25 мая Мы задумали серию однодневных поездок, чтобы осмотреть интересные памятники барокко и классицизма в северо-восточных краях Тверской области и потом в северо-западных Ярославской. Среди множество памятников этой эпохи в окрестностях Бежецка можно встретить настоящие шедевры, многие храмы стоят в очень живописной местности по берегам Мологи. Так что поездка получилась интересной и насыщенной. Маршрут составили кольцевой, стараясь охватить самые интересные и в то же время удаленные от основных дорог памятники. Чтобы хватило времени и сил, из маршрута исключили известные церкви в Сукромнах, Княжево и другие. Они стоят близко к шоссе, мы их присоединим к другой менее насыщенной поездке. |
Любодицы
Село Любодицы живописно стоит на берегу разлившейся Мологи. Церковь находится посреди села на большой четырехугольной площади. Теперь вокруг церкви и на ней самой вырос целый лес берез и кустов, площадь тоже заросла кустарником. |
Борисоглебская церковь была построена в 1822-33 гг. на средства прихожан. В Советское время она лишилась восьмерика с глухой главкой и верхних ярусов колокольни. Сейчас только великолепные дорические портики благородных пропорций говорят нам, что это не заурядная руина, а хороший образец зрелого классицизма близкий к творчеству губернского архитектора Н.Н. Легранда. |
Проект расширения трапезной на запад |
Трапезная |
В 1891 году колокольню обстроили с севера и юга пристройками, выровняв линию стен трапезной, а в конце века еще и пристроили с запада к ней притвор. Это исказило красивые симметричные фасады трапезной с прекрасным центральным окном в нише с пилястрами. Но сейчас уже неважно, за кустами ничего не видно. |
Балки колхозной крыши |
Интерьер у церкви тоже хорош. Основной объем ясен и строг. Угловые пилоны оформлены в виде утопленных в стену восьмигранных столпов, несут мощные подпружные арки. Окна и входы боковых фасадов вписаны в вертикальные ниши. Восьмерик был внутри цилиндрический. Интерьер был очень светлый и устремленный вверх. |
Интерьер |
Южный портик |
Леля и Аня |
Молога. На трапезной видно два периода строительства |
С востока |
Нижний ярус колокольни до обстройки имел сходный храму дорический портик, второй ярус имел спаренные ионические колонны, третий - коринфские. Росписи в храме погибли за последние 20-30 лет. |
Присеки
По прямой от Любодиц до Присек около трех километров. По реке немногим больше. Но по дорогам (кстати, неплохой грейдер) около 15 км. На мосту через Мологу мы остановились полюбоваться поймой реки. |
Молога и Присеки |
Присеки |
Церковь стоит на берегу Мологи на излучине реки, ее хорошо видно издалека. Присеки с 1441 года принадлежали Троице-Сергиевой лавре, в 1551 году при впадении ручья Талец упоминается Преображенский монастырь на Присеках. (Теперь там стоят руины Талицкого погоста - следующий пункт нашего путешествия). В самом селе, как обычно, было две церкви - зимняя и летняя. Существующая Успенская церковь построена на средства прихожан в 1796 году. Колокольню достроили позже. Непонятно название церкви, в ней нет Успенского престола: в верхнем храме престол Троицкий, в нижнем - Ильи Пророка и Сергия Радонежского. |
Это яркий образец бежецкой провинциальной архитектуры, ориентированной на формы допетровского зодчества, нарышкинских декоративных элементов и ордерных элементов. |
Запад | Восток |
В нижнем теплом храме местные жители проделали множество ворот и используют его как сараи. Говорят, что можно найти человека, который откроет нижнюю церковь. В верхнюю церковь попасть довольно сложно. Надо пролезть по стенке лестницы, потом слезть на пару метров со стены на своды и снова подняться по двухметровой стене в проем между верхней церковью и притвором под колокольней. По внутристенной лестнице можно залезть на нижний ярус звона колокольни и выйти на заросшие травой своды трапезной верхнего храма. |
Лезем в храм | Нина |
Ксеня и Соня |
На колокольне | Аня и Леля |
На колокольне |
Центральный крест | Один из малых крестов |
Спускаемся |
Верхний притвор под колокольней |
Богоявление: се Агнец Божий вземляй грехи мира |
Ной |
? | Фрагмент Рождества? |
В верхнем храме можно различить фрагменты клеевой живописи сер. XIX века, исполненной в академической манере. |
Нагорная проповедь? Христос и фарисеи? |
Выходим из храма в притвор |
Странно, что в верхнем храме полностью отсутствуют не только полы, но и половые балки. Просто так они не могли сгнить. Полы целенаправленно разобрали, огромные балки распилили и вынесли. Зачем это сделали? Вряд ли на дрова. В других церквах на нашем маршруте мы снова увидим это странное отсутствие полов и балок. |
В верхнем храме, на восток |
Своды верхнего храма |
В верхнем храме. На запад |
Чтобы попасть в храм, надо здесь спуститься | Крыши нет |
Притвор верхнего храма |
Ксеня |
Второй ярус колокольни |
Вид на Мологу и Спасо-Талицкий погост |
Спасо-Талицкий погост |
Филя |
Внутристенная лестница на колокольню |
Спускаемся | Наличник нижнего храма |
В Присеках доживает последние года пожарный сарай. Такие сооружения стояли во многих селах Бежецкого района. Завершение башни каланчи утрачено, бревна, уложенные между бетонными столбами, исчезли за последнее десятилетие. |
Пожарный сарай |
Спасо-Талицкий погост
Церковь стоит в поле, на берегу Мологи. Дорог к ней нет. После месяца дождей я был уверен, что нам придется идти по хлюпающему мокрому полю. Но здесь то ли дождей было меньше, то ли земля песчаная, поле было совершенно сухо, так что можно было проехать почти до церкви на любой машине. Но мы все равно решили прогуляться полтора километра. Погода была отличная, а все устали за два часа сидения в машине. |
Филя |
Катя |
Покровская церковь построена в 1808-16 гг. на средства прихожан. Церковь Спаса-Преображения, заменившая в 1904-10-х гг предыдущую каменную церковь, исчезла в Советское время. Покровская церковь тоже скоро исчезнет. |
Аня и Нина |
Ксеня |
Ольга Дмитриевна |
Филя |
Ручей Талец |
Вся восточная часть церкви обрушилась, четырех колонные портики с севера и юга тоже исчезли. Колокольня обрушилась лет 20 назад. Но даже по остаткам видно, что это было красивое и интересное сооружение в стиле зрелого классицизма. Церковь была центрична, фасады подчиняются строгой симметрии. Алтарь не был выделен в самостоятельный объем, он был симметричен притвору и имел фасад с треугольным фронтоном и ионическими пилястрами, какие еще можно увидеть на западном фасаде. |
Руины колокольни |
Пилястры западного фасада |
Молога |
Команда |
Церковь в Присеках |
Молога |
Возвращаемся к машине, думая об этом интересном памятнике. В конце поездки в Алабузино мы увидим церковь со схожей объемно-пространственной композицией и аналогичную в некоторых деталях. |
Ксеня |
Лозьево
Никитская церковь в Лозьево стоит в центре села. Но село вымирает, его центр зарос кустарником и деревьями. И бывшую центральную площадь села вокруг храма местные жители превратили в кладбище. |
Колокольня |
Церковь сооружена на средства прихожан в 1798-1800 - гг. Трапезная закончена к 1803 г., а колокольню построили в 1819-23 гг. В 1850-е годы сооружена новая трапезная с приделами, апсиды которых загородили южный и северный фасады храма. |
Никитская церковь |
Колокольня |
Восьмерик храма |
Клеевая живопись 1-й половины XIX века утрачена в конце XX века. |
Христос и Мария Магдалина |
Константиново
Константиново находится в трех км от Лозьево. Здесь в 1803-09 гг. на средства прихожан была построена церковь Спаса Нерукотворного. В 1873-76 гг. вместо старых трапезной и колокольни построили новую более обширную трапезную и колокольню. Здесь тоже можно наблюдать на фасаде итальянское окно-серлиану с двумя колонками. Здесь оно смотрится не так к месту, как в предыдущей церкви. Похоже, прихожане Константиново затребовали себе такое же окно, как у соседей. |
Внутри есть остатки клеевых росписей, аналогичных росписям в ряде других бежецких храмах. Но местные жители сказали, что никто нам храм не откроет. В трапезной пробиты ворота, устроен гараж. Церковь обстроена деревянными колхозными сараями, в одном из которых стоит грузовик. |
Видно следы от небольшого двухколонного портика с треугольным фронтоном |
Шишково-Дуброва
До Шишково-Дубровы ехать всего два км. Это была вотчина помещиков Шишковых. Здесь в 1820-28 гг. возможно по проекту губернского архитектора Н.Н. Легранда была построена Покровская церковь вместо старого деревянного храма. Церковь строили на деньги вдовы капитана артиллерии Авдотьи Кирилловны Шишковой и других прихожан, а также по ходатайству графа А.А. Аракчеева. В 1875 году прежнюю трапезную сменила более обширная новая. Эта трапезная - все, что осталось от храма. |
Леля |
Еськи
Дорога в Еськи |
Церковь в Еськах - это гвоздь программы нашего путешествия. Еськи - крупное по местным меркам село. При въезде в него стоит небольшая кладбищенская церковь, а в центре самого села - огромный храм, который по размерам мог бы быть собором не только уездного, но и губернского города. |
Церковь Богоявления в Еськах |
Борщевик |
Еськи стоят на Мологе, но реку из села не видно. Мы пытались к ней проехать, чтобы устроить на ее берегах обед, но дорога к Мологе шла через серьезную грязь. Пришлось обедать на поляне рядом с храмом посреди села. |
Обед |
Читаем про Еськи | Филя |
Богоявленская церковь строилась на средства прихожан вместо деревянной церкви с 1783 по 1801 гг. Колокольню начали строить не раньше 1818 г., а в 1830-е гг. ее соединили небольшим притвором с трапезной. |
Храм построен в стиле барокко, но конструктивно он ориентируется на допетровскую архитектуру. Это массивный четверик крестово-купольной конструкции с пятью световыми барабанами. Такие четырехстолпные храмы характерны для XVI-XVII веков. Крупная трехчастная апсида характерна для храмов XVII века. Она позволила разместить иконостас у восточной стены, а не как в четырехстолпных храмах - перед восточными столпами. |
всюду борщевик |
Фасады четверика разделены карнизами на три яруса и пилястрами на три прясла. Это, а также декоративное убранство фасадов (рустовка, плоские наличники, фронтон над центральным пряслом) тяготеет к ордерной архитектуре. Над световыми барабанами стояли на цилиндрических шейках крупные металлические главы, увенчанные большими крестами. Сейчас главы утрачены, а кресты поставлены прямо на шейки. От этого весь храм выглядит более приземистым и суровым. |
Если храм по объемно-пространственной композиции тяготеет к допетровскому зодчеству, то колокольня - чистый образец зрелого классицизма. Три убывающих четверика, украшенных снизу вверх: тосканскими, ионическими и коринфскими ордерными элементами и рустованным полуярусом с мощной аркой-окном типичны для наших краев. Но в тоже время чистые линии и великолепные пропорции делают эту колокольню одной из самых лучших в Тверской области. |
Деревенский пожарный колокол с колокольни |
Колокольня |
В интерьере храма господствуют мощные восьмигранные столбы, несущие подпружные арки, между которыми стоят световые барабаны и коробовые своды. Но самое интересное - это клеевые росписи 1843-47 гг. в стиле классицизма, остатки которых все еще покрывают стены храма. |
Пространство церкви |
Своды |
Своды храма |
Сразу же обращает на себя внимание огромная композиция "Изгнание торгующих из храма", занимающая всю западную стену. Вся сцена разворачивается на развитом в перспективу фоне из портиков и колоннад храма Соломона. |
Изгнание торгующих из храма |
В центре картины Христос со свернутым бичом, по сторонам от него в смятении разбегающиеся торговцы. Очень интересно разглядывать детали. Художник чрезвычайно смел и в то же время опытен. Он не боится никаких ракурсов, смело заполняет фигурами любое пространство. Вот среди опрокинутых столов торговец тянется за рассыпанными деньгами, какая-то женщина пытается возмущаться, но ее удерживает другая постарше, у людей, на которых замахнулся бичом Христос на лицах застыл неподдельный ужас. В тоже время два мальчика, свесившись с балюстрады, спокойно занимаются своими делами, видимо, отпускают голубей. С другой стороны толпятся распуганные овцы, а перед ними большими складками с балюстрады свисает тяжелая драпировка. Все это подчеркивает иллюзорность композиции, характерную для итальянского Возрождения. |
Превосходная монументальная композиция, безукоризненная перспектива, великолепное чувство цвета, смелые ракурсы, потрясающая игра светотени - все это выдает руку очень большого мастера, знакомого не понаслышке с лучшими произведениями не только итальянского искусства Возрождения, но и с неаполитанскими росписями итальянских мастеров эпохи барокко Джовани Лафранко и Лука Джордано. |
Христос |
Торговцы |
Апостолы слева от Христа |
Мытарь на ступеньках храма Соломона | Фарисей с другой стороны |
Торговец на ступенях |
Считается, что храм в Еськах расписывала одна художественная артель, к кругу работ которой относятся росписи в Сукромнах, Княжево, Градницах (посмотрим в следующее путешествие по Бежецким окрестностям), Константиново (сегодня нам не открыли). Видимо, самые крупные композиции писал или прорисовывал один мастер, другие члены артели прорабатывали детали. Наверное, и лики основных персонажей в других композициях так же делал главный мастер. Не все росписи одинакового высокого художественного уровня. |
Северная стена. Деяния: Сожжение колдовских книг после проповеди апостола Павла в Эфесе |
Северная стена. Деяния: Ангел освобождает апостолов из темницы. Здесь, наверное, главный мастер не участвовал |
Северная стена. Деяния: Апостол Петр исцеляет хромого. Два главных персонажа написаны более опытной рукой по сравнению со всей картиной |
Южная стена. Христос-отрок в храме? |
Сюжеты нижнего яруса росписей северной и южной стены оформлены в виде картин в золоченых рамах, висящих на колоннах. Все картины выполнены по гравюрам Ф. Килиана. |
Южная стена: Пустите детей приходить ко Мне | Христос в доме Симона фарисея |
Гризайльные ангелы и Десять заповедей |
Композиции чередуются с орнаментами, фризами и гризайльными архитектурными элементами, опоясывающими весь храм. |
Алтарь |
Уверение Фомы по гравюре Ф. Килиана | Вознесение Богоматери. Роспись южного свода алтаря |
Центральная глава |
Интересны погибающие росписи центральной главы храма. Изображение Христа уже исчезло. А в нижней части барабана изображены апостолы, стоящие за балюстрадой и смотрящие через ограждение балкона вниз. |
Ангелы с напрестольным крестом |
Гризайльные элементы |
Ангелы с Евхаристической чашей |
Росписи в верхних углах храма делал подмастерье |
Вознесенье | Верую? |
Сквозь центральную арку алтаря | Южные арки алтаря |
Трапезная была расписана маслом в конце XIX - начале XX вв. Это малоинтересные скучные росписи в духе позднего академизма. После великолепных картин основного объема на них не обращаешь особого внимания. |
И не введи нас во искушение | Колокольня. Крыша позднего притвора разрушена |
Заросли борщевика |
Все село Еськи и его окрестности поражены борщевиком. Сейчас поздней весной это густые заросли выше колена, но в конце лета это будут пампасы из стволов значительно выше человеческого роста, что хорошо видно по сухим прошлогодним растениям. Это опасное и ядовитое растение - плод необдуманных экспериментов 1950-х годов по выведению новых урожайных и питательных кормовых для скота, которые вышли из-под контроля, в результате чего опасное растение засорило обширные территории Тверской области. Мы в пути прочитали большую статью про борщевик, интереснейшее чтение! Родина нашего борщевика (борщевик Сосновского) не Америка, как многие говорят, а Кавказ. Интересно, что европейские агрономы тоже хотели сажать борщевик для корма, но поняли всю его опасность и передумали, свернули проекты, признав растение угрожающим экосистеме, а у нас как раз в это время начали засевать им поля в Подмосковье. Кроме серьезных ожогов борщевик вызывает мутации у животных, известны также случаи слепоты среди детей, играющих пустотелыми стволами борщевика как подзорными трубами. В семье Ксениного мужа от ожогов борщевика в пятидесятых умерла бабушка, которую посылали от колхоза на прополку борщевика. Так что картина очень печальная. |
Заросли борщевика |
Еськи |
Богоявленская церковь в Еськах |
Еськи |
Центральная площадь в Еськах |
Богатый когда-то дом |
Заросли борщевика |
Еськи |
Владимирская церковь |
Владимирская церковь стоит в 1,5 км от села на юг, на кладбище у дороги в Бежецк. Сооружена в 1850-х-нач. 60-ч гг. Это образец русского стиля, построенный, вероятно, по образцовому проекту. Центральный барабан световой, остальные глухие, и использовались как звонницы. |
Это выразительный памятник, несмотря на сам по себе довольно скучный русский стиль. Внешний вид лаконичный и уравновешенный и совсем не сухой, как у большинства представителей русского стиля. Внутреннее пространство вообще замечательно: заполнив углы, строители добились восьмиугольного пространства, перекрыв его сомкнутым сводом с распалубками и световым барабаном. Храм был расписан маслом в духе академизма, но вся живопись утрачена из-за отсутствия крыши. |
Закрупье
По дороге из Еськов проезжаем село Закрупье, ныне почти покинутое. На западном краю села еще совсем недавно стояла деревянная Екатерининская церковь. Сооружена на средства Еськинского крестьянина - временного петербургского купца А.В. Озерова в 1899-1900 гг. Задумывалась как церковь-школа, но разрешение не дали. В итоге храм построили без разрешения, а школу чуть позже рядом. |
Двери |
Это был восьмерик на четверике с луковичной главкой. Стены были украшены тесовой обшивкой в различных направлениях (горизонтально, вертикально, елочкой). |
Церковь Екатерины в Закрупье |
Школа сохранилась лучше: исчезли сени и частично сорвана тесовая обшивка. |
Церковно-приходская школа |
Дома по дороге в Еськи и заросли борщевика |
Бежицы
В Михайловой горе сворачиваем с дороги на Бежецк на восток в сторону деревни Гусарево. После нее дорога превратилась в очень приятную полевую грунтовку, сухую и проезжую несмотря на месяц дождей. Дорога выходит на берег озера Верестово и проходит мимо храма, стоящего на его берегах. |
Церковь Успения в Бежицах |
Храм построен на средства прихожан в 1793-1804 гг взамен двух деревянных церквей. Колокольню начали строить в 1818 г. Церковь была расписана в академической манере. Кроме тематических композиций здесь был написан гризайльный карниз с модульонами, отделяющий плоскость стен от сводов как в Еськах. |
В храме |
Стройная колокольня выполнена в развитых формах позднего классицизма, но верхний восьмерик характерен скорее для барокко. Шпиль сооружен в 1880-е гг. |
Успенская церковь в Бежицах |
Вокруг храма разрослось кладбище. Самые свежие могилы захватывают пространство разрушенной трапезной между храмом и колокольней. |
Успенская церковь в Бежицах |
Из Бежиц мы продолжаем ехать по грунтовке вдоль озера, в Котлярово выезжаем на грейдер и едем в Бежецк. В Бежецке мы были не один раз, сейчас мы не включили город в путешествие. Хорошо, что у нас есть силы и время еще на один памятник в Алабузино. Так мы выполним программу минимум. Церкви в Градницах и Сулеге присоединим к следующей поездке. |
Алабузино
Смоленская церковь, колокольня и Троицкая церковь |
Церкви в Алабузино окружены стихийным заросшим деревьями и кустами кладбищем, да и сами церкви заросли березами. Сначала видно великолепную Смоленскую церковь, поражающую своей красотой, соразмерностью и камерностью, характерными скорее для усадебных построек. Потом смотришь на колокольню, а заросшую лесом Троицкую церковь замечаешь далеко не сразу. В тоже время каждое сооружение по-своему интересно. |
Смоленская церковь |
Читаем про Алабузино |
В Алабузино в сер. XVIII века было три деревянные церкви. Сначала вместо одной из них в 1765-81 гг. на средства прихожан была построена Троицкая церковь. Когда в ней обустроили приделы в трапезной, разобрали вторую деревянную церковь. Колокольню начали в 1802 году, но второй третий ярусы сделали только ближе к середине века. Потом в 1870-е была обширная перестройка трапезной и алтаря, тогда же новой трапезной объединили колокольню и храм. Это все про более раннюю Троицкую церковь, которую мы еще не видим. Наше внимание все поглощено чудесной Смоленской церковью. Ее построили в 1808-16 гг на месте последнего деревянного храма возможно по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова. |
Смоленская церковь |
Смоленская церковь двухэтажная. Снаружи межэтажное членение выделено карнизной полочкой, но в то же время этажи объединяют на северном и южном фасадах четырех колонные ионические портики с треугольными фронтонами, на восточном и западном - аналогичные пилястровые портики. Алтари (верхний и нижний) и притворы включены в единый объем, что позволило создать симметричную композицию. |
Хападный фасад | Ионические колонны |
Нижний храм. Видно престолы Казанский и Ильинский |
В нижнем храме удивляет смелость строителей, своды с распалубками чрезвычайно пологи, почти горизонтальны. Это позволило создать большое и светлое пространство, что большая редкость для нижних храмов. Нижняя церковь была расписана маслом в 1881 году. На своде храма можно увидеть жалкие остатки четырех композиций страстного цикла. |
Смоленская церковь. Нижний храм |
В притворе была деревянная лестница, ведущая на второй этаж. Она давно разрушена, разрушено и межэтажное деревянное перекрытие притвора. Сейчас можно легко попасть в верхний храм по лесенке и по карнизу. |
Подъем в верхний храм |
Интерьер верхней церкви цельный и светлый. Просто сейчас весь храм окружен деревьями, окна верхнего восьмерика частично забиты, ну и деревья, растущие на крыше, тоже заслоняют свет. |
Христос Царь-царем |
Христос Царь-царем. Славословящие святые |
По описаниям очевидцев роспись была очень высокого художественного уровня: "Трактовка сцен торжественна и празднична, они написаны в экспрессивной манере, с хорошо проработанными фонами. Выразительны ясно прорисованные орнаментальные фризы. Яркая мажорная гамма построена на глубоких сочных тонах с преобладанием красно-коричневого, розового и охристого цветов." |
Отрок Иисус в Храме |
Сейчас остались фрагменты двух сцен, по которым мы можем судить о ярком колорите росписей, о смелом и четком рисунке, о великолепной композиции и о знакомстве художника с итальянскими произведениями ренессанса и барокко. |
Снова обращаем внимание на полное отсутствие даже остатков полов и половых балок. Кому понадобилось их распиливать и выкидывать из храма? Возвращаемся в притвор. Здесь две композиции погибают на глазах: штукатурка с клеевой росписью отошла от отсыревшей стены на несколько сантиметров и вот-вот обвалится. |
Давид, играющий на арфе | Благословение Иакова |
Сцены притвора были полностью посвящены Ветхозаветным сюжетам и исполнены в теплых красных, розовых и темно-охристых тонах на фоне ярко-желтых стен. Пишут, что самая лучшая по исполнению была картина "Давид, играющий на арфе". Она "необыкновенно изысканная по цвету и тонкости рисунка". Но она уже почти погибла. |
Жертвоприношение Авраама на своде притвора |
Спускаемся. Смоленская церковь стоит без крыши, своды мокнут. В восточной части уже лопнула чугунная стяжка. Через несколько лет, а может месяцев, своды начнут падать, начиная с восточной части. |
Троицкая церковь |
Переходим к Троицкой церкви. Ее колокольня несколько приземистых пропорций сделана в духе позднего классицизма. Хорош второй ярус с утопленной в нише аркой-серлианой с парой тосканских колонок и такими же 3/4 колоннами по углам, третий ярус со скругленными углами и прямоугольным окном звона снова с двумя колонками немного тяжеловат, но тоже по-своему хорош. |
Колокольня |
Троицкая церковь |
Троицкая церковь - памятник провинциальной архитектуры. Пространственная композиция и наличники окон второго света возвращают нас в XVII век, сдвоенные пилястры и плоские наличники других окон характерны для XVIII века. Трапезная и алтарь перестроены в духе эклектики. |
Вид из алтаря |
Пространство храма. Остатки от колхозной веялки | Вид из трапезной на колокольню |
В храме есть несколько фрагментов клеевой живописи 1873 г. в духе академизма. Церковь стоит без крыши, штукатурка отваливается от намокших стен; |
Алтарь: Ангел, поклоняющийся Господу Саваофу |
Воскресение |
С востока |
Обходим храмы с востока. Продолжаем любоваться великолепной Смоленской церковью, с некоторых ракурсов больше похожей на отличный усадебный дом. |
Смоленская церковь |
Смоленская церковь |
Амбар |
Усталые садимся в автобус. До дома нам около двух часов посредственных дорог Тверской области. По дороге назад обсуждаем увиденные храмы и печалимся о совершенно безрадостной для них перспективе. Филя особенно потрясен тем, что большая часть виденных нами сегодня храмов стоит в жилых селах, а народ совершенно не пытается их спасать, хотя покрыть крышу и срубить с нее деревья не так уж сложно. Филя думал, что рушатся только те храмы, которые оказались в безлюдных местах, в вымерших селах. Но это не так! Интересно еще, что именно эти храмы строились на деньги самих крестьян. Так как же так вышло, что прадеды на свои крестьянские деньги строили соборы, а правнуки с безразличием наблюдают, как всё рушится... Все это приводит к очень грустным разговорам про смысл патриотизма, про Иванов, не знающих родства, и т.д. Конечно, тяжело все это вместить.
|
Уезжаем |