Львовщина

 

 

(Часть 5)

 

День 7. (4 января) Сегодня мы едем домой, но едем не сразу. Впереди нас ждет идеальный город и два замка.

Выехали мы рано утором в половине седьмого. По дороге сжевали сухой паек, который попросили в отеле вместо завтрака и завалились спать. Просыпаться стали потихоньку, когда автобус трясся по булыжным мостовым Львова. И вот уже мы въезжаем в город Жолква.

 

Жолква (Жовква)

Троицкая церковь, 1720 г.
Иконостас начала XVII в.

При въезде в город со стороны Львова нельзя не проехать мимо деревянной Троицкой церкви - отличного примера галицкой деревянной архитектуры. В церкви находится уникальный иконостас предыдущего более старого храма. Сейчас церковь принадлежит униатам.


Церковь Рождества Христова Василианского монастыря

А мы снова садимся в автобус и въезжаем прямо на Рыночную площадь Жолквы. Здесь оставляем машину и идем для начала в Василианский монастырь. Монастырь в XX веке был переделан в униатский и стал оплотом местных националистов. в 1911-39 году его собор расписал местный художник Буцманюк. Росписи оченнь низкого художественного уровня так и изливают на зрителя жесткий национализм в самых сомнительных формах. Здесь изображены и деятели Украинского Народного фронта и Западно-Украинской Народной республики. Все святые имеют характерный лоб с залысиной и чубом и огромные усищи...
Но все это было бы понятно, если бы не чудовищный колорит и низкая техника исполнения...


Интерьер собора
Колокольня Василианского монастыря, XVII в.
Василианская улица
Аркада Рыночной площади
Аркада Рыночной площади
Аркада Рыночной площади
Рыночная ( Вечевая) площадь. Вместо елки надо представить такой же корпус с аркадой, как слева,
разрушенный во время артобстрела поляками в 1939 году
Реконструкция Жолквы

Из Василианского монастыря мы выходим на Рыночную площадь.

Рыночная площадь немного пострадала от военных действий во время Второй мировой войны, от безвкусных ремонтов фасадов домов, да и от бездумного высаживания деревьев. Но и сейчас в ней угадывается задумка "идеального города".

В XVI веке эта идея витала в воздухе: Томас Мор, Томазо Кампанелла перепевали на разные лады идеальный город из утопий Платона. Ровно год назад мы уже были в таком "идеальном городе" в польском Замосце, построенным итальянским архитектором Бернардо Монардом по идее польского канцлера Яна Замойского. Кстати, Ян Замойский был покровителем Станислава Жолкевского - основателя Жолквы. Вот и Жолкевсий тоже решил построить идеальный город, он приглашает к себе итальянского архитектора Паоло Дученто ди Клеменси (здесь его называли Павел Счастливый), построившего во Львове множество зданий. Проект был запущен в 1594 году, на четырнадцать лет позже, чем проект покровителя. План города был начерчен в форме человеческого тела – все важнейшие здания были расположены как органы человеческого тела. Замок выполнял роль головы города, рыночная площадь – легких, католический костел с православной церковью – сердца. Городские врата были руками и ногами города. Улицы были прямые, широкие, открытые для солнца и свежего воздуха, – в отличие от хаотически застроенных узких и кривых средневековых улиц. Все дома города возводились в единственном архитектурном стиле, повторяя главные декоративные фигуры и детали. Таким образом в Жовкве был создан уникальный архитектурный ансамбль. К сожалению, сейчас он не так ясен, как старый город в Замосце, но все же производит сильное впечатление.


Рыночная ( Вечевая) площад. Костел св. Лаврентия
Замок

В замке внутри сейчас нет ничего интересного. Да и заштукатуренные фасады, выкрашенные грязной бежевой краской смотрятся уныло. Но все же можно представить, каким замок здесь должен быть. Строили его в начале XVII века, а в конце этого же столетия правнук Станислава Жолкевского король Речи Посполитой Ян Собесский превратил замок в королевскую резиденцию.


Рыночная ( Вечевая) площадь
Ратуша XIX век
Зверинецкие ворота, конец XVII века
Глинская брама
Оборонная башня-звонница Лаврентьевского костела
Рыночная ( Вечевая) площадь

Посреди Рыночной площади стоит великолепный костел св. Лаврентия, построенный Павлом Счастливым. В подклете собора - усыпальница Жолкевских, Даниловичей и Якуба Собесского, отца Яна Собеского. Более серьезные захоронения именитых поляков есть только в Вавеле. Под карнизом храм опоясывает по всему периметру фриз с рельефами батальных сцен, всяких гербов, орлов и проч.


Рыночная ( Вечевая) площадь
Кажется, кто-то из них Жолкевский
Ксеня и Аня
Ксеня
Лаврентьевский костел
Рыночная площадь
Замок
У сувенирного магазина
Поднимаемся на стену
На площади

На площади есть отличная цукерня, в которой мы устроили перерыв в нашей экскурсии по Жолкве. Пили чай и кофе с тортом. Дальше мы пошли смотреть оставшиеся достопримечательности города, расположенные внутри стен, но не на Рыночной площади. Это Синагога и и Доминиканский монастырь. Они примыкали к внешней городской стене и были включены в оборонную систему Жолквы.


Лаврентьевский костел
Синагога

Эта синагога довольно известна. Построена она в 1698 году в духе ренесанса. В 1941 году взрывом были уничтожены перекрытия и интерьеры. Интересно, что некоторые архитектурные детали, характерные для конца XVII века, например, наличники окон аркатурные пояса один в один такие же как на московских церквах этого же времени. Оно и понятно, в XVII веке мастеров постоянно привозили в Москву из Малороссии.
Здорово было замечать те же детали в мусульманских постройках того же времени в Касимове...


Доминиканский монастырь
Доминиканский монастырь
Вертеп
Сейчас "говорящие" алегорические позы XVIII века смотрятся ужасно смешно, особенно орел-курица

Вернулись к автобусу и поехали путешествовать дальше. Возвращаемся в сторону Львова. В городке Куликов остановились посмотреть на готический польский костел XVI века, зареставрированный лет 10 назад. Неужели горе-ремонтники ни разу не видели готические польские церкви? Зачем надо было штукатурить кирпичную кладку?!
Уходим на разбитую дорогу налево. Постепенно дорога переходит в грунтовку, и мы трясемся между ям. Наконец, выезжаем на остновную трассу Львов-Ровно. И вот мы уже в селе Олеско и паркуемся возле Олеского замка.


Город Куликов. Никольский польский костел, 1538 г.

Олеский замок

Монастырь Капуцинов рядом с замком
Церкви села Олеско
Олеский замок

Замок эффектно занимает вершину правильного круглого холма посреди плоской равнины. До XV века замок входил Галицко-Волынское княжество, затем был захвачен поляками. В 1605 году замок переходит к Ивану Даниловичу, а в 1629 году здесь в замке родился его внук Ян III Собеский - будщий король Польши.


Главные ворота в замок
Портал входа в замок из внутреннего двора
Парк
Семейный герб Даниловичей
Парк
Мортира
Колодец во внутреннем дворе

Ян Собеский основательно отстроил замок и организовал парк вокруг замка. Затем замок много раз продавался, пока в конце XIX века граждане Львова не выкупили замок у последних собственников. Тогда начали восстанавливать замок.

С 1939 года по 1941 здесь обосновался генрал Власов. После войны замок горел, потом все же его восстановили и устроили музей. Надо сказать, что музей здесь (филаал Львовского) отличный. Гораздо интереснее Закарпатских. Картины, предметы мебели, очень интересные иконы.


Внутренний двор замка
Распятие, XVI в.

Одна икона производит очень большое впечатление. С первого взгляда кажется, что это произведение постмодернизма. Настолько автор был свободен в выборе художественных средств, что просто не верится, что это создано в средневековье.
Конечно, мы уже были знакомы со странной датировкой, принятой во Львовских музеях, где каждой иконе прибавляют как минимум сто лет. Но не в этом суть. Это произведение поистине гениально. Как возникают подобные вещи?


На крепостной стене замка
фильм
Дети

 

Подгорецкий замок

Воздвиженский костел
Южный фасад

Подгорецкий замок - одно из самых сильных впечатлений за это небольшое путешествие.

В начале XVII века Подгорецкие (потомки боярина Ивана Подгорецкого) продали село Подгорцы поляку Конецпольскому. Тот в 1635-1640 годах при помощи французских архитекторов строит здесь роскошную резиденцию.


Дворец, бастионы и ров
Главный вход в замок
Воздвиженский костел на оси замка
Колодец во дворе
Портик правого крыла

Замок перходил потом к другим владельцам, современный вид получил вовторой половине XVIII века. В 1860 году замок достается князю Сангушко, который открывает здесь частный музей, один из первых в Европе.
Одиннадцать парадных залов, часовня, мозаичный кабинет, архив, библиотека, каменные и мраморные порталы дверей и каминов, глазурированные цветные печи, резные плафоны потолков, художественные паркеты, светильники, мебель, ковры, веницианские зеркала, фарфоры, большие собрания огнестрельного и холодного оружия...


Двор и южный фасад

Сангушко вовремя почуял неладное и перед войной смылся в Бразилию, вывезя с собой самое ценное. Часть вывезли немцы при отступлении. Остальное сгорело в 1956 году, когда здесь был туберкулезный диспансер...


Вид со стен рва
Двор

Ксеня
Подгорицкий замок
Ксеня
Партерный фасад
Северный фасад

В XVIII веке на оси замка в 300 метрах от него был сооружен Воздвиженский костел с изысканным коринфским портиком. За портиком скрывается цилиндрическое тело храма с о строгим декором из коринфских сдвоенных пилястр. Перед храмом стоят две скульптуры на колоннах Марии и Иосифа.


Воздвиженский костел
Портик
Колоннада портика

 

Дальше все просто. Сели в автобус и покатили по отличной трассе в сторону Ровно. Затем свернули на Луцк, по дороге, наконец, пообедали. В Луцке заехали в большой супермаркет и затарились продуктами на Рождество, закарпатскими, крымскими, молдавскими и грузинскими винами, да и львовским пивом. Потом Ковель, Мокраны, Кобрин и М1. По Белоруссии и России рулили по очереди, поскольку уже сильно утомились за эту длинную дорогу. Дома были часов в 10 утра.

 

Часть 4    

     

Оглавление

На страницу с путешествиями