Франция. Альпы

Озеро Анси, Ужин, водохранилище Розеленд, Валь д'Изер, водохранилище Шеврил, пешая и велопрогулка по долине Сасьер к леднику, перевал Изер, дикая ночевка в горах

Ugine - Ужин
Церковь в Ужин

День 15. (7 июля) Мы покидаем так понравившееся нам озеро Анси. Мы сюда еще когда-нибудь вернемся, как возвращались уже на другое полюбившееся нам озеро Гарда. По прямой и довольно быстрой D 1508 мы едем в Ужин, где делаем небольшую остановку. Прогулялись по небольшому центру, заглянули в высокую церковь.

Кафедра
Ужин
Фонтан и дети

В Ужине за руль пересела Аня и ей досталась узенькая и извилистая D 67, проходящая через лесистый перевал Форклаз, 871 м. Потом выехали на более широкую D952, но тут нас ждала неудача. Немного не доезжая Бофор дорога была перекрыта. Запутанный объезд почти без указателей занял у нас минут 30. Объезд был проложен по очень узким извилистым местным дорогам D70.

Долина Донне
Водохранилище Розеленд

Наконец, мы снова на 952 и лезем в гору на первал Пре, 1605 м. Сразу за перевалом открывается невероятно красивый вид на водохранилище Розеленд и на церковь у дороги.

Около Перевала Розеленд

А D 902, обогнув северный край водохранилища продолжает, извиваясь, лезть в гору. Вот очередной перевал Розеленд, 1967 м. Теперь спускаемся вдоль Ледникового ручья к городу Бурж Сен Морис. Дорога довольно узкая и петлистая. Кругом альпийские луга , звонкие ручьи и водопады...

Валь д'Изер

Спустились к горнолыжному курорту Бурж-Сен-Морис и, не заезжая в него, продолжаем ехать вверх по D 902 по долине Валь д'Изер. Шоссе поначалу идет высоко над долиной, иногда забираясь в зону альпийских лугов, а ближе к дамбе водохранилища спускается на дно долины.
Начала портится погода. Ветер приносит с гор клочья облаков, и они тут же над долиной выливаются сильными дождями, потом снова солнце очень быстро высушивает дорогу... У нас в планах совершить прогулку по горам к озеру Сасьер, и мы немного волнуемся насчет погоды...

Посмотреть увеличенную карту
Валь д'Изер
Дамба Тинь водохранилища Шевриль
Водохранилище Шевриль

Так сквозь периодические дожди мы доехали до плотины Тин, запирающей большое водохранилище Шевриль. Дорога теперь идет по правой стороне долины сквозь туннели и навесы от осыпей. Где-то посредине озера между тунелями сворачиваем на узенькую мелкую дорожку, круто начинающую подъем на склон ущелья.

Сасьер
Лезем вверх к озеру Сасьер
Водохранилище Шевриль
Готовим обед

По этой мелкой дорожке, очень круто забирающейся в гору, мы доехали до первого безымянного водохранилища-озера. Асфальт здесь и кончается. В принципе можно было ехать и дальше, но дорога была перекрыта шлагбаумом. Здесь на поляне стояло около десятка припаркованных машин туристов. Люди приезжают сюда на автомобиле и дальше идут пешком. Стояло и несколько кемперов, явно остающихся на ночь.
Настало уже обеденное время, и мы перед прогулкой решили пообедать. Аня сварила суп и наделала будербродов. Над противоположным склоном долины стали сгущаться тучи. Мы все думали, что пронесет, но когда мы доели суп, дождь все же пошел и причем очень неслабый. Мы покидали вещи в багажник и уселись доедать обед в машину. Слава Богу, дождь был сильный, но недолгий.

На велосипедах по долинке Сасьер
Склоны долины Сасьер

Дождь кончился, мы вытерли седла велосипедов и покатили в гору. Сначала было полого и легко. Катили себе понемногу, особенно не переходя на низкие передачи. Вокруг тишина, только иногда доносится свист мормотов, пока издалека, поскольку они нас еще боятся. Обогнали несколько туристов, да и на встречу тоже несколько человек попалось в горных ботинках.

На пути к озеру Сасьер
Подъем
Устали
Уже видно плотину озера Сасьер
Альпийское разнотравье
Еще немного...

А потом начался подъем... С 20 Ксениными колограммами на багажнике было довольно тяжело, но все же взрослые пока с велосипедов не слезали. А вот Сане с 20-ми колесами на неровной каменистой дороге было гораздо тяжелее, чем остальным. В конце концов он пошел пешком, толкая велик. Но финиш уже был близко...

Мормоты пока прячутся, боятся нас
Тяжко вверх по каменистой дороге, особенно с маленькими колесиками. Аня составляет Саше компанию.
Ручей
Гора с бастионами
Осыпи
Чабрец
Последний привал
Саня
А как обратно весело будет спускаться!

Сейчас вечер, 19 часов, мы спускаемся в машине с гор, у всех гудят ноги и тянет кожу на обветренных лицах. Только что совершили подъем к леднику. Первую часть дороги ехали на велосипедах до горного озера, устали безумно, просто с ног валились, и это при комбинации передач 1/1. В конце все кроме Севы слезли с велосипедов и тащили их в гору пешком.

Сева

Наконец, мы Поднялись до плотины. Каменистая автомобильная дорога здесь закончилась, дальше вдоль озера идет тропа. Мы оставили здесь все наши четыре велосипеда, состегнув их тросом, и пошли пешком. В принципе, по тропе можно было и ехать еще какое-то время, но мы уже устали, да и в начале тропы висела табличка с перечеркнутым велосипедом.

Оставили велосипеды у плотины и пошли пешком
Озеро Сасьер
Цветы на алпийских лугах
Цветы

Пока шли по тропинке над оезром, нашли несколько шампиньонов. Дальше после озера тропа вывела нас на просторный зеленый альпийский луг, изрезанный звонкими ручьями и окруженный каменистыми склонами. По таким местам легко и весело идется! Набор высоты - минимальный, дети резвятся и носятся вокруг кругами, выслеживают мормотов, успевают строить плотинки на ручьях и каменные туры на обломках скал...

Альпийские луга выше озера
Привал у ручья
Ксеня
Водопой

А потом начались подъемы... сначала более-менее полого тропа забирала вверх по дну долины, постоянно пересекая сбегающие со склонов ручьи. Затем тропинка круто полезла вверх на правый склон ущелья. Ксеня залезла в переноску, а Саня продолжал уверенно лезть в гору.

Альпийское разнотравье
Капустки
Вид на озеро, у которого мы оставили наши велики
Переходят через ручей

Вторую часть пути проделали пешком по альпийским лугам и склонам гор, была осыпь и несколько не самых простых пересечений ручьев. Санька немного ныл по дороге вверх, обратно бежал вприпрыжку и рассуждал о плюсах гор. Ксенька большую часть пути просидела у Кирилла в рюкзаке. Он шел, тяжело дыша, а она за спиной его утешала: "Еще немножечко, папа, скоро отдохнешь!" Я сильно отставала, они меня несколько раз вынуждены были ждать. Я нормально поднимаюсь, но не могу делать это в таком темпе, как они, эти горные козлики.

Привычный для меня вид - спины мальчишек
Вот бы знать, как вся эта красота называется...
На привале
Вода и камни
ручьи

Главное, когда идешь по такой тропе, не провалиться ногой в нору мармота и не угодить в ручей
Они так здорово пахнут!

Тропинка витками круто ползет вверх, за каждым перегибом кажется, что долина станет пологой и подъем кончится, но, за перегибом видно следующий, за ним еще.. А тропинка все также петлями набирает высоту. Вот уже стали попадаться эдельвейсы, а затем и островки нерастаявшего снега...

У Севы где-то спрятан неиссякаемый источник энергии,
он в горах бегает

Эдельвейс

Тропа и озеро

Но вот петли кончились, и мы устроили привал на небольшой пологой полянке немного защищенной от ветра. Дальше тропа продолжала идти вверх, но уже не так круто, можно было легко идти и разговаривать друг с другом. Вот показался и ледник - наша цель, и вскоре тропа пошла уже по морене...

Из под снежников текут ручьи
Впереди ледник
Камни
Эдельвейсы
На тропе
Ледник Rhème-Golette и морена
Тропа идет дальше по морене вверх к перевалу
Ручьи
Привал
Дошли

До ледника мы почти дошли, теперь уже пора возвращаться. А тропа идет дальше через перевал Col de Rhème-Golette 3063 м в Валь д'Аосту. До перевала осталось не так далеко, потом спускаться столько же, сколько мы поднимались, и там будет хижина и каменная дорога от нее вниз. Красивый маршрут, но нужен водитель, который перегнал бы машину на 150 км через Сен-Бернар...

Ксенька разглядела этого козлика и стала кричать всем
Ледник Rhème-Golette

Природа Альп всегда поражает, каждый раз они нам показывают что-то новенькое. Сегодня мы шагали и наслаждались окружающими нас со всех строн звуками льющейся, капающей, падающей и сочащейся воды. Из животного мира нам попались десятки этих забавных мармотов. Они нарыли по всему плато миллион норок между тропами и ручьями, стояли, вытянувшись вверх, пересвистывались и следили за нами, но близко не подпускали, юркали в норки. Мы с Севой задержались около такой норки на пару минут и увидели, как этот толстенький пушыстый зверек вылезает из норки попой кверху. Севка решил, что они переднеприводные.
Ксенька застукала олененка, который сигал от нас по склону с хорошей скоростью. Когда мы перекусывали на самом верху на сильном ветру, над нами низко-низко парил огромный орел, размах его крыльев поразил. Я даже на минуту испугалась, не открыл ли он на нас охоту, вспомнила кадры из сашкиного фильма про оленей, где орел с легкостью уносит олененка.

Сева с Ксеней прячутся от ветра

На морене мы нашли местечко, скрытое от сильного ветра между большими камнями, и решили здесь устроить перекус. Пока Аня резала ансийскую колбаску с орехами и сыр, мы с Севой немного прогулялись по морене в сторону ледника...

Везде вода
Спускаемся

Спускаться было гораздо легче, даже мне, несмотря на двадцатикилограммовый рюкзак с Ксеней. На спуске всем как-то веселей. Смотрим по сторонам, слушаем свист мормотов. А они совсем обнаглели, вовсе нас не боятся. Столбиками замирают вокруг тропы и свистом передают нас с рук на руки следующим нижним зверькам. Мы стали соревноваться: кто больше видит мормотов одновремено. Счет доходил до 8.

Эдельвейсы
 Мармот

Спускаемся быстро и легко. Учу всех, как можно безопасно и быстро почти бежать вниз по серпантинной тропе. Ксеня весело болтается сзади в переноске и высматривает мармотов. Ей это легче всех - не надо смотреть постоянно под ноги. А мармоты нехотя прыгают в свои норы, подпуская нас почти на 10 метров, а когда мы пройдем, снова вылезают и свистят...

Спускаемся к озеру
Караулит
Притаился

Ну вот мы спустились на просторный альпийский луг на дне долины, прошли над озером и вернулись к оставленным велосипедам. Как же здорово лететь по дороге вниз!

У озера
Саня
Ксеня

После пешего спуска сели на велосипеды и с кайфом слетели вниз к машине на страшной скорости. Надо сказать, что еще на подъеме меня поддерживала мысль о спуске. Тогда мы обогнали несколько групп пеших горных туристов, которые желали нам доброго пути и вздыхали, что очень тяжко лезть на великах вверх, Кирилл отшучивался: "But down is very fast!"

Так и доехали до машины, почти не крутя педали, только нажимая на тормоза. Несмотря на то, что у всех великов подпружиненные вилки, все жалуются на то, что руль отбил на камнях ладони. Севка быстро угнал вперед, я не разгонялся, поскольку велик с лишними 20 кг над задним колесом обладает меньшей маневренностью, и через внезапную яму или камень можно будет не успеть перескочить или объехать. Аня с Саней ехали сзади: Сане на маленьких колесах на неровностях гораздо сложней, Аня его пасла.

Переезжаем через ручей
Коровы
Внизу долина Изер
Спускаемся в долину Изер к водохранилищу Шеврил

Col de l'Iseran - Перевал Изер. 2764 м

Закрепили велосипеды на багажнике и покатили вниз в долину Изер к водохранилищу Шеврил. Сразу после него проезжаем горнолыжный курорт, и начинается шестнадцатикилометровый долгий и крутой подъем на перевал Изер - самый высокий на нашем маршруте.

Аня за рулем

Дорога D 902 вечером совершенно пустая, ни встречных, ни попутных машин. Сначала идет крутой взлет по серпантинам вверх на левый склон долины, потом дорога выходит на высокое зеленое плато и несколько километров траверсирует склон над ним. Какие здесь открываются виды! Плато все изрезано ручьями, небольшими озерцами и болотцами. Во впадинах и на склонах с северной экспозицией лежит снег, из под которого выбиваются белые потоки воды. А вечернее солнце придает всему пейзажу неповторимую ясность и четкость линий...

мост

С плато на перевал снова крутой взлет. А сам перевал, как это часто бывает у высоких перевалов, почти не выражен. Это скорее целая долинка, поднимающаяся плавно вверх, а потом спускающаяся вниз. Спускаемся с перевала уже в сумерках, особенно ощущающихся в теневой стороне. До кемпинга еще километров 15. Вот и решили, что если найдем хорошее место, то устроим дикий кемпинг. И вот почти сразу съезд с дороги, за ним мост и старый заборошенный дом - то ли отель, то ли горное убежище. Тут же отличное плоское место для палатки и машины.

Наша стоянка примерно на 2300 м

Поставили лагерь, приготовили ужин. Воду брали в ручье и там же мыли посуду. Дети, пока Аня готовила ужин, построили на мосту заборчик из камней и досок, чтобы утром мы не смогли выехать.
За все время, пока мы здесь были, по дороге проехало только две машины.

Вечером поняли, что до ближайшего кемпинга 30 минут, вбили в навигатор точку и поехали. Дорога повела нас на самый высокий перевал: 2700. Ехали чрезвычайно медленно, поняли, что в кемпинг приедем уже слишком поздно, надо вставать тут. Нашли отличную площадку, к которой нужно было подъехать по старому мосту через горную речку. За нами стоял каменный заброшенный дом с выбитыми стеклами и открытой дверью. Мальчишки вечером туда слазали. Поужинали в палатке при газовой лампе, был сильный ветер, легли спать, закутавшись в спальники и пледы. Ночевать на высоте холодно.