Тунис

Поезд Красная Ящерица в горах Джебель ен Негеб, Мидез, Тамерза, Шебика, Нефта

Кемпинг в пальмире Тозёра

День 35. (20 июля)

"Ксенька разбудила нас всех в 7 утра. Проснулась, встала, разделась и пошла копать около палатки. От этих звуков проснулся Кирилл и поднял остальных.
Позавтракали мюслями, у меня совершенно не было сил готовить, я думала, что от жары. Но днем купили градусник, оказалось, что высокая температура. Я весь день еле двигалась, болела спина и голова, совершенно не было сил. Хорошо, Сева в очередной раз выручил меня и занялся Ксеней.
Кирилл к 8 утра побежал в местную туристическую информацию выяснять, ходит ли сегодня поезд «Красная ящерица». С Кириллом увязался наш местный дядька в выцветшей кепочке, и это было очень кстати, так как он худо-бедно понимал по-аглийски, а человек в туристической информации вообще ничего по-английски не говорил. Они позвонили и узнали, что поезд сегодня действительно идет. Обратно до кемпинга Кирилла подбросил какой-то дядечка на лошади.

В 8:30 мы выехали, дядечку в кепке взяли с собой, он обещал проводить в какое-то место, где нам заправят наш европейский баллон газом. Тыркнулись в два места, ничего не получилось. Дядька в кепке сказал, чтобы мы отдали баллон ему и ехали спокойно на поезд, вечером он нам отдаст заправленный баллон. Так и вышло. В итоге мы выгрузили сторожа вместе с балоном где-то на выезде из Тозера и поехали дальше. "

Утром в кемпинге

Поезд Красная ящерица Lizard rouge

Салон первого класса. У Аньки температура. Она всю дорогу просидела в этом вагоне.
Вагоны попроще

Между городками Метлави и Тамерза тянется горная цепь Джебель ен Негеб. Здесь добывают фосфаты. Добыча и переработка фосфатов - одна из основных отраслей промышленнсти Туниса. Поэтому Метлави соединен железной дорогой с портом Сфакс. А от Метлави в горы тянется извилистая ветка к местам добычи фосфатов. От Метлави в горы железная дорога проложена по узким глубоким каньонам и пересекает туннелями несколько хребтов.
В 60-х годах XX века один местный предприниматель насобирал со всей страны несколько старинных вагонов, восстановил их и запустил по этой дороге. Получился своеобразный туристический атракцион. Поезд ходит по утрам почти каждый день.

"Мы купили билеты (20 дин. взрослый, 12.5 - детский) и пошли выбирать, в каком вагончике ехать. Прошли вагон с сиденьями типа электрички, с огромными кожаными диванами и остановились в вагоне с отдельно стоящими мягкими креслами. Кроме нас в поезде был один только финик, поезд должен был отправиться через 20 минут, и мы радовались, что так мало пассажиров, детям можно будет бегать по вагонам и никому не мешать. НО без десяти минут отправление в наш вагон ввалилась огромная толпа японцев с гидом. Часть японцев осела у нас, часть расползлась по другим вагонам. Они без умолку щебетали щелками фотиками. Потом еще подъехало некоторое количество французов, и поезд тронулся."

Бар
Раковина в туалете
Ксеня
Между вагонами
Горы Джебель ен Негеб
Вытащили Аньку проветриться на воздух
Каньон

Горы Джебель ен Негеб начинются сразу, без предгорий. Просто из плоской пустыни вырастает желтая стена гор. Вот туда в эти горы и проложена эта железная дорога для вывоза фосфатов.
Вся экскурсия занимает чуть больше двух часов. По дороге туда поезд делает две остановки, обратно идет без остановок.

Первая остановка
На остановке
Остатки смытых мостов
В горах

Пейзажи здесь фантастические! Желтые слоистые скалы прорезают очень узкие глубокие каньоны. Каньоны шириной несколько метров иногда расширяются в просторные долины с небольшими пальмирами на дне.
Но здесь повсюду валяется техногенный мусор: всякие ржавые тросы, поломанные весенними паводками фермы мостов, убитые трактора и траки от них, какие-то трубы и ржавые релсы... Много-много ржавого скрюченного металла. Именно этим сочетанием дикой природы и техногенного мусора эти горы нам напомнили наши Хибины.

Серия тунелей

Дорога идет вверх по одному ущелью, пересекая особо крутые его изгибы тунелями. Иногда тунели идут целыми сериями, перемежаясь короткими светлыми отрезками, в которых открываются совершенно удивительные виды на извилистые желтые каньоны. По дну долины течет грязная черная речка, загаженная фосфатами. Из меньших боковых ущелий и каньонов в нее впадают чистые ручьи и водопады.

Вторая остановка

Поворот каньона

Погрузка фосфатов

После экскурсии на "красной ящерице" мы сели в машину и покатили по второстепенной дороге в Тамерзу. Дорога идет вдоль гор к югу от них по пустынной местности, усеянной техногенным мусором от добычи фосфатов.
Сначала мы заехали в деревню Мидез в 1 км от алжирской граници. Здесь глубокий узкий каньон огибает деревню с пышной зеленой пальмирой. В Мидез снимали несколько фильмов, в частности, "Английского пациента".

Дорога Метлави - Тамерза
Посмотреть увеличенную карту

Мидез

"От машины до ущелья надо было идти 20 минут, я осталась лежать в машине, сил не было. Кирилл с детьми и Севкой сходил и был очень доволен. Я потом смотрела фотографии."

Каньон в Мидез

На краю каньона

Пальмира Мидез
Мидез
Саня кривляется
На краю каньона

Пальмира Мидез

Тамерза

Из Мидез мы едем в большую деревню Тамерза.
Тамерза известна своей большой пальмирой, а также водопадами. Здесь есть водопады в самом поселке и еще на выезде из него в сторону Тозёра. Ярко-зеленая пальмира занимает дно долины посреди желтых безжизненных гор.

Пальмира в Тамерза
Каньон в Тамерза
Водопад в Тамерза

У водопадов устроена автомобильая стоянка. Здесь есть также несколько кафе, но почему-то нет ни одного ресторана, пообедать здесь невозможно.
Мы поставили машину так, что хотя бы треть ее была в тени, взяли плавки и купальники и пошли к водопадам. Водопады здесь, конечно, не такие впечтляющие, как в Марокко, но все же есть на что посмотреть, а главное, здесь можно в них искупаться.

"Уже ближе к 14 часам мы приехали в Тамерзу на водопады. Вываливаяcь из раскаленной машины, мы подсчитывали, сколько дней назад мы купались в пресной воде последний раз. Купание в пресной воде приносит невероятное облегчение. Если бы в Тунисе было больше таких мест, можно было бы гораздо дольше тут пробыть.
Два часа мы пролежали в воде под небольшой запрудой, отбегая иногда под струи водопада. Меня знобило."

Сева и Саня под водопадом
Водопады в Тамерза

Перед падением речка разбивается на несколько ручьев и падает вниз тремя небольшими водопадами. Один водопад снаружи, а два других внутри узкого каньона. Вода здесь прохладная, но не холодная, можно часами лежать в лужах чуть ниже водопада, что и делали наши дети. Под водопадом здорово принимать душ. Вода с силой колотит по плечам, спине и голове, долго не выдержишь.

Водопады внутри каньона
Сева и Саня

Каньон Тамерза
Ксеня с Аней

Вокруг водопадов народу оказалось неожиданно мало, мы думали, что здесь будет такое же популярное место как каскады Озуд в Марокко. Кроме нескольких тунисцев, здесь иногда появлялись сменяющие друг друга одинокие туристы и позже ненадолго привезли большую группу туристов на джипах, но они не купались, пофтографировали друг друга на фоне воды и уехали.

Саня

Дорога Тамрза - Шебика
Дорога Тамерза-Шебика

После водопадов мы пытались найти, где поесть, но это нам не удалось. В панорамной точке над пальмирой Шебика находится множество кафе, но и там поесть нечего. В итоге мы перекусили какими-то бутербродами или пиццами.
После Шебика мы поехали в Тозер, но не домой в кемпинг, а повернули на запад в сторону Алжирской границы в большую пальмиру Нафта - один из самых крупных поставщиков фиников. Еще в Москве, покупая финики, я обратил внимание, что они из Нафты.

Пальмира Шебика
Корбела в Нефта

Нефта - это очень большой оазис, занимающий дно обширной долины. В Нефте насчитывается около 50 мечетей. Самое известное место здесь - это Корбела (корзина) - своеобразный амфитеатр вокруг пальмиры с мощным источником воды на дне.
Мы посмотрели сначала на Корбелу сверху, а потом спустились вниз к источнику. Удивительно, откуда столько воды берется в пустыне! Источник производит около 500 литров чистой прохладной воды в секунду! Мы искупали детей в воде и поехали в Тозёр в наш кемпинг.

Мечеть Заула Сиди Брахим в Нефте
Ксеня и источник в Нефте
Саня купается в источнике в Нефте
Тозёр
Вечером в кемпинге. Аня лежит, пока варится ужин, Сашка смотрит мультики, а Ксеня пасется у стола в поисках вкусненького