Македония

(Часть 16)

Дорога вдоль реки Дрим, Дебар, монастырь Йован Бигорски, Маврово озеро, Тетово, Скопье

День 23. (20 июля) Сегодня мы покидаем удивительное Охридское озеро, чтобы попасть вечером в македонскую столицу Скопье. Утром в кемпинг понаехало огромное количество машин, люди заняли все свободные места, за наше тенистое место боролось две компании, как только мы сложили палатки, они сразу бросились занимать вещами площадку. Странно, ведь сегодня воскресенье, почему этот бум не начался вчера? Навстречу идет нескончаемый поток машин. Это македонцы едут отдыхать в кемпинги на озере. В селах возникли серьезные пробки, но в нашу сторону движение почти не затруднено. Проезжаем Охрид, Стругу и сворачиваем на север вдоль реки Чрни Дрим, вытекающей из Озера.

 

Черепаха на дороге вдоль Охридского озера

Долина реки Дрим
Долина
Озеро Глобочица
Озеро Глобочица

Конечно, короче было ехать более равнинной дорогой сразу после Охрида, но мы хотели посмотреть на водохранилища и на горы западной Македонии. Вода водохранилища Глобочица зацвела в заливах. Купаться в этой ярко-зеленой воде не возникает желания. А дорога, прилепившись к склону ущелья продолжает петлять над озером, которое внезапно обрывается высокой плотиной.


Толстый и тонкий :)
Озеро Глобочица
Озеро Глобочица

Какое-то время внизу бежит мелкая горная речка, но скоро снова дно долины залито большим водохранилищем озеро Дебар. Дорога идет вдоль его берега, затем перед въездом в город Дебар по плотине переходит на другой берег реки Дрим, а река уходит вниз в Албанию, где она уже называется Дрин. Протекая через несколько водохранилищ в северной Албании, она разделяется на два рукава, один из которых впадает в Скадарское озеро в истоке Боханы, а второй идет напрямую к морю.


Озеро Дебар
Озеро Дебар

Дебар после развала Югославии пришел в запустение. Сербы, заселившиеся в этот албанский город при Тито, после объявления независимости Македонии уехали. Остались одни албанцы...
В Дебаре впечатляют многоэтажные дома 1970-х годов, выстроенные на краю обрыва. На выезде из города есть известный женский монастырь святого Георгия. Дальше дорога идет вверх по дну ущелья вдоль реки Радика. Ущелье местами превращается в глубокий скальный каньон.


Озеро Дебар
Ксенька в пути

 

Монастырь Иоанна Бигорского

Монастырская церковь
Монастырская церковь

Монастырь Иоанна Бигорского стоит немного в стороне от дороги. Он был основан в 1020 году, когда была найдена чудотворная икона Иоанна Предтечи на том месте, где сейчас стоит церковь. В церкви находится самый знаменитый в Македонии резной иконостас, а так же очень почитаемая македонцами икона Иоанна Крестителя. Под киотом иконы устроен лаз, паломники почти по-пластунски пролезают в него под иконой.
Монастырь известен не тоько в Македонии, его влияние простирается и в Албанию вплоть до Эльбасана. Да и вообще эта западная гористая часть Македонии больше связана с Албанией, чем со Скопье или Охридом. И живут здесь в основном албанцы...


В монастыре
Святой источник
Галереи и кельи
Смерть грешников люта
Горы Маврово
 
Святой источник

 

Озеро Маврово

Озеро Маврово

Когда шоссе подошло к Маврскому озеру, мы по каменистой разбитой грунтовке подъехали к воде и устроили здесь обед и купание.
После озера дорога резко теряет высоту и вливается в шоссе Охрид – Скопье, которое после Гостивара превращается в платный автобан.


На озере
Озеро Маврово
Ксенья с малышами
 
 

 

Тетово

Старые турецкие бани

Мы решили заехать в город Тетово. Путеводитель обещал интересную мечеть и турецкий квартал. Мечеть и правда очень интересная, а вот турецкие кварталы в македонских городах – это албанский бомжатник. Мусор на улицах, загаженные реки, новые бетонные курятники вместо старых домов. Старых домов в этих кварталах почти нет. Для албанцев никакие древности ценности не представляют. Почти везде сносятся старые домики и на их месте льют из бетона новые 3-х, 4-х этажные коробки.


Река Пена
Шарена Джамия, 1459
Шарена Джамия, 1459. (Расписная мечеть)
Шарена Джамия, 1459
Река Пена
Албанская свадьба

На улицах висят албанские флаги и гербы, на заборах и стенах надписи про Великую Албанию. По городу разъезжают машины, из окон которых развиваются албанские и косовские флаги. Вывески на улицах почти исключительно на албанском. Складывается впечатление, что правительство не контролирует эти территории.
Мы полчаса погуляли по Тетово, вернулись к машинам и поехали на платную магистраль в Скопье.


Албанцы...
Албанцы...
Мечети
Видна церковь Святого Николая
Старый город
Старый город
Река Пена в центре города
Река Пена в центре города

 

Скопье

В пригородах Скопье Роман Николаевич, пытаясь не отстать от нас, случайно подрезал какую-то старенькую легковушку. Дядя обиделся, обогнал и прижал к обочине автобус, заставив его остановиться. Все это я видел в боковое зеркальце. Зная, что в Москве это часто кончается мордобоем, я включил заднюю передачу и на полном ходу сдал назад. Дядя не стал связываться с двумя машинам и просто быстро убрался.
Мы хотели найти кемпинг в центре города, про который было написано в путеводителе. Место кемпинга нашли, но сам кемпинг давно закрылся. Тогда мы решили поехать в кемпинги вокруг озера Матка. Кемпингов не оказалось и здесь. Видимо, автор путеводителя схалявил, взял информацию из старых советских югославских книжек. Вокруг озера Матка зона отдыха. Но албанцы превратили эту парковую зону в помойку. Хотя сторож намекал, что за мзду он разрешит здесь остановиться, мы развернулись и поехали в город искать отель. Очень удачно заселились в двухквартирный-трехкомнатный апартамент в центре города за 100 евров на всех. Гулять пошли уже в начинающихся сумерках.


Собор Климента Охридского
Камен мост, XV в. 1912, 2002 гг

Церковь Климента Охридского выглядит как издевательство. Ее архитектура под стать какому-нибудь храму для межрелигиозных богослужений, которые были в моде в 80-х. Вообще, мне кажется, унизительно для Македонской Церкви служить в таком храме. Его архитектуру невозможно расценивать как поиск чего-то нового или как постмодернистские игры. Это в чистом виде заказ, каких-то местных политических кругов, которые поддерживают исламизацию страны.


Церковь св. Димитрия
Мечеть Мустафа Паша, 1492 г.
Мечеть Косе Кади, XVII в., 1993 г.
Площадь Македонии
Бани Даут Паша

гужевой вид транспорта

Дальше мы по набережным прошлись к старому мосту через Вардар. В советское время Скопье был отличным благоустроенным городом. Освещенные набережные с широкими тротуарами, велосипедные дорожки, автомобильные развязки вокруг мостов, парки со скамейками. ... Сейчас на загаженых набережных никого нет, фонари разбиты, скамейки разгромлены, все стены в надписях. И мусор, мусор, мусор... Такой вот народ албанцы...
Турецкий квартал – это хаотичное переплетение грязных улочек с безликими домами-сараями.
Поздним вечером город абсолютно пустой, кроме центральной площади и улицы, где среди ресторанчиков и кафе прогуливался народ. Здесь мы поужинали в мексиканском ресторане, а затем вернулись в наши апартаменты.


Площадь Македонии
На каменном мосту



День 24. (21 июля) Утром мы загрузили машины и подъехали к собору Климента Охридского. Снова рассматриваем это непонятное сооружение, в котором отчетливо читается мечеть, а не храм. Если из интерьера убрать иконостас, то выйдет обычная мечеть. Все здесь: архитектура, ковры, низкая круглая люстра, похрустывающие колонки напоминает о турецких мечетях.
Дальше наш путь лежит в Косово.


Церковь Климента Охридского
Церковь Климента Охридского
Ксеня с Ксеней
Мечеть Мустафа Паша, 1492 г.
Скопье. Башня крепости

 

Часть 15 Часть 17

     

Оглавление

На страницу с путешествиями