Дорога

(Часть 1)

 

День 1. (6 июля) Мы в первый раз стартуем в путешествие из деревни, а не из Москвы. С вечера субботы собрали все вещи, запаковали машину и легли спать. Утром сходили на службу в новый храм в Никольском, потом встретились с прилетевшими ночью с Санторина Гетмановыми. Позвали их к нам домой позавтракать и поговорить хоть немножко, пока мы не укатили.  Хорошо, что мы успели повидаться хоть мельком, было бы очень грустно уехать, не попрощавшись с родными. После завтрака прибрались чуть-чуть в доме (без нас тут будут гости жить), перенесли автохолодильник в машину, повесили велосипеды на велобагажник, обняли всех и покатили. Настроение прекрасное, все стосковались по дальней дороге.

Едем по жутким дорогам, весь день трясет. Делаю новую табличку в Экселе для ведения бюджета. Старую прошлогоднюю даже не открываю, все делаю теперь иначе. Хочется знать не только, сколько мы в какой день потратили денег, но и на что конкретно. На сооружение таблицы и сочинение формул уходит не один час, но результат кажется неплохим.

 

Ферапонтово

Ферапонтов монастырь

Наш путь из деревни лежит через Углич, Ярославль и Вологду. В Вологде остановились закупиться продуктами в большом супермаркете. Рассмешили таблички "неровный пол", стоящие по всему магазину перед огромными провалами в полу от разбитой плитки. Саня катал телегу с разбегу по сложнейшим траекториям, гремя банками со сгущенкой.
Дорога на Кириллов ухабистая и трясучая. Вечером заехали в Ферапонтово. Жаль, в это время сам монастырь уже закрыт. Это место нам очень дорого: Аню первый раз привезли сюда родители в корзинке в двухнедельном возрасте, а я много раз приезжал сюда в юности. 10 лет назад мы снова сюда заезжали в одном из самых первых наших автомобильных путешествий. Вот и сейчас мы попытались встать на ночевку в том же месте на озере напротив монастыря. Но теперь туда не проехать.


Бородаевское озеро
Дети

Остановились на ночь рядом с новым шоссе на остатках старой дороги из Белозерска в Вытегру. Больше 20 лет назад я проезжал по этой разбитой грунтовке автостопом на убитом газике, а вот теперь мы ночуем в палатке прямо на этой заросшей старой дороге...
Только мы поставили палатку, сразу же пошел дождь.

 


Дети совершенно очумели от радости, распаковывали спальники, раскладывали вещи, Саня привычно побежал по периметру палатки крепить дно. Когда мы забились все в палатку от дождя и комаров, замуровали все входы, я занялась готовкой, дети позалезали в спальники и начали играть в червячков. Папа блаженно растянулся на своем матрасе. Вся семья явно соскучилась по кочевой жизни.

 

День 2. (7 июля) Встали поздно, в 8 с небольшим. В палатке сварили манку на еще деревенском козьем молоке, позавтракали, быстренько собрались, минимизировав выходы из палатки на комарийник. Сложили палатку,  запаковали машину и повесили велики, выехали на дорогу в половине десятого.
Рассказывали детям о Русском севере.

Начинает меняться ландшафт, появляются холмы, пески и сосновые леса.  Интересные финно-угорские названия рек: Кема, Индоманка. Дорога стала чуть лучше, но временно. Никак не можем доехать до Медгоры, расстояние не сокращается вовсе, так как большую часть дороги едем не больше 60 км в час, иногда сильно меньше.  Кирилл вспоминает добрым словом друзей, посоветовавших нам эту дорогу, на джипе она, может, и хороша, но на старексе с четырьмя велосипедами, байдаркой и кучей вещей...


Онежское озеро


После Пудожа дорога идет вдоль восточного берега Онежского озера, но довольно далеко от него. В одном месте уже у Повенецкого залива на навигаторе стало видно, что озеро близко, мы свернули на грунтовку, преодолели две грязные лужи и оказались в отличном месте на берегу озера. Конечно, это не Онего, а Повенецкий залив, но все равно, очень красиво и просторно...

Пообедали бутербродами и овощами, дети поиграли в песке, побегали.


Остановились на обед

Включили аудио-книгу рассказов о животных Сетон-Томпсона. С удовольствием послушали «Домино» и «Мустанг-иноходец». Поиграли в пиратов. Остановились обедать в отличном месте на берегу Онежского озера при впадении реки Тикши. Кирилл с Ксенькой искупались, дети успели поиграть в обрывистом песчаном склоне в принцев с замками, перекусили бутербродами с сыром, приговорили сантаринскую дыню, которую нам вчера подарили Гетмановы. Сладчайшая и ароматная вещь…


Обед на Онежском озере
Новая церковь в Повенце
Повенец

Доехали в пятом часу до Медгоры. Заправились. Нас остановили на выезде из города, извинились и проверили машину. У них из зоны сбежал какой-то преступник, ищут его в выезжающих из города машинах. Дети слушают «Бинго» Сетон-Томпсона. А мы, наконец, многократное ура, выехали на мурманскую трассу. Кирилл втопил 140, откинул спинку и расслабился. На въезде в Лоухский район началось веселье: 200 метров асфальта, 400 – жуткой грунтовки, 200 – асфальта, 400 – грунтовки. И так часа два. До кучи реверсные светофоры и вышивающие по обеим полосам фуры. Всех капитально растрясло.


Мурманская трасса

На низкоскоростных разбитых участках детям мы разрешали ползать по багажнику

На ночлег встали в девятом часу на полуострове на озере Харкино. Все бы прекрасно, если бы не мерзостная мошка тучами… Поужинали, Саня расчехлил удочки, поймал хорошего окунька. Решили отпустить.


Рыбаки
Попытка поужинать и не стать ужином мошки

Ужинали, натянув на головы тканевые трубы, которые Саня надевает на горных лыжах под шлем. Мы с Кириллом вечером искупались и помыли головы в озере. На ночь прочитали следующие три главы «Добываек».


Вечер

День 3. (8 июля) Ночь была теплая, пахло багульником и мхом, слышался тихий плеск воды о камни у берега. Приятный запах и звук, напоминающий о байдарочных походах.

Встали в 8 утра, воздух в спальнях сильно нагрелся от солнца. Дети устроили привычную возню, перебравшись из свой спальни прямо в спальных мешках в нашу.

Завтрак

На завтрак допили последний литр деревенского козьего молока. Собрали лагерь, пошли на песчаный пляж купаться. Выруливать между соснами и камнями сел Кирилл и через десять минут отрихтовал левый порог машины по всей длинне, проскреб по какому-то пню. Эх. Сюда ювелирно заезжала вчера я. Люблю мужа, он не заморачивается и не грустит из-за таких вещей. Ну погнул, ну и ладно, едем дальше. Папа бы неделю страдал.


Мытье посуды
Сворачивает палатку
Выезжаем на трассу

Дизель подорожал. Север. 35 рублей за литр.
Мурманская трасса радовала недолго. 30 минут ехали 140 км/ч, потом опять ремонты, реверсы, грунтовки – едем 30 км/ч. Хоть вой. Так медленно мы не приближались еще ни к одной стране, в которой собирались путешествовать.


Катамаранщики пойдут по Тумче (Тунтсайоки)

После сворота с М18 на Саллу  дорога некоторое время приличная, за 50 километров до границы начинается жуткая гравийка, 4 километра – вообще крупный острый щебень. Мы реально боялись, что порежем колеса. Последние 20 км до границы – хороший асфальт.


Дорога на Алакурти

Но обед остановились у моста через реку. Мальчики расчехлили удочки, поймали сходу трех хороших окуней, потом кидали еще минут 20, но больше рыбы не было. Решили, что под этим перекатом три окуня и жило. Окуни тут более черные какие-то,  я их сразу попотрошила и кинула в пакете в холодильник, будет вечером хорошая уха. Поели бутерброды с икрой трески, сыр. Саня грустит, что папа его облавливает.


Рыбалка

Подъехали к последней бензоколонке заправиться на оставшиеся русские деньги, заметили объяву про зеленые карты и вспомнили, что у нас ее нет. Хотели купить, но денег нет, а карты и евро здесь не принимают. Дождались мужика, которого уже встречали на дороге, у него трос от ручника болтался по щебенке, Кирилл остановил его и показал. А теперь этот мужик разменял нам евро на рубли.
Карта на 30+15 дней обошлась в 4700 рублей.
Дизель тут на последней заправке 40 рублей за литр. С гринкартой возились минут 50, тетенька на кассе все перепутала, в итоге впустила Кирилла в свою будку, и он сам возился с компьютером и страховками, исправляя ее косяки.

На границе проторчали около 30 минут, хотя мы были единственными клиентами. И русские, и фины прогоняли всех пассажиров машины пешком через паспортный контроль типа того, что бывает в аэропортах. Русские погранцы еще заставили вынимать некоторые вещи из машины.


Граница тут какая-то странная — из советских времен. Сначала, километров за 10 въезд в погранзону, где первый раз проверяют документы. Потом на границе нас еще собирались оштрафовать, что мы очень долго находились в погранзоне. Предложил позвонить им той тетеньке на заправке, чтоб она подтвердила, что все это время мы ждали гринкарты, а не шпионили.
Машин здесь нет, таможенникам делать нечего, и они основательно нас осматривали, причем, как нам показалось, из любопытства: "Что тут у вас: байдарка!!! Палатка кемпинговая? Палатки горные? Кошки? Рюкзаки? Надувные матрасы да еще и коврики? Да еще и велики сзади? А оружие? Лопатка и топор! Как интересно!"
Финны тоже с интересом спрашивали о содержимом багажника, интересовались нашим маршрутом и сроками. Ответ, что поедем назад, когда кончатся деньги, повеселил их и полностью устроил. Вопросов, почему у нас только что выданный чешский годовой мульт, не задавали.


Финляндия

Олени на дороге

Едем на запад в сторону E75, смотрим на заоконный пейзаж, сравниваем только что виденные нами русские карельские пейзажи и финские. Сравнение не в нашу пользу. У нас все также невероятно красиво, но совершенно дико, ни полей возделанных, ни покошенных, ни почищенного леса, ни цветущих обочин. Тут, конечно, все иначе. Видна во всем заботливая рука человека, нет ощущения края света, как было у нас.
Заехали в маркет в каком-то селе, купили продуктов с небольшим расчетом впрок и всяких разных хозяйственных вещей, забытых дома: сковородку, тряпки, средство от комаров и т.д. Самое важное – купили зубные щетки вместо забытых. У детей кончился двухдневный праздник без щеток. Эти траты записываю во «всякое».
Едем дальше по ровненьким аккуратным дорогам, слушаем Сетон-Томпсона, наблюдаем пейзажи, грызем польские яблочки.



Встречали несколько раз оленей, лениво бредущих прямо по разделительной полосе, один раз встретили целое стадо с молодняком с розовыми рожками.

В Финке мошки не меньше, чем в Карелии

Ночевать встали в отличном местечке на реке, тут когда-то была старая дорога и мост. Сейчас тут живописнейший зеленый берег, небольшая полянка и кусты чего-то бархатистого по бокам.


Кухня
Уха из карельских окуней

Нам надо было утилизировать пойманную рыбу и собранные грибы. Сделала уху и картошку с грибной подливкой. Вкусно неимоверно. Особенно после двух ужинов с рыбными консервами.


Наша речка
Ужин: уха
Моет посуду

Посуду мыли дети. Кирилл обнаружил, что как-то неправильно собрал велобагажник, он криво висел в этот раз. Сняли все велики, Кирилл все починил как надо. Вечер был бы особенно хорош, если бы не комары и слепни. Видимо, тут из-за оленьего водопоя море слепней. Мы намотали на себя все, что было, как французы, бегущие от наших морозов. Смотрится смешно, но хоть как-то защищает от кровопийц.


Мытье посуды

Перед сном все искупались в реке, в палатку стремительно бежали прямо в полотенцах, чтобы не догнали тучи комаров. Прочитали еще три главы «Добываек», Кирилл наравне с детьми после каждой главы просил читать дальше. :)



У всех от полярного дня произошла путаница в головах. Невозможно ложиться спать, когда светло как днем. Дети в одиннадцатом часу устроили в своей спальне такую возню, что пришлось выставить их на улицу. Они носились вокруг лагеря с дикими воплями, убегали от комаров, снесли стол, рухнули на палатку пару раз. Им очень тяжело дались три дня непрерывного пути, у нас так никогда не было, всегда на второй день уже гуляем. Засидевшиеся дети, да еще и попавшие в полярный день, никак не могут заснуть. С большим трудом в начале первого часа заснули. Мы с Кириллом встали в половине третьего, вышли на улицу, посмотрели на солнце, низко висящее над лесом, и пошли досыпать.




День 4. (9 июля) Встали с трудом в начале восьмого, детей удалось поднять только к восьми часам. На улице солнце, но еще холодно, комаров мало, можно потерпеть.



Место для стоянки отличное, дети после завтрака снова сами помыли посуду. Они деляют это хорошо, но безумно долго. Собрали лагерь и в районе десяти выехали. Копались так долго из-за того, что сушили на солнце отпотевшее дно палатки, подкачивали шины, причесывали Ксеньку и два раза пили чай (сырные гренки тоже пришлось делать дважды).


Вешаем велики
в дороге

Едем дальше, пейзажи постепенно меняются, тут уже настоящая тундра, березки только карликовые. Иногда вдоль дороги начинает бежать велосипедная дорожка, значит, близко городок.
Мы заинтересованы в городах, нам нужен спортивный магазин, я умудрилась забыть дома сашкину софтшелку и вообще всю свою теплую одежду. Пока забирала рубашку у мужа, но надо бы купить себе и рубашку, и кофту.
Дети читают: Саня - «Голуби улетели» Уолтера Мэккина, я сейчас читаю его же «Бог создал воскресенье», Ксенька схватила из раскрасок пересказ диснеевского мультфильма «Красавица и чудовище».  Кирилл рулит в тишине и периодически взывает к нам, чтобы мы оторвались от книг и посмотрели в окна.
Ксеньку два раза тошнило, мы вовремя останавливались, Ксенька выпрыгивала, дышала, все обходилось, ехали дальше. Кирилл говорит, у него в детстве было также, теперь едем с открытыми окнами, чтобы ее проветривало. Я вижу, что со вчерашнего дня для нее началась настоящая адаптация, так как первые два дня мы ели обычную еду, пили деревенское козье молоко и т.д. А вчера перешли полностью на обычное для путешествий меню. Вечером она пожаловалась, что болит живот, съела смекту, никаких последствий не было. У Сани и у взрослых никакой адаптации нет.


Свернули с E75 на 92 дорогу, появились указатели Nordkapp. 92 дорога очень красивая. Под нее уже не выравнивали рельеф: узкая почти прямая асфальтовая лента круто взбирается на склоны пересекаемых долин и сбегает с них...


Перед въездом в Норвегию запускаем Norgeskart на планшете

Заехали в Каригасниеми заправиться перед границей с Норвегией, залили дизеля на 60 евро. Там же оказался небольшой выбор одежды, купили мне кофту и две недостающие взрослые повязки Buff. Надоело наматывать от комаров футболки. Дети попросили мороженое, купили (как всегда делаем в Европе) картонную коробку с шестью рожками за 2,90 евро. По одному рожки стоят от одного до двух евро, так гораздо выгоднее. Кирилл купил еще какие-то карабины для блесен. Все отлично. Дети слопали мороженое и устроили в машине драку подушками. Кирилл настроил Норгескарт на планшете, Озик на встроенном автомобильном навигаторе и ТомТом на телефоне, по нему мы едем с самого начала.


 

 

  Часть 2

     

Оглавление

На страницу с путешествиями