Сербия. Румыния
Монастырь Горняк, Джердабская долина Дуная, Хунедоара, Альба Юлия, дорога домой

(Часть 32, последняя)

День 39. (1 августа) Рано не встали, проспали будильник и спали до 8. Дети проснулись сами, играли в спальниках в два автодома, обсуждали автоматические системы подачи сувлаки прямо в кровать и т.д. Мы лежали, слушали их и тихо смеялись.
Утром славно искупались в речушке, вода за ночь сильно остыла.

N44°05`51.8``
E21°34`09.0``

Выезжаем с места ночевки

Монастырь Горняк

Едем на север к Дунаю. Мы хотим проехать по долине Дуная к Румынии и оттуда уже начать наш путь домой. Наш маршрут к Дунаю проходит мимо небольшого малоизвестного монастырька Горняк. Мы остановились взглянуть на него.

Дети
Большая церковь

В монастыре две церкви: одна совсем крошечная забилась в расщелину высоко в скале, другая, построенная позже для разросшегося монастыря, стоит, как и положено, внизу на земле. Обе церкви покрыты какой-то странной шершавой штукатуркой и выбелены, поэтому выглядят, как совсем недавние постройки. Но внутри они сохранили средневековый интерьер и росписи.

Малая скальная церковь

Росписи малой верхней церкви
Нижний храм
В нижнем храме
В Сербской деревне

Рам

Дунай

Мы оставили в стороне Пожаревац и узенькими дорожками между небольшими деревнями движемся к Дунаю. Дунай здесь перед входом в узкую долину Железных ворот широко разливается и течет в низких заболоченных берегах.
Разбитая узкая дорога петляет по низине среди полей, где-то у берегов реки трудятся как гигантские насекомые шагающие эксковаторы. Вот, наконец, первый холм - начинается потихоньку знаменитая узкая долина. На этом холме стоит небольшая деревня вокруг полуразрушенной крепости Рам.

Старекс на Дунае
Идем к крепости
Крепость, XVI век
Крепость над Дунаем

Башня. Видно камины

А - дикая стоянка, B - монастырь Горняк, С - крепость Рам, D - крепость Голубац, E - граница, F - дикая стоянка
Просмотреть увеличенную карту

Голубац

Дунай входит в ущелье. Спарава видно крепость Голубац

Дальше мы едем в сторону Железных ворот. Путь наш лежит через город Велико Градиште. В рыночный день очень шумный и суетливый городок. Найти поесть в нем не удалось, только закусочные есть или ларьки. Странно, вроде бы здесь сильно севернее Греции, но жара какая-то тяжелая и удручающая. В Греции жара совсем другая.

Крепость Голубац

До крепости все-таки удалось поесть. Остановились в ресторанчике прямо на берегу Дуная. Вода в реке, видимо, считается грязной, поскольку тут у ресторанчика на понтоне есть душ, и все им ополаскиваются, выходя из Дуная. Что-то нам купаться не захотелось.
В ресторане поели жареной рыбки. Не очень вкусно.

Крепость

Замок был построен венграми на месте римской крепости Колумбариум. В 1391 году его захватили турки, потом Голубац много раз переходил из рук в руки, пока в 1867 году окончательно не остался у сербов.
Уровень Дуная сильно поднят совместной сербско-румынской гидростанцией, построенной Советским Союзом. Теперь дорога проходит через две арки, пробитые в стенах крепости. Фуры вписываются в них с большим трудом на минимальной скорости, запас по несколько сантиметров с каждой стороны. Арки изрядно поцарапаны и обкрошены застрявшими в них фурами.

Подтопленная башня
Фура протискивается в арку
Крепость Голубац

Башни и стены

Крепость защищала вход в узкое ущелье Джердаб. На Румынском берегу Дуная стояла другая крепость Ласловар, но она почти не сохранилась.

Гниющие баржи
Дунай

Мы въезжаем в национальный парк Джердап. Дорога так и идет вдоль берега, то поднимаясь высоко на лесистые склоны долины, то спускаясь почти к самой воде. Нам предстоит проехать больше 100 километров вдоль Дуная до Джердабской плотины, по которой мы переедем в Румынию.

Затопленная крепость на Румынской стороне

Впереди самое узкое место
Саня

Где-то в этом месте, где стены ущелья ближе всего сходятся над Дунаем, находится Плита Траяна. Ее видно только с воды. Эта надпись сделана в 102 году императором Траяном в память победы над Даками. Плиту с надписью подняли повыше перед затоплением водохранилища.

Церковь на Румынской стороне

После границы мы теперь возвращаемся назад, но только по Румынскому берегу. Здесь дорога загруженная и скоростная. Красотами не полюбуешься. Контраст Румынии и Сербии довольно сильный. Особенно это чувстсвуется по прошествии пяти лет с нашего предыдущего путешествия по Балканам. В Сербии по сути ничего не изменилось, а Румыния довольно сильно европеизировалась, во всяком случае в отношении дорожной инфраструктуры. Сербия больше всего похожа на нашу Украину. Похожа всем: и дорогами, и людьми и какой-то подвешенностью между Востоком и Западом, какой-то внешней неряшливостью...

неряшливость в нашей жизни :)

Дети в машине играли в оригами, я им помогала, теперь весь пол завален неудачными моделями и обрезками цветной бумаги.
Ночевали в отличном месте метрах в трехстах от трассы через перелесок на поляне. Вечером мимо нас пастушата прогнали коров и стреноженную гнедую лошадь, потом они вернулись на велосипеде, встали неподалеку и стали нас рассматривать. Когда их собралось человек шесть, мы садились ужинать, Саня взял коробочку лукума и вафли и пошел их угощать. Мне нравится, что Саня не стесняется, что-то там на примитивном английском с ними обсуждал. Уже в темноте ребята рассосались, зато пришел черный пес, дети с ним долго играли, с трудом загнали их спать. Ночью наш пес часто лаял, будил и всячески мешал. Кирилл пробовал его гонять, но безуспешно.

Лежа в спальниках, слушали разговоры детей. На этот раз они выясняли, кому какой герой и какой из греческих богов больше нравится и чем. Ксенька утверждала, что если Геракл - сын Зевса, то матерью должна быть непременно Гера, а Саша объяснял, что это не всегда так. Мы всеми силами старались не смеяться в голос, подслушивая их споры.

День 40. (2 августа) Встали в 8, Санька перелез к нам ласкаться. Спящую Ксеньку вытащили прямо в спальнике на кресло на солнышко. Она поворочалась там, улыбнулась и спросила возмущенно: «А если я свалюсь???»

Утро
Ксеня

Набрали с яблони у дороги вкусных яблок, как же мы по ним соскучились за поездку! Почему, интересно, в Греции не растут нормальные яблоки?

Ульпия Траяна Сармизегетуза - Ulpia Traiana Sarmizegetusa

Проехали мимо раскопок Римской столицы Дакии - Ульпии Траяна. Раскопки по сравнению со средиземноморскими не интересные, и мы поехали дальше.

Хунедоара

Цыганские дворцы

В Хунедоару мы приехали смотреть известный замок Корвинов. Но при въезде в город попали в самый настоящий цыганский квартал, застроенный роскошными дворцами. Мы уже знакомы с подобным культурным явлением. В нашем новогоднем путешествии по Бесарабии мы осматривали Цыганскую гору в молдавском городке Сорока. Оказалось, что здесь в Хунедоаре стоят еще более роскошные дворцы, чем в Сороках.

Представитель местного архитектурного типа

Понятно, что для любой традиционной, и не только культовой, архитектуры кровля - самый главный внешний элемент. Здесь в цыганских дворцах Хунедоары мы видим наглядное подтверждение этому. Какие-то совершенно безумные ярусные пагодные кровли, начисто лишенные функционального смысла!

Дворец. Тот же тип, но расширен на все 4 фасада
С другой стороны
Серьезный дворец с серьезными машинами

Интересно, что в Сороках дворцы цыганских баронов представляют немного другой архитектурный тип: в основном это дом, окруженные двух или одноярусной галереей-балконом на аркаде. Здесь же в основном встречается что-то вроде французских шато: дом с двумя угловыми полукруглыми башнями, и все это опоясано балконом. Вообще очень интересная тема: "Типы современных дворцов цыганских баронов в разных регионах Европы".

Еще один того же типа
И еще
Рядовые цыгане
Снова тот же архитектурный тип
И еще один

Замок Корвинов в Хунедоаре

Замок
Входная башня

Западная часть Румынии совершенно другая. Здесь много всего интересного, в основном это горы и ущелья. Конечно, Трансильвания горздо богаче на достопримечательности. Но раз уж мы тут едем, то решили посмотреть интересный замок в Хунедоаре и город Альба Юлия, уже название которого говорит о римском прошлом. Кстати, оба эти города лежат в Трансильвании, но в самой западной ее части.

Внутренний двор
Дети на башне

Замок Корвинов

Галерея внутреннего двора
Главный зал
Внутренний двор

Поели мы в неплохом ресторанчике в центре Хунедоары и поехали в сторону Альбы Юлии.

Альба Юлия

Бастионы и рвы города. Православный и католический соборы

В Альбу Юлию мы приехали под вечер. Старый город довольно компактен, он окружен прямоугольной крепостью со звездообразными угловыми бастионами. В центре стоят православный и католический соборы.

Православный собор

Католический собор
Городские ворота
Крыльцо собора
Городская скульптура

В старом городе поставлено множество бронзовых скульптур, изображающих местных жителей разных сословий.

Ворота
Устройство подъемного моста
Бастионы
Городские ворота
Деталь ворот
Вечер
Бюсты-шаржи на известных людей, связанных с городом
Городская скульптура
Представление, связанное с праздником города

Весь вечер играли в оригами. Я научила детей делать каркающих ворон, кораблики и кулечки, они произвели их разного цвета и размера штук 20. Сложили семьями и играли.
Встали на стоянку уже в сумерках в Румынии на краю скошенного поля. Вечером грилили, дочитали Перовскую.

Утренние сборы

День 41. (3 августа) Проснулись от ритмичного шуршания косы о траву где-то совсем рядом с нашими головами. Дело было в 6:30. Вылезли наружу и увидели рядом стоящую лошадку с повозкой и красными румынскими кисточками по обеим сторонам морды и в десятке метров от палатки дядьку с обычной среднерусской косой. Мы поздоровались, Кирилл спросил, можно ли нам тут стоять, он радостно замахал, пожалуйста, мол, сколько угодно. Пока мы готовили, завтракали, собирали лагерь, он косил рядом, прерываясь для наточки косы. Через полтора часа после пробуждения выезжаем.

Завтрак

Вчера был последний день путешествия, сегодня уже начинается просто дорога домой. Мы будем останавливаться только на заправки и еду. Дети устраиваются в машине, я достаю новую книгу для чтения («Ветер в Ивах»), убираю Перовскую в коробку с теплыми вещами.

На границе с Венгрией проторчали больше часа, нас не досмотривали, но отправили на парковку и очень долго возились с паспортами. Купили венгерскую виньетку за 14 евро.

Заночевали в Польше

Словакия

День 42. (4 августа) В 7 по Польше встали, в 8 выехали. В Люблине заехали в Декатлон, чтобы купить друзьям палатку и себе всякую мелочевку до кучи. Потом в городе Влодова около границы зашли в маркет и купили домой кабанских колбас, дешевого польского сыра и пива.

В 15:20 по МСК подъехали к границе, в 17:00 пересекли ее, оказавшись в Белоруссии. На границе у нас всплыл перебор пива (купленного только что, до вина в глубине багажника не докапались), пришлось переложить к соседу на джипе две пачки пива. После этого нас пропустили.

День 43. (5 августа) Утром были дома, а днем выехали в деревню догуливать отпуск.