(Часть 8)

 

Утром на Самур-Абшеронском канале

День 12. (3 июля) Подъем в 6 вместе с Нинкой. Трудно будет нам в Москве от этой ее новой привычки рано вставать! Там не получится ложиться с наступающей темнотой, как в путешествии. Будем переучивать.

У детей кризис жанра, погода хорошая, комаров нет, жары пока тоже, а они еле шевелятся, сидят и ничего не делают.


С трудом выезжаем в 8:00, при этом пришлось нам с Кириллом по второму разу принимать душ, так набегались, что вспотели. А дети так и двигаются в темпе вареной трески.



Едем, читаем про Азербайджан и Гусары. Про лезгинов, Лермонтова в Гусарах, лезгинскую кухню, танцы и т.д.
Ксеня повторяет безостановочно в разных вариациях:
«Нина-джан приехала в Азербайджан»
.

Едем, слушаем «Хаджи-Мурата», смотрим села с мечетями.

Гусар - Qusar

Джума-мечеть

Лезгины жили в долине реки Самур, по которой ныне проходит граница между Россией и Азербайджаном. Теперь они оказались разделенным народом, часть их живет в России, а часть в Азербайджане. Городок Гусар - центр Лезгинского Азербайджана.
Гусар - обычный Азербайджанский город, ничего внешне в нем "лезгинского" нет. В Гусар когда-то был сослан Лермонтов, здесь он написал "Кавказского пленника" и " Ашиг-Кериб".


Джума-мечеть
 

В Красную слободу и в Губу из Гусар въезжаешь, спускаясь с горы, так что сначала смотришь на поселки сверху, а потом уже оказываешься в них. Вот здесь прямо над Красной слободой находится ее кладбище.


Красная слобода (Еврейская слобода). Горские евреи

На переднем плане Красная слобода, за рекой город Губа

Нас сразу удивила локальная пробка напротив входа в него. Вся обочина была уставлена серьезными машинами, а непосредственно ко входу в кладбище подъезжали ну совсем серьезные автомобили. Два молоденьких щуплых полицейских пытались навести порядок, но большие люди в больших черных машинах особенно не обращали на них внимание. Вокруг было очень много мужчин в кипах - маленьких круглых черных шапочках. На кладбище происходило какое-то событие. Этнографический азарт заставил меня втиснуть автобус между припаркованными на обочине машинами, схватить фотоаппарат и бежать на кладбище.


Фамильный участок

Сразу же удивляет "кипящее богатство" всего кладбища. Большие мраморные памятники, огромные участки, каменные или даже мраморные заборы вокруг могил.



Очень много памятников, на которых изображены люди в полный рост. На некоторых люди стоят торжественно и важно, на других слегка вальяжно: руки в карманах, небрежная поза, иногда даже сигаретка в руках.


Там, на заднем плане фамилия Нисанов

Я спросил у одного мужчины, что здесь происходит. Он рассказал, что отмечают год со дня смерти одного человека. Здесь так принято, все родственники и друзья собираются на такие события со всего света. Очень много народу прилетает из Москвы, Баку, из Израиля и Америки.


Семья, разбившаяся на боинге Москва-Пермь
Плакальщицы

В середине кладбища как раз и происходили поминки. Интересно, что вокруг могилы были только женщины. Памятник был повязан большим платком, в центре женского круга стояла пожилая женщина и, ритмично подвывая, нараспев произносила обрядовый плач.


Ритуальный плач

Мужчины в этом не участвовали, они стояли поодаль в сторонке и обсуждали свои проблемы.

Все приехавшие периодически разбредались по кладбищу и останавливались у некоторых могил. Некоторые группы плакальщиц тоже перемещались по кладбищу и поочередно плакали у могил родственников. Но главное действо продолжалось все это время без перерыва. Плакальщицы сменяли друг друга напротив памятника и продолжали свой ритуальный плач.


Мужчины стоят в сторонке

Все это было чрезвычайно интересно. Когда я возвращался к машине, у входа кладбища стояли заказанные автобусы, но кроме них были несколько очень серьезных машин, какие-то удлиненные правительственные мерседесы и бентли. Остальные машины - лексусы, лендкруизеры, большие бмв и мерседесы.


Дворцы Красной слободы

Кто же такие горские евреи? Горскими называют евреев, которые живут (или родились) на Северном Кавказе и в Азербайджане. Иногда их называют татскими евреями или - татами. Сами они называют себя - джууру. Если сложить сведения о них, опубликованные в исторических, а также - этнографических книгах и статьях, получается следующая картина. Горские евреи, видимо, происходят от евреев, в 555 году до Р.Х. выселенных Навухудоносором из Иудейского царства.


Недострой

Таким образом, они потомки евреев "на реках Вавилонских", тех из них, которые не вернулись в Иудею. Спасаясь от притеснений, они двигались на север и оказались в Северной Персии. Не позже VI века по Р.Х. они стали двигаться дальше на север в Восточное Закавказье и расселились среди населения, говорящего по-татски, и переняли этот язык. Интересно, что евреи Закавказья были источником иудаизма Хазарского каганата. Позже к Горским евреям стали примыкать переселенцы из Византии, Ирана и Ирака.

Дом, XIX в.

Во время Кавказской войны Шамиль жестоко обращал всех евреев в Ислам. Этим мудро воспользовался Барятинский. Он стал создавать агентурную сеть из горских евреев. Приводил их к присяге, давал российское гражданство, ставил на довольствие, но не трогал их веру. Служба таких лазутчиков была гораздо эффективней наемных продажных горцев. Джигиты из горских евреев узнавали расположение аулов, следили за перемещением войск.
У Шамиля тоже были горские евреи. Монетным двором имама заведовал горский еврей, личный хирург, да, говорят и любимая жена Шамиля была горской еврейкой (по другим сведеньям армянкой).

Дворцы

В XIX веке горские евреи имели большие общины в Нальчике, Грозном, Дербенте, Шемахе, Баку, Кубе, Махачкале. В 1990-е годы они почти все уехали в Израиль. На сегодня больше всего горских евреев живет в Москве и Баку, но Еврейская слобода осталась единственным местом их компактного проживания. Сейчас здесь живет около 4000 человек.

Такие дела...

Что же случилось в конце 1990-х и в 2000-е годы, что так изменило уклад горских евреев? В 1990-е годы выходцы из Красной слободы Акиф Гилалов, Зарах Илиев и Год Нисанов, прибрали в Москве к рукам почти всю крупную недвижимость. Черкизовский рынок, ВДНХ, чуть позже, ресторан Прага, гостиница Украина, ТЦ Европейский. После закрытия Черкизона им стали принадлежать почти все остальные рынки на окраинах Москвы. После распила ВДНХ реконструкцией выставочного центра занимаются они же. Москва-Сити - тоже они.

Дом. XIX в. и современные дворцы

Кроме крутых вилл в Еврейской слободе есть множество домов XIX века. Они все характерны для Кавказа: по второму этажу идет большая нависающая застекленная веранда. Видимо, когда-то весь поселок состоял из таких домиков.

Улицы Красной слободы

Говорят, все эти люди были как-то связаны с Лужковым.
Понятное дело, что в жесткие 90-е все было непросто. У Гилалова тогда расстреляли отца и позже брата почти по сценарию из "Крестного отца". Была ли это клановая вражда или просто заказное убийство - неизвестно.


Дом. XIX в. Сейчас здесь отделение полиции
Дома. XIX в.

Вообще, это интересная тема: роль крошечных народов в жизни мегаполиса. Кроме горских евреев, как тут не вспомнить езидов и сванов. Теневой бизнес, воры в законе... Тема ждет своего исследователя. Возможно, разгадка кроется в обособленности и малочисленности этих общин. Тесные родственные связи помогали решать основную проблему в постсоветском обществе – отсутствие доверия. Люди брали друг у друга взаймы деньги, и на чужбине ставка делалась на знакомые лица. Успешный предприниматель мог таким образом потянуть за собой несколько человек.

Дворцы поскромнее

Опять же интересно. Чисто типологически вся эта Еврейская слобода очень даже похожа на цыганские слободы, которые мы видели в Молдавии и Румынии. Постоянные переселения в прошлом, патриархальная клановость и внезапное кипящее богатство привели к схожим внешним результатам. Снова тема для исследования.

Улицы Красной слободы

Старое еврейское кладбище

Внешне Горские евреи не отличаются от азербайджанцев. Горские евреи очень близки со всеми кавказскими народами – они так же одевались, подчинялись адатам, то есть законам, основанным на обычаях, практиковали куначество, признавали кровную месть. Бытовал обычай гостеприимства, многожёнство, выплата калыма, помолвки в детском возрасте. Единственное, что отличало быт еврея от быта его соседа-мусульманина – это элементы иудаизма, которые присутствовали в его повседневной жизни (соблюдение субботы, праздников, кошерная пища, обрезание). Однако горские евреи были полностью включены в контекст сложных межродовых и межличностных отношений, которые столь традиционны для Кавказа. Именно поэтому для них так свято землячество.

Дома. XIX в.

Интересно, что в советское время была тенденция переписать всех горских евреев в таты. Это частично удалось. На какое-то время таты и горские евреи стали синонимами. Но сейчас их снова разделяют. Напомним, что горские евреи только переняли татский язык. С самими татами мы встретимся через три дня в Исмаилском районе, с другой стороны Главного Кавказского хребта.

Синагога "Пять куполов"

Кстати, горские евреи не любят смешиваться с ашкеназами. В Москве во дворе Хоральной синагоги они построили свою собственную. В Израиле горские евреи тоже держаться обособлено и уже успели прославиться криминальными делами. А хасиды их обвиняют в отходе от иудейской традиции.

В синагоге
Притвор синагоги

Накрытый стол для поминок во дворе синагоги

Пока мы гуляли вокруг синагог, стали приезжать с кладбища машины. Потом подъехали щуплые полицейские и попросили нас убрать машину, сейчас должны приехать с кладбища автобусы. Интересно, что полиция к местным евреям относится почтительно заискивающе. Для Азербайджана это очень необычно.

Дом. XIX в.
Еще одна синагога

Я спросил у одного дядьки, что это, откуда здесь столь вызывающее богатство? Откуда такие дворцы, такие машины? Он мне с кавказским акцентом ответил: "Знаешь, здесь раньше было 10 синагог! Люди молились Богу, и вот отсюда все это." Интересно, конечно, когда было здесь до советской власти 10 синагог, люди жили здесь скромно и традиционно. Разбогатели все в последнее время, в 90-е и позже. Здесь, как и в цыганских слободах, виденных нами ранее, невольно лезут в голову всякие мысли о теневом бизнесе и ворах в законе...



Губа - Quba


Потом мы переехали по мосту через Кудиал-Чай и оказались в самом городе Губа. Это скучный обезличенный в турецком духе большой поселок. Ничего интересного и примечательного.

Джума-мечеть, XIX в.

Проехали мимо Пятничной мечети и покатили по долине вверх в горы. Как и в любом Азербайджанском городе, здесь тоже есть Гейдар-парк. Гейдар Алиев - это что-то вроде азербайджанского Ататюрка. Ни один город, поселок, да просто центральная площадь не может без него обойтись. Его сын, нынешний президент, делает из своего отца - Отца народа.
Испытывая крайнюю ненависть к армянам, азербайджанское руководство пытается на примере горских евреев, лезгин, удин и русских молокан изобразить такую широкую толерантность. Как и в Турции делают вид, что курдов просто нет, это такие восточные турки, так и здесь. В Азербайджане якобы живут одни азербайджанцы и несколько крошечных народцев. Скоро так и будет: армян уже нет, грузин почти выдавили...


Мы покидаем Губу и через красивую тенистую рощу, в которой любят отдыхать в ресторанчиках губинцы, едем в горы в удивительное село Хыналыг. Это будет одно из самых сильных впечатлений от всего Кавказского путешествия.




 

Часть 7 Часть 9

     

Оглавление

На страницу с путешествиями