Часть 6

Доброе утро!

День 12. (13 июля)

Встали в 8, вышли в 10 утра. Какие же мы тормоза стали! Никак не можем сократить утренне время до выхода из лагеря, подгоняй – не подгоняй народ, результат один и тот же. Купались по несколько раз за утро, опять утром солнечно и прекрасно.

Лагерь утром

Долина
Саша
Аня готовит завтрак, девочки купаются постоянно, поэтому голые

На горном солнце все быстро сохнет
Утром вылетели какие-то приставучие мухи. Все разбрелись с кашей подальше от палаток
Моет кастрюлю для чая. Кастрюля в походе у нас одна
Ксеня
Верховья долины Джалпаккол. Мы пойдем в боковое ущелье Кичкинекол Джакпаккольский

Сегодня мы планировали дойти до высокогорного озера, но не дошли в итоге. Замучались с малышами карабкаться по курумнику, потом испортилась погода, пошел град, сильный дождь и ветер, мы все промочили ноги в болоте под сыпухой перед последним крутым взлетом к озеру. Была бы нормальная погода, можно было бы еще пойти, но сейчас, когда дети выбились из сил, замерзли и промокли, брать крутой склон с сыпухой было бессмысленно, еще же обратно по курумнику лезть неизвестно сколько времени. Решили не рисковать, развернулись, прошли болота обратно и покормили всех горячим обедом. Место, правда, было дурацкое, но лучше и не попадалось, от ветра не укрыться. Встретили группу с двумя детьми старше наших мелких, которая шла нам на встречу к озеру, но там было несколько мужчин с рюкзаками, так что им проще с ночевками на перевалы ходить чем нам. Нам не втащить и детей, и вещи для ночлега на такую высоту. Пока что. Но потом обязательно.

Саша тащит Лельку

Ручьи
Перетаскиваем детей
Привал на ручье
Младшим детям очень тяжело. Последние шаги до привала
Старшие выносливые и тренированные, им все прекрасно
Общий кадр на привале

Продолжаем подъем

Тропы тут в горах часто становятся ручьями весной и углубляются, вымывается грунт, остаются камни, детям потом по таким тропам идти очень сложно. Надя просто герой, у нее больше километра каждый шаг был на ступеньку выше колена, представьте, каково это шагать так взрослому! Каждый шаг на ступень около полуметра. Я приноровилась немного помогать ей таким образом: она шла прямо передо мной, а я ставила свои палки с двух сторон от нее так, чтобы она могла хвататься за них, делая эти высокие шаги. Так мы с ней потихоньку ползли вверх. Для всех было непросто, но для коротеньких лапок Нади и Нинки это было просто подвигом.

Снова привал
Взлет закончился. Траверсом идти легче
А теперь курумник. Детям с маленькими ножками очень тяжело.

Когда мы добрались до начала курумника, резко похолодало и пошел дождь, который позже превратился в град и обратно в дождь. Мы разделили детей, чтобы у каждого был свой отвественный взрослый, оделись, фотоаппарат убрали от воды подальше. Подъем по курумнику был сложный и довольно длительный, поэтому на съемку сил не было, Кирилл сделал пару кадров на телефон, потому что все равно его доставал, чтобы проверять трек по карте, тропы на курумнике нет, ясное дело. Карабкались больше часа в каждую сторону. Опять же взрослому человеку легче, малышам пришлось тяжко. Но в силах взрослого человека сделать для ребенка такой подъем не катаргой, а победой. Мы подбадривали, помогали палками, давали отдыхать, подкармливали орешками.

Погода испортилась. Дождь

Вышли на пологую ступень ущелья, курумник закончился

Очень красивые альпийские луга, но заболоченные

Снег!
Ущелье Кичкинекол Джалпаккольский
Ищем место для обеда менее ветренное

Ручей

Курумник
Наде очень тяжело
Панорама крутится мышкой

Саша повел побыстрее в лагерь вниз Ксеню и Лельку в рюкзаке. Я недосмотрела, Ксенька взяла наверх только кофту и куртку, а штаны забыла. Мелких я сама собирала и взяла все нужное, а Ксене я только сказала, что надо взять, но не проследила. Ксенька стала страшно мерзнуть, на обеде забилась в какую-то щель, надевать штаны Кирилла отказалась. Мы напихали ей в карманы шоколад, сушки и орехи и отправили под Сашиным присмотром в лагерь. Потом уже задним числом я оценила ситуацию и поняла, что доверяю Сашке так же как Кириллу, мне было не страшно вообще доверить ему девочек, а ведь там спуск вниз не самый простой, да и по курумнику надо найти, куда идти. Да еще на подъеме Сашка потерял палки во время привала где-то в этих бесконечных однообразных серых нагромождениях камней, ему надо было пройти так, чтобы подобрать палки. Но ничего, он справился. С ним горы что-то делают такое хорошее, что не сформулировать толком. Дома он бы ныл и ворчал, а тут внимателен, предупредителен, готов ответственность брать и нести.

Мы с Кириллом спускали Нину и Надю.

Курумник
Рододендроны
Курумник прошли, остался спуск по крутому мокрому травянистому склону
Ручей

Вернулись в лагерь в 17:20. Обратно спустились меньше чем за два часа, а туда поднимались пять. Дети всю дорогу героически шли сами, там были очень трудные отрезки тропы, курумник, болото, резкие подъемы и спуски, броды. Самое трудное для Нади – курумник, когда каждый ее шажок – это ступенька выше ее колена. Она сильно вымоталась. Все молодцы, короче говоря. Саня проводил девочек до лагеря и вернулся помочь нам, беспокоился, как мы справимся со спуском. Встретились мы уже на самом конце спуска, но все же еще неблизко от лагеря.

Видно наши палатки
Готовим ужин

У палаток начался сильный дождь, все набились внутрь. Страдающему Сашке пришлось мириться с мелкими детьми в своей палатке, пока мы кашеварили. Потом дождь иссяк, и Кирилл выгнал усилием воли всех детей ужинать на улицу. Они вопили и негодовали, но папа категорически не готов отстирывать спальники от жирных пятен тушенки…

После ужина появилось солнце! Ущелье сориентировано дивно с востока на запад, солнце очень долго не закатывается за край ущелья, подсвечивая ледник в нежно-розовый и окрашиваю всю долину в особые теплые и нежные тона. Дети начали бузить и скакать, откуда у них только силы берутся бегать в конце такого трудного дня. Я лично выдохлась совершенно, забилась в спальник и позорно варила ужин в тамбуре палатки, лежа в спальнике. Может, это потому что я по возвращении искупалась и дико замерзла. Голову ломило от холода еще долго, головная боль не прошла до ночи. Кириллу пришлось самому читать вслух «Властелина колец» с 20:00 до 21:30 примерно, точно не помню, потому что заснула. Слышу сквозь сон, как он читает-читает, а потом спрашивает: «Ксень, не спишь?» Дети хором из соседней палатки отзываются, чтение продолжается.