Часть 5

День 10. (11 июля)

Лелька отвратительно спала, вернее, не спала ночью. Ела вечером оладьи со сгущенкой и, как следствие, дико скреблась ночью. Мазь и зиртек помогли, но все равно мы с ней не спали с 3 до 5:30 утра и потом уже с 7:30. Очень тяжело дерматитникам в походе, невозможно толком соблюдать никакие диеты. Не давать ей что-то, что едят при ней все, очень трудно. Шоколад вот не даем, на остальное сил не хватает.

Сегодня у нас день отдыха после вчерашнего марш-броска, который мы решли потратить на всеобщую стирку, мытье и перестилку кроватей, потому что солнце обещает все высушить. Весь день греем воду, стираем и моем всех по очереди горячей водой в автодуше. Я бесконечно стираю, Кирилл таскает в канистрах воду, Сашка помогает отжимать. Пришлось стирать один детский спальник, пледы, ворох одежды. К счастью, к вечеру все почти высохло. Спать укладываем чистеньких детей с пушистыми вкусно пахнущими волосами, так это приятно! Можно было бы и раньше головы им помыть, но газ все время жалко, много очень на нагрев воды уходит. Нам и так приходится постоянно греть воду для мытья посуды, потому что я взяла не фери, а какое-то вкусвилловское средство для мытья посуды, оно в холодной воде почти не работает. Надо не забыть в другой раз взять нормальное фери, а не всю эту био-фигню, от которой одно мучение.

Стирка. В канистрах греется на солнце родниковая вода
Лелька, дай кучок!

Читаем -читаем-читаем весь день до позднего вечера. И за стиркой, и за едой, и у костра, и в палатке. Ксеня забросила свою «Войну миров» и говорит, что она в сто раз скучнее «Властелина колец», сегодня вслух читали и старшие дети.

Я продрала наше самое первое кемпинговское кресло, лопнула ткань, но она уже утратила всю пропитку и жесткость, стала как бязь тоненькая, видно плетение нитей. Оно 10 лет нам прослужило.

Дерматитной Лельке на ужин сварила водяного риса с сахаром, она его любит, остальным – рыбный салат с рисом, горбушей, луком, перцем и майонезом.

Старшие дети таскают из машины ириски, предназначенные для трекинговых дней, приходится перепрятывать, они все время рыскают и высматривают, куда я их переложила. Бесконечная какая-то глупая игра: спрячь от детей сладкое.

феи на единороге

Ксенька с Сашей носятся весь день с воплями по лагерю, Саня относит сестру на руках в реку, они вопят, сшибают детей и мебель, им очень весело, а я все жду, что они друг друга травмируют. Но прекратить всю эту развеселую возню они не могут, потому что это забавное проявление их любви друг ко другу, за год соскучились, а тут их накрыла какая-то окрыляющая безбашенность.

Сашка читает
Ксеня рисует
когда надоело рисовать в блокноте, в дело идут ноги
моем всех по очереди горячей водой, доливаем кипяток в канистры
разбор высохшей одежды после стрики по сумкам. Ксеня у нас по жизни главный эксперт
по разбору вещей, мальчики не смогут отличить девочковые футболки друг от друга, а у меня куча дел

читаю своим малышам :))

День 11. (12 июля)

Встали в 9, вышли в 11. Сашка очень не хотел идти, солнце палило, жарко было даже под тентом. Ворчал и не помогал собираться, чем сильно злил нас с Кириллом. А нам надо было собрать и запаковать рюкзаки, убраться в лагере, спрятать в машину ценные вещи. Девочки тоже в этом не особо помогали, но от них и не ждешь, не мешают – и ладно. А Саня мужик же.

старший и младший

Мы придумали небольшой поход с двумя ночевками. Хочется, чтобы мелкие дети дошли до альпики и, может быть, потрогали снег. Но за один день от нашего лагеря (1720 м) они дойти не смогут. Поэтому мы в первый день мы поднимаемся в висячую долину Джалпаккол и ставим лагерь в верхней ее части. А во второй день поднимаемся в одно из боковых ущелий, надеясь дойти до озер.

мост из двух бревен через Гондарай
Карта крутится мышкой
полезли в гору

Поднимались в пять переходов, поначалу останавливались, чтобы отдышаться, каждые 50 метров подъема (по вертикали), это минут 15 хода. Больше дети не выдерживали. Лельке очень тяжело так долго сидеть у меня за спиной в рюкзаке, она орала и требовала бегать первые три перехода, смешно просила все на свете по очереди, в конце: «Мамка, оешек! (орешек)» и потом, видя, что ничего не дают: «мамка, посений оешек! Позяиста!» (последний орешек, пожалуйста) У Нинки реальный рюкзак уже, она тащит свой спальник и все свои вещи (теплое, куртку, одежду). Надя несет рюкзак килограмма 2 - 2,5, у нее личные вещи. Но Сашка, который вел Надю, перед третьим подъемом забрал у нее рюкзак и прицепил к своему, потому что идти было очень тяжко.

привал, футболка сушится от пота
Саша был суров и не давал девочкам пить больше пары глотков на привалах, чтоб они меньше потели.
Наде подъем дался очень тяжело, Лельке тоже, хоть она и сидела в рюкзаке.
НО она никак не могла понять, почему все ее желания игнорируются, она к этому не привыкла.
генералиссимус
Нинка шла выше всяких похвал: не ныла, терпела, слушалась, помогала.
Сашка отдал мне свои палки, чем спас.
привал
с любимкой

После резкого взлета дороги в висячую долину, который мы с таким трудом преодолели, вышли к мосту и смогли смыть пот в ванне с ледяной водой. Это было такое счастье! Ксеня сказала, что она заново родилась. Дальше дорога пошла уже не так круто забирать вверх, можно стало оторвать взгляд от тропы и посмотреть по сторонам, все стали подкармливать Лельку земляникой, которую она зовет «ядатка!». Обедали на ручье в 14:30, голодные все были такие, что смогли бы запросто съесть двойную порцию, хотя мы живем по очень жирной раскладке.

У моста через Джалпаккол
Кирилл по очереди окунает желающих в воду
обеденный привал
Кто-то из старших детей придумал крошить в суп финкрипсы, сыр и колбасу. Все стали повторять.

Сашка в процессе выманивает у мелких лишние кусочки колбасы и сыра
Кирилл никого не подпускает к кипятку, чтобы не опрокинули
очередной переход ручья по камушкам
Ущелье Джалпаккол
медвежий след

Видели следы медведя, отпечаток здоровенной лапы в свежей коровьей лепешке с округлыми подушечками и когтями значительно больше моей ладони. Это ох как неспокойно. У меня, видимо, какой-то бзик на этой почве, дает знать о себе детство, проведенное в глухой вологодской деревне, там рядом с домом раньше были поля овса и ходили медведи, у нас на двери дома был след от когтей медвежьих, я с детства боюсь их ужасно и помню множество местных историй. Теперь сердце не на месте, все время приглядываю, чтобы мы не растягивались и дети всегда шли между взрослыми. Кирилл с Сашкой ржут надо мной, естественно.

пошел дождь, замуровали всех в куртки
родной дождевик от переноски порвался, надеваем теперь на нее сверху обычный взрослый плащ от дождя

Когда мы поднялись до коша, дождь усилился, и мы решили переждать его в коше. Как всегда, домик был открыт, и в нем было все необходимое для ночевки и готовки пищи, даже какая-то еда. Но мы просто посидели в нем и рассказали детям о горных убежищях, приютах и тд, существующих во всех горах всего мира. Вспомнили убежище в Греции на Олимпе, домики в Норвегии и в Альпах, в Карпатах и на Кавказе.

чабрец

Ущелье поднимается вверх пологими ступеньками, между которыми крутые взлеты. По ступенькам идется легко быстро и весело, а на взлетах приходится поработать. Часто останавливаемся на отдых, идем зигзагами, огибаем вместе с тропой курумники или идем прямо по ним.

Очередной привал

Последний взлет
Ступенька ущелья, где стоит кош
последний привал перед стоянкой
двое из ларца одинаковых с лица
Выходим на "нашу" ступеньку долины
На этой ступеньке будем ставить лагерь

Дошли до долины, где мы собирались ночевать, в 19 часов. Мальчики бросили рюкзаки и убежали проверять, нет ли рядом лучше мест для стоянки, а мы сидели с детьми на закатном солнце на берегу реки. Это было прекрасно! Потом дети разделись и решили искупаться. Вечером ужинали, дети ходили с Сашей смотреть «кабобочек», чтоб не мешаться под ногами, пока мы кашеварим.

Текст

Сашка соорудил для рюкзаков могильник из дождевика и трекинговых палок.
Все рюкзаки и ботинки не влезают в тамбуры палаток. У рыжей палатки тамбуров почти нет

За чаем Кирилл с Сашей очень интересно разговаривали про то, как в 17 веке люди измерили расстояние от земли до солнца, как именно доказано, что вселенная постоянно расширяется и т.д. Если удается раскрутить Кирилла на настоящий разговор, это всегда событие, потому что он кладезь всяко разного.

Спать легли в 20:30, до 22:40 я читала им вслух «Властелина колец» , потом изнемогла, отдала книгу Кириллу и он читал еще полчаса пока Ксенька не заснула. Дошли уже до затопления Изенгарда водами Исены энтами и разговора Гендальфа с Саруманом в Орфанке.

Хороший день, наполненный радостью. Сашка предложил побыть тут подольше, он был готов «сбегать» в наш лагерь вниз за провизией. Кирилл наконец перестал быть хмурым, шутит и смеется и цитирует «Денискины рассказы», горы его лечат, печали отступают, когда он радостный – остальные тоже. Он смотрит на радующихся детей и спрашивает тихо: «Старшим мы дали счастливое детство, сможем ли дать его младшим. Счастье – это же море и горы. Хватит ли сил нам и дальше возить их в горы?» Не знаю, как так получается, но горы и вправду – счастье. Наши палатки стоят вплотную друг к другу на берегу быстрой и довольно глубокой по местным меркам реки, которая почти бесшумно течет в травянистых берегах, вокруг горные склоны, впереди видно ледник. Рядом с нами пасутся лошади. Тут нет деревьев, из травы то тут, то там, торчат валуны. Привольно и красиво. Сашка в такие моменты всегда расцветает, он очень много помогает, полностью взял на себя Надю и этим спас меня, потому что мне с Лелей в переноске и вещами идти вверх было довольно непросто, а разговаривать вообще невозможно. Сашка же рассказывал Наде сказки, подбадривал, помогал.

Нинка спросила: почему у палаток юбки, они что, девочки?