ТУНИС

Дорога в Корбус, Корбус и его горячие минеральные источники, путешествие по полуострову Кап Бон, Крепость в Келибии, ковровый воркшоп, мужской хаммам и ужасы женского хаммама

Корбус

День 26. (11 июля) "Отличный день. Длинный-длинный. Начался он с того, что мы поехали на литургию по договоренности с отцом Дмитрием к 8:30. Но мы не учли одного: разница с Москвой тут не два часа, как в Европе, а три. Мы приехали и очень удивились, что храм еще заперт, стали в испуге звонить в домофон, открыл заспанный отец Дмитрий и объяснил, что сейчас только 7:30 по местному. Значит, встали мы вооще в 6:30!
Он открыл нам храм, включил кондей, зажег свечи и ушел. Мы почти час пробыли в храме одни. Сначала прочитали правило к причастию, потом взяли книжки за ящиком и прочитали про святого Киприана Карфагенского, некоторые главы книги Наталии Купча про Тунис. Потом началась сама литургия и стал подтягиваться приход. Нас удивило (в хорошем смысле) колличество прихожан в этот день, ведь назавтра большой праздник – Петр и Павел, конец поста. Но людей пришло много, правда, почти одни женщины. Во время Великой ектеньи я услышала наши имена и молитвы о благополучном путешествии, посмотрела на Кирюшкину спину, он оглянулся и улыбнулся. Потом после причастия священник еще и прочитал молитву о путешествующих, а после креста окропил нас всех святой водой.
Служил очень проникновенно, да и сам храм распологал к молитве. В нем все было удивительно, начиная от икон, снятых с погибших кораблей русской эскадры, и кончая ромашками в вазах из корабельных гильз. Колокола звонили прямо внутри храма - сдерживаемое ликование, звонить на весь мир в мусульманской стране нельзя. А через стенку от всего этого насквозь русского и дорогого сердцу раскачивались на ветру пальмы и раздавалась арабская речь. Удивительно.
После службы поблагодарили отца Дмитрия, попрощались и поехали на юг вдоль моря в сторону Корбуса."

Сегодня мы хотим попасть в Корбус - это местный термальный курорт на полуострове Кап Бон. Сначала едем по магистрали, затем сворачиваем на Хаммам Лиф. Пару раз останавливались спрашивать дорогу, Доехали до Солимана, слава Богу, в нем оказался банкомат, а то у нас не осталось совсем дирхам, а в субботу банки скорее всего закрыты.

Старая дорога на Корбус

На Корбус ведет, точнее вело, две дороги. Одна короткая и очень живописная вдоль моря, другая длиннее, идет в Корбус вокруг. Мы польстились на описание в LP морской дороги. В LP сказано, что дорога разрушена, но что вроде бы ее восстанавливают. Первое оказалось абсолютно верно. Проехав несколько раздолбанных и труднопреодолимых мест мы все же уперлись в тупик.
Развернулись и поехали кругом. Увидели еще одну хорошую дорогу в нужном направлении. После заброшенной стройки большой гостиницы дорога вышла на нашу старую, но уже после провала. Но это нам все равно не помогло, так как и здесь нас ждал тупик. Развернулись и поехали в Корбус по кругу.

Такие дела...
Обед в Корбусе

Въехали мы в Корбус, который представляет из себя одну перпендикулярную берегу моря улицу из белых домов. Две гостиницы городка стоят друг напротив друга в дальнем ее конце. Обе гостиницы средней ценовой категории. Мы заселились в один номер, в который нам поставили дополнительные кровати.
Заселившись, мы взяли купальные вещи и пошли к морю. По дороге остановились пообедать в одном из ресторанчиков городка. "Хозяин принес нам на выбор несколько живых рыбин, мы посовещались и показали на одну из них. Ее-то нам и запекли. С лимончиком и свежими овощами очень вкусно!"

Корбус
СПА-центр в Корбусе

Корбус - это местный термальный курорт, известный еще в римские времена. Сейчас здесь совсем нет иностранных туристов, тунисцы берегут это место для себя. Две гостиницы в городе по местным меркам достаточно дороги, кроме них здесь есть термальная лечебница, работающая на термальных источниках и женские и мужские бани стоят тоже на горячих родниках.
В этот день мы дошли до первого источника Айн Факрун. Сам источник находится в белом закрытом домике, вода из него течет в трубе под дорогой и потом по небольшой пещерке с бетонными скамьями вдоль стен. Вода не слишком горячая, где-то 30 градусов. Обычно вся пещерка набита мальчишками и парнями, которые мочат ноги в протекающей между скамьями воде, но иногда бывает, что пещера почти свободна, тогда можно пройти в дальнюю ее часть и поваляться прямо в небольшой термальной ванне. Но все же арабы - свиньи. Некоторые позволяют себе мыться прямо в термальной ванее. Сидит там куча народу, один намыливается, потом смывается, а остальные барахтаются и обтираются мыльной водой, текущей по пещерке с этого парня. И все довольны.
А вдоль моря тянется небольшой галечный пляж. Со всех сторон нас окружали семейки тунисцев, примостившиеся под зонтами, обложенные какими-то коврами, подушками, пледами и т.д. Многие устраивали себе настоящие шатры. Женщины купались либо прямо в одежде и платках, либо в специальных купальных костюмах, которые скрывали от посторонних глаз все, кроме самого овала лица. Мы там просидели до вечера, чередуя купание в море и полоскание в термальной пещере. Детям очень понравилось.

Пляж у источника Айн Факрун
Бутылка вина спрятана в ведро с цветами

На обратном пути мы с мальчишками пошли в хаммам, а Аня с Ксеней в отель. В хаммаме нам очень понравилось, несмотря на то, что было воскресенье и много народу. Но о хаммаме напишем чуть позже.
Ужинали мы в ресторане нашего отеля. Здесь спокойно могут подать вино или пиво, но приносят его в ведре с цветами, чтоб не привлекать ничьего внимания...

" Мы с Ксеней после купания пошли в номер, устроили стирку, дочка сидела в ванной и помоглала полоскать.
Ужинать мы спустились в ресторан прямо под боком, и не промахнулись. Отлично поужинали с вином, которе нам принесли в ведре с цветами. Дети носились по всему кварталу, Ксеньку опять все зацеловывали. Севка уже не считал.
И какой же вкусный у них мятный чай! Крепкий, сладкий, с дурманящим мятным ароматом, можно пить его бесконечно маленькими глоточками... "

Скачиваем фотографии после ужина, Анька ведет дневник, дети носятся по двору ресторана.

День 27. (12 июля) Входящий в стоимость номера завтрак, подают в ресторане соседнего отеля, заселенного почти под завязку тунисскими семьями на полном пансионе. Завтрак был вполне приличный: кофе, хлеб, масло, варенье из инжира.
"В 8 утра по местному времени мы пришли на источник Айн Атрус, который находится чуть дальше от поселка, но гораздо интереснее первого. Мы специально не пошли в него вчера (в воскресенье), а отложили на утро понедельника в надежде, что толпа будет поменьше. И действительно, кроме нас на пляже было человек 20, да в воде еще столько же."

Машины здесь оставляют на дороге рядом с кафе ( за парковку надо что-то там заплатить) и идти вниз к морю. Горячая вода (60 градусов) мощным потоком бьет из скалы и падает сначала в небольшой круглый водоемчик, а из него стекает по скале в море.
Непосредственно под струей стоять невозможно - очень горячо, а вот в воде, где минеральная горячая вода смешивается с морской, очень даже приятно. Потрясающий контраст прохладной морской воды и горячих струй, растекающихся по морской поверхности...

Источник Айн Атрус

Мы заняли зонтик и несколько стульев рядом с ним, к нам подошел дяденька и взял какую-то денюжку за это, причем, как мы позже убедились, точно такую же, как с местных. Это говорит о том, что иностранцы посещают Корбус крайне редко. Здесь здорово отдыхать и купаться!

"Мы устроились на пляже под зонтом, уходили купаться под источник и плавать в море. Так провели время до 12 дня. К этому моменту народу стало значительно больше, к горячим струям подобраться стало очень трудно, незнакомые тунисские дядьки непрерывно липли к Ксене, один такой слащавый энтузиаст ее чуть не потопил. Полез целовать и оперся на ее круг, он хлебанула воды и заорала. Дядька долго извинялся, но мы решили от греха подальше вылезти из воды поближе к папе."

К источникам мы подплывали с моря. Но все места у скал обычно заняты местными. Приходится плавать рядом или ждать, пока повезет и освободится какое-нибудь местечко у скалы. Конечно, чем ближе к низвергающимся потокам, тем горячее вода. Брызги со скалы обжигают кожу, струи под водой вибрируют, переливаются и как джакузи приятно массируют тело, да еще здесь, пока болтаешься здесь, дышишь парми минеральной воды, стекающей по скале.
Местные стоят в воде часами, особенно старики и женщины. Одна компания теток простояла там все время, что мы были на пляже. Кто-то из них ионгда вылезал на берег за выпечкой для всей честной компании. А потом они все вместе питались прямо в воде.

Пляж у источника Айн Атрус
В море у источника
...
Женщины и старики
Аня с Ксеней
Тунисские девушки

Мы купались в море, барахтались рядом с источниками, валялись на солнце. Потихоньку нам захотелось путешествовать дальше, да и народ стал прибывать, и у источников стало тесно.
Мы собрались и пошли к нашей машине.

Источник Айн Атрус
Море у источника

Полуостров Кап Бон

На дороге
Посмотреть увеличенную карту

Кап Бон римляне называли Пульхри Промонториум (Прекрасный полуостров). Вдоль его северного берега тянется невысокая горная гряда (горы по 400-600 м), южная часть пологая. Ближе к самому мысу находятся раскопки пунийского города Керкуан, но там кроме фундаментов ничего нет, и мы не поехали туда. Достигнув почти конца полуострова по северной дороге, мы стали возвращаться вдоль южного берега полуострова.
В городе Келибия мы остановились пообедать в приморском ресторанчике и посмотреть довольно интересную крепость на горе над портом города.

Келибия

Крепость в Келибии
В ресторане вина не давали, но никто не возражал, когда мы достали свое сицилийское
Санек оседлал пушку
Ворота крепости

Крепость, как и любой город в этой стране имеет очень богатую историю бесконечных переходов из одних рук в другие. Крепость была основана Карфагенянами, разрушена в Первую Пуническую войну, отстроена заново, чтобы успешно сопротивляться римлянам во Вторую Пуническую. Во втором веке по Р.Х. римляне перестроили крепость, она опять была разрушена. В 580 году ромеи (византийцы) снова отстроили крепость, она сопротивлялась какое-то время арабам, затем перешла к ним в руки. Арабы использовали ее против норманнов. В XIII-XVI вв. крепость была суфийским центром, в XVI в. участвовала в турецко-испанских разборках, в XVII в. оттоманы снова перестроили крепость, чуть позже ее бомбили с кораблей французы, и, наконец, итальянские и немецкие фашисты укрепляли ее во время Второй мировой войны. Безумная чехарда эпох и владельцев.

На стенах крепости
Крепость Келибии
Мы
Порт Келибии
Ксеня
Ворота в порт

Изготовление ковров

Мы прельстились на описание воркшопа из Lonely Planet. Мы три года назад были в таком воркшопе в Марокко и остались очень довольны. Вот и в Тунисе решили заглянуть в село Бени Хиар почти на въезде в Набул, где расположены мастерские по производству ковров.
Но здесь мы увидели не то, что ождали. Мы надеялись, что здесь будут делать настоящие узелковые арабские ковры, но здесь было производство обычных дешевых тканых ковров.
Разочарованные, мы купили детям маленькие сумочки и поехали назад в Корбус.
На обратном пути мы пытались найти дегустационный зал "Замок Вакха" винного кооператива Cooperativ de boisson Bou Agroub. Кооператив мы нашли, но не поняли сторожа, а сторож не понял нас. Мы решили, что зал закрыт, а он находился всего в 100 метрах отсюда. На следующий день утром мы все же попали в дегустационный зал, но об этом на следующей страничке.

Дети с сумочками
В хаммаме

Вчера вечером нам с мальчишками очень понравилось в хаммаме. Вот и сегодня вечером мы с ними собрались туда же, да еще уговорили Аню пойти в женский.
При входе со взрослых берут какую-то копеечную сумму, проходим через влажный коридор в раздевалку. Здесь все раздеваются до трусов, вешают одежду на крючки и идут в баню. Еще один коридор с тремя комнатами. По периметру комнат трубы и несколько кранов с горячей и холодной водой. В одной из комнат посредине огромный каменный стол - что-то типа помоста. На нем делают массаж, который стоит также копейки. Здесь все набирают шайки воды, обливаются или моются. Из этого коридора дверь, ведущая в парилку. Спускаемся по узкому пещерному ходу вниз. Чем ниже, тем жарче и больше пара. Внизу еще один пещерный ход, по дну которого течет горячая вода. Здесь два небольших отделения - два пещерных грота. В глубине одного большая пещерная ванна, заполненная минеральной водой 60 градусов. Особо отчаянные парщики умудряются там сидеть. Я после некоторой тренировки смог продержать там минуту ноги ниже колена. От этой ванны идет густой пар, который запоняет все помещение. Здесь можно сидеть на лавках и смотреть, как варятся в этом котле арабы. Во второй комнатке, кстати, чтобы пройти туда надо прыгать по кирпичикам, лежащим в потоке кипятка, так вот в этой комнате несколько шаек и внова два крана с горячей и холодной водой. Очень приятно, насидевшись в "парилке", обливаться холодной водой!
Потом можно пройти наверх и снова там облиться холодной волой. Вообщем, когда здесь мало народу, то времяпрепровождение в хаммаме очень приятное.
А вот про женский хаммам у Ани совершенно иные впечатления. Но об этом она рассакжет сама.

"Может быть один раз и стоило сходить, чтобы посмотреть на их жизнь изнутри, но второй раз я точно никогда не пойду. Женский хаммам тоже стоит на источнике, но горячих бассейнов, как в мужском там нет. Хаммам состоит из нескольких помещений: первое - комната для раздевания, в которой на полу лежат маты и отдыхают женщины в полотенцах, из этой комнаты лестница ведет глубоко вниз, в само банное помещение. Женщины ходят сюда не столько мыться, сколько общаться, как мне показалось. А мытье – это целый ритуал. Они трут друг друга щетками, пожилых женщин кладут на пол и трут втроем-вчетвером какими-то щетками типа швабр, приподнимая разные части тела, потом они обливаются водой из тазов при помощи больших ржавых консервных банок, потом лежат на полу на помосте и чем-то натираются, обливаются из шланга минеральной водой источника. Все это под неспешные разговоры. Как включиться в этот цикл постороннему человеку? Когда я спустилась в это заполненное паром помещение в полотенце и с Ксеней в руках, я не могла сориентироваться, понять, куда здесь можно приткнуться, из облака пара вынырнула мрачная кривая старуха и молчка требовательно потянула с меня полотенце, положила его в сухой таз, выдала другой таз и банку, молча махнула в сторону кранов с водой и ушла, шаркая сухими ногами. Потом она несколько раз подходила ко мне проверяла. Все это совершенно молча и как-то очень строго. Она напомнила мне страшных старух из Миядзаковских мультфильмов, такая же таинственная и уродливая. Женщины явно восприняли наше присутствие недружелюбно, смотрели неприветливо и обсуждали друг с другом, показывая пальцами. Мою белую да кудрявую Ксеньку женщины помладше подходили и трогали пальцами, как какое-нибудь диковенное животное. С моим присутствие не считались, мы были как нечто среднее между мебелью и заказными клоунами. Когда же я пошла наверх одеваться, многие из них тоже поднялись и молча наблюдали, как мы с Ксенькой одеваемся. Не очень приятно стоять голышом перед любопытной толпой, честно скажу. Одна из них зажала между коленями барабан и отстукивала ритм.
Когда я выбралась оттуда меня чуть не трясло от страха, добежала бегом до отеля, заперлась в комнате и только тогда вздохнула свободно. Неприятно чувствовать себя мартышкой на базаре.
Мальчишки вернулись чрезвычайно довольные, Кирилл успокаивал меня и ворчал, что все тетки ненормальные. У них там в хамаме мужчины были приветливыми.
Я думаю, что это вызвано тем, что женщины в этих местах живут какой-то тайной от посторонних глаз жизнью, по улицах ходят только по необходимости и полностью завернутые в ткань, и тут в хаммаме они привыкли расслабляться в обществе друг друга, посторонний человек тут совершенно лишний. У мужчин же все иначе, они не привыкли прятать себя.
Вечером попытались найти в этом захолустье какое-нибудь кафе, но не нашли. Поднялся сильный ветер, он кидал в лицо песок, пришлось брать детей на руки. В конце концов пришли в наш же ресторанчик и сели в тени пальм. Заказали что-нибудь для Ксени ("самфинг фор бэби"), много кофе и много мятного чая. Чай у них пьется не как у нас, большими чашками, а маленькими глоточками, как кофе. "