Румыния

Горы Фагараш - Fagaraș monti

Выходим на маршрут

Перед въездом в туннель на самой высокой точке Трансфагарашна устроен целый туристический комплекс. Тут есть пара отелей в альпийском стиле, большой рынок сувениров, кафе и рестораны, а также спасательная станция. Вот туда-то я и направился, чтобы подробней узнать про выбранный еще в Москве по гугль-карте маршрут. В альпийском домике очень приятная обстановка: большой зал, увешанный картами, фотографиями гор и каким-то характерным для всех альпийских приютов запахом. Спасатель подвел меня к карте и рассказал про маршруты. Задуманный мной маршрут до озера оказался на 9-10 часов в одну сторону. Но у меня был запасной: до другого озера. На него дядька отвел 3-4 часа. Он подробно рассказал, как идти, и какая маркировка троп будет на нашем пути. Я ему рассказал о наших планах заночевать на озере, он все одобрил. Потом спросил, сколько нас, (он типа отвечает за безопасность в этом районе) и посоветовал купить карту в сувенирных лотках.

Один из первых привалов

Вышли на маршрут в 14:15 по местному времени, пришли к горному озеру в 19:30 (5:15 в пути).

Изначально мы планировали устроить тут небольшой трекинг для того, чтобы подготовить Ксеньку к греческим горам, Кирилл нашел небольшой трехчасовой маршрут по хребтам и вершинам к высокогорному озеру, мы рассчитывали быстренько его пройти по широким надежным маркированным тропам и весело провести с детьми долгий вечер. Но не тут-то было.

Подъем стал наконец-то поположе

Сразу же с первой сотни метров маршрута начался жесткий крутой взлет. Фактически на одном месте короткими зигзагами медленно ползем в очень крутой подъем. Учу детей правильно идти и дышать, чтоб экономить силы.

тропа по гребню

На тропе
Что-то типа рододендронов
Туристка

Через часа полтора-два тропа стала выходить на скальные выходы, по которым пришлось проходить, используя руки, были большие перепады высот с крутыми подъемами и спусками по осыпям, кое-где были протянуты стальные перила, где прямо под скалами начинались обрывы, пару раз приходилось идти по снежникам.

Скалы
В сложных местах иногда провешен трос

Очередной привал
Прошли половину
В тумане

Ветер неимоверно портил жизнь, облачность повыше Трансфагарашн была поменьше, но все равно сильная. Ксенька была явно шокирована, она не попадала еще на крутые горные тропы с рюкзаком. Первые часа полтора пути она проныла, мне пришлось идти и страховать ее сзади и постоянно одергивать, чтобы следила за дыханием, не скулила, делала много маленьких шагов, а не мало больших, шла по осыпи не по прямой, а по синусоиде и т.д. Ей было тяжело.

Долина
Где тропа?
Без рук не пройти
Тропа ведет через вершину

Через три часа пути мы проверили по gps, где находимся, сверились с картой и поняли, что прошли едва ли половину пути. Вечерело и холодало на глазах. Мне пришлось отдать свою кофту Ксеньке и надеть ветровку поверх футболки. Сашка потряс своей мужественностью. Ни разу за всю дорогу не пикнул, на крутых подъемах часто останавливался, оборачивался и комментировал, куда лучше ставить руку и ногу, бдил, чтобы Кирилл не убегал далеко вперед от нас.

В облаках

Когда пошла череда скальных выходов, я попросила страховать Ксеньку Кирилла, потому как сама с трудом шла и боялась не поймать ее в случае чего. У меня закоченели пальцы и просто держаться за стальной трос было сложно.

Через часа 4 пути Ксенька взвыла, что дальше идти не может, она действительно устала, Кириллу пришлось брать мой рюкзак, а мне ее на спину. На обратном пути на следующий день мы прикинули, что пройти в таком состоянии самую сложную часть маршрута смогли явно только в состоянии аффекта. Саша по-прежнему бодро шел сам и тащил свой увесистый рюкзак. На привалы вставали не часто, так как сильно мерзли, боялись простудить детей. Часто шли внутри сырого и холодного облака.

Наконец, показалось наше озеро!

Ветер
Холодно

В какой-то момент увидели впереди вдалеке озеро, это придало всем сил. В 19:30 подошли к берегу озера, обсуждая, где лучше встать, чтобы укрыться от ветра, и услышали от вышедшего нам навстречу спасателя: «Ветер тут везде!» Загорелый дядька-румын в пуховке и шапке говорил по-русски! На озере есть нечто вроде пункта спасателя – ангар, в котором можно переночевать в случае чего.

Озеро и приют

Ручей из озера

Кирилл выбрал место прямо у озера, быстро-быстро поставил на камнях палатку, и мы с детьми сразу туда залезли. Обустроились, расстелили пенки и спальники, в одном тамбуре положили рюкзаки, в другом обустроили кухню. Дети залезли в спальники. В тамбуре, не выходя из палатки, я начала готовить ужин, Кирилл тоже забрался к нам, стал играть с детьми в семейки. Это был момент или даже не момент, а вечер, абсолютной эйфории. Мы дошли, это во-первых. Во-вторых, всем тепло, светло, хорошо и уютно. Снаружи ветер рвет в клочья облака, периодически слышится шум камнепадов, сгущается темнота.

Дети наелись горячей гречкой с тушенкой, напились чаю с печеньем, развесилились, мы так душевно с ними посидели, пиграли. Потом даже так осмелели, что сходили перед сном погулять у озера с налобными фонариками. Но холод быстро загнал всех в палатку. Легли спать в трехместной палатке вчетвером валетами через одного. Спали как убитые с 22:30 до 7 утра.

Кухня
Ужин

День 6. (29 июня) Утро было прекрасно, как и озеро, на берегу которого мы стояли. Дети оделись и убежали возиться с камнями у берега, я начала варить кашу, Кирилл вынимал и просушивал на солнце отпотевшие спальники.

Озеро и палатка
Утреннее умывание
Утро
Завтрак

Завтракать сели на здоровом плоском валуне у берега, греясь на солнце и рассматривая пейзажи, открывшиеся сегодня из-за ушедших облаков и тумана. Собрались, уложили рюкзаки, бодрые дети пошли вперед, споря, кто будет идти первым и выбирать дорогу, выискивая маркировки.

Походница
Снова в путь!

Я шла как обычно замыкающей и тихо изумлялась Ксенькиному преображению, вчера она изнылась и измучила всех нас, сегодня она бежала вперед, не закрывая рта, обсуждая все на свете: все встречные цветы, свои мечты, сказки про горы и т.д. Так она и дошла до конца, не пикнув ни разу. Это было поразительно. Мы с Кириллом радовались как малые дети, еще один горный ребенок, все хорошо, вчера была адаптация. Как замечательно. Стоило идти на этот сумашедший маршрут хотя бы ради того, чтобы приобщить Ксеньку к нашему семейному горному сумашествию, хотя наверное можно было это сделать более гуманным способом. Но у нас в семейке все всегда так, либо никак, либо сразу с головой.

Горы
Туристы
Скалы
Снова вверх

Сегодня суббота, на маршрут вышла толпа народа, мы постоянно встречали на своем пути группы румын, шедших нам навстречу, но детей младше 17-18 лет не видели ни разу. Про Ксеньку у нас несколько раз спрашивали, сколько ей лет, откуда мы и т.д. Пару раз встречали группы на осыпи и боялись, что они спустят на нас камни. Чем ближе спускались к дороге, тем хуже становилась погода, опять холодно и опять облака…

Снова приходится лезть
Привал
Ветер нагоняет облака
Погода портится
Отдыхаем
Привал
Самая трудная часть маршрута. Видно наше озеро
Подъем
Аня
Дети
Вперед
По пологой набитой тропе по хребту очень приятно идти
Овцы

Обед в альпийском стиле
С новыми силами
Устал

Вышли с озера на маршрут в 9:15, пришли к Старексу в 14:45 (5:30 в пути). При этом мы шли явно быстрее, чем в прошлый раз, но чаще останавливались на привалы и перекусы.

Старекс стоит на месте

Получилось, что наш трекинг в горы продлился чуть больше суток, из них  10:45 – горная тропа.

Старекс завелся и заглох...