Вьенна: Пуатье. Дорога домой

Неолитические дела в Бугони, Пуатье, Шовиньи, аббатство Сен Савен, дорога домой

День 40. (2 августа) Ночью начался дождь, Мы с Кириллом выскочили убирать одежду с веревки и кухонные коробки. Влажная и теплая ночь совсем не похожа на океанские, ни запаха соли, ни ветра. Вокруг все тихо и зелено.
Утром дождя не было, но пока дети вставали и бегали чистить зубы, начало накрапывать. Занесли стол внутрь, позавтракали. Собирались быстро, паковались. Кирилл распихивал свои 26 литров вина по багажнику, который и без того еле закрывается.
Пока Кирилл с Севкой убирали палатку, я сбегала на ресепшен расплатиться. Мне нравятся такие разговоры, когда нет общего языка. Мы с милой девушкой долго объяснялись, писали друг другу цифры на бумажке, показывали на пальцах, смеялись. И в результате за ночь с нас взяли рекордно мало – 11 евро за все (3 взрослых, 2 детей, 1 машина, 1 тент).
Сегодня едем в сторону дома, досматриваем Аквитанию.

Первым делом поехали под дождем искать неолитические постройки в Бугони. Эта деревенька славится производством козьего сыра, больше там нет ничего и никого. Мы долго-долго кружили по двум имеющимся улочкам, пока не увидели подтянутую старушку в костюмчике, вылезающую из машины, она нам сперва объяснила на словах, где искать памятники времен неолита, потом нарисовала на бумажке, потом махнула рукой и проводила нас на своей машине до нужного места.

Неолитические дела рядом с Бугонью

Центр городка Бугонь
Муниципалитет
Церковь
План парка с неолитическими делами

Всякие доисторические артефакты обычно нам не интересны. В отзывах нас даже упрекали, что мы пропускаем какие-то важные дольмены и прочие доисторизмы. Вот мы решили здесь во Франции пойти взглянуть на эти сомнительные древности.

Какие-то проходу между тумулами
Тумулы

Здесь в окрестностях Бугони были обнаружены некие странные артефакты. Ничего никто про них не знает, только строят какие-то смутные догадки. Понятное дело, что к истории, как к науке, это не имеет отношения. Датируют все эти дела от 3500 до 4000 лет до Р.Х.

Разные тумулы

Вроде бы считается, что эти тумулы предназначались для погребения. Главный лейтмотив всего парка-музея это, "когда еще в Египте не было пирамид, у нас уже все было". Посетителям на разные лады с помощью сравнительных картинок и наглядных временных лент пытаются вдолбить эту мысль.

Очередная тумула

Доисторических артефактов для такой большой территории музея явно не хватало, вот сюда и притащили всяческие крестьянские овины, навесы и тд. Заточено здесь все в основном под большие группы скаутов, которые приезжают сюда, поют песни у костра и смотрят на древности...

Не уверена, что это то место, которое необходимо обязательно увидеть. Однообразные каменные курганы эпохи неолита – вот и все.
И много-много ерунды вокруг для школьных экскурсий. Но мы хорошо прогулялись, благо дождь к этому времени уже закончился, дети побегали.

Poitiers - Пуатье

Кафедрал Сен Пьер

Про Пуатье слышали все. Город известен благодаря трем "битвам при Пуатье", значимым не только в истории Франции, но и всей Европы.
Первым делом, конечно, мы смотрим собор. Машину оставили во дворе собора и пошли в город сквозь собор. Вошли в боковой вход, а вышли через главный.

Порталы собора
Тимпан центрального портала
Тимпаны боковых порталов
Детали западного фасада

Собор строили с конца XII века по XIV век. Как обычно во Франции главный городской собор - готическая постройка. Это один из лучших образцов так называемой Анжуйской готики. Собор еще известен своим большим органом XVIII века.

Горгулии
Угол портала
Продольные нефы
Витражи собора
Улица Faguet
Гранд Рю
Церковь Нотр Дам де ля Гран

Конечно, Пуатье знаменит своими уникальными романскими церквами и прежде всего удивительной церковью Богоматери Пуатье (Нотр Дам деля Гран). Вообще эта церковь - один из самых совершенных образцов Романской архитектуры во Франции, а ее западный фасад известен на весь мир.

Над лицами поработали то ли революционеры, то ли реформаторы...
Рождество Христово

Адам и Ева

Интерьер церкви Нотр дам де ля Гран

Площадь Свободы

Церковь Сен Жермен
Клюнийское аббатство. Церковь Монтьернеф

В Пуатье размечено три туристических маршрута. Они разными цветами помечены прямо на мостовой. Но мы не особо их придерживались, поскольку составили из них некую компиляцию, чтобы захватить самые интересные романские памятники города.
От церкви Богоматери Пуатье мы довольно долго идем по городским улицам на север к церкви Монтьернеф. Снаружи церковь особенно не увидешь, тем более, что ее западный фасад обновили в XVII веке. Зато ее романский гармоничный интерьер стоит столь дальней прогулки...

Портал XVII века
Алтарь
Церковь Монтьернеф
Деамбулаторий

Затем мы по узеньким кривым уличкам с фахерверковскими домиками вернулись снова к церкви Нотр Дам де ля Гран и продолжили движение дальше в сторону южного конца города.

Этот город нам запомнится своими красивейшими соборами и казусом в ресторане. Решили пообедать в ресторанчике, время уже подошло. Нашли, сели, заказали четыре блюда, потом десерт (Кирилл расщедрился под конец поездки, ведь через несколько дней мы планируем быть дома). Все это съели, Ксеня давно уже изображала на поваленном стуле наездницу, а Саша пытался помыть свой перочинный ножик в рюмке. Нам принесли счет. Кирилл привычным жестом дал мою авангардовскую карточку, и (оппа!) – денгьги на ней кончились. Официантка хмурится, берет из кирюшиных рук вторую карточку (его зарплатную) и (оппа!) и на ней деньги кончились! Такого просто не бывает, чтобы две карты кончились одновременно. Заглядывает в кошелек, а там наличности тоже почти нет, половина нужной суммы! Мы все тихо впадаем в панику, деньги есть в машине, но официантка этого не понимает, и по английски не говорит. Тогда Кирил предлагает ей взять наличность, а остальное опять прощупать на картах. И, наконец, со второй попытки получилось. Все как в той поговорке: "Веселились, веселились, посчитали, прослезились!"

Дворец Правосудия

Дальше мы прошли к дворцу правосудия - бывшей средневековой резиденцией графов Пуатье. Затем вышли к церкви св. Порше, но она была вся в строительных лесах, вернулись на площадь Леклерк и направились назад к собору, у которого была припаркована наша машина. К церкви св. Илария мы решили подъехать на машине, поскольку она стоит не близко к центру, и по дороге нет ничего интересного.

Церковь Нотр Дам де ля Гран

Рю де ла Кафедраль

Раннехристианский баптистерий, IV век
сонные туристы

Перед тем, как поехать к церкви Илария, мы посмотрели раннехристианский баптистерий, к сожалению, закрытый, и сходили к цекви св. Радегунды. Эта однонефная романская цековь производит большое впечатление своим алтарем, особенно мощными колоннами с резными каменными капителями амбулатория.

Церковь святой Радегунды
Церковь святой Радегунды, алтарная часть
Витражи алтаря
Росписи алтаря
Лестница в крипту
В крипте
Церковь святой Радегунды

Церковь святого Илария

До церкви Илария мы подъехали на машине. Это большая романская структура сложной формы. Впечатляет ее ясный и красивый интерьер.
Вообще Пуатье запомнился именно своими большими романскими церквами. Сам по себе город вполне обычен, но его церкви - это просто апофеоз романского искусства!
Но сегодня нас ждет еще одна серия романских памятников, не менее значимых, чем в Пуатье. Мы направляемся в небольшой городок Шавиньи.

Шовиньи

Епископский замок, замок Харкурт, церковь Сен Пьер, донжон Гузон
Донжон Гузон

Сам городок лежит на равнине на берегу реки, а над городом на скалистом холме возвышаются три замка и коллегиал Сен Пьер - большая романская церковь.

Церковь Нотр Дам в Нижнем городе
Церковь Сен Пьер и донжон Гузон

Донжон Гузон

Замок Гузон был построен в XIII веке для семьи Гузон. Стоящая рядом церковь Сен Пьер привлекает основное внимание. Внешне - это обычная большая романская церковь, зато ее интерьер необычен. В XIX веке немного перестарались с реставрацией под старину и расписали стены под каменную кладку. Но самое интересное на востоке в алтаре церкви.

Интерьер церкви Сен Пьер
Алтарь Сен Пьер
Церковь Сен Пьер с востока на запада
Вавилонская блудница?
Поймала парня

Капители 6 колонн амбулатория широко известны в мире искусства. Любители Средневековья постоянно копируют отсюда всяческих дьяволов, драконов, бесов, грифонов, львов, сфинксов и прочих чудовищ.
Это стоит того, чтобы тщательно осмотреть каждую капитель...

Сфинксы и драконы

Башня
Вход в крипту
Во дворе аббатства

Последний пункт нашего путешествия - аббатство Сен Савин. Церковь построили в XI веке, потом много раз достраивали и восстанавливали после войн. Ее романский интерьер похож на интерьеры виденных нами храмов в Пуатье и Шовиньи.
Но Сен Савин знаменит другим - фресками XI века, частично сохранившимися на сводах главного нефа.

Ксеня
Господь (иконография "Ветхий деньми") благословляет Ноя строить ковчег
Ноев ковчег
Сцены из Апокалипсиса

В машине у аббатства в Сант Савине Кирилл открыл мишленовский атлас и сел выбирать наиболее короткий обратный маршрут. Кирилл тяжело вздохнул и стал вбивать в навигатор нужное название. Бедный папа, мы с детьми опять прервали раньше времени его отпускные планы, он, конечно, не собирался ехать домой прямо с атлантического побережья без остановок. Но все уже устали, дети все чаще вспомниают деревню и родных, пора возвращаться. 40 дней в пути – этого достаточно. А Кирилл сдает позиции и грозится в следующем году оставить нас всех дома и уехать на все 56 дней отпуска.
Ночевать остановились в милом семейном кемпинге, какие бывают только далеко от туристических трасс.
Вечером произошел казус, который надолго запомнят наши перепуганные дети.
Вечер был пасмурный, ветер нагнал тучи, на горизонте сверкали молнии, мы любовались ими пока ужинали. Но основной грозовой фронт прошел мимо нас, нас же накрыло только кротковременным сильным дождем. Как раз когда этот дождь начинался, я укладывала детей. Постелила им постели, достала пледы, подушки, уложила их и поставила аудио-сказку. Мы же втроем с Севой и Кириллом ушли в душ перед сном, здание с туалетами и душами находилось метрах в 25 от палатки. Мы намыливались и мирно трепались через перегородки, когда в коридоре послышалась французская торопливая речь и охрипшие завывания моих детей. Мы молниеносно оделись и выскочили к ним. И вот что оказалось. Когда мы ушли, начались сильные порывы ветра, нашу спальню и тамбур оторвало от колышков, палатку загнуло восьмеркой. Дети были в своей спальне, она осталась стоять, так как пол был прижат их весом. Саша нашел выход и сумел открыть молнию, когда они с Ксеней выбрались наружу, палатку всю оторвало, повалило и отнесло ветром метра на три к кустам. Дно палатки со всеми вещами осталось лежать там, где должно было, вещи все мокли, включая спальники и открытые одежные коробки. Дети выскочили на тропинку и стали истошно вопить. К ним подбежала в темноте с фонариком одна из соседок и под зонтом отвела к нам в душ. Саша был страшно перепуган, дрожал, Ксенька тоже напугалась. Я посадила их в машину и стала помогать Кириллу с Севой распутывать и устанавливать палатку заново, собирать и вносить вещи, вытирать пол. Был еще драматичный момент: поиск того, что лежало во внутренних корманах палатки (ключей от машины и айфона). Та женщина еще раз предложила помощь, потом подошел и ее муж. Минут за 15 все восстановили, я отнесла детей к ним в спальню и легла их обнять и успокоить.

День 41. (3 августа) Какой удачный кемпинг, очень люблю этот жанр семейного кемпинга. Народу мало, всех знаешь в лицо, хозяева приветливые и заинтересованные, все близко. Утром хозяйка Марга съездила для всех в булочную и развезла по палаткам на своем фургончике круассаны и багеты. После завтрака собрались, я сходила расплатиться с хозяином Хенком, за все 18 евро.

Henk en Marga, Le Boucher, 03440 Buxieres les Mines

Ехали по Франции сначала по бесплатным дорогам. Места были малонаселенными. Ближе к Лорейну начался трафик, и мы выехали на платные магистрали. В Германии несколько раз накрывали мощнейшие ливни, такие, что темно было, как ночью. Все сбрасывали скорость до 80 км/ч, но наша астра держалась на шоссе уверенно, и мы потихоньку обгоняли всех, кто до этого проскакивали мимо нас с огромной скоростью. Под Мюнхеном уткнулись в очень серьезную пробку, решили не стоять, а поехать в сторону ближайшего кемпинга, до которого было километров 30 и по дороге поискать местечко для дикого кемпинга. Так и сделали. Нашли в Баварском лесу отличное тихое место, где и заночевали.

На поляне в Баварском лесу

День 42. (4 августа) Ночью был сильный ливень. Утром встали очень рано, собрались и поехали. Здесь на немецких магистралях особенно было боязно за нашу машинку. В горах, да и во Франции на низких скоростях она вполне ехала на уровне остальных машин. Мы все же иногда разгонялись до 130, но машине было очень-очень тяжко. Вспоминали прошлые путешествия, когда она здесь же легко летела 140 км/ч. Да, нас пятеро, скарба стало больше, десятки литров вина, 5 велосипедов...

Германия... Польша. После Вроцлава довольно удачно вовремя ушли на восток на мелкие дорожки. В пробках почти не стояли. И все же наша старушка Астра ехала. На мелких польских дорожках нас обогнали всего пару раз, зато мы обгоняли много. Перед границей вечером сделали небольшой крюк в город Влодава, чтобы попасть до закрытия в большой супермаркет. Колбасы, мясо, сыр, пиво... Польские цены никого не оставят равнодушным.

Можно представить, во что превратилась наша машина. Одного вина и пива было больше 40 литров, продуктов еще килограмм 20-25. По закону мы можем вывезти только 6 литров алкоголя. Три пачки пива специально с перебором бросили сверху в багажник на вещи.
Границу проходили часов в 10 вечера. Белорусы спросили про алкоголь, я им показал на пиво. "У вас лишнее!"- " Лишнее, тогда забирайте!" Вытаскиваю пачку из 4 банок и отдаю им. Помялись немного: "Поставьте вон там в будку". Просят открыть бокс, я распахиваю его, меня сшибает запахом мяса и колбас, как взрывной волной, но погранцы со спокойными лицами говорят: "Все хорошо, можете закрывать!" Видно, сработало наше пиво, уже стоящее у них в будке. Дальше смотреть не стали. Мы отъезжаем, они нам рукой машут.
Решили не ночевать, а ехать дальше всю ночь. Детям уже нетерпится скорее попасть в деревню.

День 43. (5 августа) До дома рулили по-очереди. Сменялись довольно часто, уж больно спать хотелось. Мы вообще никогда не считаем расход солярки. На Астре так и не удосужились за 5 лет померить. Но сейчас перегруженная машина с боксом и великами на 120 км/ч съела на Белоруссию бак с четвертью. Зимой с 2 взрослыми 2 детьми и с малым багажом на 90-100 км/ч (было скользко) привезли четверть бака домой...
Приехали днем домой. На следующий день утром укатили в нашу деревню на Волгу догуливать отпуск...