Босния и Герцеговина. Черногория

(Часть 4)

Крепости Травник и Врандук. Дорога на юг. Мостар. Дорога через Грахово в Которскую бухту


Травник

 

Обед по дороге в Травник

Теперь мы движемся на запад от Боснийской столицы в городок Травник. В Травник мы поехали не по нижней магистрали, а по верхней горной дороге через Киселяк. Здесь мы остановились пообедать в придорожном трактире.
Погода стала портииться на глазах, и вот уже мы едем под проливным дождем.


В Травнике
Переулки Травника. По пути в Крепость
По пути в крепость

В Травнике была резиденция турецких визирей. На краю города на холме с обравистыми склонами стоит турецкая средневековая крепость.


Крепость в Травнике
Травник
Мечети Травника
В крепости
Мост в крепость
Подъем в крепость
Крепостной мост
Травник, вид от крепости
Долина Травника

По крепости очень интересно лазать. Дети несмотря на дождь разбежались по стенам и башням. В донжоне крепости находится небольшой музей истории Травника.
От крепости открывается вид на долину, в которой стоит Травник.


Мост в крепость
Травник
Крепость Травника

Под так и не прекращавшимся ливнем мы спускаемся к машинам. Дальше мы едем в Зеницу. Какое-то время движемся по трассе назад, затем круто сворачиваем в гору. Дорога переваливает через хребет и спускается в город Зеница. Мы покружили по городу, пока не выяснили, что крепость Врандук находится не в самом городе, а в 10 км выше по реке Босня. Зеница - большой современный город с четырех-пятиэтажнами зданиями, с несколькими мечетями и церковью.


Врандук


Замок Врандук
Мечеть
Башня Врандука
В музее

Замок расположен чрезвычайно живописно. Он занимает вершину скалы, вокруг которой петлей изогнулась быстрая Босня. Сейчас река вспухла от дождя и стала мутно грязного цвета. Шоссе по высокому мосту подходит к замковой горе и протыкает ее туннелем, за которым следующий мост возвращает дорогу на исходный берег ущелья. Но чтобы попасть в замок надо до моста свернуть на разбитую дорогу, идущую над обрывом к небольшому узкому мосту, перекинутому над Босней. А дальше через маленькую деревню можно подъехать к воротам замка.
Дождь иногда на пару минут ослабевал, а потом напускался с удвоенной силой. В башне замка находится местный музей, в котором выставлены предметы деревенского быта.


Замок Врандук. Двор, донжон и колодец
В музее
Виноградная улитка
Долина реки Босня

Назад в Сараево мы ехали по основной дороге под непрестанным проливным дождем. Шоссе строится, его превращают в скоростной автобан. На некоторых участках уже это сделали и поставили пункты оплаты.
В Сараево дождь ослаб, но так и не кончился. Так что ужинать нам пришлось в большом тамбуре одной из палаток. К сожалению, стиральные машины в кемпинге без сушки, и белье не то что не высохло, а промокло до нитки за этот дождливый день.


В кемпинге в Сараево


День 8. (5 июля) Сегодня к вечеру мы хотим быть в Черногории в Которской бухте. Утром небо прояснилось, но все равно было прохладно. Мы едем по дороге в Мостар. От Сараева шоссе идет в гору и переваливает через высокий массив, служащий водоразделом Дунайского и Адриатического бассейнов. Затем мы спускаемся к подпруженной и превращенной в озеро Ябланичко реке Неретва.


Озеро Ябланичко
Озеро Ябланичко

Дорога в Мостар очень красива. После озера она до самого Мостара тянется вдоль трех узких водохранилищ, следующих на Неретве друг за другом. Чем ближе к морю, тем становится жарче. Потихоньку все раздеваются, убирая теплые вещи подальше в коробки.
В Мостаре мы подъехали к знаменитому мосту и пошли гулять по городу.



Мостар


Следы войны
Старый мост

Знаменитый мост был построенв в XVI веке, по указу Сулеймана Великолепного. Во время последней войны при противостоянии боснийских мусульман и хорватов хорватская армия взорвала этот древний мост. Случилось это в 1993 году. Только через 10 лет его начали восстанавливать. При реконструкции использовали те же строительные методы и такой же камень, что и в XVI веке.
Мостар населен христианами, мусульманами и иудеями. Разрушение моста стало символом разобщения. Точно так же как его восстановление стало символом возврата к прежней мирной жизни.
Трое местных мужиков разгуливают в плавках по мосту. Иногда они перелезают через перила и изображают, что будут прыгать с моста. Но Lonely Planet предупреждает, что эти ребята будут красоваться часами и прыгнут в воду только тогда, когда зрители им накидают достаточную сумму. Перед тем как прыгать они обливаются водой из шланга, потому как вода в реке очень холодна. Но если они обливаются, это совсем не значит, что будут прыгать. Никто из них так и не прыгнул, пока мы гуляли по Мостару. Несколько раз они возбуждали зрителей, изображая, что падают с моста, в последний момент хватаясь за перила. Люди все подходят, целятся фотоаппаратами, ждут минут 10 и разочаровано идут дальше. Ребята знают себе цену.


Вид с моста на город. Мечеть Коски Мехмед Паша
Мостар. Река Неретва
Мостар
На Мосту

В Мостаре уже полно пляжного народа, которого не встретишь в Сараево. Треть туристов - русские. Здесь рукой подать до Дубровника, всего-то километров 30. Въезд безвизовый, вот и едут люди поставить галочку, что были в еще одной стране. Все улицы, подходящие к Мосту, заточены под туристов. Пустые ресторанчики с официантами-зазывалами, тележки с мороженным и сувениры, сувениры, сувениры...


На Мосту

А мы продолжаем ехать на юг в сторону хорватской границы. Высоко, прямо над головой показалась крепость . В полуразрушенном войной селе Почитель закупили продукты для обеда и свернули на восток в гору. Эта дорога ведет к Требине и дальше в Черногорию. До Требине 117 км. Дорога совершенно пустая, и можно хорошо разогнаться, притормаживая, чтобы обогнать редкие грузовики. Жалко, что не остановились посмотреть небольшой интересный городок Столац.
В районе деревни Враньяк мы свернули к остаткам одинокого дома и устроили обед на крыше его резервуара.


Обед
Соня и Ксеня

В Требинье мы не останавливались, проехали насквозь и свернули к черногорской границе. Рядом с Требине видели несколько больших водяных колес, которые поднимают воду из реки в каналы. Река сама и приводит их в движение. В Требине есть несколько церквей и монастырь в горах недалеко от города.
Граница проходит в горах. На черногорском пункте ошивался какой-то тип и требовал 10 евро экологического сбора. Я где-то читал про это, и поэтому мы заплатили. Дядя нам вручил квитанцию - жалкую бумажку.


Вид с дороги между таможнями
В Черногории
Дорога в Никшич
 
Дорога на Никшич

Дорога в Никшич очень хорошая, но нам надо сворачивать на Грахово на узкую извилистую дорожку, чтобы спуститься в Которскую бухту. Дорога доставляют большое удовольствие водителю, если он не боится. А если боится, то эта дорога - кошмар. Роман Николаевич страшно перенервничал на этой дороге, где надо искать место, чтобы разъехаться со встречным грузовиком.
А однополосная дорога петляет по заросшим лесом крутым склонам. Перед каждым закрытым поворотом жму на клаксон. О всех встречных машинах предупреждаем по рации транспортер. Он пошире, ему разъехаться тяжелее. Мы часто останавливаемся и долго долго ждем осторожно плетущийся сзади автобус.


В районе Грахово
Которская бухта. Внизу Рисан
Транспортер на граховской дороге

Наконец, внизу показалась Которская бухта. Совершенно не верится, что это морской залив. Как будто это большое горное озеро. Отсюда видно Рисанский залив и узкий пролив в Тиватский залив. Вот несколько петель серпантина по очень крутому склону, и мы въезжаем в Рисан. Поворачиваем направо, и через 6 километров мы в селе Моринь. Сразу за Моринем справа от дороги стоит кемпинг, в нем мы и остановились. Дальше есть еще пара кемпингов, но с нашим их и не стоит сравнивать.


Часть 3 Часть 5

     

Оглавление

На страницу с путешествиями