солнце
Утро
Синева

День 6. (6 августа)

Кирилл распахивает вход палатки и внутрь врывается солнце и синева, от которой глазам больно. Трудно поверить, что вот тут вчера происходил локальный конец света. Всё утро в голове крутятся стихи Бараташвили в пастернаковском переводе:

Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.

Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.

засыпали при грозе, поэтому посуда с объедками валяется у палатки
На всех камнях растелили мокрые вещи
Панорама крутится мышкой
Лагерь утром
рядом ледник
всё сохнет
Ледник

Встали в семь с небольшим, Кирилл первым делом разложил по камням всё сушиться на ветру и солнце. Сколько лет мы женаты, вроде знаю его как облупленного и все же не перестаю восхищаться. Он не тратит ни секунды времени просто так, все время думает о нас. Я чувствую в такие моменты свою полностью несостоятельность, потому что просыпаюсь, думаю о всякой ерунде, выуживаю из памяти строчки любимых стихов, смотрю на детей, болтаю с ними, а про мокрую обувь вообще забыла! Хорошо, что Кирилл другой… Народ вылез потихоньку.
После многих часов, проведенных в тесноте в замкнутом пространстве палатки в грозу, оказаться в таком месте, которое просто эквивалент свободы, – чистый восторг, ощущаемый всем существом. Дети бегают и прыгают, разминая уставшие от бездействия мышцы.

младшее трио опять играет на больших камнях, что это их единороги

собираем все, что высохло и укладываем
Привязывают к рююкзаку стойки для палатки и коврик
отогреваются как ящерки на солнце на камнях
Саня помогает Ксене так собрать рюкзак,
чтобы его было удобнее нести

Хорошо быть маразматиком, когда у тебя куча сестер, забыл сам панамку, можно воспользоваться одной из сестриных
Обуваеются перед выходом. Все кроксы (кроме Ксениных) лежат сверху у Нинки в рюкзаке,
поэтому горные ботинки надеваем прямо перед выходом
перед выходом
Последние часы жизни рации,
скоро она упадет в ледниковый поток
Мостик через ручей.
Вчера во время грозы это был мощный поток мутной воды

Сашка, как обычно, первый переходит сам, кладет рюкзак и помогает переходить другим

с ужасом думаю о том времени, когда он откажется ездить с нами, что мы делать-то будем вообще...
Сразу подъем

Вышли в 10
На озере были в 13:15
До хижины дошли в 15:30

все выше и выше
Надька - главная по чабрецу, всегда собирает его
в карманы и потом дает к чаю

Панорама крутится мышкой
коптер взлетает

Нам на вершину темной скалы в левой части кадра

вечные букетики

Привал закончен. Вставать неохота
последние шаги по меткам по условной тропе, потом мы сбились и дали огромный крюк
по совсем неприятному курумнику
Курумник. Хижина на темной скале
Саня с Кириллом все время залезают выше нас на привалах и ищут проход

сын
Устала

с детьми идти непросто, Наде постоянно приходится лазать при помощи рук

Саня ушел искать проход
Дети любуются разными красивыми камнями и требуют тащить их в деревню для клумб, с трудом отговариваем
Курумник

Саня отстал, чтоб помочь нам с Надей
Морена ледника

Вышли к леднику, прикрытому камнями, Кирилл ушел один искать проход, он очень нервничает
нашел оптимальный проход
Оле надоело сидеть в рюкзаке, но тут ее нельзя выпускать
нет вариантов, придется идти по низу, это довольно опасно, сверху вытаивают камни и летят вниз, мы видели сами это

Надо очень быстро пройти под ледником и увернуться от камней, если вдруг они поедут сверху, вытаяв на солнце
мы с Надей идем последними
мало приятного
привал
до привала послений рывок Кирилл протаскивает Надю на спине, бросив свой рюкзак уже на тропе
Ура! Вернулись на условную тропу!

Ведем вдвоем Надю

дошли до ледникового озера
выход на ледник
Идем вверх по леднику. Это в сто раз легче, чем по большим камням
идем близко к краю ледника, потом отодвинемся, когда будет живая осыпь под большим углом
Нинка все время молча чешет за Сашей
Эти камни скатились на ледник с морены

выход на осыпь, здесь мы выбрали неправильный путь, пошли по более пологому и длинному
самый нервный отрезок пути Кирилл не снимал, по этой осыпи мы карабкались довольно долго, больше часа
привал в безопасном месте, ничего уже не может прилететь на голову

Все герои, дошли до хижины до непогоды, Саша занёс Олю, Кирилл зверски грохнулся на леднике, когда пытался догнать с рюкзаком больше двадцати килограмм упавшую в ледниковый поток рацию. Так и шёл с разбитой окровавленной ногой. Это добавляло колорита всему мероприятию. Ксеня помогала идти Нине, затащила рюкзак, Нинка герой героический, шла с рюкзаком, вообще не ныла. Надя шла отлично, но ей прямо ужасно сложно по курумнику лазать, шла и в трудных местах молилась вслух: "Господи, помоги мне залезть и не пустить вниз камни!" Я поняла, что главная моя молитва в этих обстоятельствах: "Господи, не накажи нас, самоуверенных идиотов. Дай вернуть детей здоровыми вниз."
Сбились с тропы, шли по осыпи, зверскому курумнику, по краю ледника под осыпающимися камнями, видели и испуганно разбегались в стороны, когда летели камни, проваливались на краю ледника в месиво из воды, песка, камней и снега, перепрыгивали через ледниковые потоки. Всё это классно, но не для детей! Не для мелких! Это не для малышей маршрут совсем! С ними надо прогуливаться в зоне альпийских лугов.

Местийская хижина
Саня летает
В хижине
Нинка
Облака опускаются
Нинка вписывает нас в журнал Местийской хижины
Запускают коптер

Вывеска

Хижина прекрасная, тепло, сухо, есть запас еды, воды, если кого-нибудь застанет непогода. Воды близко нет, Кирилл ходил десять минут до старого снежника.

Видео
Ксеня поделила чеддер и колбасу
Нинка
Аня варит суп

Обедаем, отдыхаем, сил нет, перенервничали и очень устали, у Кирилла исцарапанная нога, почти все сильно погорели. Я, дурында, тщательно мазала всем лица защитным кремом, а про руки и ноги забыла. В итоге и у меня, и у Ксении, и у Саши они напрочь погорели.
Младшая троица прыгает по настилам и радуется. Старшие читают надписи на стенах, пускают коптер, тоже лежат на настилах. Кирилл лежит пластом, после того как принес воду, пусть лежит и отдыхает, в приготовлении обеда он совершенно не нужен.

Хижина. Снова погода портится
дети осваивают хижину
Обед
обед
Саня клянчит у сестер колбаску

Радуга после дождя

Наша хижина полностью попадает в облако, ничего не видно в метре от двери, сидим в тепле и играем, читаем по ролям "Ромео и Джульетту" со старшими. Мелкие шебуршат сами. Потом Кирилл кричит: "радуга!" И мы видим в окно огромную радугу на фоне ледника на уровне наших глаз, а потом все выбегаем на улицу. Радуга гигантская, одна нога уходит до ледника, по которому мы шли, другая - до верхнего. Красота невероятная!

дохлые и счастливые
красавчик
Чай с надькиным чабрецом

Несколько раз пьем чай, благо тут в хижине есть запас заварки. Выуживаем из Кирилла по крупицам его истории из детства, проведенного в альплагерях. Как он жил в одном лагере, а есть должен был ходить в одиночку или с другими детьми в другой, придумывали себе новые маршруты и с риском для жизни перебирались через горные реки. Мне дурно от таких рассказов, потому что это чудо, что он живой остался.

у Лели в мешочке персональные сушки, ей нельзя наше сладкое
Оставляем в тетрадке в хижине свою запись, Нинка рисует семью
Ксеня, как и в прошлом году, забыла взять теплые штаны в поход, пришлось уговаривать ее напялить
термобелье Кирилла под шортики. Вот тут на фотографии уговариваем как раз
Вечер
наш путь

Идём гулять, Саня снимает на коптер. В хижине на ужин гречка с тушенкой, чай, опять игры и чтение. Моё самое любимое: мы на горе выше облаков, темнота, на столе горит свечка, мы с Кириллом читаем по ролям последние сцены из "Ромео и Джульетты", рядом в спальнике спит Лелька, положила мне на колени голову, я её тихонько глажу, на верхней кровати - Надька, её хвостики свешиваются вниз с настила, старшие и Нинка тихо слушают. Иногда спрашиваю: "не спите?" В ответ троекратное нет. Нинка во время сцены в склепе пищит: "Не читай дальше, страшно!"

Заканчиваем чтение и ложимся спать в 23 часа. Сашка пугает меня медведями, Кирилл с радостью подхватывает, издеваются в своё удовольствие, злодеи.

наш ледник
Кирилл заманивает народ поближе к обрыву для фотографии, а я категорически не пускаю

Позже, уже в Москве, моя подруга спросила, зачем мы вообще лезем на такую высоту да еще с детьми, если все самое красивое находится ниже ледников в зоне альпийских лугов. Зачем это все? Хороший вопрос, попробую сформулировать ответ.
На высоте, пусть даже небольшой, как сейчас, возникают совершенно особые чувства, что кроме твоей семьи нет никого на белом свете, чувство сплоченности. Ты преодолел себя, залез туда, куда, глядя снизу, никогда не думал, что осилишь, ты поборол свои страхи. Любуешься на детей, которые в экстремальных условиях всегда проявляют свои лучшие качества, они все такие молодцы, все герои. Ты весь день наблюдал за ними, как кто справляется с трудностями, и ты очень доволен увиденным. Мой папа играл на гитаре, когда я была мелкая, вся эта романтика горных песен Визбора, Высоцкого и прочих здесь оживает, на каждый твой шаг и вздох всплывает цитата. А у Кирилла все детство прошло в альплагерях, где его бросали родители, уходившие на восхождения. Наш дедушка – инструктор альпинизма, мастер спорта международного класса, снежный барс, на его счету Эверест и несколько восьмитысячников, среди которых есть первопрохождения (Лхоцзе средняя), он легендарная личность в своей среде. Так что для Кирила горы – естественная и горячо любимая среда обитания.