуба на фоне заброшенного собора |
Слева руины храма, видимо, VIII века, справа часовня того же времени - ныне действующий городской храм |
Дети, как обычно, нашли живность |
Футболисты |
Смотрим руины храмов на территории больницы за монастырем, видим комичное заведение в сарайке «Лаборатория», через открытую дверь видно один стол, на котором вперемежку стоят банки с мочой и бутерброды лаборантки. Во всем запустение и какое-то уныние. |
Мысра (Мюсра). Базилика в Амбарах и пляж
Дорога через Пицунда-Мюссерский заповедник |
Дети просят моря, солнце светит, почему не свозить? Пытаемся проникнуть в рощу в Пицунде, находим одно уютное местечко, там уже стоит одна машина с русскими номерами, до пляжа тут сто метров буквально. Выходим, начинаем собираться, тут Кирилл вдруг кричит: «В машину. Уезжаем! У этой машины только что стекло разбили!» Тут же появляется водитель этой машины, Кирилл машет руками и показывает на окно, тот впадает в ярость, страшно матерится, у них что-то очень важное утащили. Выезжаем с испорченным настроением, замечаем, что на этой парковке вся земля усыпана битым автомобильным стеклом. Какая гадость! Любви к Абхазии это не прибавило… Сворачиваем с сухумского шоссе в сторону моря на узенькую петляющую дорогу, уводящую нас в густой тенистый лес. Дорога весело петляет по холмам, скачет вверх-вниз, иногда закладывает серпантины. Лес здесь какой-то сказочный! Дубы, грабы, каштаны. На открытых местах все покрыто буйным кустарником: боярышником, кизилом. С деревьев прямо на дорогу свисают лианы и какие-то колючки... |
Спрашиваем дорогу |
Дорога привела нас в полузаброшенное совершенно депрессивное село Мысра с большой покинутой многоэтажкой посреди хлипких лачуг без окон. На улицах никого кроме коров не встретилось, пришлось вернуться немного назад, где мы видели людей на дороге. |
Мы все так и сделали. Собрали вещи для отдыха на море, взяли с собой еду и пошли по грунтовой дороге. Пришлось преодолевать по камням ручей. В принципе, если очень очень постараться, там, наверное, проехал бы и наш автобус. Хотя дорога явно для 4Х4 с высоким клиренсом. Есть еще и тропа, которая ведет по прямой мимо ручья, но ее мы заметили только на обратном пути. Оставляем машину на поляне, прячем в багажник ценные вещи, пустые бардачки Кирилл специально распахивает, чтобы нам не били стекла. |
Через ручей |
Показалось море |
Когда в просветах между деревьями засинело море, мы увидели слева от дороги руины базилики. Что это за руины! Разрушенная базилика превратилась в своеобразный зеленый холм из кустарника, плюща и мелких деревьев! |
Базилика в Амбарах |
Идем минут 15 до берега, там прекраснейшее море, луг, сосны по краям и живописнейшие романтические руины храма. Долго ходим, Кирилл с Ксенькой обсуждают датировку строительства, архитектуру и и т.д. Место настолько хорошее, что можно ходить и ходить, рассматривая кладку, арки и дикие растения, оплетающие стены, проходы и т.д. Удивительно. |
Базилика огромная, тяжелая и даже немного неуклюжая. Снаружи храм ососбенно не рассмотришь - одни кусты, зато внутри можно более-менее понять его структуру. Это был большой, хорошо освещенный храм с двеннадцатью окнами по фасадам на втором уровне. С запада примыкает притвор-нартекс, над которым располагался геникон - галерея для женщин. В храм вели три красивых широких входа. |
Базилика. Алтарь |
Деревья |
Западная стена |
Ксеня
|
Пляж в Амбарах |
За церковью тянутся выстроившиеся в ряд остатки каких-то примитивных фундаментов. Похоже, что в советское время здесь был то ли пионер-лагерь с палатками, то ли еще что. Но место здесь очень красивое! Пологая зеленая поляна переходит в узкиий песчано-галечный пляж. В правом конце поляны в море впадает речка, образуя перед пляжем небольшую запруду. За речкой начинются скалы. |
Море |
Потом выходим на море, мы с мамой раздуваем чей-то позабытый костер при помощи бумажек от конфет и палочек, потом желающие купаются, обедаем остатками от вчерашнего ужина и сегодняшнего завтрака (лаваш, сыр, колбаса, фрукты и овощи). Ксенька пишет этюд. |
Ксеня старшая |
Купаемся |
Жгут костер |
Море |
Бегом на берег |
Мелкие тоже купаются |
Дети жарят хлеб |
Ксеня |
Мушкетеры |
Море у скал |
Впадение реки |
Скалы |
Пора собираться |
Дорога к морю |
Вернулись на поляну к автобусу. Свернули на грязный объезд, прокатились по временному мостику и выехали на разбитый асфальт дороги за разрушенным мостом. |
Временный мост |
Карта интерактивная. Метки и фрагменты маршрута подписаны |
Мгу́дзырхуа
Дорога в районе Мгу́дзырхуа |
Отсюда за мостом есть грунтовка к морю, где стоит только что виденная нами мюссерская базилика, но она очень крутая. Назад поднимется только полноприводная машина. А мы поднимаемся по дороге вверх на гребень. Дорога в густом лесу заламывает две широких петли. Вскоре выезжаем к началу села Мгу́дзырхуа. Здесь интересный ландшафт. Перпендикулярно к морю спускаются три низких хребта, а между ними лежат низины с ручьями. По всем гребням гряд идут дороги, вдоль которых по стоят дворы села. Дорога переходит с гряды на гряду один раз у моря, а другой раз вдали, огибая один из оврагов. Получается, чтобы проехать село надо сделать тройной довольно длинный зигзаг. |
Хурма |
Где-то в этом селе есть руины средневекового храма. Несколько опрошенных жителей в первый раз об этом слышали. Мы покрутились немного и поехали дальше. Наконец, дорога подошла близко к морю. Здесь был известный пляж - Золотой берег. Вокруг него стоит несколько заброшенных пансионатов или санаториев. Выехали на Сухумскую дорогу. |
Заброшенный пансионат |
Еще один |
Пляж Мгу́дзырхуа Золотой берег |
Следующая наша цель - живописные развалины базилики у моря где-то недалеко от Бомборского мыса. Как уже мы отмечали, локализовать на месте абхазские малоизвестные памятники довольно трудно. Так и сейчас мы промахнулись и заехали к мысу с другой стороны - со стороны пригородов Гудауты. Пришлось возвращаться и ехать с северо-запада. |
Церковь на окраине Гудауты |
В деревне Бомбора несколько раз спрашивали про руины базилики, жители удивлялись и ничего не могли сказать. Потом, когда мы им объясняли, что это развалины, руины, даже фотку из старой книжки показывали, тогда жители говорили что-то вроде: "А, Серая баба" и показывали направление. Но мы уже и по OSM карте поняли, что нам надо подъехать как можно ближе к мысу с этой стороны. В итоге, как нам и сказали местные, мы остановились у запертых ворот, за которыми начиналась очень серьезная грязь, натоптанная местными коровами. Едем в сторону Гудауты, ищем руины древнего храма на берегу моря в поселке Бамбоура. С огромным трудом находим, хотя местные жители не знают, что это базилика, называют как-то странно «Серая баба». Вокруг пастбище, пасутся коровы, у выхода с пастбища глина и коровий навоз образуют просто настоящую топь… Посередине пастбища торчит памятник Орджоникидзе, он тут высадился когда-то с оружием, но был быстренько схвачен. Сейчас памятник утопает в навозе… Со времени написания книжки по Абхазии (из желтой серии) храм этот сильно разрушился. Поймали последние лучи закатного солнца и пошли обратно километр до машины. |
Айлага-абыку
С трудом обходим грязь и в быстро наступающих сумерках идем к морю в прибрежную рощу искать руины. |
Здесь посреди навоза стоит советская стела в память какой-то неудачной террористической операции Серьго Орджоникидзе. Кажется, бандитов, высадившихся здесь с моря, тепло встретили жандармы. |
Быстро идем по полям к морю. Дети по дороге спугнули табун полудиких лошадей. |
Спугнули табун лошадей |
Море |
Руины |
Руины базилики какие-то невнятные. Уж слишком они руины. Зато природа и пейзажи здесь просто сказочные! Церковь стояла на краю грабово-дубовой рощи, где она обрывалась в море. Море наделало пещер в слоистой известняковой скале и с гулом там плескалось. В закатных лучах лес выглядел фантастически! |
Руины храма |
В руинах с трудом удалось идентифицировать пятигранную апсиду, увидели один из обещанных путеводителем голосников, вмонтированных в стены. |
Море |
Девочки |
Вечер |
Парни у моря |
Успели вернуться к машине еще в сумерках. Хорошо, что пришлось преодолевать грязь, когда хоть что-то было видно. Полная темнота наступила почти мгновенно. Тут к нам подошел пастух и предложил телефон его сестры в Гудауте. Сестра сдает комнаты. |
Ксенька |
Приехали уже в полной темноте в Гудауту . Сразу насторожила полнейшая темнота : не видно ни одного огня в окнах и на улице. На перекрестке нас встретила женщина в махровом халате и шлепанцах и спросила: «Вы не меня ищете?» Подъехали к ее дому, оставили маму и детей в машине, пошли с Кириллом и Ксенькой смотреть дом. Уходим, вслед кричит Филя: «Все сойдет, лишь бы электричество было!» Первое, что сказала хозяйка: «Во всей Абхазии сейчас нет света. Обещали подключить от России сегодня вечером». Охаем. Идем при свете фонарика в дом, наш второй этаж – три холодные комнаты. Туалет и душ через улицу, как везде в Абхазии, видимо. Хозяйка обещает дать одеял и рефлектор. Про цену договорились на стандартные 200 за человека в сутки. Она хотела 300, но мы скинули. Пока хозяйка стелит кровати, ставим детям в темноте фильм и уходим взрослым составом в магазин за едой. При отсутствии света магазин работает, а общепит - нет. Сын хозяйки – Костя проводит нас по темным улицам до двери магазина, там в пяти кофтах сидят две продавщицы, магазин освещен одним фонариком. Они передают его из рук в руки, пока ищут что-то на прилавке или набирают сумму на калькуляторе. Обе настроены скептически относительно света: «Завтра дадут! Кто ж сегодня в темноте чинить будет!» Грустим, идет домой и сокрушаемся о том, что не взяли спальники. Эх. В следующий раз в Абхазию обязательно надо брать газовую горелку, спальники и запас тушенки с макаронами. От бутербродов уже устали. Пока мы с единственным фонариком бегали туда-сюда на кухню и наверх с чашками, ножиками и т.д, пока нарезали еду, включили свет. Какое счастье. Из всех комнат звучало куда более искреннее «ура», чем на Новый год. Притаскиваем рефлектор, включаем, детей потряхивает от холода, они его обступают. Едим, переодеваем детей ко сну, провожаем в туалет и укладываем. Мама достает книжку с рассказами Искандера (единственного обнаруженного ей абхазского писателя), читает им перед сном. Дети, наконец, согреваются под своими одеялами, лежат тихо и слушают. Хохочем, когда мама читает рассказ «Вечерняя дорога». Ксенька уходит в душ, возвращается через какое-то слишком уж продолжительное время. Рассказывает, смеясь: «Разделась, встала под душ на холоде, включаю воду, а течет только холодная. Течет и течет. Начинаю плакать. Через какое-то время подходит хозяйка и говорит через дверь: «Вы не плачьте там, надо вставить насос в розетку!» |
Часть 1 | Часть 3 |