Водное путешествие по рекам Подломка-Кожа и Писта.
Июль – август, 2001 год.


Состав:
1. Яночкин Кирилл – адмирал, штурман, фотограф.
2. Яночкина Аня – фотограф.
3. Ветюков Дима - завпит
4. Виноградова Настя
5. Понаморенко Дима – отв. за ремонт.
6. Анциферова Маша
7. Николаев Ваня
8. Власова Оля – Власик.
Лодки Таймень-2.


В Карелии и в Архангельской области нет длинных маршрутов, что обусловило создание связки двух рек. Одна река протекает в Архангельской области, образуя пороги при пересечении «хребта» Ветреный пояс, другая река расположена в Северной Карелии. Это внесло существенное разнообразие в поход, позволив сравнить характерные черты рельефа и рек двух разных районов.
Логичнее связать Кожу с Илексой-Водлой из-за удобства переброски, но там мы уже были предыдущим летом.
День 1. Около 17 часов погрузились в Архангельский поезд. Последние бутылки для крупы собирали по помойкам.
День 2. Рано утром прибыли в Плесецк. Доехали до Североонежска. Здесь в диспетчерской выяснили, что ждать поезда нам часов 14 до 8-9 вечера. Никакие товарняки раньше не пойдут. И то повезло, этот поезд ходит по понедельникам, средам и пятницам. Мы прибыли, кажется, в среду. Часов в 12 уходил поезд в Скарлахту, на нем уехал нервный мужик одиночка, хотевший тоже идти на Кожу. В Скарлахте от Ундозера начинается красивый простенький маршрут Ундозеро – Ундоша – Кенозеро – Кена – Онега, по которому я ходил 1997 г. Ожидание длилось бесконечно. Изучили все окрестности, все магазины Североонежска (там один недоломаный ларек!), спали, гуляли, опять спали, опять гуляли, читали, играли в контакт. Наконец стал скапливаться народ, причем весьма специфичный. То ли бывшие зеки, то ли вольные, все пропитые и явно не коренные жители. Подъехал тепловоз и стал собирать вагоны. Какие-то доброхоты предложили нам за полцены уехать на тепловозе, а не в вагоне. Погрузили шмотки на перепачканные мазутом площадки тепловоза, привязали веревками к перилам. Машинист сказал, чтобы мы убирались в вагоны, мы убрались, а вещи большие, так и остались на тепловозе. Далеко за девять тронулись, хотя по расписанию в 8. Вагоны были почти без стекол, не хватало половины полок, некоторые полки держались только с одной стороны и сильно свисали с другой под тяжелыми дядями. Народ курит в вагоне и жутко ругается. Кондукторша, так же ругаясь, обилечивала народ. Но самое потрясающее – это сама железная дорога. Если встать в проходе вагона и посмотреть вперед, поражала амплитуда, с которой раскачивался поезд. Его мотало и трясло как Ниву на бездорожье. Скорость была км 20 иногда 30 в час. Проехали речку Иксу, говорят по ней ходят весной. Вот блеснуло Ундозеро, здесь я выходил 4 года назад. Остановка в Скарлахте, что-то перецепили и подцепили. В Янгоры приехали уже за час ночи. Народ весь куда-то быстро разбежался. Подъехали мотоциклы, несколько грузовиков с военными. Когда я пытался спросить их, а не повезут ли они нас, мне сказали, что военные не повезут, надо искать вольных: а они будут только утром. Посоветовали сидеть ждать на станции, а то какие-то начальники упрячут нас в кутузку. Перетащили вещи на станцию, стали готовиться спать на полу. Подъехал самосвал Камаз. Спрашиваю водителя, он соглашается нас везти за 600 р. Грузимся, пытаясь устроить в кузове из вещей скамейки. Ночью сильно похолодало, пришлось достать все теплые вещи и накрыться тентом от ветра и дождика. Тряслись по ухабам часа два-три, наконец остановились. Выгрузили шмотки, побросали в кучу, поставили палатки и завалились спать.
День 3. Встали поздно и очень тяжело. Несколько часов собирались. Наконец вышли. Подломка здесь неширокая спокойная речка, с низкими лесистыми берегами. Вот первые перекатики – просто убыстрение течения, начинаются за первым поворотом. Встали на ночлег, немного не дойдя до озера.

День 4. Прошли мимо Лопозера. Через короткую протоку вышли в оз. Жилое. Сразу после озера начались жестокие каменистые перекаты. По отметинам на камнях стало ясно, какой катастрофически низкий уровень воды в этом году. На перекатах приходится проводить лодки. Вторая ступень перекатов была совсем невыносимой. Матросов пришлось пустить по берегу, а капитаны проводили лодки, перетаскивая их через камни. Небольшие лужи переплывали лежа на байде, затем опять протаскивали ее руками. У нас был обед на очень красивом месте: из-за маловодия здоровенный обливняк торчал из воды метра на полтора, мы все (8 человек) легко на нем разместились, кто сидя, кто полулежа, и лопали наш стандартный обед: бутеры с сыром и колбасой (пока еще не кончился хлеб, а потом все то же, только с сухарями). Все страшно вымотались за этот день. Заночевали рядом с красивым местом, где ручей, в который превратилась наша река, был зажат высокими скалами. В лужах между сливчиками не удалось поймать ни одной рыбины.
День 5. Первую половину дня все мучаемся, претаскивая лодки через скалы. Наконец перекаты кончились. Река стала довольно широкой и без течения. Видимо сказывался подпор Кожозера. Поставили палатки на левом берегу. Вода была очень холодная, но желание освежиться пересилило, и два экипажа искупались. Поставили сеть.
День 6. Сеть с окунями и плотвой, 1-2 хариуса. Плывем по широким спокойным плесам. На обеде разнообразие невообразимое, просто пир: уха и жареная рыба. Приняли слева Никодимку. Перед Кожозером река разбивалась на множество проток, между которыми рос лес, поэтому было с воды не видно, как они вливаются в озеро. Мы повернули в самую правую протоку, так как нам по озеру плыть направо. Эта протока привела-таки нас к озеру, но от самого озера нас отделяла песчаная коса шириной метров десять. Ее намыло волнами во время шторма. Все в один голос ахнули, но ничего не поделаешь, стали перетаскивать лодки, не разгружая. На озере приличное волнение, матросам обязательно нужны юбки. На нашей лодке был руль, он здорово помогает идти по озерам при сильном ветре и волнении. Мы далеко оторвались от остальных. Неопытные экипажи боролись с волнами далеко позади. Нам не показалось, что это был очень сложный участок пути, но, как выяснилось, остальные экипажи перестремались. Подплыли к мысу, он свободен. В нашем распоряжении оказалась великолепная стоянка на высоком берегу, в сосновом бору, с трех сторон от лагеря шумит озеро. С одной стороны начинался длинный песчаный пляж, с другой берег, усыпанный крупными камнями и скалами. Эта стоянка всех очень впечатлила, на таком месте мы еще никогда не стояли. На ночь поставили сети вдоль берега.
День 7. День солнечный, но очень сильный ветер и волны. С трудом снял сети. С десяток окуней и подлещиков. Отойти от берега, чтобы не захлестнула волна, невозможно. Под углом к волнам движемся в сторону Кожеезерского монастыря. В тени полуострова волнение меньше, но грести сильно мешает. Пошли посмотреть постройки монастыря. От собора остались лишь стены, на втором этаже покоев настоятеля растет великолепная малина (мы с большим удовольствием ее слопали, больше малины мы в нашем путешествии не видели). Надвратная церковь Покрова заперта, ей сделали крышу из рубероида, затянули полиэтиленом оконные проемы, и теперь в ней служат монахи, когда бывают в монастыре. Еще боле менее уцелела монастырская гостиница на берегу. Чистим рыбу, готовим обед. Сходили на другой берег монастырского полуострова. Здесь, разогнавшись на пятнадцатикилометровом просторе озера, волны с яростью бьются о берег. Как хорошо, что нам туда не надо! В этой части озера выходить на байдарках было бы самоубийством. Дождь то прекращается, то начинается с новой силой, все в дождевиках. Прямо около здания монастырской гостиницы устроили костер и стали жарить рыбу на протвине. Пообедали, продрогли на ветру и отправились дальше. Вошли в Кожу, пересекли озеро Пежозеро. На выходе перекат. Поблеснили немного и сразу поклевка. Пара окуней, щучка ушла. Вхожу в азарт, но надо плыть. Сегодня надо дойти до Падуна. До самого порога встретилось несколько мелких перекатов. Нам очень понравился тот кусок описания маршрута, который мы сейчас шли, там весьма красноречиво рассказано, что сам Падун начинается незаметно, можно это место пропустить, дальше невозможно ни зачалиться, ни обойти главный слив.

Затем следовал рассказ о катамаранщиках, пропустивших чалку, без касок и без спасжилетов прошли порог отдельно от судна, один погиб. Мы напряженно вглядывались в водную гладь за каждым следующим поворотом, вслушивались в шум леса и воды. Ура, вон косая посеревшая табличка «Падун. Чалка». И действительно, перед нами маленькая заводь на повороте реки, дальше за поворотом уже ничего не видно, но зато как слышно! От бухточки вдоль берега идет тропа обноса, сильно напоминающая главную дорожку в каком-нибудь истоптанном московском парке. Лагерь устроили посредине тропы обноса. Падун впечатляет своей мощью даже при нашей малой воде. На стоянке нашли елку, всю увешенную записками очевидцев, рядом крест с табличкой, какой-то молодой 18-ти летний парень. В интернете я читал рассказ ребят, прошедших Падун на ПСНе. В улове за скалой в конце порога очень быстро один за одним натаскал полтора десятка окуней. Эта ночевка была самая шумная: палатки стояли практически над порогом, и рев воды заглушал все остальные звуки.
День 8. Утром там же наловил еще окуней, будет отличная уха на обед. Обнесли байды, уложились и без особых сожалений поплыли вперед, подальше от этого сумасшедшего порога. Весь день дождь, шли по плесам с мелкими перекатами. Встали на повороте на грязноватой стоянке.
День 9. Прошли мелкий Дедов пруд. Подошли к развилке, плывем по описанию налево. Река перегорожена заколом, через который обносится группа катамаранщиков. Обнос грязный, истоптанный многочисленными группами. Подошел парень, предлагает рыбу на спирт. Получает с нас литр спирта, а сам посылает посмотреть, что там лежит на тропе. Там лежала Рыба, т.е. семга, килограммов 8. Мы решили совместить обнос с обедом. Меня мужики позвали обмыть сделку. Я отказывался, но это не помогло. Иду в избушку к мужикам, пьем спирт, закусываем Рыбой и икрой. Остальным нашим вынесли несколько кусков семги и миску икры. Меня удивило, что мужики не едят подкожный жир у семги, ножиком счищают его собакам. Оказывается, если закусываешь жирным, меньше пьянеешь, только перевод спирта. Гребем снова. Слышим шум мотора, эти же мужички догоняют нас на моторке. Здесь восьмикилометровый участок реки между Щурусом и заколом, где можно аккуратно идти на моторе. Мужики взяли все четыре байды на буксир, и мы довольно быстро дошли до перекатов над Щурусом.

Воды мало и Щурус не производит очень сильного впечатления. Обносим его и встаем на правом берегу над началом порога Железные ворота. На Щурусе встретили «очень серьезных» мужиков. Они сосредоточено курили над порогом, пили водку, ели маринованных хариусов. Угостили нас тоже, посоветовав нам с видом знатоков обносить все нижеследующие пороги. Мы поухмылялись, наблюдая как они обносят катамаран мимо Железных ворот. Вечером при свете фонаря потрошили и солили выловленную на спирт семгу. Боялись нарваться на рыбников.

День 10. Утром прошли Железные ворота. Порог не очень сложный, но очень красивый. В первой ступени проносишься под нависающей над водой скалой. Здесь-то совершенно неожиданно выносит на невидимый с берега и с наплыва солидный обливняк. Струя несильная и лодку не опрокидывает. Можно вылезти на камень и спихнуть байду. У нас все посидели на этом камушке. В высокую или среднюю воду может и перевернуть, а может и наоборот быстро стащить. В конце порога простенький прижим. Дальше мелкий мерзкий порог Сиваньга. Левая и центральная протока непроходимы – мелкие водопадики, правая мерзкая каменистая канализация. По ней, а точнее по ее камням мы и съехали. На красивой скале после порога клеили байды, здесь же попробовали семгу. Маловато соли. Во второй половине дня подошли к Кямусу. Быстрый киль флагмана впечатлил остальную команду. Экипаж и лодку выловили морковками. Другие прохождения были удачны. Мы же вновь пошли на пустой лодке, снова киль. Дима с Настей второй раз прошли удачно. Дима с Машей уложили лодку до слива, а слив прошли вниз головой. Наконец, с третьей попытки и мы удачно прошли Кямус.

После порога есть небольшой весьма красивый участок реки с высокими скалами на берегах, и скалистым островком. Встали на глинистом мыске на повороте реки.

День 11. Утром за следующим поворотом обнаружили отличное место для лагеря на каменистом мыске. Было обидно. Последний порог Юг шли по очереди слева от зуба. У зуба выставили сигнальщика, но последний экипаж Димы и Машки умудрился налететь на этот зуб и удачно с него прыгнуть. Весь оставшийся день шли под дождем по плесам и перекатам до первой на Коже деревни. Отсюда до впадения в Онегу спокойная вода. Кожа очень мелкая.Достают песчаные косы, на которые внезапно садишься. Проплыли Макарьевское. Лет 30 назад здесь стояли удивительные церкви и колокольня. Вошли в Онегу, в Усть-Коже выяснили, что завтра нет метеора, только послезавтра. Значит завтра 30 км по

широкой Онеге. Встали почти в темноте где попало, т.е. на высоком глинистом берегу рядом с кустами. Глина размокла от дождя, а берег почти отвесный, высотой метров 15. Каждый совершил по паре знатных падений, после которых на заду съезжаешь по грязи до самой воды. Дров нет, как-то Ветюкову удалось разжечь костер, который кормили зелеными ветвями кустов. Дождь не прекращался.

День 12. Встали рано. Дождя нет, но есть сильный встречный ветер. До Карельского шли, борясь с ветром. В Карельском осмотрели деревянную церковь. Устроили маленький перекус. Ветер стих, идти стало легче. Пройдя пол пути, остановились обедать. Костер устроили на обрывистом берегу в корнях березы. Наверху за узкой полосой леса начинаются бесконечные болота, поросшие голубикой, черникой, морошкой и зелеными брусникой и клюквой. К Порогу подошли часов в 6-7, зашли в узенькую речку и поднялись по ней ближе к станции, чтоб меньше было идти. Разобрались, даже успели высушить байды и вещи. До станции дошли в полторы ходки. Рядом с ней приготовили на костре ужин. Ночью загрузились в поезд.
День 13. Едем вдоль Белого моря, пересекаем множество рек. Воды мало везде. Приехали в Лоухи часов в 7 вечера. Часть народу побежали покупать продукты, я пошел искать машину. Их особенно искать не надо, водилы сами пристают. Надо выбрать подходящий транспорт и цену. На помойках восстановили число пластиковых бутылок для круп. Выехали на Писту часов 9. На погранпосту просто открыли шлагбаум, даже не стали смотреть, кто едет. До Пяозерского неплохой асфальт, затем грунтовка. Водила вез первый раз на Писту, пришлось мне пересесть из кузова в кабину и сверять путь с картой. Впечатляет здешний рельеф, обилие длинных высоких гряд, поросших сосной. Рек почти нет, только бурные протоки между озерами, которых здесь очень много. На место приехали в темноте при свете фар. Выгрузились, расплатились. Водила был недоволен, видимо, считал, что Писта ближе и до нее лучше дороги. Мы же перешли речку по мостику, поставили палатки и легли спать.
День 14. Собираем лодки. Вышли далеко после обеда. Долго ждали Диму Пономаренко, пока он штопал и клеил лодку. По описаниям вода должна быть вровень с мостом, у нас же можно было под ним пропихнуть байду. Верхняя Писта поразила сразу, с первого же порога. Удивило наличие довольно сильного течения в озерах, и конечно пороги. После первого озера сразу порог Сакал. Когда к нему подплываешь, видно, как река теряет высоту. Этот порог напоминает лепесток развязки автотрассы. На повороте прижим, и у правого берега вода стоит выше, чем у левого. Полная аналогия с дорогой на повороте. Байдарку подхватывает и уносит вниз за поворот. От камней на такой скорости еле успеваешь уворачиваться. Но быстрая струя, огибая камни, помогает это делать. Внизу перед входом в следующее озеро широкая мелкая шивера. В одном месте протока между озерами длинной метров десять теряет по высоте метра полтора. Плавно скатываешься и попадаешь в скромную бочечку. На озерах стоит множество групп, в основном катамаранщики, были и рафты. Байдарочников не видели. Порог Захар – самый мерзкий на реке. Протоки все мелкие, каждый участок приходилось осматривать с островов для того, чтобы выбрать нужную протоку. Неверно выбранная протока приведет на мель, и проводка до конца порога будет обеспечена. Много неприятностей доставлял дождь, а так же наша неорганизованность. Проходили друг за другом, бывало, что первая лодка занимала единственно возможное место для промежуточной чалки и следующим приходилось тыкаться в камни. Следующие два порога Змеиный и Соленый похожи на Сакал, но не такие впечатляющие. В последнем пороге кильнулась лодка Димы и Насти. Встали на ночевку на красивом скальном лбу на озере напротив начала порога Падун. До ужина гуляли по лесу, собирали грибы и ягоды. Рельеф Карелии у верховий Писты весьма пересеченный. Высокие каменистые гряды со скальными выходами перемежаются с болотами и озерами. После ужина я поставил сетку, а Дима с Настей прошли ступеньку Падуна на пустой лодке. Просмотрели правую протоку, убедились в том, что при нашей малой воде это жалкий ручей.

День 15. Утром сняли сеть, она представляла собой мокрый тяжеленный жгут из водорослей. Сколько после этого я не пытался ее очистить, очистилась она только через

два года, когда я поставил ее на Умбе в струю под порогом. Утром осматривали порог. Слив с бочечкой на повороте не представляет особой сложности. После следует неприятная мелкая шивера, в которой по нашей воде отсутствовали чистые проходы. Линия движения в шивере очень сложная. Все прошли удачно, но всем пришлось после порога латать дыры. Перед нами шли какие-то катамаранщии, они, как подобает, долго курили над порогом и стали разгружать свои каты и обносить вещи. Они очень удивились, узнав, что мы пойдем порог на груженых лодках. После озера перед разрушенным мостом мощная шивера, которая отсутствовала в лоциях, по которым мы шли. Без юбок туда лезть очень мокро. Встали на Мандуярви на мысе между озерами. Дима с Настей сбегали в деревню за молоком, чему все были несказанно рады.
День 16. Выходить после обеда становится у нас традицией. Все ждут, пока зашьется и заклеится Дима Понаморенко. У его лодки была старая гнилая шкура, лопавшаяся чуть ли не при причаливании. Долго гребли по озерным плесам. Порог Межозерный шли по лоции центральной протокой левым сливом. В нашу воду требовался быстрый маневр в языке слива. После этого сложного слива расслабившиеся экипажи наваливает направо на мель. Надо уходить со струи заранее. Потом идет простая мощная шивера. Протока между озерами Хирвасярви и Вихельтаярви очень забавный участок. Шиверы каждые 3-4 минуты, есть мощные и интересные. Здесь мы шли уже в сгущающихся сумерках под дождем. Никак не могли найти удобную стоянку. Дима Ветюков кильнулся пару раз. Он был без очков и в сумерки совсем не видел камней. В итоге мы встали в первом попавшемся месте, где можно было причалить. Лагерь разбивали под дождиком.
День 17. Снова выходим поздно. Но сегодня по плану нам идти очень мало. Встали на дневку на Пистоярви почти в самом его начале. Лагерь поставили на высоком берегу с выходящими скалами. Ночью поднялся сильнейший ветер со стороны Пистоярви. Оторвались с мясом растяжки кострового тента, и он всю ночь хлопал, мешая спать. Утром костер пришлось перенести подальше от берега в естественную яму, окруженную камнями. Весь следующий день гуляли по лесу, собирали грибы и ягоды. Сходили на озеро за грядой с другой стороны от лагеря. Вечером Ветюков сварганил блины.

День 19. До обеда плывем по Пистоярви. Сделали остановку в деревне, где живет пара фермеров. Начались первые шиверы Семиповоротного. Где-то во второй шивере кильнулся экипаж Димы Ветюкова и Насти. Когда я подбежал к месту трагедии, Дима стоял на струе почти по пояс в воде и пытался удержать от складывания лодку, заклиненную на двух камнях поперек струи. Захватив конец морковки, я залез в реку ему помочь. Наши усилия ни к чему не привели. Тогда защелкнули морковку к обвязке, а Ваня с берега, зайдя вверх, стал пытаться сдернуть лодку за спас конец. Пришлось его нарастить второй морковкой. Лодка стронулась с камней, только когда на помощь Ване подоспел Дима Понаморенко. За спасконец они удерживали лодку против течения, а мы с Димой, командуя им то вытравливать, то подтягивать, подводили ее к берегу. Лодка была спасена. Ремонт, совмещенный с обедом, не занял много времени. Пришлось выбить несколько сорванных заклепок и заменить их на винты с гайками. Семиповоротный оказался очень приятным набором мощных шивер со сбойками струй, валами, бочками, камнями в струе. Несколько уловов позволяли подстраховывать друг друга с воды и фотографировать. Дима Пономаренко с Машкой получили огромную пробоину в предпоследней шивере. Пришлось вставать на стоянку сразу после порога. Встретили здесь ребят на двух байдарках, изрядно покалеченных. Они с собой возят двустволку и на каждый ужин имеют утку. Мне это весьма понравилось.
День 20. По традиции вышли ближе к обеду. Порог Одинокое дерево оказался простым. Подошли к Куркам. Разгонная шивера представляла собой широкую во всю реку мель с проходом у самого правого берега. А заход в слив порога у самого левого. Приходилось после мели выходить налево, выгребая против течения. Следующий слив почти на оси с первым, но потом надо резко выгребать в струю направо. Порог не мощный, но довольно интересный, есть где поработать. Порог Петух весело подбрасывает лодки. Порог Грива шли без просмотра, и не прочитав описания. Из правой протоки пришлось выгребать в левую. На выходе мощные валы, образуемые шахматным строем плит. Встали сразу за порогом на левом берегу. Вечером набрали много грибов. Здесь же автомобилисты подарили Диме Понаморенко тюбик Момента и старые камеры. Наш заклеечный материал для резиновых шкур кончился.
День 21. Как уже привыкли ждем, пока заклеится Дима. Прошли очень красивое озеро Вайкульское. На Фурляляе устроили обед. Порог впечатляет с берега, но проходится очень легко. Здесь прекрасная, но сильно вытоптанная оборудованная стоянка. Долго гребем по плесам в заболоченных берегах до порога Имесеев. Остановились на левом берегу и решили сделать дневку. На дневке купались, собирали грибы, ягоды, жарили блины.

День 23. Имесеев проходили по очереди. Впечатлила вторая ступень. За высокими валами не видно камней, еле успеваешь уворачиваться. Талии прошли сходу, а Хирви смотрели, зачалившись в красивом, окруженном скалами улове. Долго гребли сквозь озеро Корпиярви. Порожек на выходе из него очень противный. Порог в нескольких протоках и везде мелкий. Мы с Аней прыгнули с гладкого камушка в левой протоке, только потом обнаружили более полноводную правую. Крикнули остальным, чтоб шли по ней. Аня заметила что-то желтое в сливе между камней. Подплыли, долго пытались завести лодку между камней, наконец, Аня вытащила на весле куртку.

Непонятно, как люди ее потеряли на таком идиотском пороге. Проплыли мост. И вот Поалла. Прыгнули с первой ступени, зачалились перед второй. Здесь и решили сделать лагерь. Прошли вторую ступень, а на третей устроили покатушки, благо обнос пять метров. Все ходили разными составами по два три раза. Но занятие это довольно скучное. От Поаллы мы ожидали гораздо большего. Видимо, в малую воду все нижние пороги потеряли мощь, не приобретя при этом серьезного слалома. Дима Пономаренко обнаружил над третей ступенью деревянных идолов и вверг их в озеро. Потом догнал их на байде, привез обратно и долго их жег.

День 24. Утром собрались, обнесли или провели лодке через 2 и 1 ступень и через полчасика были за мостом на поляне у озера. Мыли, сушили байдарки, собирали рюкзаки. Потом уселись на дороге ждать попуток. Их не было. Дима с Настей съездили в Войницу и пригнали оттуда микроавтобус. Ехали около трех часов кузове под одну и ту же кассету ДДТ. В Кемь приехали около 12 ночи. На вокзале встретили знакомых, возвращавшихся с Соловков. В общем вагоне оказалась та же группа школьников, возвращавшихся из Хибин, с которой мы ехали из Медвежегорска год назад.
День 26. Вот и кончилось двадцати шестидневное путешествие по Карелии и Архангельской области.

 

 

Вернуться на главную страницу