|
Македония. Сербия
Монастыри Старо-Нагоричане, Зебел, Прохор, Манасия, долина реки Ресава
(Часть 31)
День 38. (31 июля) Встала в 6:30, пробежалась вдоль виноградника и полей с колючками, столкнулась нос к носу с конем, взбежав на горку. Он испуганно заржал, вскинув голову. Вернулась к своим, они уже проснулись, скучковались все в детской спальне и болтали о чем-то. Люблю такие утра: все улыбаются, всем хорошо, все выспались. Скидываю мокрое от пота барахло и моюсь у ледяного источника, кайф! Переставляю плиту от ветра в багажник машины, жарю яичницу с остатками вчерашней курицы, грею молоко для какао, варю кофе. Ветром срывает неспелые грецкие орехи с дерева, под которым стоит Старекс, они со стуком падают на крышу. Неспеша завтракаем, собираемся, Кирилл перед выездом тоже ополаскивается у источника. Дети прибираются у себя на сиденьях, Саня наполняет канистры, умничка. |
Старо Нагоричане
Церковь св. Георгия |
Выехали из нашего оврага на трассу и продолжаем ехать на север. В районе Куманово уходим на восток по второстепенной дороге и вскоре въезжаем в село Стари Нагоричане. В путеводителях пишут, что храм обычно закрыт, но нам здрово повезло: приехала экскурсионная группа на автобусе, и для них открыли храм. |
Ю.-в. угол |
Мученики : Философ, Вонифатий, Порфирий, Онисифор |
Купол и средокрестие |
Спас в Силах в куполе |
Церковь св. Георгия была построена в 1313 году сербским королем Милутиным. Стены храма покрыты фресками. Основные сюжеты: сцены из жития св Георгия и страстной цикл. Очевидно, что художник - наследник палеологовской традиции, что сказывается и в системе росписей и в композиции сцен. |
Алтарная преграда |
Местные иконы: Росписи каменной алтарной преграды |
Наверху: Поцелуй Иуды, Христос у Каиафы. Внизу: житие св. Георгия |
Размеры сцен совсем небольшие, от этого вся роспись кажется декоративной. Видно, что мастер - профессионал высокого класса, фрески утонченные и изысканные, это великолепная работа большого художника, но сильного впечатления росписи на меня не произвели. Кажется, что в них не хватает чего-то личного, авторского, художник просто воспроизвел то, чему он был высококлассно обучен... |
Христос перед Пилатом |
Пилат умывает руки |
Интересны одежды Пилата и римлян, а так же их вооружения и доспехи, особенно огромные щиты. Наверное, это все характерно для сербского двора XIV столетия, а может, и для их соседей. Специалисты скажут... |
Воскресший Христос явился апостолам |
Отречение Петра |
Сцены из жития св. Георгия |
Георгия повергает идолов |
Мученничество св. Георгия |
Мученничество св. Георгия
|
Мученничество св. Георгия
|
Благовещенье |
Росписи жертвенника |
Святители в алтаре |
Особенно выдающаяся часть фресок - это роспись главной апсиды. Здесь художник превзошел сам себя! Три больших яруса росписей отделены друг от друга двумя маленькими ярусами, состоящими из поясных изображений святителей. Эти портреты выглядят как декоративные орнаментальные поясы, отделяющие уровни фресок друг от друга. |
Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский, Иоанн Милостивый, Игнатий Богоносец |
Евхаристия |
Здесь на восточной стене художник показал, что он мастер не только мелких сцен, но и крупных композиций. Евхаристия во втором ярусе просто великолепна! Жалко, что верхняя сцена Богородицы с ангелами плохо сохранилась. |
Святители в алтаре: Григорий Нисский, Николай, Григорий Богослов, Василий Великий |
Росписи центральной апсиды |
Евхаристия |
Тайная вечеря и Умовение ног |
Наверху: апостолы идут ловить рыбу, внизу: Поругание Христа, Несение Креста |
В сцене Поругание Христа живописец изобразил современных ему скоморохов-музыкантов на городской пирушке для бедных. Что-то брейгелевское есть в этой картине. |
Наверху: Поругание Христа, Несение Креста, внизу св. Георгий |
Св. Иаков |
Ангел и Пахомий |
В западной части храма более поздние росписи, они, кстати, подписаны уже кириллицей. Среди них встречаются довольно хорошие образцы, но есть и попроще. Фигуры не такие изящные, композиция более простая и колорит не такой изысканный. |
Успение Богородицы |
Мученики |
Юго-западный угол |
Мученики |
Росписи западных столпов |
Мученики |
Преподобные отцы пустынники |
Наверху чудеса св. Николая, внизу мученики и преподобный Павел |
Одно из помещений под угловыми барабанами расписано мастерски. Узкое небольшое высокое пространство создает трудности в восприятии сцен в верхних ярусах, но художник отлично с этим справился, расположив там большие сцены чуда св. Николая с крупными деталями. |
Преподобные |
Преподобные Пимен и Иларион |
Чудо с. Николая и мученики |
Святители Патапий и Власий |
Храмозданная доска - притолка портала |
Окно с романскими итальянскими колонками |
Церковь св. Георгия. Южный фасад |
Архитектура церкви тоже интересна. Это трехнефная базилика, в которую врезан поперечный трансепт и на перекрестье поставлен купол. Угловые барабаны стоят на врезанных в малые нефы средокрестиях. |
Окно |
Кладбище вокруг церкви |
Старо Нагоричане |
Деревенский двор |
Еще готовясь к путешествию, на спутниковых снимках я заметил в нескольких километрах от Старо Нагоричан заброшенный монастырек Зебел. К нему ведет от Нагоричан грунтовая дорога. Вот мы и запустили на ноутбуке SasPlanet и поехали по грунтовке, сверяясь с движущимися космоснимками на экране компьютера. |
Монастырь Зебел
Грунтовка |
Сначала это была простая грунтовка, разбивающаяся на множество ответвлений, разбегающихся по полям. Мы по снимкам выбираем нужную дорогу. Потом грунтовка пересекла несколько сложных пересохших ручьев и пошла круто вниз. Последний спуск перед монастырем был очень крутой, боялись, что назад машина не поднимется. Перед тем, как спускаться, посмотрели снова карту: после монастыря дорога продолжает идти вниз до большого поля, по которому она тянется к следующей деревне. Подъемов на карте не обнаружили. |
Спуск |
Церковь |
Церковь |
Церковь и конак |
Конак |
Конак |
Второй этаж |
Черепаха |
Дорога от монастыря вниз оказалась хуже той, по которой мы приехали. Видимо, ей мало пользуются. Она так и шла вниз, размытая весенними ручями. Но в одном месте все же был очень крутой подъем по разбитой потоками дороге. Мы с трудом, пробуксовывая, все же на него влезли. А потом долго петляли по полям, ориентируясь по экрану ноутбука. |
Дальше был маленький второстепенный пограничный переход в Сербию. Через два-три километра подъезжаем к монастырю Прохор. |
Монастырь Прохор
Монастырь Прохор |
Монастырская церковь - скучная постройка рубежа XIX и XX веков, но если ее обойти, то можно увидеть маленькую среденевековую церковь в северо-восточном углу новой церкви. |
Средневековая церковь |
|
Фрески |
Перподобные, Троица |
Монастырские здания |
По Сербии мы уже путешествовали в 2008 году, и тогда посмотерли довольно много всего: в частности почти все более-менее крупные и значимые монастыри от Косово до Воеводины. Но тогда мы пропустили очень интересный монастырь Манасия, просто уже не осталось сил. Сейчас мы решили восполнить этот пробел прошлого путешествия. |
А - дикая стоянка, B - монастырь Старо-Нагоричане (оттуда поехали в монастырь Забел, см карту выше), С - монастырь Прохор, D - монастырь Манасия, E - шахты, G - водопад, F - дикая стоянка вечером Просмотреть карту |
Монастырь Манасия
Монастырь окружен стеной с 11 башнями и представляет собой византийский замок. Стефан, сын Лазаря, погибшего в битве с турками на Косовом поле, основал здесь монастырь в самом начале XV века. Стефан был уверен, что турки после победы на Косовом поле двинутся дальше на север, что собственно они и сделали, только лет на 50 позже. Поэтому основанный монастырь был превращен в настоящую крепость. |
Монастырь Манасия |
Святые ворота |
В первой половине XV века Стефан Лазаревич здесь собрал выдающихся писателей, художников, философов, сбежавших из других мест Сербии, оккупироанных турками. Расцвет сербского искусства в это время сравнивают с итальянским ренесансем. |
Церковь |
Церковь из полированных мраморных блоков представляет собой последнюю крупную постройку Моравской школы сербского зодчества. В прошлое путешествие по Сербии мы осмотрели все самые значительные произведения различных направлений сербской средневековой архитектуры. |
Фрески сохранились не полностью. Они сильно пострадали от турок, потом в XVIII веке от австрийских солдат, устроивших в церкви пороховой склад. Но то, что осталось, производит сильное впечатление. Мастер был грек или серб, учившийся в Салониках. Сцены расположены свободно и широко, фигуры крупные, в пол стены. Жаль, что нам не разрешили фотографировать внутри. |
Церковь |
Саня на башне |
Северный фасад |
В монастыре |
Руины средневековых построек |
Долина реки Ресава
Шахта |
Вагонетки |
Форель |
После монастыря мы едем по каким-то петлючим очень мелким дорожкам. Не едем, а еле тащимся, поскольку разогнаться здесь просто невозможно. Места красивые: глубокие долины, поросшие лесом. Мы хотим посмотреть местный водопад, который считается самым высоким в Сербии. |
Садки с форелью |
Водопад |
Едем от водопадов назад. Присмотрели лесную дорогу, уходящую от шоссе вдоль речки. Это кусок старой дороги. Проехали под скалой и спустились к замечательной уединенной полянке на берегу Ресавы. |
Часть 30 | Часть 32 |