Бойковские Карпаты |
(Часть 2)
Дрогобыч
День
4. (1 января) Постарались выехать пораньше. Дозвониться до хозяйки апартаментов не удалось - не брала трубку. Мы закрыли дверь и забросили ключи в кухонную форточку с балкона внутреннего двора. Потом отправили хозяйке смску. |
Угол Рынка |
Читаем про город |
Дрогобыч - древний город, расположенный в 60 км от Львова. Даниил Галицкий, его сын Лев и их приемники продолжали усиливать городами западные рубежи Галицко-Волынского княжества. Были укреплены Львов, Холм (Хельм), Перемышль, Ярослав, Дрогобыч... От сооружений XIII века осталась мощная крепостная башня, переделанная позже в соборную колокольню. Ее и польский готический кафедрал мы увидем в конце нашей прогулки по городу. Город разбогател на торговле и на добыче соли из местных копий и варниц. |
Рынок |
Ратуша |
Троицкий униатский собор, 1690-1709 гг. |
Как всегда первым делом идем в центр города на Рынок. Рынок просторный, наверное, даже больше Львовского. В центре стоит Ратуша с башней. Как и во Львове, Ратуша здесь скучная - середины XIX века. На одном углу Рынка стоит Униатский собор, на другом - латинский. |
Колокольня церкви св. Юра |
Мы не надеялись, что попадем внутрь этих церквей, 1 января музей не должен работать. Но из окна соседнего дома нас окликнула женщина и предложила открыть церковь. Мы заплатили за билеты и за фотографирование (по 5 гривен с каждого кадра). Церковь св. Юра самая известная в Карпатах благодаря своему интерьеру. Ее и соседнюю хотят включить в Юнеско, но есть некоторые проблемы. Например, по словам хранительницы, государство не дает не копейки на реставрацию, пытаются поддерживать храмы на деньги, собранные с туристов. |
Церковь св. Юра, 1656 г., колокольня 1678 г. |
Церковь чрезвычайно живописна! к основному объему примыкает с востока алтарь, а с запада бабинец (притвор, называется так, поскольку там раньше стояли на службе женщины). И храм и алтарь и бабинец увенчаны восьмигранными куполами. С севера и юга к церкви прилеплены маленькие клиросы тоже с куполами. Храм обшит гонтом - своеобразная обшивка из дранки мягко обтекающая все формы церкви. Жаль, что вся эта красота скрыта за строительными лесами. |
Колокольня |
Иконостас, 1656-59 гг.
|
Христос и сцены земной жизни |
Страшный суд. Праведники идут в рай |
Стена со Страстями
|
Страсти Христовы |
Росписи можно рассматривать часами! Удивляет техническая сторона: роспись сделана по левкашенным обтесанным бревнам, но больше всего изумляешься колориту. Канонические церковные сюжеты здесь выполнены на фоне местных пейзажей и местных интерьеров того времени. Да и люди все в одеждах XVII века. Во многих сценах прослеживаются всякие бытовые народные мелочи, но в тоже время по некоторым композициям видно, что художник знаком со знаменитыми шедеврами западноевропейской живописи. |
Верх иконостаса и росписи восточной стены, вид из часовни бабинца |
Мученические смерти апостолов |
Роспись бабинца |
Церковка в бабинце. Иконостас с местными иконами, его продолжают праздничны ряд и деисус росписей На нулевом ярусе под местными иконами ветхозаветные сцены |
Бабинец поделен на два яруса. На втором ярусе находится небольшая церковь со своим алтарем и иконостасом. Причем ее алтарь является балконом на западе основной церкви. Церковка в бабинце тоже расписана. |
Западная стена бабинца |
Вход в Иерусалим |
Апостол Филипп крестит евнуха |
Бегство в Египет |
Христос на море Галилейском. Призвание апостолов |
Иисус же воста, запрети ветром и морем, и бе тишина велия. Кто Сей есть, яко и море и ветры Его послушают? |
Распятие с предстоящими |
Женя |
Аня |
Сестры |
На дворе 1 января |
Галерея вокруг церкви |
Галерея |
Церковь Воздвижения
Церковь Воздвижения, 1635 г. |
Посмотрев подробно первую церковь, слазав на хоры, отсняв и рассмотрев большинство сюжетов росписей, мы спросили у тетечки, не откроет ли она нам и вторую церковь. Выяснилось, что они открывают вторую церковь только группам от 10 человек. Мы предложили заплатить за десятерых и за фотографирование. Тетечка охотно согласилась. По залитому солнцем бесснежному городу пошли ко второй церкви. Так мы совершенно неожиданно попали внутрь двух известнейших бойковских церквей. Вторая церковь находится на территории пожарной части и попасть к ней можно только пройдя через пропускной пункт. |
Церковь Воздвижения, 1635 г. часовню над бабинцем поставили в1675 г.
|
Воздвиженская церковь по размерам примерно такая же, как церковь Юра, но выглядит более монументально благодаря мощному объему основной части и высокому шатру. Когда не было часовни над бабинцем, церковь выглядела еще более значительной. |
Церковь Воздвижения |
Колокольня |
Вход |
Иконостас |
Воздвиженская церковь тоже была полностью расписана, но ее росписи не так хорошо сохранились. Самые интересные в алтаре - ровесники самой церкви. Росписи клиросов не такие интересные. |
Росписи в алтаре. Диисус |
Потолок алтаря. Ангелы, евангелисты, Знамение |
Мученичества апостолов (над иконостасом) |
|
Семейка |
Улицы Жупна и Даниила Галицкого |
Башня собора |
Затем мы вернулись на Рынок Дрогобыча и осмотрели древний польский средневековый собор с мощной башней. Собор произвел на нас большое впечатление! Кирпичный огромный костел, такие в Польских городах стоят в углах Рынка и называются либо собором, либо Фарным костелом, в зависимости от статуса города. Интерьер собора тоже очень хорош! |
Кафедральный костел св. Варфоломея (Вознесенский) XIV-XVI вв. |
Портал |
Интерьер. Росписи XIX века |
Западный фасад костела |
Вертеп
|
Напоследок, перед тем как покинуть Дрогобыч, мы спустились с Рынка по пологой горке к заброшенной Хоральной синагоге. Синагога эта - крупнейшая в Восточной Галиции, она была построена в 1842-65 годах для большой еврейской общины города. За образец при строительстве взяли синагогу в немецком городе Касселе. |
Площадь Старый Рынок |
Хоральная синагога |
Самбор
Ратуша на Рынке |
До Самбора от Дрогобыча 30 км разбитой дороги. Центр города лежит на холме, к которому надо подняться по живописной наклонной улице, плавным поворотом ведущей к Рынку. |
Рынок в Самборе |
Ратуша |
Рынок
|
Пора было обедать, и мы не сразу нашли работающее заведение 1 января. Поели в чем-то вроде столовой, но вполне сносно. Пока мы ждали еды, пришли местные дети и стали посыпать нас рисом, мы дали какую-то денюжку. |
Дома на Рынке |
Бернардинский монастырь: костел св. Станислава, 1705-1751 гг. и еще какое-то здание |
Улица Мазепы |
Новая церковь на улице Мазепы |
Дома в Самборе |
Костел Иоанна Крестителя |
Улица Сагайдачного |
Униатская церковь Рождества Богородицы, 1738 г. |
Лаврово
Собор в Лавровском монастыре |
Вселенский собор |
До Лаврово от Самбора около 30 км. Уже ясно, что больше мы никуда не успеем, хорошо бы в Лаврово попасть хоть при каком-то свете. Дорога идет сначала на юг, а потом надо свернуть в долину вверх на запад к самой границе с Польшей. |
Роспись бабинца |
Монастырь известен своими фресками XV века, от которых осталось несколько фрагментов в бабинце. Фрески выполнены серьезными мастерами. В этих жалких изуродованных остатках просвечивает изысканная красота Русского ренесанса - искусства Золотого XV века. В Галиции, да и вообще на западных окраинах Руси таких фресок почти не осталось, только в каплице в замке Люблина и в капелле св. Креста Вавельского собора в Кракове. |
Акафист |
Икона св. Онуфрия, XIX в. |
Пока мы смотрели фрески, пока гуляли по монастырю, стемнело. Пришлось отказаться от части сегодняшней пргораммы. Бойковские деревянные церкви посмотрим как-нибудь в другой раз... А теперь мы возвращаемся на разбитую Н-13 и едем по ней на юг в горы. Проезжаем Ясенницу Замкову, Турку, смотрим в темноте на силуэты бойковских деревянных церквей и едем дальше. Обидно! Вот они минусы зимних путешествий. Ничего не успеваешь за короткий световой день. |
Часть 1 | Часть 3 |