Поездка по Русскому Северу обсуждается у нас в семье каждый год. Надо понимать, что Кирилл в юности много путешествовал по Вологодчине, по Каргополью, Поонежью и Заонежью, многие деревянные памятники архитектуры, которые он видел, уже не существуют, сгорели, он всю юность ездил на Север с реставрационной командой, сам стопом, на байдарках и тд. Пару лет назад разбирала наши архивы, чтобы отправить их в деревню, и наткнулась на толстенные тетради с потрясающими детальными рисунками северных церквей и описаниями архитектурными, которые делал Кирилл в юности. Он был по-настоящему болен всем этим. А я мало где была на Севере, и почти каждый год спрашивала, не пора ли мои пробелы восполнять, наконец. И всегда были какие-то возражения, то младенцев не хочется тащить в комарийник, то надо купать аллергиков в море, то еще что-то. Но на самом деле, как я поняла позже, Кирилл не хотел ехать в те места, которые полюбил в юности, боялся, что изменились до неузнаваемости. Валаам, Соловки, он видел их в начале девяностых, жил и помогал, сейчас эти монастыри изменились очень сильно. Короче говоря, этой весной стало понятно, что у нас последнее лето без младенцев на пару ближайших лет. Отговорки про комаров не прокатят, надо ехать и смотреть, пока есть силы. На Северной Двине мы оба еще не бывали (не считая Устюга и Сольвычегодска). На Пинеге и Мезени тем более. Решили туда и съездить. Старшие дети не смогли, у кого практика в Роскосмосе, у кого лагерь, мы взяли двух средних, оставили Олю с непростым астматическим состоянием на гормональной терапии бабушке Майе в деревне, взяли мою сестру Соньку и погнали. Сонька – моя сестра - ровесница Ксени, попросилась с нами, так веселее, дети Соньку обожают и с таким мощным козырем в легкую согласились бросить подруг и любимую Волгу.
В конце весны наш знакомый Арсений Симатов читал лекцию на ВДНХ про архитектуру русского Севера, мы с Кириллом внезапно снялись с места и пошли на нее, я увидела, как Кирилл сидит и шепчет первее Арсения все названия храмов на слайдах, знает все-все, какое он получает удовольствие, как радуется, глядя на всю эту северную красоту. И решила во что бы то ни стало съездить. Пока нет младенцев, можно заныривать в комарийники и любоваться вживую Пинегой и Мезенью. Все это было довольно внезапно, до самого последнего момента Кирилл не мог произнести, едем мы или нет, поэтому не успели сделать пропуска в Неноксу, не успели договориться про жилье через друзей и тд. Подорвались и поехали. Без тщательной подготовки, без четкого плана. Хотелось очень увидеть и показать детям Белое море, Архангельск, деревни, почитать Шергина прямо там. Все это получилось, слава Богу. Надеюсь, дети запомнят наш Север во всей его летней красе с баржами, плывущими по Двине, деревянными храмами, стоящими на пригорках на излучинах рек, поклонными крестами в расшитых ручниках, шестистенными избами с деревянными коньками, амбарами, комарами и архангельскими калитками с ягодами. Это не была искусствоведческая поездка, мы очень бегло все смотрели, но для первой поездки с детьми в эти места, достаточно.
Маршрут получился стандартный для автомобильной поездки в Архангельск и Мезень. Только вместо Неноксы, куда не успели оформить пропуска, мы пожили на дюнах на белом море под Северодвинском.

 

 

Яндекс КартыЯндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
карта

 

Любим


Антониев Сийский монастырь.
Архангельск.
Белое море

Жизнь на Белом море

Архангельск.
Малые Корелы
Пинега. Голубинский провал.
Мезень

Мезень. Кимжа

Дорога домой.
Холмогоры

 

 

На страницу с путешествиями

На главную страницу

.,