Турция

(Часть 34)

Наша стоянка на Чорохе

 

День 31. (17 августа) Машина завелась на последнем издыхании аккумулятора. Проехали назад по подвесному мосту. Здесь такие мосты не редкость, мы встречали их не один раз за путешествие. Еще видели своеобразные канатные переправы с люлькой. Залезаешь в люльку и крутишь ручку, раскачиваясь над каньоном над бушующей рекой. Деревенские дома лепятся к самому краю каньона, иногда над каньоном на консолях висит балкон или терраса. Местами каньон суживается до невероятности, так что на его дне умещаются узкая дорога и река, а над головой почти сходятся скалы.

Ущелье Чорох

 

 


Артвин

Перед Артвином дорога сворачивает вверх по ущелью реки Берта, затем резко начинает набирать высоту и через перевал выходит назад в ущелье Чороха, спускаясь серпантинами к Артвину. Это объезд строящегося водохранилища. Склоны ущелья от впадения Берты до Артвина и сильно ниже изуродовуаны зачисткой. Вся эта часть ущелья выглядит, как гигантский карьер, по которому деловито шастуют взад вперед огромные самосвалы. Через пару лет Чорох в нижнем течении будет затоплен.
С серпантина дороги открывается вид на Артвин, на этот город, выстроенный на склоне ущелья. Через Артвин проходит одна единственная дорога, закладывая серпантины в самом городе.
Перед въездом увидели СТО Форд. Там нам сказали, что аккумулятор абсолютно дохлый и его надо выкинуть. Поставили нам новый фордовский. Я расплатился за него кредиткой, предварительно предложив скинуть с цены, указанной в прайсе. Фордовские ребята были не против. В самом Артвине нет ничего интересного, интересен весь Артвин целиком.

 

Зачищенные склоны Чороха
Артвин

Крепость в Артвине

На фордовской техстанции
Мост

 

В BorНka дорога покидает Чорох, который катит свои воды в Грузию. До нее здесь около 20 км. А мы поднимаемся на перевал вдоль небольшого притока. Природа сильно меняется. Климат рядом с морем сильно влажнее, все склоны ущелий заросли лесами. А за перевалом с моря натянуло сильный туман, оседающий каплями на машине. Здесь, вдоль Черного моря, турки выращивают свой «знаменитый» турецкий чай, который кроме них самих, кажется, никто не пьет. Въехали в Хопу. Отсюда до Батуми 37 км, но, к сожалению, нам в другую сторону в Трабзон, до которого 180 км. Когда теперь можно будет съездить в Грузию?

 


 

Трабзон

До Трабзона ехали долго: большой трафик, извилистая дорога, обгонять очень трудно. Дорога везде идет вдоль моря. Пляжей довольно мало. На этом участке дороги диких мест вообще нет. Разве что небольшие участки побережья, круто уходящие в море. В таких местах пробиты тоннели, или дорога проходит верхом. Трассу почти везде расширяют, строят дополнительные тоннели и мосты.
В Трабзоне купили билеты на паром в Сочи по безумной цене 500$ на всех с машиной. И то пришлось жестоко торговаться. На корабле выяснили, что это стандартная цена на трех человек и машину. Хотелось вернуться и прибить того турка, что продавал билеты. Паромы возят русских, точнее южнорусских шопниц и турецкие фуры. Но в этот раз оказалось и немало грузин и даже несколько греков, которые оказались здесь так же как и мы из-за политических проблем с Грузией.
До парома оставалось пара часов, и мы посмотрели святую Софию. Вокруг церкви лежат свезенные со всего города античные древности. Святая София была главным храмом Трапезундского царства – осколка Империи, существовавшего самостоятельно во время Латинского королевства в Константинополе и несколько лет после падения Константинополя.
София стоит на западной окраине города, а сам город расположен на изрезанных оврагами склонах. Нам почти не довелось по нему погулять, зато мы несколько раз прокатились через его центр, сквозь ворота в крепости и по двум старым мостам. Кварталы города напоминают Стамбул. Здесь есть старый город, базар, новый респектабельный город. В буффе мы пообедали и поспешили в порт. Все-таки в Трабзон хочется вернуться еще раз. Жалко, не съездили в Качкарские горы, не посмотрели монастырь Сумела, но Ане с Ксеней очень хотелось в деревню на Волгу.

Собор Святой Софии


Собор Святой Софии

Мозаичный пол
Фреска

 



Автотрасса проходит вдоль берега мимо порта. На ней множество развязок с лепестками и мостами. Указателей нет. Мы подъехали к главным воротам в порт, охранники нас отправили к каким-то другим воротам. По-английски никто из турок не говорит, где находятся другой въезд в порт не ясно. Мы несколько раз ездили взад вперед по трассе, ведь, если проедешь, приходится снова делать полный круг в несколько километров с двумя разворотами. Постоянно останавливались и спрашивали, турки или ничего не понимают или объясняют как проехать к главному въезду. Время было уже критическое, мы опаздывали к указанному в билетах сроку регистрации. Наконец с лепестка ведущего в центр города съехали по какой-то длинной узкой улице к портовым воротам. Но и здесь охранники нам сказали, что нам нужен другой въезд. И тогда я начал орать на них, тыча им в лицо картой, и ругаясь по-русски. Это их проняло, через минуту они вывели сотрудника паромной фирмы, который по-русски стал меня успокаивать, что паром отплывет еще очень нескоро. Завел нас всех в контору, напоил соком, поразвлекал Сашку. Потом сел в нашу машину, и мы с ним доехал до нужных ворот. Самому найти их было почти нереально.
Здесь никто никуда не торопился. Обычное дело, что паром отплывает вместо восьми в двенадцать. Паспортный контроль, какой-то контроль машины. Никаких компьютеров. Если б меня штрафовали в Турции, можно было ничего не платить. Тут я пообщался с разными людьми, попавшими как и мы из-за проблем с Грузией. Хорошо, что мы не поехали через нее. Паром Поти-Сочи берет всего 4 машины и уже скопилась очередь на десяток дней вперед. Оставался путь через Азербайджан, но его не советовали (я так и не понял почему). Люди специально из Грузии на машинах едут в Турцию, чтобы на пароме попасть в Россию. Семья русских греков или греков русских на двух машинах ехала в Геленджик на родину отца. Они, кстати, так и не заплатили весьма крупные штрафы. На пограничном контроле их не задержали. Но это в Трабзоне. Если уезжать из Едирне, придется платить.
Паром – старая греческая посудина, отходившая свое время где-нибудь в Эгейском море между островами, пока ее не купили турки. От жары и духоты некуда деться. В уборную просто не войти, вентиляции нет вообще и нет даже спасительного ветерка, как на палубе. Заходишь и задыхаешься. Одежда прилипает к телу и по лицу течет пот как после умывания. Слава Богу, в салоне с креслами у пульта управления кондиционером был сорван замок. Включив кондей, можно было как-то жить. Проходившие мимо матросы все время выключали, а мы вновь включали его. Ночью я достал из машины коврики, и мы легли спать под кондеем между сидений. На пароме был душ, но такой, что не успев вытереться, снова покрываешься потом. Была столовая, где неплохо кормили за приемлемую цену. Вспоминался паром из Турции на Северный Кипр в зону оккупации в 1999 году. Там было в сто раз хуже. Мест хватало только, чтобы сидеть. А туалет! Содержимое при качке выплескивалось через очко и разливалось по полу.

 

 

 

День 32. (18 августа) Самое ужасное то, что в Сочи мы не могли сразу уехать. Легковые машины на пароме были заперты фурами, а причал не мог принять фуры. В Сочи, оказывается только один грузовой причал, на который скопилась здоровая очередь из кораблей. По прогнозам нам здесь торчать еще день. Но мы были обязаны пройти паспортный контроль и покинуть корабль. Я представил себе, как мы без машины с вещами в центре Сочи пытаемся найти гостиницу на ночь. Удалось договориться с начальником пограничников, что после контроля нам можно будет снова зайти на паром. На пароме нас уже приняли как старых знакомых. Даже кормили бесплатно. На ночь мы закрыли двери салона, теперь с кондеем здесь было просто отлично. К нам пришли спать из кают водители турецких фур, притащив ящик персиков. Какую же гадость везут к нам в Москву. Ими при желании можно забивать гвозди... Правда, те чудесные персики, что мы ели в Турции и дня лишнего не проживут.

 

 

Дни 33 и 34. (19 и 20 августа) Нас разбудили матросы в четыре утра. Быстро собрались и покидали вещи в машину. Таможенный контроль проходили при свете фонарей на причале, заполняли какие-то бумажки, объяснительные, почему нет таможенной декларации. Видели как таможенники деловито выгружают себе в контору несколько ящиков персиков и винограда из турецких фур. У них в будке ужеобразовался склад из подношений турецких водителей. И вот мы выехали из порта. Еще больше часа ехали в темноте, а потом быстро рассвело. Проезжаем множество автокемпингов. Вытоптанные площадки, палатки чуть ли не друг на друге, мусор. На пароме нам сказали, что стоят эти кемпинги 200-250 р с человека. Столько в Турции мы платили за всех. Даже ранним утром чувствуется, что побережье просто переполнено отдыхающими. Днем здесь, наверное, народу как на рынке. Больше десятка лет я не был на русском черноморском побережье и понял, что вряд ли когда-нибудь сюда поеду.
До Джугбы доехали относительно быстро, ранним утром небольшой трафик, обгонялось легко. А потом проснулись менты. Лучше не вспоминать эти два дня. Дороги и менты. Дураки и дороги. Ментов столько же, сколько километров. Дать бы им всем лопаты и заставить расширять дорогу. Только один нормальный гаишник попался. Выслушав про наши муки на пароме, о том, как мы попали на 500$ из-за политических проблем, вернул документы и проводил до машины.
Ночевали в лесу недалеко от Воронежа. Утром купили своих родных русских ведро яблок, огурцов на засолку и помидоров. Домой приехали днем 20 августа.
Мы за эти последние 3 дня так измотались, что были просто нераельно счастливы оказаться дома.


Таким образом, мы путешествовали месяц, проехав больше 10 тысяч километров.

 

 

Часть 33

     

Оглавление отчета

На страницу с путешествиями

На главную страницу