Поездка по церквям Бежецкого района

 

 

18 июня. Эта поездка задумывалась как продолжение поездки двухлетней давности. Тогда мы осматривали интересные церкви к юго-западу, западу и северо-западу от Бежецка. Теперь же настала очередь двигаться к востоку. Как и в прошлой поездке, мы выбрали самые интересные храмы среди множества церквей Тверской губернии, которые нельзя пропустить, и составили маршрут через другие менее значимые. На нашем пути были вполне заурядные памятники, и в то же время крайне интересные образцы провинциальной архитектуры и искусства.


Яндекс КартыЯндекс Карты



Кашин


Путь в Бежецк из нашей деревни идет через Кашин. В Кашине мы много раз подробно были, сейчас остановились на несколько минут у собора, чтобы подойти к мощам Анны Кашинской. Мы забыли, что мощи все еще не в соборе, а в церкви Вознесения.


Идем в собор

Собор
Собор

Дорога от Кесовой горы до Бежецка просто ужасная. Километров 15-20 на ней просто исчез асфальт! Приходится еле-еле ползти по бугристой кое-как отсыпанной пгс дороге. А ведь раньше дорога была, плохая, но была! Печально, что перемены к лучшему не затрагивают Тверскую область. Как раньше она деградировала, так и продолжает деградировать.

Сукромны


Наше небольшое путешествие мы начинаем с шедевра! Церковь в Сукромнах - это настоящий шедевр провинциального искусства. Наверное, многие начинают понимать, что провинциальное искусство - это не что-то второстепенное, находящееся на задворках большого искусства и с запозданием повторяющее его мотивы и стили. Нет, провинциальное искусство хоть и зависит от столичного, но существует по своим законам и совершенно самостоятельно. И то, что в провинциальной архитектуре встречаются приемы, формы, детали и прочее столетней давности, не значит, что провинциальная архитектура отсталая, нет, она другая!



И вот перед нами Тихвинская церковь - один из самых ярких памятников барокко Тверской земли. Снаружи церковь монументальна, как какой-нибудь собор среднего города или крупного монастыря. Фасады асиметричны и украшены архаичным декором из элементов допетровской архитектуры. Но самое интересной внутри! Церковь очень редкой двустолпной конструкции. Посреди храма на кубических пьедесталах два круглых столба через арки, перекинутые к стенам, удерживают систему коробовых сводов. Круглая световая глава вписана в прямоугольник между столбов.


Своды. Композиции помещены в кессонированные трапециевидные арки.
Интересны иллюзорные небеса, видные сквозь арки. Над иконостасом "Коронование Богоматери"

Тихвинская церковь полностью сохранила убранство интерьеров: три иконостаса (конец XVIII в. - сер XIX в.), клеевая живопись 1830-х-1840-х гг., и масляная живопись трапезной и притворов.


Главный иконостас, конец XVIII в.
Христос в доме Симона (западная стена)

Росписи - выдающийся пример церковной живописи. Сразу же обращает на себя внимание обилие архитектурного декора, объединяющего реальную архитектуру и систему росписей. Благодаря этому архитектурному декору, поверхность стен приобрела пространственный характер: картины первого яруса заключены в рельефные рамы, а сюжеты второго яруса, наоборот, заглублены в перспективные арки.


Христос и фарисеи? (западная стена, первый ярус)
Чудо в Кане. (второй ярус западной стены). Посмотрите на
самовар или кадильницу в форме античной вазы на колонне
Главный иконостас
Страшный суд (Западная стена, второй ярус)
Голгофа
Исцеление у Овчей купели (западная стена)
Интерьер
Отечество. (кон. XIX-нач. XX вв. по образцу росписи купола Храма Христа Спасителя в Москве)
Изгнание торгующих из храма

Сцены, происходящие на открытом воздухе, разворачиваются на фоне романтических пейзажей с живописными руинами. Композиция сюжетов в помещениях - это конек художника. Люди мастерски расположены в перспективно разворачивающихся сценах. В открытых окнах видно какие-то постройки (например, Храм Соломона) или пейзаж. Часто используются драпировки и второстепенные бытовые сцены на заднем плане. Все это подчеркивает иллюзорность композиции, характерную для итальянского Возрождения, с лучшими образцами которого был знаком создатель росписей в Сукромнах.


Исцеление дочери хананеянки (Северная стена, первый ярус)
Христос и самарнка у колодца
Призвание Закхея
Христос-отрок в храме, Встреча Марии и Елисаветы (Третий ярус западной стены)
Христос и грешница (западная стена)
Западная стена
Иконостас
 
Фрагмент царских врат какого-то храма.
Просто лежит в углу церкви
Трапезная

Когда заболела шея от постоянно запрокинутой вверх головы, и мы замерзли (в основном храме холодно), перешли в трапезную. Трапезная и северный придел расписывались маслом в начале XX в. Живопись выполнена в основном по гравюрам Ю. Шнорра фон Каросфельда и отличается высоким профессионализмом.


Марфо, Марфо! Печешися и молвиши о мнозе...
Христос и самарянка
Трапезная

Церковь в Сукромнах наполнена живой стариной, которую иногда можно увидеть и уловить в сельских храмах в глубокой провинции. Этот дух старины захватывает тебя, как только переступаешь порог храма. В Сукромнах не модернизировали отопление, поэтому храм устроен так, как это было всегда последние несколько столетий. Главный летний храм отделен от теплой трапезной аркой, забранной двойными застекленными дверями. Так же и северный придел для сохранения тепла отделен от трапезной. Как это часто бывает, в незакрывающийся храм свозили иконы из окрестных закрытых церквей и погибших домов. Вот и стоит просто прислоненный к стене фрагмент царских врат, видимо, из какого-то ближнего храма. А сколько всего такого лежит в подклете или на чердаках в Сукромнах?
Выходим из церкви под огромным впечатлением, так что даже забываем детально рассмотреть фасады церкви, где тоже много интересного. Сукромны - одно из самых самых интересных и удивительных мест наших краев Тверской губернии.


 
Детали фасадов

Княжево


Въезжаем в Бежецк и сворачиваем на восток в ближайшее село Княжево. Здесь на краю села разрушается Благовещенская церковь, построенная в последней четверти XVIII в. и обстроенной со всех сторон в 1881 г.


Благовещенская церковь
Крыша
Старая часть

От первоначального храма осталось только ядро - четверик основания и восьмерик. Все остальное - последствия расширения церкви. Но Благовещенская церковь все еще сохраняет любопытные клеевые росписи в духе академизма, созданные преимущественно в конце XIX в.


Трапезная
Разруха
Центральный объем храма

Живопись первоначального объема обладает сочным колоритом. Композиции отделены друг от друга рисованными изящными фризами с модульонами, подчеркивающими архитектуру храма.


Росписи первоначального объема (Южная сторона): В лотковых сводах восьмерика "Отче наш" по гравюрам Х. Вайгеля).
Ниже " Если не будете как дети...". Еще ниже Уверение Фомы. И в самом низу Христос перед распятием
Росписи первоначального объема (Северная сторона): Исцеление слепого и Пригвождение ко кресту

Исцеление слепого
Первоначальный объем, роспись западной стороны: Страшный суд. Выше Поклонение волхвов
О Тебе радуется. (Центральный свод алтаря)
Вторая (западная) часть композиции "О Тебе радуется"
Тайник-сейф в югозападной стене старой церкви
Избиение младенцев

Росписи приделов и трапезной выполнены по гравюрам Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, (Julius Schnorr von Carolsfeld (1794-1872)). Все композиции заключены в рамы сложной формы с гризайльными элементами. Все росписи обладают ярким и свежим колоритом.


Сновидение Иосифу
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Сцены Воскресения
Изгнание торгующих из храма
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, (Julius Schnorr von Carolsfeld (1794-1872))
Притча о добром самарянине
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда

Евангелисты

 
Нагорная проповедь
Притча о блудном сыне
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Воскрешение сына вдовы
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Тайная вечеря
Сошествие Святаго Духа
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Небесный Иерусалим
Страстной цикл
Распни, Распни Его!
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Отречение Петра
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
Поругание Христа (Увенчание терновым венцом)
Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда


Градницы

Возвращаемся в Бежецк и выезжаем из города по дороге в сторону Красного Холма. Наша следующая цель - Градницы.


Троицкая церковь, кон. XVIII в. - 1-я пол. XIX в.

Троицкую церковь строили в несколько приемов: с 1782 по 1804 строили церковь с трапезной и приделом, в 1808-15 гг. колокольню, в 1836 г. ее соединили с трапезной притвором и тогда же входы в основной объем церкви оформили небольшими портиками.


Северный фасад
Остатки колокольни

Церковь - любопытный пример провинциальной архитектуры. Как обычно, на архаичный традиционный по композиции объем храма "навешан" ордерный раннеклассицистический каркас с чертами барокко. Церковь сходственна с расположенной не так далеко Успенской церковью в Бежицах. Интересно, что, как и в Бежицах, пилястры боковых фасадов сдвинуты на восток, получается, что восточные края стен закреплены пилястрой, а западные - нет. К тому же разное расстояние между пилястрами и расположение окон не по оси между ними выдает отношение зодчего к ордеру как к чисто декоративному украшению. Колокольня представляла собой хороший пример зрелого классицизма.


Своды трапезной обрушились
В трапезной

Трапезная

Основной объем: восток

В трапезной все росписи 1836 года погибли. В основном объеме все еще сохраняется несколько фрагментов клеевой живописи 1830-х-1840-х гг. Росписи представляли великолепный, совершенно выдающийся пример живописи в стиле классицизма, поскольку были выполнены, скорее всего, той же художественной артелью, что расписывала церковь в Еськах, которую мы осматривали два года назад.


В храме
Запад

Конечно, сразу же обращает на себя внимании и даже завораживает огромная композиция во всю западную стену. Рисованная архитектурная декорация иллюзорно расширяет и раскрывает пространство церкви, превращая его в часть храма Соломона, в котором происходит изгнание торговцев.


Игнание торгующих из храма

К сожалению, основная, нижняя часть композиции полностью утрачена. и только сравнение с росписью церкви в Еськах может нам дать представление о смелом монументальном произведении, не дошедшим до нас.


Южная стена: Сотник просит Иисуса об исцелении сына
Исцеление бесноватого

На северной и южной стенах еще различимы несколько композиций, помещенных в рисованные рамы на фоне архитектурных декораций. Росписи в плохом состоянии, но даже по остаткам видно, что это первоклассное произведение незаурядного мастера, знакомого с лучшими образцами Итальянского Возрождения и работами Неаполитанских мастеров эпохи барокко.


Южная стена, над аркой дверного проема: святые князья
Христос и хананеанка
Исцеление расслабленного у Овчей купели

Росписи насыщены по цветовой гамме, рисунок нанесен очень уверенной рукой. Сцены происходят на перспективном архитектурном фоне или на фоне романтического пейзажа со второстепенными персонажами на заднем плане. Обращают на себя внимание великолепно прорисованные фигуры Христа и апостолов в сцене "Исцеление прокаженного", интересна сцена "Воскрешение дочери Иаира", происходящая на заднем плане, а на переднем помещены второстепенные персонажи, высовывающиеся по пояс из-за рамы картины, подчеркивают иллюзорность композиции.


Северная стена: Воскрешение дочери Иаира
Исцеление прокаженного

Бесконечно жаль, погибшего великолепного шедевра провинциального искусства. Невероятно обидно застать его в таком ужасном состоянии.


Основной объем храма
Южная стена: расширенный проем для колхозной техники
Пристроенные колхозные гаражи
Южный фасад
Северо-западная башня ограды, 1830 г.

В Градницы в 1920-х годах был перевезен барский дом из соседней усадьбы Слепнево вместо сгоревшей школы. Слепнево находилось в 9 километрах от Градниц и было родовым имением Львовых. в 1907 г. владельцами Слепнево стали наследники контр-адмирала Льва Ивановича Львова, среди них была его сестра Анна Ивановна - мать поэта Николая Гумилева.


Усадебный дом из Слепнево

Гумилев многократно с 1908 по 1917 гг. приезжал в Слепнево, а в 1911 г. вместе с Анной Ахматовой. Дом, видимо, середины XIX века, при переносе был немного изменен.


"Комната Ахматовой" в мезонине
Комната Гумилева

Сейчас в доме расположен музей поэтов. Оригинальных вещей здесь нет, интерьеры выдуманы по мотивам нескольких мемуаров.



Головское

Возвращаемся в Бежецк и выезжаем на Сонковскую дорогу. Мы хотим осмотреть довольно любопытные церкви в Хонеево и в Синёво-Дуброво. Это ужу Сонковский район. По дороге в Хонеево сворачиваем на пару сотен метров к руинам церкви села Головское (Деельки).


Казанская церковь, 1814 г.


Небольшая церковь в стиле классицизма ничем не примечательна. Интересно, что из Головского происходит князь Хилков, бывший при Александре III и Николае II министром путей сообщения.



Хонеево


Спасская церковь, 1809 г.

Церковь стоит посреди обширной сельской площади, зарастающей бурьяном. Первоначально расположенное только к востоку от церкви кладбище постепенно захватывает пространство вокруг церкви и переходит на площадь.
Церковь обычна для наших Кашинских и Бежецких мест, провинциальная смесь барокко и классицизма.


Остатки ампирной сторожки

Церковь очень приятных пропорций: проемы окон в простых рамочных наличниках, ясный примитивный антаблемент, добротный портик на массивных квадратных полуколоннах, ромбовидные доски над окнами (на основном объеме ромбы выступают, на алтарном - утоплены).


Спасская церковь
Основной объем храма. Иконостас XIX в. и колхозная веялка?

Считается, что церковь расписывалась дважды: во второй четверти XIX века и в 1910-х годах. Можно с полной уверенностью утверждать, что первый раз церковь расписывала та же артель, что работала в Еськах, в Константиново и в Градницах. Непонятно, почему эту, судя по всему, великолепную высокохудожественную роспись весьма посредственно записали в начале XX века. Можно предположить, что роспись сильно пострадала (протекла крыша, или некачественный клеевой состав). Похоже, что от первой росписи сохранилось только "Сошествие Св. Духа" в алтаре.


Западная стена

На западной стене храма была визитная карточка этой артели фееричная композиция "Изгнание торгующих из храма". Она была записана, похоже, двумя большими сценами непонятного содержания. Но теперь запись опадает и сквозь нее с большим трудом, но все же можно различить (даже скорее по фотографиям, а не вживую) следы знакомой по Еськам сцены "Игнания".


Архитектурная иллюзия Соломонова храма (верхняя часть "Изгнания")

Под остатками молящихся святых проступают растерянные овцы из "Изгнания торгующих"

Восьмерик и купол

Росписи второго периода скучны и беспомощны. Как и сами композиции, так и жалкие попытки рисованной архитектуры с орнаментами и фризами.


Преображение
Наверху Новозаветная Троица, ниже Воскресение
Вознесение

Тем удивительнее выглядит великолепная сцена "Сошествия Святаго Духа", остатки которой можно обнаружить в алтаре церкви. Мастерски прорисованные фигуры Богоматери, Иоанна Богослова и других апостолов помещены на фоне перспективной архитектуры с драпировкой. Судя по остаткам насыщенных красок, вся сцена была необычайно ярка и свежа. Сцена была записана, но выглядит так, будто кто-то ее специально отмыл.


Сошествие Св. Духа

Уезжаем из Хонеева. Хорошо, что есть Еськи, и мы все еще можем насладиться великолепными произведениями безымянных мастеров этой удивительной артели живописцев.
Следующий наш пункт на карте - Синёво-Дуброво. Оно находится в трех-четырех километрах от Хонеево, но туда нет дороги. А по кругу, по дороге не один десяток километров плохого разбитого асфальта. На спутниковых снимках видно полевые дорожки, соединяющие села.


Синёво-Дуброво

Вот мы и поехали в поля. Интересно, что эти дорожки даже есть в Яндекс-картах. Было несколько простейших грязных мест и был один крутой с большим перепадом съезд с бетонного мосточка через канаву. Машина с низким клиренсом, вероятно, повиснет на этом съезде.




Синёво-Дуброво

Тихвинская церковь, 1775-1784 гг.

Сенёво-Дуброво - полупогибающая деревня. До нее доведена асфальтовая дорога, но, как обычно, асфальт доходит только до края деревни, а дальше по деревенской площади идет множество разбитых грязных колей. Деревенская площадь с церковью очень живописна, только дома разваливаются, а улица зарастает бурьяном.


Ворота

Тихвинская церковь обладает необычным силуэтом, совсем нехарактерным для наших мест. Такое сложнопостроенное пятиглавие с главками-вазами можно встретить в ярославских и вологодских краях. Наверное, пятиглавие - самая эффектная и запоминающаяся деталь церкви, барочные фасады которой довольно заурядны.
Интересны ворота в стиле зрелого классицизма и, видимо, того же времени западное крыльцо, а также навес на колоннах над южным входом.


Тихвинская церковь
Ворота
Тихвинская церковь
Трапезная

Внутри церковь сохранила деревянный иконостас, в котором есть остатки праздничных икон и Спаса из деисуса. В притворе есть надпись, что в 1955 году при настоятеле Иоанне Рачеткине мастером из Макарьева Анатолием Ивановичем Бодиным была произведена реставрация стенной живописи и орнаментации. Похоже, что церковь закрыли при Хрущовских гонениях.


В трапезной
Иконостас
Своды

Видимо, не так давно церковь пытались подготовить к богослужениям. Весь мусор (точнее, остатки от иконостасов трапезной, от иконных окладов на столбах, даже основание Голгофы) вынесли в основной храм, а в трапезной настелили простенький деревянный пол.


Основание Голгофы


Сейчас все эти обломки покрыты слоем голубиного помета. Пол в основном храме прогнил и местами провалился. Интересно, что никто не утащил кованое ограждение амвона и солеи.


Солея


Иконостас

Иконостас
Своды
Солея
Северная стена

Росписи погибли, осталось всего несколько картин. Но все они весьма посредственного качества и ничего из себя не представляют.


Алтарь
Вид от царских врат
Купол
Что это?
Трапезная

Уезжая, снова смотрим на эффектное пятиглавие и перекликающиеся друг со другом колоннады крыльца и ворот ограды.


Поречье

Дальше мы возвращаемся на Сонковскую дорогу, проезжаем Сонково и сворачиваем на дорогу, ведущую в село Кой. Это один из главных пунктов этой поездки. Двигаясь в сторону Коя, делаем маленькие детуры, чтобы посмотреть на две ротонды в окрестных селах.


Вознесенская церковь

Ампирная Вознесенская церковь построена в 1847 году. Сейчас, без четырехколонных портиков церковь выглядит очень грузно, но судя по всему, это был хороший образец ампира. Похоже, что храм чем-то не устроил заказчиков или зодчего, работающего по проекту. Видимо, своей ампирной простотой. Вот тогда по углам четверика поставили четыре забавные круглые четырехколонные беседки, увенчанные куполами со шпилями.


Беседка

Перетерье

Покровская церковь, 1821-1830 гг.

Покровская церковь - хороший образец зрелого классицизма. Забавно, что как и в предыдущей церкви закзчиков не устроил классицистический вид церкви и они добавили прямо на ротонду четыре малых главы. В конце XIX века расширили трапезную так, что она стала охватывать колокольнь с трех сторон. Это, конечно, слегка подпортило силуэт церкви.


Покровская церковь
У южной стены колонны портика еще стоят
Покровская церковь
Жестяной силуэт раньше был расписан

Кой

Въезжаем в большое село Кой. На его окраине стоит кладбищенская церковь Иоанна Богослова. Это хороший образец провинциального ампира. Внутри церковь сильно разрушена.


Церковь Иоанна Богослова
Читаем про Кой


Троицкий собор

Троицкий собор села Кой - это гвоздь программы нашей поездки. Это чрезвычайно оригинальный памятник барокко сооружен в 1717-31 гг и совершенно исключителен для этого времени в наших Бежецких местах. Собор двухэтажный, четырехстолпный, окруженный двухярусной открытой галереей на арках. Собор был декорирован в духе городских соборов второй половины XVII в., сохранились следы килевидного портала, ведущего в главную церковь.


Наличники и ангелы

Ампирную колокольню возвели в 1815-20 гг, тогда же и собор подвергся переделке. Фасады украшены лепной отделкой (рамные наличники, лопатки трактованы как профилированные пилястры, появились лепные ангелы над окнами, изменен внешний вид галереи.


Двухэтажные галереи вокруг храма
Лестница
Лестница.

В главную церковь на второй этаж галереи ведет мощная великолепная лестница - одно из сильнейших впечатлений от храма. Собор сильно пострадал от безхозности. Из-за прохудившихся крыш разрушились все своды галерей. Сейчас ведется консервация памятника. К сожалению, внутрь мы не попали, рабочие уже ушли.


Галерея
Троицкий собор
Лепной ангел
Троицкий собор


Башня ограды. В ограду было встроено 20 торговых лавок

Возвращаемся в Сонково. Назад в деревню решили ехать не через Бежецк, а по Ярославской области через Углич, считая традиционно Ярославскую область более благополучной по состоянию дорог. На за последнее время дороги и здесь сильно деградировали и стали ничем не лучше тверских.

Наш путь проходит в 4,5 км от Шестаковского монастыря, и мы решили свернуть с "шоссе" и посмотреть на могучий останец монастырского собора. Дорога в Шелдомеж - прямая глинистая грунтовка с двумя канавами по краям, заросшими кустарником и деревьями. Где кустарник низкий, глина подсохла и не представляла никаких трудностей. Но, чем ближе к цели, тем мокрее и грязнее становилась грунтовка. Включили полный привод, но началась настолько скользкая глина, что машина на ней плохо управлялась. Стали появляться глубокие колеи, чтобы не забуксовать и не сползти в колеи, едем быстро, но машину крутит и вертит в грязи. Поняли, что надо останавливаться и искать, где бы развернуться. Но останавливаться и разворачиваться в грязи опасно, можно не тронуться несмотря на полный привод. В итоге мы все же развернулись. Оставшиеся 700 метров прошли пешком и поняли, что можно было и проехать дальше, самое страшно было уже позади. И вот мы по жуткому комарийнику в грязи идем к монастырю.

Шелдомеж

Шестаковский монастырь

Монастырь образовался совсем недавно, в 1870-е-1887 году. А до этого здесь была простая кладбищенская Воскресенская церковь, в 1832 году взамен деревянного освятили каменный храм. Тогда же строитель церкви Скрипицин пожертвовал образ Шестаковской иконы Богоматери. Икона была почитаема, и пришлось расширять трапезную и сооружать придел. А позже при церкви образовалась женская община.
Здесь совсем недалеко в 1238 г. произошла известная всем битва на реке Сить. Может быть, этим объясняется, что община быстро превратилась в женскую обитель.



Новый собор в русском стиле строили очень долго, освятили лишь в 1906 г. Само село Шелдомеж фактически вымерло. несколько домов используются как летние дачи. Мы не видели никаких признаков жизни в деревне.


Собор
Воскресенская церковь



Вернулись к машине, кое-как почистили об траву обувь и, помолясь, поехали. Проскочили два сложных места, где был большой риск соскользнуть в колею и повиснуть на защите картера. Наверное, через несколько дней солнечной погоды здесь можно будет проехать на любой машине, но пока только на 4х4, слишком уж вязкая и скользкая глина.


 


     

Оглавление

На страницу с путешествиями