Западная Фракия - Восточная Македония

Родопы

Утро. На карте рядом с точкой А.

День 9. (2 июля) Встали в 7 утра, Ксенька вылезла удивленная на улицу и сказала: «Мама, как странно, это точно Греция? Я все еще мерзну! И где же море?» Девочка вспомнила, что под дождями в Румынии мы обещали ей греческое море и солнце. Надела штаны и кофту, ушла тискать щеночков. Рядом с палаткой обнаружили огромное дерево с еще совсем молодыми грецкими орехами, детей это развеселило, Греция встретила нас грецкими орехами. Выехали в 9 после сытного завтрака и долгих сборов.

Завтрак

Долина реки Нестос

Железная дорога по долине реки Нестос

Подъехали к городу Ксанфи, поразились контрасту с вчерашними турецкими деревнями. Там была просто квинтэссенция провинциальной Турции со всем ее особенностями, а тут привычная цивилизованная Европа, хотя не без турецкой примеси. Ведь 15 % населения - турки или помаки. В переулках вместе с церквами встречаются мечети.

Тропа по долине

Мы поехали к деревне Галани (на карте точка B-парковка), откуда начинается тропа по долине Нестос. Долина доступна или пешком, или на лодке, или на поезде. Железная дорога вьется вдоль реки, протыкая скалы множеством туннелей. Мы планировали вверх подъехать на поезде, а назад вернуться пешком по тропе. Но расписание поездов здесь очень неудачное. Поэтому нам пришлось идти пешком в обе стороны.

На тропе

Тропа иногда вырублена над рекой прямо в скале, иногда круто поднимается в гору, местами уходит от реки, чтобы пересечь боковую долинку. Но, к сожалению, нигде не подходит к реке. А прорываться к ней сквозь стену колючих кустов нет никакого желания.

Скамейка с "тентом" на тропе
Отдых

На девятый день путешествия мы попали в жару. Утром еще было нормально, но ближе к полудню стало серьезно жарко. Мы повернули назад и решили искупаться у точки старта, где мы оставили машину. Там река намыла большой песочный пляж.

Дети
Над рекой Нестос

Река Нестос
Пляж у деревни Галани

Вода ледяная! Смешная Ксенька сказала про воду, что она «плохохорошая», потому что очень холодная (освежает на жаре, но долго не поплаваешь), а песок у нее «крупномелкий».  В 13:40 вернулись к машине и поехали дальше, Кирилл обещает водопады. Посмотрим :)

Пока не купили игрушки для песка, в дело идут миски.

Просмотреть увеличенную карту
На карте рядом с точкой C, только чуть в стороне, метрах в ста от дороги

Обедать остановились у какого-то ручья, пока я суп грела, резала салат и сыры, дети залезли в воду. Тихо посидели, поели, дети еще поиграли в воде, а мы помыли посуду.

Пока ехали по раскаленной асфальтовой дороге, встретили черепаху, лениво переползающую через дорожное полотно. Кирилл резко остановился, Сашка выбежал, перенес черепаху, и мы поехали дальше.
В машине начали, наконец, серьезный разговор с Саней о Греции, ее истории. Я боялась, что у него будет страшная каша в голове из мифов, легенд, житий святых и прочего. Поэтому четко произнесли и разграничили античную историю и культуру Греции и христианскую. Начали с короткого экскурса в античную историю, я рассказала, что такое мифы и какие они бывают, зачем люди их придумали, потом перешли к христианской истории Греции,  прочли отрывки из книги «Евлогите!» об отношении греков к святым и святыням. И теперь, когда основа какая-то была положена, начали слушать Куновские мифы и легенды в варианте аудио-книги. У нас и бумажная книга с собой есть, буду читать на ночь с того места, где остановимся в машине.

Родопы: лес Стамна - Лепидос

Родопы

Мы едем по шоссе Ксанфи-Драма до крупного села Паранести, где сворачиваем на узкую извилистую асфальтовую дорожку, ведущую вверх по долине в горы в сторону Болгарской границы. Здесь на разном расстоянии от дороги есть несколько водопадов и каменных мостов через реки. Их мы присмотрели заранее по Гугль снимкам.
Но найти их оказалось не так-то просто. Указателей совершенно нет. Здесь устраивает походы-экскурсии местный национальный парк, и гиды знают, что где находится.

Тропа к водопаду

Проехали мимо пары мест, где должны быть водопады, но так и не нашли тропинки, начинающейся от дороги. После деревни Дипотамо кончился асфальт, и теперь мы ползем вверх по ухабистой грунтовке. Вот в районе точки D, где у нас указан один из водопадов, нашли тропу, круто спускающуюся от дороги вниз в глубокое ущелье. Оставили машину и пошли гулять.

От дороги до водопада спускались минут двадцать. По пути набрали пакет белых и таких крепких моховиков, у которых синеет срез. Спустились на дно ущелья и онемели от удивления: никак не ожидали увидеть такой красивый водопад!
Погода здесь в горах как-то к купанию не располагала, мы пофоткали и пошли назад вверх к машине. Это потом дальше в путешествии мы будем купаться не то что в каждом водопаде, а вообще в любой чистой воде на нашем пути.

Семейка
Родопы: лес Стамна-Лепидос

Продолжаем лезть вверх по горной грунтовке. Иногда встречаются неприятные крутые подъемы с рытвинами и канавами, промытыми дождями, которые тут не редкость. На поворотах ущелья и серпантина открываются просторные виды на Родопы, подсвеченные вечерним солнцем.

Долина, из которой мы поднялись

Иногда проезжаем мимо полянок, уставленных множеством разноцветных ульев, попадаются вагончики - базы лесорубов, проехали какое-то хозяйство, где даже устраивают горные походы на лошадях. Наша цель - присмотренная в гугле большая поляна с ручьями, совсем рядом с границей. (На карте точка E) На фотках горные туристы на ней устраивали ночевки в палатках.

Дикий кемпинг в Родопах

Карабкались-карабкались на эти Родопы по чудовищным серпантинам по грунтовке, а наверху чудо какое-то – огромное плато с ручьями, цветами, коровами и редкими соснами. Красиво необыкновенно….

На ужин будет BBQ

Поставили палатку, устроили гриль, веселились с детьми и болтали до вечера, разрешили им прямо в спальниках сидеть за столом и пить чай. Они были в полном восторге от происходящего. А чай того стоил, заварили чабрец, а утром мяту заваривали, и все это богатство рвали прямо у палатки. Люблю горы.

Удивило, что тут не коровы ходят с колокольчиками, а собаки-пастухи. К нам прибежали три пса от стада и стали вынюхивать в траве около грильницы что-нибудь вкусненькое. Мы отдали им объедки, они слопали, огрызаясь друг на друга, благодарно повиляли хвостами, но тормошить себя детям не дали. Дети огорчились, но заключили хором, что взрослых псов они любят меньше, чем щенков.

Сейчас сижу, пишу это рядом с палаткой, на горы спускается ночь, видны силуэты кривых сосен на фоне быстро темнеющего неба, звенят колокольчики псов-пастухов, дети спорят о чем-то в палатке, мы разнесли их в разные спальни, но расстояние помехой не стало, на плите у меня варятся белые грибы, которые мы насобирали в горах, пока гуляли по тропе до водопадов, аромат разносится вокруг невероятный. А во рту все еще вкус крепкого чая с чабрецом – вкус горного похода.

Утро

День 10. (3 июля) Встали поздно, в 8 утра. Я проспала будильник и проснулась только от звуков пил лесорубов. От вчерашней вечерней хмари и следа нет, небо ясное, луговина залита солнцем, но роса еще не высохла. Бегаем босиком, чтобы не промочить обувь. В тени трава ледяная, на солнце – теплая. Вода за ночь совсем остыла, умываться холодно. Дети бегали гулять к ручью и к лошади, которая паслась местрах в трехстах от нас. Прибежали вчерашние собаки с колокольчиками, обнюхали все вокруг и доели остатки детского геркулеса.

Утро в Родопах
Собирают чабрец

Каша
Чай с чабрецом
Ксеня
Утренние сборы
Родник
Дорога

Пока Кирилл паковал машину, мы с детьми все пропылесосили, разобрали игрушки и книги,  помыли полы. Здорово, когда чисто.

Теперь мы возвращаемся вниз. Сегодня должны, наконец, искупаться в море. Проехали мимо родника, который приметили еще вчера, и заправили водой все все наши емкости - около 60 литров. И очень удачно. Потому что в неофициальном кемпинге, где мы потом жили на море, была только непитьевая пресная вода.

Спускаемся вниз. На космоснимках отслеживаем, где надо остановиться, чтобы найти тропу к водопадам
Дорога

Старый каменный мост для вьючных животных мы так и не нашли, зато немного прогулялись по горной дороге вдоль речки. Едем дальше, будем пытаться найти водопады.

Брод

Черепаха!

С водопадом повезло больше. Мы нашли съезд с дороги (точка F), откуда вела тропинка по мостику через речку в лес. На развилке нашли надпись про водопады на камне и нарисованную стрелку.

Водопад Агиа Варвара

К водопаду мы подготовились: взяли с собой из машины полотенца, шампунь и гель для душа. Место оказалось просто замечательное: лесная лужайка со столиком, а рядом ванна с водопадом.

Вода была довольно холодная, но все же не ледяная. Всем очень понравилось купаться под водопадом!

Вернулись к машине и покатили дальше.

Филиппы

Храм
Театр

Подъезжая к Филиппам, останавливаемся в тени деревьев у ручья обедать, чтобы гулять по раскопкам с сытыми детьми. Пока я мою посуду и собираюсь, Кирилл читает сначала из путеводителя Роуж Гайд про Филиппы, потом из книги «Евлогите». У касс выясняем, что раскопки закрываются в 15:00, а мы подошли в 15:30. Жалко очень. Кирилл решает перелезть через забор и погулять там, а мы с детьми зависаем на площадке, мне лезть через забор не хочется. Амфитеатр видно и от площадки.

Агора, а сзади остатки раннехристианской базилики
Саркофаг
Апостол Павел в темнице в Филиппах. Современная фреска в храме у баптистерия

Филиппы сейчас – это руины позднеантичного времени. Христианам они интересны тем, что это первый город Европы, в который пришли апостолы. В 46 году апостол Павел ступил на этот берег, он встретил у реки Лидию и проповедовал. Она стала первой европейкой, принявшей христианство. На месте ее крещения на реке около Филипп стоит храм-баптистерий, в котором и сейчас греки крестят своих детей. Интересная история нахождения апостола в Филиппах, его обвинили в распространении веры, запрещенной в Римской империи, за совершенное чудо изгнания бесов, избили и посадили в тюрьму. Любопытно, что обычно апостол Павел сообщал, что он римский гражданин, чтобы избегать побоев, но в этот раз он ничего не сказал о своем статусе. Исследователи думают, что это связано с тем, что апостол был не один, с ним был ученик Сила, не являвшийся римским гражданином. Если бы апостол сказал, то его не тронули бы, а Силе бы досталось за обоих. Ночью в тюрьме они молились, стены и оковы рухнули, и воин, стерегший их, уверовал и проводил их к себе домой, омыл раны и накормил. Эти сцены изображены на фресках в храме-баптистерии святой Лидии.

Баптистерий на речке, где была крещена Лидия
Крещальня с проточной водой

Теперь вбиваем в навигатор далекую точку на побережье в 100 км отсюда и едем с остановкой в маркете. Слушаем Куна, Сашка очень внимательно слушает и задает вопросы. Изумляется, что боги у греков – это такая скандальная семейка, которая постоянно делает друг другу гадости.
Кирилл в своем репертуаре, он нашел еще в Москве на гугль-картах какую-то уединенную бухточку на полуострове и хотел подъехать туда и встать дичком. Выяснилось, что асфальта туда нет, грунтовки петляют по горам над морем на большой высоте, постоянно распадаясь на множество дорожек различной степени проходимости. С трудом доезжаем до точки, понервничав как следует. Тут действительно райская бухта: горы, лес и песок. Но Кириллу не одному она приглянулась, тут стихийный кемпинг греков из Салоник. Нас тут же подхватывает многочисленное семейство какой-то русскоговорящей гречанки, помогает обустроиться рядом с собой, показывает все на свете, прибирается, заметает листья, отводит к своим собственным раковинам для мытья посуды и т.д. Когда мы ужинали, гречанка пришла и подарила здоровую пачку шоколадных хлопьев, предлагала молока. Тискает Ксеньку, целует, хватает за щечки.

В кемпинге

Перед сном сходили с налобниками погулять вдоль моря. Легли на остывший песок, задрав носы к небу, рассматривали звезды. У Куна как раз только что был рассказ про Персея, а большая часть героев этого мифа перекочевала на небосвод в качестве созвездий. Плохо, что мы так и не удосужились выучить никакие созвездия, кроме Медведиц.
Ночью было тепло, мы первый раз спали без спальников под простынями и пледами.