Испания. Кастилия-и-Леон

(Часть 34)


Саламанка

Саламанка - удивительный город поздней готики и барокко. Выдыхающаяся готика и свежее барокко устроили в городе буйный праздник.

В Саламанке удалось бесплатно запарковать машину недалеко от центра. По пути к Пласа Майор мы обошли почти по кругу Епископский Униерситет. Это комлекс больших барочных зданий, включающих в себя церковь Сан Маркос. Удивительно, но XVI в., когда под влиянием Эль Эскориала аскетически суровое десорнаментадо вытеснило пышное легкомысленное платереско, не прошел в пустую. Новые барочные здания XVII в. выглядят по-старому строго.

 

Реал Клиреция да Сан Маркос. Епископский университет
Реал Клиреция да Сан Маркос
Улица Витория, впереди собор

Сан Маркос высокая барочная церковь с двумя башнями колокольнями. Она встроена в здание Епископского университета. Ее барочный главный фасад рассмотреть во всю высоту с узких улиц города почти невозможно, а купол церкви и завершения башен колоколен лучше рассматривать из патио соседнего дома Каса де лас Кончас. Сама же церковь заперта и открывается только за полчаса до мессы.


Реал Клиреция да Сан Маркос. Епископский университет
 
Компанья. Слева Реал Клиреция да Сан Маркос, справа Каса де лас Кончас

Каса де лас Кончас

Каса де лас Кончас - красивый ренесансный дом с фасадами, украшенными каменными раковинами. Окна оформлены каменной резьбой платереско, обращают на себя внимание красивые кованные решетки нижнего этажа.


Каса де лас Кончас
Каса де лас Кончас, патио
Реал Клиреция да Сан Маркос
Компанья

До Пласа Майор мы прошли еще по двум красивейшим улицам Саламанки: Компанья и Мелендес. Компанья тихая университетская, а Мелендес - оживленная торговая улица с галереей на колоннах для магазинов и с уличнами кафе и ресторанами. Она через арку выходит на угол Пласа Майор.


Вход на Пласа Майор с улицы Мелендес
Пласа Майор
Пласа Майор
Пласа Майор

Пласа Майор - была построена позже мадридской, взятой за образец. Но она значительно превосходит по размерам и красоте "старшую сестру". Площадь спроектировали братья Чурригера, строилась она с 1729 по 1755 годы. Центром площади является золотистое барочное здание Муниципалитета.


Пласа Майор. Муниципалитет
Улица Мелендез. Церковь Сан Маркос
Пласа Поета Иглесия. Памятник братьям Чурригера
Башня Клаверо
Палацио де ла Салина
Палацио де Фончека о де ла Салина
Церковь Сантисима Тринидад
Палацио де Ореллана

Затем мимо нескольких ренесансных палацио, превращенных в дорогие парадоры мы идем к Конвенто сан Эстебан - доминиканскому монастырю, фасад которого скорее похож на алтарь, чем на вход в церковь. Церковь строили с 1524 по 1610 года, фасад закончили последним. Это классический пример стиля платереско. Интересно, что платереско не затрагивал структуры здания, являясь только декорацией, украшением плоскости стены. Поэтому платереско спокойно "навешивали" и на готические и на ренесансные по структуре здания.


Конвенто Сан Эстебан
Западный фасад Сан Эстебан
Пласа Консилио де Тренто перед Конвенто Сан Эстебан
Конвенто Сан Эстебан
Конвенто Сан Эстебан. Библиотека. 1599 г.
Деталь фасада Сан Эстебан
Деталь фасада Сан Эстебан
Зеркало, чтобы туристы не забыли посмотреть нервюры сводов
Клойстер. галерея первого этажа
Клойстер
Клойстер. галерея второго этажа
Хор
Капители колонн клойстера
Капители колонн клойстера
Лестница на второй ярус галереи клойстера

Церковь строил Хуан да Алава, который спроектировал Собор в Сеговии, который мы уже видели, и Новый Собор в Саламанке, который нам предстояло увидеть. Но в отличие от кафедрала в Сеговии, где пространство собора благородно и ясно, здесь архитектору не удалось достичь такого же изящества. Готика иссушила стены и расцвела ядовитыми цветами на сводах.


Своды церкви
Капитулярий
Хор
Церковь. Балкон Хора
Ретабло, 1693 г.
Своды трансепта и купол церкви
Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся?
Церковь. Под Хором

От Пласа Консилио де Тренто перед Сан Эстебан открывается вид на громаду нового собора, занявшего вершину соседнего городского холма. Рядом с собором расположены корпуса Саламанкского университета. Перед собором здание филологического факультета, чуть дальше самый старый корпус со знаменитым фасадом в стиле платереско. Факультеты университета разбросаны по всему городу и встречаются почти на каждой улице. Факультет филологии занял неоклассический Палацио Анайя прямо напротив входа в собора. Этот дворец объеденил несколько зданий Коледжа Сан Бароломей и церковь Сан Себастьян, существовавшие здесь раньше.


Палацио Анайя. Филологический факультет
Портик палацио
Церковь Сан Себастьян
Большой патио палацио Анайя

Во дворце два патио. Большой выдержан в строгом неоклассическом духе римских вилл. Стены сложены из известняка различных оттенков светло-бежевого цвета. Эта цветовая неоднородность оставляет ощущение какой-то подлинности, что ты правда в Италии на римской вилле. Размещение филологического факультета здесь чрезвычайно удачно. На стенах висят расписания, какие-то рукописные объявления, приколоты записки... С галереи второго яруса двери ведут в аудитории. Эх, здорово здесь учиться...
Малый патио, видимо, остался от старого коледжа. За его барочной аркадой скрыты простые белые стены с дверями учебных классов.


Патио
Эмблемы разных выпусков факультета
Лестница на второй ярус галереи патио
Малый патио
Галерея малого патио
Новый собор с востока
Новый собор с севера

Соборы в Саламанке - это громада с куполом и башней нового собора и прилепившееся к ней тело старой базилики - старого собора. Собор начали строить в 1513 году, но строительство затянулось не на одну сотню лет. Стили немного меняются от основания церкви до сводов и завершаются откровенно барочными купольной ротондой и колокольней.
Фасады собора представляют маловыразительные прмоугольные громады, расчлененные на ярусы даже четче, чем на нефы. Здесь уже от готики не осталось и следа, но и новым здесь особенно и не пахнет. Ренесанс чувствуется только в планировке собора в виде большого прямоугольного зала. Готика выродилась в декоративные элементы окна, башенки контрофорсов аркбутанов...


Новый собор
Аркбутаны Нового собора и купол Старого
Западный портал Нового собора
Колокольня, 1705 г.
Колокольня
Западный портал Нового собора
Горгулии-водосливы нового собора
Купол Старого собора
Крыша Нового собора

Порталы собора, утопленные в аркаде западного фасада, хороший образец испанского платереско, они представляют сцены Рождества и поклонения волхвов.
Интерьер Нового собора гораздо более ясный, чем его фасады. Во многом он напоминает собор в Сеговии, но прямоугольный план превратил деамбулаторий в скучный добавочный неф.


Главный неф
Купол, главный неф и трансепт
Хор
Трансепт
Боковой неф
Центральный неф, Хор и главныя капелла
Свод над Главной капеллой
Купол и трансепт

Старый собор расположен у южной стены нового. Строился он с XII века и представляет романский "стиль" переходящий в готический. Смена стилей на уровне капителей полуколонн. Но больше всего удивляешься, войдя в Старый собор, яркому золотому пятну ретабло с иконами флорентийских цветов. И правда, работу над иконостасом приписывают Николаю Флорентийскому.
В соборе множество захороненй принцев, епископов и благотворителей.


Наружняя стенка Хора
Старый собор
Ретабло Старого собора
Саркофаги
Саркофаги

Из старого собора можно подняться на своды Соборов и на первые ярусы колокольни. Отсюда открывается вид на крыши и башни Соборов, на высокие церкви Саламанки, как корабли рассекающие черепичное море крыш.


Лестница на своды
Университет и Палацио Епископал
Церковь Ла Пурисма, 1636г.
Реал Клиреция да Сан Маркос. Епископский университет
Палацио Анайя и церковь Сан Себастьян
Палацио Епископал

Из Саламанки мы едем на юг в Эстремадуру, крайнюю область Испании на границе с Портулалией. Дорога идет по гористой местности, переходя из долины в долину. На противоположном склоне показался и скрылся городок Бехар с суровой башней-колокольней и арочным мостом на дне долины.
Остановились мы в кемпинге на берегу озера недалеко от городка Эрвас уже в Эстремадуре.


Городок Бехар
В кемпинге

 

Часть 33 Часть 35

     

Оглавление

На страницу с путешествиями