Турция

Водопад Тортум

Чуть ниже озера река образует высокий водопад. Мы оставили машину у кафе над водопадом. Оказалось, что вокруг совсем нет людей, можно искупаться, не устраивая цирк для местных. Ксеня сбегала за купальниками, и мы всласть поплавали и попрыгали со скал в ванне под водопадом. Падая, вода захватывает с собой большие массы воздуха, так что в расщелине под водопадом всегда сильный влажный ветер. Сейчас в августе в реке мало воды, весной водопад в несколько раз мощнее.

На тропе у водопада
Река Тортум ниже водопада
Ванна под водопадом

Ущелье Тортум

Ущелье Олту
Подъем к горной деревне

Грузинская церковь Ишхани

Чтобы попасть в церковь Ишхани (Ishan), надо свернуть в крупное ущелье Олту направо, а потом подняться 5 км по очень узкой серпантинистой грунтовой дороге к горной деревне. Дорога это чрезвычайно живописна. С нее открываются удивительные виды на желтые, бежевые, красные, серые, коричневые, размытые дождями склоны ущелья, подсвеченные закатным солнцем. К самой церкви сейчас не подъехать, и мы оставили машину наверху, где что-то копали рабочие. До церкви спускались по тропинке, указанной ими, через сад с арыком.
Церковь, как и Ошки, купольная базилика. Своды рухнули, купол на мощных пилонах еще стоит. В апсиде выразительная аркада на коротких колоннах отделяет заалтарный обход. Такие же колонны поддерживают своды окон. С юга от церкви небольшая часовенка.

Основания пилонов
Колоннада в апсиде

Рухнувшие своды

Здесь к нам привязался турок и стал просить денег за осмотр, показывая пачку билетов. Мы оставили деньги в машине и жестами ему это объяснили. Думали, отстанет, так нет, он присел в теньке и стал ждать. Турки – они и есть турки. Довели одну из лучших грузинских церквей до такого состояния, местные растаскивают камни и плиты от нее на свои дома, но с туристов при этом берут деньги. Когда мы пошли к машине, турок стал показывать нам, чтобы шли вокруг по дороге, мы его послали и стали подниматься по короткой крутой тропе через сад. Хромоногий турок припустил по дороге, чтобы перехватить нас у машины. Войдя в сад, мы тоже припустили. Попрыгали в машину и укатили, оставив турка с носом. Мне, помню, пришли на ум тогда дантовы строки: «И было доблестью быть подлым с ним».

Спуск от церкви к реке Олту

Машина завелась весьма неуверенно, аккумулятор, видимо, почти умер. Ругаю себя, что забыл про него в Ване на сервисе. До вечера не будет никаких СТО, утром рискуем не завестись. Давно замеченное издыхание аккумулятора подошло к предсмертной агонии. Постоянная жара, видимо, досушила старенькую батарею.
Мы хотим найти церковь (DЪrt kilise). Возвращаемся в ущелье Тортум и при впадении Тортума в Чорох, поворачиваем вверх в Чорохское ущелье. Дорога узкая и оживленная проходит через крупный населенный пункт Yusufeli, в котором даже есть отели. Церковь мы так и не нашли. Доехали до какой-то руины над дорогой, но так и не поняли церковь это или руины крепости. (Потом в и-нете я обнаружил фотографии этой церкви. Конечно, мы ее не нашли). На карте она обозначена почти на дороге, указателей мы не видели. Пора уже было искать место для ночевки. Но сколько мы ни ехали за сегодняшний день, не помниться, чтобы здесь были бы плоские места, не занятые под сады и огороды. Проехали мимо подвесного моста, по которому уверенно трясся самосвал. На другом берегу Чороха большое желтое поле с небольшим наклоном. Переезжаем по висячему мосту, и, найдя плоское место, ставим палатки. Через какое-то время подходит пастух и что-то показывает жестами. Мы поняли так, что здесь водятся змеи или скорпионы, он махал руками: «Юсуфели, парк», предлагая нам поставить палатки в маленьком парке посреди поселка. Аня в панике, но все же решили остаться. Пастух удалился и с независимым видом уселся на камень, но продолжал краем глаза наблюдать за нами. Мы давно уже поняли, что турки глазеют на туристов как в телевизор. Как будто их присутствие никак не может повлиять на объект наблюдения. Когда стемнело, стало ясно, что имел ввиду пастух. Вылетело множество мелких гнусных комаров. Они довольно жестоко не давали жить, почти как на русском севере.
Поздно вечером купались в Чорохе под мостом.