Альпы

Поход к тоннелю Парпайлльон

Гренки с сыром

День 17. (10 июля). Анин день рождения! Сегодня нас ждет большой веломаршрут по Старой Военной дороге Парпайлльон, запланированный еще дома.
Утром встали не рано, солнца еще не было, загораживали горы. Сварила геркулес на козьем молоке, нажарила гренок с сыром, сели завтракать. К концу завтрака солнце дошло и до нас. Пришлось ускоряться, так как становилось жарко. Кирилл с детьми по сурепковому полю ушел к реке мыть посуду, а мы с Севкой быстро-быстро собрали лагерь.
После плотного завтрака мы собрались, запаковали машину, аккуратненько развернулись на нашей небольшой полянке между обрывом и лесом и выехали на все тот же Большой Альпийский маршрут D 902.

Завтрак

Старая военная дорога к туннелю Парпайлльон

Выехали, полчаса пробирались по ущелью, в 11 часов припарковались у часовни святой Анны, откуда начинается наш велосипедный маршрут к военной дороге и заброшенному туннелю Парпайлльону. Эту дорогу перед войной построили для французской армии, сейчас она не используется.

Пока еще более менее полого

Сначала мы поднимались по гравийной дороге вверх по лесистому ущелью. Набор высоты был небольшой, катили в свое удовольствие. Дорога пересекает ручей, впадающий из бокового ущелья, здесь мы устроили небольшой привал.

Pont du Berard
Привал у первого моста
Иван-чай

А вот потом начался серьезный набор высоты. На низшей передачи еле-еле с большим трудом продвигались вверх. Сане с его маленькими двадцатыми колесами было тяжелее всех, да и к тому же у него всего 6 передач, и самая низкая намного выше наших. Он часто слезал с велосипеда, и они вместе с Аней тяжело тащились пешком с велосипедами. Здесь привалы делали часто. Дорога в одном месте даже закладывает крутой серпантин.
Ну вот лес кончился, долина делает поворот и внезапно становится широкой и пологой. Здесь на мосту через летние остатки ручья мы сделали большой привал.
Первую часть пути до первого моста через горную реку все ехали бодро, Сашка почти не отставал. Дорога постоянно шла вверх, но не очень круто. Сильно мешало отсутствие асфальта, по камням велосипед страшно тормозит, даже тронуться трудно. Вторая часть пути от первой реки до второй стала сложнее, хуже покрытие, более крутые подъемы. А может мы все просто устали. Саша постоянно слезал с велосипеда, начал ныть, что ему тяжело. И это так и было, на его маленьких колесах по этим камням залезать очень сложно.

Дорога хоть и положе, но значительно хуже
Долина Парпайлльон

Долина здесь невероятной красоты. Лес отступил, только на южном склоне на скалах растут редкие сосны. Альпийские луга разных оттенков светло-зеленого цвета перемежаются каменистыми осыпями.
После моста дорога переходит на противоположный склон и резко идет вверх, вторая дорога петляет по дну долины к перевалу Пар, кстати по этой тропе проходит большой альпийский пеший горный маршрут GR 6-56

Долина Парпайлльон, дорога к перевалу Пар
Дорога к туннлю

После привала на мосту мы снова сели на велосипеды и покатили вверх. Но дорога, хотя и была не особо крутой, стала здесь очень тяжелой. Неровности и крупные камни отнимают сил едва ли не больше, чем подъем. Если бы здесь был асфальт, мы, наверное, легко катили вверх. Но сейчас легче было слезть и катить велики пешком не только Сане и Ане, но и мне с 20 кг Ксени в велокресле.
В итоге мы бросили велосипеды, сцепив их тросом, и пошли вверх пешком. Один Сева остался на велосипеде.
Добрались до второго моста, отдышались, стали думать, что делать дальше: идти пешком или пытаться залезать на великах. Решили попробовать, но сразу обломались, в гору за мостом въехал только Сева, все остальные слезли (кто раньше, кто позже). Сильно испортилось покрытие: здоровенные булыжники. Кирилл согласился, что велосипеды надо оставлять. Дальше поехал только Севка, у которого (как написано в пояснении к этому маршруту) высокий уровень фитнеса. Кирилл с двадцатикиллограммовой Ксенькой рисковать не стал. Все это путешествие он поражает меня своей необыкновенной выносливостью, откуда в этом тощем теле такой здоровый дух? Он выбирает для нашей компании недетские маршруты, но везде сам тащит Ксеньку и постоянно помогает Саше. Обгоняет нас, оставляет Ксеню и велосипед, бежит пешком вниз, заберает Сашкин велосипед и вкатывает его в гору, дальше без отдыха едет вверх.

Привал
Дорога к туннелю
Сева везет наш обед

Ксеня сначала шла сама, весело прыгая по камням, но потом, когда начались серьезные серпантинные подъемы, пришлось ее взять на плечи. Дорога несколько раз пересекает ручьи, у которых мы делаем привалы. Вокруг нас свистят мормотты, высовывают свои лохматые мордочки из норок, замирают любопытными столбиками на камнях, а потом мгновенно прячутся в норы.
Красота вокруг нас необыкновенная! Но идти вверх очень тяжело!

Долина Парпайлльон
Серпантины дороги
Мормотты
Долина Парпайлльон. Вдали видно долину Убай

Дорога закладывает шесть витков, и каждый раз кажется, что этот виток последний. Идти с двадцатикилограммовым ребенком на шее очень тяжело, Саня и Аня тоже невероятно устали. Сева героически то тащил, то ехал на велосипеде и не поддавался на уговоры бросить велик. Уж больно ему хотелось скатиться отсюда вниз...

Срезаем последнюю петлю

Дальше был долгий и тяжелый подъем от зоны леса через зону альпийских лугов к граниту и снегу. Сева первый час ехал быстрее нас, потом вровень с нами. Останавливаться приходилось раз в минут 30, правда долго отдыхать Кирилл не давал. Это было жестоко, за каждым серпантином, который казался последним, появлялся новый виток, туннеля не было видно нигде. Казалось, что мы будем бесконечно карабкаться вверх. Последнюю часть пути, самый последний виток мы преодолели по сколону вверх, это был отчаяние. Сева потащил велосипед по каменистому склону на себе. Вспомнися автомобильчик дедушки Мокуса, который "сначала везет тебя, а потом ты его". Я карабкалась, хватаясь руками, Саша хвостиком полз следом. Когда мы выбрались на площадку перед входом в туннель, это был праздник. Все свалились на траву, не обращая внимания на чертополох и сушеный овечьи шарики. Всего подъем до туннеля от часовни занял 4 часа.

Ксеня
Почти поднялись к туннелю
Аня и Ксеня на фоне долины Парпайлльон

Последний виток серпантина мы срезали по прямой вверх, уж больно он был длинный. И здесь на плоском месте недалеко от входа в туннель устроили традиционный французский обед. Ели савойские колбаски, разные сыры твердые и мягкие, зелень и хлеб. Запивали кто вином, а кто водой из ручья.
Достали провизию и с большим удовольствием пообделаи бри, колбасками, салатом и хлебом. Запивали родниковой водой и остатками красного вина. Ксенька устала и просилась спать, я с ней легла на расстеленную флиску, а мальчишки с Кириллом пошли обследовать этот таинстенный туннель, из которого несло холодом и сыростью. Надели свитера, фонари и пошли по льду и лужам до соседнего ущелья. Мы с Ксенькой в это время спали. Вернулись они где-то через пол часа, Кирилл упал на льду, разбил вспышку и локоть.

Обед в горах
Савойские колбаски
и Савойское вино
Сева
Ксеня
Тоннель Парпайлльон

После обеда мы с мальчишками взяли приготовленные фонарики пошли в туннель. Туннель был построен на высоте 2643 м и имеет длину 468 м. Туннель почти весь год забит льдом и снегом и только в конце июня по нему можно пройти. В туннеле реально холодно и очень сыро: в середине туннеля еще много нерастаявшего льда. Когда входишь в него, выхода не видно, только когда глаза привыкнут к темноте, можно различить светлую точку в конце туннеля.

В туннеле Парпайлльон
По другую сторону туннеля. Истоки долины Креву
В туннеле
Посмотреть увеличенную карту
Сева несется вниз

Сева сел на велосипед и со свистом укатил вниз, а мы пошли пешком. Вниз идти, конечно, легче, но все равно утомительно. Когда начались основные серпантины, мы начали их срезать по крутым травянистым склонам. Как всегда, у ручейков останавливались на привалы.

Наездница
Пока, папа!
Ребенок в горах

Обратно шли по-сумасшедшему, срезая петли по травянистым склонам, попадая ногами в норы сурков, теряя голову от радости при виде приближающегося дна ущелья. Сашка в сандалиях царапался чертополохом и пищал: "Кто же и зачем изобрел этих дурацкий ослов с их дурацким чертополохом!!!". Дуська сидела на плечах Кирилла и разглагольствовала без остановки, рассуждала обо всем на свете. Сева на велике с совершенно счастливой физиономией со свистом слетел вниз и ждал нас. Дошли до ручья уже почти внизу ущелья и все как лошади припали к воде.

Водопой
Походница
Туристка
Водичка
Почти спустились
Семейка

Наконец, спустились до велосипедов. Но прежде, чем ехать вниз, решили прокатиться по пологой дороге по дну долины вдоль ручья по альпийским лугам.
А затем следовал быстрый напряженный спуск.

Вниз - легко
Аня
Саня

Сева умотал вперед, я не рисковал сильно разгоняться, поскольку на больших неровностях Ксенино велокресло начинало раскачивиться и задевать за колесо. Да и велосипед с таким перегрузом сзади становился не таким маневренным: яму не перепрыгнешь, внезапный камень мгновенно не объедешь.
Саня ехал последним, ему на маленьких колесах на гравийной дороге на скорости совсем плохо.

Сева

Добежали до велосипедов и полетели вниз по лесу к часовне и машине. Я ехала первая, в какой-то момент услышала сильный рык, на меня из леса выскочили два молодых оленя, они от кого-то бежали (Кирилл считает, что это была рысь). Девочка без рогов легла в траву за кустами (ко мне открытой стороной, к преследователю - закрытой), мальчик с рожками поскакал по склону вверх в лес. Через минуту подъехал Кирилл с Сашей, они успели увидеть девочку в кустах. Потом и она поднялась и убежала.

Барселонет

Вилла ла Сапиньер
Главная улица города

Приехали в Барселонет. Супермаркеты закрылись, и мы покупали продукты в небольшом магазинчике. Прогулялись по главной улице городка. Так, ничего особенного. Собор с башней, Ратуша и городская башня с часами...
Спустились к машине в 7 часов (весь маршрут занял 8 часов), умылись в источнике, прикрепили велики и помчались искать в Барселонетте магазин с едой. Ведь у меня сегодня день рождения, хотелось купить что-то вкусное. Объехали и обошли пешком всю Барселонетту, нашли единственный работающий в это время минимаркет, мяса там, конечно, не было, но хоть овощи, фрукты, сыр и вино купили. Вставать хотели в кемпинге, чтоб помыться в душе, но оба кемпинга в Барселонетте, в которые мы заехали, были переполнены, приткнуться на одну ночь можно было, но без всякого удовольствия. Толпа людей, палатки жмутся друг к другу и кемперам, да ну его.

Башня Кардиналов, XV в.
Площадь Мануэль и фонтан

Вспомнили, что по дороге к Барселонетте видели пару отличных съездов к реке и решили вернуться. Нашли фантастически прекрасное место в сосновом лесу с земляникой. Палатку поставили прямо у песочного пляжика на берегу речки. Последнее время нам очень везет с ночевками. Все по очереди искупались и помылись в речке, нужно было зайти по пояс и, ухватившись руками за ветки, лечь в струю. Течение зверское, волосы полощет похлеще, чем в стиральной машине.
Наварила гречки, обжарила тушенку с луком, бухнула в гречку, нарезала салат, выложила сыр, оливки. Кирилл достал остатки розового и белого вина, открыл новое красное, все региональное. Успели спокойно поужинать, резко начавшийся ливень загнал нас в палатку, поиграли с детьми в руммикуб и уно и залегли спать. Началась настоящая гроза с мониями, ливнем и грохочущим громом. Дети спали плохо, врочались, я поменялась с Севкой местами. Всю ночь шел зверский дождь, ревела горная река, наполняющаяся водой.