День 8. (26 июля)

Лелька проснулась в семь и до восьми прыгала по мне, потом проснулась Нинка с Надей и тоже перебрались в нашу спальню. В 8 встал добрый муж, вытурил всех детей из палатки, закрыл за собой вход, чтобы они обратно не лезли, и дал мне поспать до 10. Это было лучшее утро моей жизни.

Дневка есть дневка, никто никуда не торопится, поэтому неспешно причесываем с Ксенькой мытых накануне вечером лохматых девочек и не только девочек, варю молочный рис, завтракаем. Я теперь без всякого зазрения совести шантажирую детей: никакого чтения пока не помыта вся посуда после еды. Они ворчат, спорят друг с другом, но посуду моют. На реку ходят только старшие, а в лагере с мытьем посуды и Нинка помогает, моет чашки и ложки.

Ксенина работа
мамина

Разводим костер прямо с утра и с наслаждением сидим около него до обеда, дочитываем Хоббита. Кирилл возится с дровами, девочки тыкают палками в огонь, хорошо. Только Лелька свалилась с кресла очень неудачно лицом об корень сосны, разбила нижними зубами верхнюю десну, десна сильно кровила, Лелька безутешно ревела даже у груди, бедняга. Даже не знаю, что теперь читать после Хоббита, так эта книга крепко держит детей. «ВК» Нинке рано, да и мы с Саней год назад перечитывали оба. Пусть Ксеня сама себе читает, а вслух начну «Рони» для Нинки, ее тоже все слушать будут, скорее всего.

В это путешествие ради экономии места и веса мы не взяли наши любимые домашние игры, с собой только карты. Играем со старшими, Сашка обучил всех играть в верю-не верю. Вот и сейчас я готовлю обед, а Кирилл с Нинкой сначала играли в Зверобуквы, а потом со старшими в карты.

Начинается гроза, сначала откуда-то сверху из ущелья идут мрачные тучи, потом раскаты грома, а следом сильный дождь. Сначала мы пытаемся сидеть все под тентом, потом приходится спасать лагерь, Сашка с лопатой роет канавы, чтобы увести воду от палаток, Кирилл бегает сливает воду с тентов, чтобы не проломились стойки под тяжестью воды, мелкие сразу забиваются в палатку и весело пережидают непогоду за играми в домики и гнезда. Очень радостно наблюдать, как Нина и Надя играют мирно подолгу вместе, они, наконец, доросли до общих ролевых игр. С Надей очень приятно находиться рядом, у нее в кармашке всегда есть запас печенек или орешков, вот и сейчас вижу, что она подкармливает Нинку обломками вафель, не было у меня еще таких запасливых детей, кажется. Мы с Кириллом не выдерживаем и идем завидовать и смотреть, как Саня самозабвенно играет с водой, спускает огромную лужу выше нашего лагеря, чтобы вода не шла под палатки. Эх, жалко, лопата у нас одна… Ливнем почти затушило костер, приходится его реанимировать и опять идти за дровами.

Пока Аня снимала ролик, Саша случайно слил ей на спину тент

В этом путешествии у нас несколько новых вещей, которые очень кстати отдала нам весной одна хорошая женщина – Наталья, знакомая с нами по сайту. Это новая кемпинггазовская двухконфорочная плита (наша старая проржавела окончательно, Кирилл ее варил перед прошлой поездкой), второй декатлоновский тент (под наш один мы уже не помещаемся вместе с кухней), кресло (у нас несколько от старости развалились), детский столик и много чего еще. Я с благодарностью вспоминаю ее каждый раз, когда пользуюсь этими вещами. Вот и сейчас, когда гроза согнала нас всех вместе под тенты.

играем в корову

После обеда пьем чай и почему-то разговариваем со старшими про теорию о нескольких мировых сюжетах, про Сэма (Санчо Пансо) и Бильбо (Пиквика), разговор уходит от Толкина все дальше и дальше, и я понимаю, что надо бы в августе дома почитать с ними Шекспира. Лелька все никак не укладывается спать, берем с Кириллом ее в рюкзак и уходим наполнить наши пустые канистры. Старшие моют посуду на реке, а Нина с Надей играют у палаток пока нас нет. Полчаса мы с Кириллом вдвоем, не считая Лельки в рюкзаке. Обсуждаем наши планы, путь в Крым, во сколько надо приехать и выехать и тд. Мы здесь уже 6 дней, значит, еще 4 впереди. Обратно почти не говорим: я поднимаю Лельку, а Кирилл 25 литров воды. Лелька предпринимает попытки начать говорить, старшие постоянно обучают ее, есть прогресс.

До позднего ужина играем у костра в корову, сперва только со старшими, тогда в ход идут такие слова как нравоучение, переполох, призрак, просвещение, а потом впервые присоединяются мелкие. Это было безумно смешно. Нинка, например, долго руками показывала круг с сосредоточенным выражением лица, с десятого раза кто-то догадался – яблоко. Она радостно подтвердила, оно. А Кирилл, недоумевая, спросил: я ж тебе не яблоко загадал?! А Нинка такая: "Да, знаю, помидор. Но мне яблоко больше нравится." А Мума стояла как столб, смешно загнув одну руку, это у нее было и змея, и соль, и еще море всего. Потом я ушла делать ужин, от костра постоянно слышались взрывы смеха и отгадки на наши животрепещущие темы: феи, принцессы, бабочки, русалки, пони и прочая галиматья. Бедный папа, какая метаморфоза! Когда-то у нас в тренде были сплошь «кумуляторы» и прочие механизмы, теперь феи и единороги….

Ужинали при газовом фонаре уже в полной тьме, обсуждали планы, кто чего ждет дальше, потом пили чай с вареньем из шишек, купленном пару дней назад в коше, трескали пряники, печенье и шоколад. Сладкого у нас много, дети не съедают за раз то, что по раскладке, поэтому не экономим. Саня почему-то взялся вырезать им ножом сердечки из юбилейного печенья, девочки стали макать шоколад в чай и промазывать печеньки, короче говоря, пошло творчество. Спать легли в десять, отказались играть со старшими, они расстроились, очень уж на улице сыро и холодно, хочется скорее в тепло спальника. К счастью, дождь не повредил ничему, у нас все сухо, только в палатку натащили на ногах сосновых иголок и песка, надо будет завтра все прибрать.