Тунис

(Часть 26)

Татуин, Бени Кдаше, по пустыне на недоприводе, Ксар Гилан


Обратная дорога до Бени Кдаше

 


Самая распространенная в Тунисе машина. Средний пробег - полтора миллиона км
Дорога...

До Бени Кдаше доехали не останавливаясь. В самом поселке спросили дорогу на Ксар Гилан. Еще спрашивали о проходимости дороги. Спрашивали смешно: я показывал на нашу машину и говорил: "Ксар Гилан ноу проблем?" Отвечают, кивая головами: "Но проблем, но!" Что они поняли из вопроса? Что имели в виду, отвечая нам? Потому что для нашей машины проблемы были там еще какие. Но об этом позже.


Водительский кайф...
Бени Кдаше на всех указателях пишут по-разному

 

Грунтовка Бени Кдаше - Пипелиновая дорога

Начало дороги - противная гребенка
Гребенка в пустыне

Похоже, что в Бени Кдаше мы купились на указатель в Ксар Гилан, а надо было ехать дальше до Ксара Халуф и оттуда уже идти на запад в сторону гудронированной пипелиновой трассы. Наша дорога тоже была на обоих картах, был и трек по ней, это и усыпило мою бдительность, как штурмана, ктому же мне вскоре пришлось сесть за руль, чтобы дать Аньке отдохнуть.


Пустыня
Еще все цело...

Гребенка продолжается
Началось...

А потом начались переметы. Сначала простенькие, потом все сложнее и сложнее, круче и круче. Прыгая через какой-то пермет стукнолись низом бампера о кучу песка и тот передал удар на радиаторы. Раздался железный хруст и шипение выходящего газа.

"Ксенька у Севы на заднем сидении ныла, и мне пришлось пересесть к ней, Кирилл пересел за руль, начались переметы. Пока они не представляли большой опастности, достаточно короткие и невысокие, машина лего брала их с разгона. Я устроилась лежа на заднем сидении и задремала. В какой-то мемент я проснулась от резкой остановки и хлопанья дверями, выглянула, вышла, увидела открытый капот и Кирилла, согнутого в три погибели перед ним. На песке под капотом лужа. "Пробили радиатор, пытаюсь понять, какой именно: кондея или двигателя. Если кондея, то паршиво, но выедем отсюда, а если двигателя, то здесь и останемся." На улице 40 градусов, ветер несет песок в глаза, дорога зажата между барханами. Оглядываюсь по сторонам и мрачнею.
Что-то там потыкав, Кирилл убеждается, что это кондей, мы садимся в машину и готовимся к худшему. Дремлющая на заднем сидении Ксенька начинает потеть и просыпается. Дальше едем с открытыми окнами, машина изнутри и снаружи покрывается слоем песка."

Сначала мы испугались, думая, что это радиатор охлаждения, но быстро поняли, что пробили радиатор кондиционера. Закрепили скотчем вырвавшийся из креплений бампер, выбросили оторванную нижнюю планку радиатора и покатили дальше теперь с открытыми окнами.


Видно лужицу от фреона кондиционера
Печально...
Пустыня
И что они здесь едят?


А с открытыми окнами ездить по пустыне - то еще удовольствие. Песчаная пыль летит в салон, раскаленный воздух врывается в окна и сушит лицо и губы...
Вот подъехали к короткому, но очень высокому перемету из рыхлого песка.


Очередной перемет
Песок

Закрепляем бампер
Ну что, поехали?!
Какая большая песочница!
Разгон перед переметом
Перемет!
Проскочили. По задним колесам видно, насколько мягкий песок

"Еще какое-то время пробиваемся через переметы, кое-где приходится вылезать и подталкивать машину, но пока все более или менее спокойно, мы почти не нервничаем, только Кирилл немного. Преодолев очередной перемет, выезжаем к большому прямоугольному строению, у которого на боку красуется гордая надписть углем во всю стену: "Kafe" . Видимо, в сезон, зимой, когда пустыня наполняется джиперами из Франции, здесь может быть что-то вроде берберского кафе.
В дверном проеме стоит мужик и с интересом наблюдает за нами манипуляциями. Раз уж встретили в такой глухомани человека, решили поинтересоваться про дорогу. Кирилл ушел к нему разговаривать на смеси интернациональных слов и жестов, а мы остались с интересом смотреть из машины за исходом беседы. Через какое-то время вижу, что Кирилл идет к нам медленно и ссутулившись, понимаю, что исход беседы не слишком оптимистичен. И в самом деле, дядька утверждает, что через 5 километров мы засядем капитально, дальше только джипы смогут прорваться. Но он знает здесь какую-то другую дорогу и готов ее показать за 30 динар, но при одном условии: мы должны его вернуть сюда завтра утром. Сами мы не разберемся, потому что очень много накатано в пустыне пист (колей). Мы подумали и решили, что возвращать его сюда завтра утром страшно неудобно, что попробуем прорваться сами, если там будет совсем плохо, вернемсяя за мужиком. И поехали дальше."
Подумали и решили ехать дальше, уж если разворачиваться, то перед реальным препятствием.


Кафе?
Ксенье без кондея не нравится
Вдоль основной дороги проложено много всяких пист

Овцы
Овцы и пастухи

На какое-то время, к нашему облегчению, кончился песок. Была просто убойная каменная гребенка. Там можно было ехать по боковой писте, проложенной рядом с основной гребенкой.
Но вот снова пошли переметы. Пока их берем с наскоку, не останавливаясь на просмотр. Впереди на гребне перегиба замаячили силуэты верблюдов...


Снова песок
Мягкий песок...
Растаман с дредами
Верблюды
Дальномер
Самый большой перемет

Но вот мы подъехали к очень серьезному перемету. он был длинный, да еще с подъемом, и песок мелкий-мелкий и очень рыхлый. Достали большие пластиковые крышки от коробок и как лопатами попытались немного выровнять ими заезд на перемет и засыпать колеи от джипов. Пробежавшись по окрестным пистам, я убедился, что придется штурмовать этот перемет, объездов действительно не было. Когда уже все устали копать, решили пробовать.

"Начали попадаться группы верблюдов, которые неспешно брели по пустыне, флегматично пожевывая колючки. Действительно, километров через 5-7 переметов стало значительно больше, но мы все проходили, пока не оказались в западне. И наша главная дорога, и расходящиеся от нее веером объездные – все непременно утыкалось в песчаные барханы. Дети вылезли играть в песок, а мы с Кириллом обегали окрестности в поисках объезда. Но ни справа, ни слева ничего хорошего нас не ждало, решили попробывать срыть верхушку перемета на центральной дороге, чтобы машина не теряла об нее скорости, будем брать с наскока. Лопаты у нас не было (как-то сломали, откапываясь зимой, а новую купить забыли), достали миску и крышки от вещевых коробок, и пошли копать. Минут через 10 Кирилл нас остановил и сказал, что попробует проехать не по рыхлой колее, а между ними по утрамбованному ветром песку. Мы разбежались в разные стороны, Кирилл сдал назад, разогнался и со свистом пролетел по перемету, подпрыгнув в самом его конце и чирканув о камни носом."


Самый большой перемет
Саня в песочнице
Сахара
В поисках объезда
Желтым подсвечена на дороге зона песка и переметов, синим подсвечена пипелиновая гудроновая дорога.
Флажком - место, где мы застряли
Ксене жарко

Ура! Перепрыгнули!

Перемет проскочили. Жалко, не успели сфоткать. Как-то все было нервно, я спешил и не предупредил, что уже поехал. Но по глубоким колеям видно, что задние колеса зарывались очень глубоко. Передние, видимо, из-за скорости и из-за переднего привода не успевали зарываться.


Сплошной песок

Преодолев этот перемет, я как-то расслабился. А когда впереди на фоне неба на перегибе проплыл микроскопический силуэт машины, и стало ясно, что мы почти добрались до пипелиновой дороги, я совсем потерял бдительность. Конечно, сдали нервы, и я потерял способность хладнокровно следить за дорогой.
Уехав с основной дороги, заваленной песком, на боковые писты, мы потихоньку пробирались вперед. И вот наша писта тоже уперлась внезапно за небольшим перегибом в сплошной песок. И вместо того, чтобы поднажать на газ и попытаться проскочить, я сдуру остановился, думал найти объезд. Понятно, что тронуться с места мы уже не смогли и довольно быстро закопались.
Домкратить было бесполезно, что толку, ну проедешь еще 2-3 метра. Дальше сплошной песок. А впереди в 10 минутах ходьбы асфальт!


Застряли
Идем ловить машину

Сначала я вышел на трассу, а потом подошла Аня с бутылкой воды. Дети остались с Севкой рядом с машиной. Он рассказывает, что ему было страшно, когда мы уходили от машины к асфальту. Там недалеко, но из-за рельефа местности от нашей машины трассу было не видно. Севка представил, что будет, если мы потеряемся, а он останется один с детьми в путыне.

"Кирилл явно очень нервничал, он бросил машину и пошел к трассе. Я посмотрела ему в спину, решила, что одному ему оставаться не нужно, да и надо отнести попить. При такой погоде моментально высохли и потрескались губы... Оставила Севу с детьми у машины, взяла одну из бутылей и пошла по песку за Кириллом. Засекла по часам, 18:10. Первая машина появилась только в 18:30 – такая же, как и мы, легковушка (рено симбол), ей нас не вытянуть. Мы ее все же остановили, Кирилл объяснил ситуацию двум молодым людям европейского вида и их девушкам; кажется, они были французами. На вопрос, есть ли в Ксар Гилане джип, они одноременно ответили: "Онли кемел, сори!" (На самом деле в Ксаре Гилане было несколько джипов). Мы приуныли. Ребята решили сходить посмотреть, где наша машина, закрыли свою машину, отошли от дороги пару метров и услышали звук двигателя. Из-за холма, громко рыча, выскочил король местных дорог – ленд круизер.
Стопили его уже все вместе в 8 пар рук. Бербер с белой девушкой. Водитель, выслушав нас, сразу спросил, где машина, и явно обрадовался, когда понял, что всего в трехстах-пятистах метрах. Они очень удивились, узнав, что мы приехали из Бени Кдаше. Сначала они решили, что мы съехали в пустыню с этой пипелиновой трассы. Бербер отпустил тех ребят и с готовностью ломанулся по песку, рыча как тигр, к нашей машине вслед за бегущим Кириллом. Я немного отстала, и он остановился меня подобрать. Заднее сиденье круизера было завалено арбузами.
Я слышала, как они оба удивленно вскрикнули, увидев перед засевшей машиной трех детей.
Дальше все было просто: он взял на на тросс и протащил оставшееся расстояние до дороги на брюхе."


Цепляем трос

Зацепили трос и выдернули наш опель. Нейлоновый трос здорово гасит удары, он значительно прочнее из-за возможности растягиваться, чем стальной трос.
Сева с Саней толкали машину сзади, Аня фотографировала, Ксеня сидела внутри.




Затем все сели в машину, и мы так на галстуке и доехали по песку до асфальта. Все же машина несколько раз сильно нагружала трос. Вряд ли бы мы здесь проехали сами. На трассе мы поблагодарили наших спасителей, предложили им денег, но они благородно отказались. Водитель, узнав, что мы едем в Ксар Гилан, посоветовал нам кемпинг el Bibene. Сам он тоже ехал в Ксар Гилан.


Выезжаем на боковую писту
Едем на галстуке

До Ксара Гилана 17 км по пипелиновой дороге. Это узкая асфальтавая дорога через всю тунисскую пустыню с севера на юг, она тянется вдоль газопровода, поэтому так и называется. Дорога с весьма неровным профилем, машину постоянно трясет и подбрасывает. Иногда встречаются небольшие переметы, перекрывающие половину дороги.
Ксар Гилан - это пальмовый оазис размером где-то два на три километра посреди пустыни. К нему прилепилось какое-то нищее полуразрушенное берберское поселение, состоящее из черных шатров и лежащих вокруг верблюдов. Асфальт кончается перед въездом в пальмиру, дальше идет грунтовая дорога, кое-где сильно переметенная песком. В самом оазисе три кемпинга и один 4-звездночный отель-кемпинг с кондиционируемыми тентами с отдельными ванными и бассейном. Мы хотели остановиться, как нам советовали, в el Bibene, но сходу не нашли его, а приехали в кемпинг Ghilane. Здесь мы уже договорились о цене, посмотрели тенты, уже хотели разгружаться, но Аня включила в умывальнике воду. Из крана шла красная вода... Нам стали объяснять, что сейчас все пройдет, что вода будет хорошей. Но потом мы поняли, что в этой части оазиса сейчас углубляют каналы для воды, и поэтому вся вода с песком. В соседнем кемпинге оказалась тоже красная вода, но там нам честно объяснили, что так будет еще всю ночь, а моежет и несколько дней. Интересно, песчаная пыль настолько мелкая, что наощупь ничего не ощущается. Этой водой можно вполне мыть руки и умываться. Но цвет у нее насыщенный красновато-бурый. Тут у входа в кемпинг мы встретили нашего араба, он сказал, что в el Bibene нормальная вода, потому что это в другом конце оазиса.


Бедуинские тенты в кемпинге

Он сел в свой джип и показал нам дорогу до этого кемпинга. Дорога вышла на край оазиса, и мы по рыхлым песчаным колеям на пределе, едва не застревая, тряслись за джипом до въезда в кемпинг. Чтобы поставить машину рядом с тентом, пришлось по совершенно песчаной дороге проехать по самому кемпингу. После таких упражнений складывается впечатление, что, если все делать правильно и спокойно, по плоским песчаным дорогам можно вполне передвигаться и на недоприводе.
Немного поторговавшись с хозяином кемпинга, мы заселились в тенты и заказали ужин. Так же договорились о завтрашней прогулке на верблюдах до французского форта. Прогулку назначили на 6 утра. Отдали за ночь и полупансион 120 динар. И еще 90 динар сразу отдали за верблюдов.
К вечеру жара немного спала, но все равно было душно. Ужинали кускусом с бараниной и запивали нашим сицилийским вином.
На ночь нам вытащили кровати из тентов, и мы спали под черным бездонным звездным небом. Ночью, наконец, стало прохладно, так что пришлось даже накрываться одеялами.

"После ужина мы вытащили 3 матраса (для взрослых) на железные кроватные основания на улицу, поставили их перед входом в нашу палатку под деревья. Детей я уложила в палатке. Мы втроем легли на улице. Все, кто сначала снял на ночь очки, надели их обратно. Это потрясающие ощущения! Лежишь на мягкой кровати, вытянув усталое отмытое от песка тело и смотришь, как ветер качает ветви пальм и каких-то диковенных лиственных деревьев над нашими головами, а над засыпающим оазисом царит черное небо с огромными звездами, просвечивающими через ветви. Разговор сам собой плавно перешел на обсуждение природы звезд, комет и метеоритов. Дети в палатке болтали, шумели и ни в какую не засыпали. Вдруг около моей кровати возник силуэт совершенно раздетой Ксеньки: "Мама, а я к тебе!" Девочка залезла на кровать ко мне под простынку и прижалась свомии песочными ногами к моим. Через секунду объявился Сашка. Пришлось папе с Севкой вставать и вытаскивать детские матрасы.
Через несколько минут все отрубились до 5:40 утра."
Рано утром, как раз, когда надо было вставать, появились какие-то назойливые мухи и не давали спать.


Уторм
Саня
Утром

 

Часть 25 Часть 27

 

     

Оглавление

На страницу с путешествиями