Эйдфьорд

День 26. (31 июля) Утром дождя не было. Но вчера палатку пришлось ставить в лужу, а за ночь вода в ней прибыла. Хорошо, что наши надувные матрасы высокие, мы остались сухими и ничего не замочили. Но дно палатки при сборке пришлось отжимать.
Дождя нет, но погода очень пасмурная. Проезжаем туристический Хардангер и попадаем на узенькую дорожку, ведущую к ферме Kjeåsen. Дорога реверсная, работает по полчаса в каждую сторону. Мы подъехали без одной минуты открытия дороги вверх. Дорожка поднимается крутыми петлями, а потом по длинному туннелю проходит сквозь скалу. Эту дорогу с туннелем построили ради одной-единственной небольшой горной фермы. По большому счету, на этой дороге почти везде можно разъехаться, так что не ясно, зачем здесь реверс, тем более, что владельцы фермы не соблюдают время и ездят, когда им надо.

Ферма Kjeåsen

Симадалфьорд

В XIV веке, спасаясь от чумы, в Норвегии стали строить труднодоступные удаленные фермы. Одна из таких "Козлиный холм" - Kjeåsen расположена высоко над фьордом. До постройки дороги с туннелем сюда можно было попасть только по узкой крутой и опасной тропинке, проходящей в некоторых местах почти по отвесным скалам. Сейчас там провешены перила-тросы и устроен один из пешеходных туристических маршрутов. Сама ферма ничего из себя не представляет, но от нее открывается совершенно удивительный вид на Хардангерфьорд.

Вид от фермы на Симадалфьорд
Амбар

Водопад Ворингфоссен

Едем к отелю

Дальше мы выезжаем на 7-ю дорогу, чтобы увидеть известный водопад Ворингфосс. Шоссе идет по Måbødalen, ближе к водопаду она сильно сужается и образует огромную ступеньку, с которой срывается водопад. Дорога, чтобы преодолеть эту ступеньку, заходит туннелем в гору и внутри горы делает полный круг - 360 градусов и выходит из туннеля значительно выше входа. Седьмая дорога - скоростная, поэтому все эти серпантины преодолеваются на довольно хорошей скорости - около 60 км/ч.
Старая же очень узкая лента дороги извивается по вертикальным стенкам ущелья. Дорога закрыта для машин, здесь можно только ходить пешком или ездить на велосипедах. В наших планах подняться к вершине водопада на машине, а спуститься вниз на великах по старой дороге. Но сначала мы подъезжаем к отелю Фоссли прямо над водопадом, где находится одна из видовых точек на водопад.

Но хитрые владельцы отеля сделали парковку у этой видовой точки платной и неслабо платной для остановки на 10-15 минут. Машины с туристами подъезжают к шлагбауму, разворачиваются и пытаются припарковаться где-нибудь на дороге. Так и мы приткнули машину на повороте к отелю, сняли велики и поехали дальше на них.

Ничего не видно

Видовая площадка - это обрыв, за которым гремит водопад. Но в сегодняшнем тумане ни зги не видно. Но вот на несколько секунд появился просвет в тумане, и стало видно огромный водопад, обрушивающийся на дно ущелья.

На несколько секунд сдуло туман

Потом мы подъехали к следующей площадки. С нее водопад совершенно не видно, но если пройти вдоль края обрыва немного вверх, то прямо под ногами откроется величественное зрелище Ворингфоссена.

Ворингфоссен
Водопад Tysvikofossen краешек справа Ворингфоссена
На краю обрыва
Tysvikofossen

На этой площадке мы оставили автобус, сняли с него велики и покатили вниз по старой петлючей дороге, прилепившейся к отвесным склонам ущелья.

Ущелье
Туннели на старой дороге
Старая дорога у Ворингфоссена
Аня
Старая дорога и новое шоссе

К сожалению, старая дорога в нижней части закрыта на реконструкцию, и нам пришлось заканчивать прогулку на промежуточной парковке. Здесь я безуспешно пытался поймать попутку, чтобы съездить наверх за автобусом. Пришлось идти бодрым шагом назад пешком.
Пригнал автобус, мы закрепили велики и поехали путешествовать дальше. На дно каньона под водопад решили уже не ходить, мокрая погода и накрапывающий дождь не распологали к прогулкам.

Ксеня

Пока я пытаюсь поймать машину

Ведалфоссен

В Эйсдалене у нас запланированы водопады в Утладалене и водопады в долине Ведалфоссена. Сначала едем смотреть Ведалфоссен. Но вокруг такой туман, что мы проехали под водопадом, слышали его, но так и не увидели. Едем дальше по узкому очень петлючему серпантину к верхней туристической парковке.

Несмотря на такую мерзкую погоду парковка была переполнена. Только мы вылезли из машины, ливанул с удвоенной силой дождь. Подумали мы, подумали, и решили не ходить в запланированный поход к водопадам, все равно в такую хмарь ничего не увидишь.

В тумане

Под одним из водопадов устроили обед в машине
Долина
Хардангерфьорд

Husedalen

Tveitafossen

В хуседалене нас тоже ждали дождь и туман. Мы посмотрели на нижний из трех водопадов и покатили дальше. Очень жалко, я планировал здесь устроить поход к верхним водопадам и заночевать на очень красивой поляне между вторым и третьим водопадами.

Саня под водопадом

Lofthus - Лофтхус. Сады Хардангера

Раз такая погода, то едем на юг дальше. Останавливаемся в Lofthus, за отелем Ullensvang. Здесь в Лофтхус любил жить Эдвард Григ. Из-за особой экспозиции этого берега Хардангера здесь выращивают яблоки, груши, сливы, клубнику.

Груши
Сады Хардангера

Мы думали прокатиться по маршруту среди садов Лофтхуса на великах, но здешние дорожки слишком круты для нас, и мы пошли гулять пешком. Дети сначала с энтузиазмом таскали фрукты, но они почти все были зелеными за исключением очень удачных спелых слив.

Хардангерфьорд
Лофтхус
Сады Хардангера
Сады
Норвежский минимализм
м
Хардангерфьорд. Водопад Ædnafossen

Едем вдоль Хардангера дальше на юг. Дорога здесь неприятная: она довольно быстрая, но в то же время ширина ее постоянно меняется. Это неприятное свойство норвежских дорог довольно часто встречается, но особенно оно неприятно на быстрых дорогах. При разъезде с кемпером столкнулись левыми зеркалами. За рулем кемпера была немка, она утверждала, что прижалась вправо почти до скалы. Мне тоже казалось, что я вот вот начну скрести по отбойнику. Кто из нас был виноват уже не столь важно. Наше зеркало разбилось полностью, хотя сам корпус зеркала совершенно целый. У кемпера вывалился зеркальный элемент и треснул пластиковый корпус зеркала. Зеркальный элемент я им вставил на место. Немцам хорошо: у них зеркало цело. А я вот никогда еще не ездил без левого зеркала. У немцев кемпер прокатный, я отдал им второй экземпляр гринкарты и сфоткал на всякий случай их гринкарту, а так же свое и их зеркало. Из-за тысячи рублей я заморачиваться со страховкой не буду, а вот немцам придется при сдаче кемпера.

Ехать без левого зеркала оказалось крайне непривычно и неудобно.

Хардангер

Тисседаль

На язык Тролля мы решили не идти. Все-таки это будет довольно тяжелый трек для Ани. Чтоб как-то компенсировать это, решили немного погулять над Тисседалем по треку Lilletopp.

Скалы над Тисседалем
Дети
Скалы

Это простая и очень приятная тропа, идущая вверх по гладким скалам над Хардангерфьордом. Тропа идет по старой трассе труб гидростанции, спускающихся когда-то с плато вниз к Тисседалю. Теперь трубы проходят в стороне. С тропы открываются очень красивые виды на Тисседаль и Хардангерфьорд. Да и сами гладкие наклонные скалы с редкими кустами и деревьями очень необычны.

Слева Tyssedal, справа Eitrheim, вдали Odda

Саня
Ксеня

Вернулись к машине. Мне крайне не понравилось ездить без зеркала. Я снял с салонного зеркала TFT экранчик, на который в машине выводится вид из задней верхней камеры, а также видео с головного устройства. Этот черный экран в выключенном состоянии почти как зеркало. Скотчем примотал его к корпусу зеркала и настроил. Теперь можно ехать.

Водопад Furebergfossen

В Odda в конце Сорфьорда (это часть Хардангерфьорда) сворачиваем с 13-й дороги направо на 550-ю и потом сразу же в туннель на 551-ю дорогу. Этот 11-ти километровый туннель проходит прямо под ледником Фолгефонна, на один из ледопадов которого мы завтра собираемся идти. Туннель выходит из горы на берегу Mauransfjorden. Здесь прямо над 551-й дорогой видно величественный водопад Furebergfossen.

Едем вдоль фьорда и высматириваем место для стоянки. 551-я почему-то становится 48-й, с которой мы сворачиваем от моря в гору на мелкую 40-ю дорожку, ведущую к Матерфьорду. Где-то на этой дороге мы нашли довольно удачное место для ночевки рядом с рекой. Дождь довольно мелкий продолжал лить весь вечер.

За холодный промозглый день вода в канистрах в багажнике нагрелась от печки, помылись теплой водой, красота, хоть какая-то радость от дождливой погоды.