Часть 2

 

День 4. (5 июля)

Сегодня весь день непогода, солнце не появилось ни разу, дождь моросящий то прекращался, то шел с новой силой. Решили никуда не идти, посидеть в лагере, поиграть с детьми. Девочки освоили переправу по бревнам и уходили играть на огромные валуны далеко от нас, я видела только розовое пятнышко Нинкиной куртки. Там они собирали спелую землянику, притаскивали домой в карманах чабрец, устраивали дома фей, Ксеня их ловко организовала и распределила роли, кто фея чего, чтоб все были довольны.
День тихий и мирный, играем в настолки со старшими, читаем, готовим, едим, ничего такого выдающегося, но после вчерашней прогулки всем нужен был отдых, и они его получили. После Лелькиного сна пошли с Кириллом, Надей, Лелькой и Ксеней погулять по ущелью, пособирать грибы. Лелька всю дорогу шла и даже руку не давала, все «сям!». Ужасно комично вздыхала, обходя коровьи лепешки, и неодобрительно ворчала: «ай-яй-яй кабобочка! Каканька!» Кабобочками она зовет коровочек.
Гриб обнаружился всего один – хороший большой и чистый подберезовик, мы его вечером затушили в булгур вместе с луком и тушенкой. Больше почему-то грибов нет. А еще недалеко от лагеря нашли много дикой мяты, теперь пьем чай и с чабрецом, и с мятой, красота!


самое ценное - это общение со старшими детьми, которые в обычной жизни страшно заняты
довольная
иллюстрация на тему:

 

от дождей уровень воды поднялся, мальчики приподняли мост, чтоб переходить посуху
дрова на вечер заготавливают, чтоб можно было долго читать

машмелки на углях

Очень тревожусь за Кирилла, он постоянно что-то делает, не отдыхает практически совсем, крутится и крутится, и мало радуется, весь этот походный быт год от года легче не становится, хотя помощники, конечно, есть, но ответственность все равно на нем. Мне очень хочется, чтобы он хоть летом выдыхал и расслаблялся, а не получается никак.
Вечером у костра жарили машмелки, Кирилл как обычно неодобрительно смотрел на это зрелище.
Лелька неожиданно легко пошла спать с Ксеней, какая радость! Первая походная ночь, когда я могу спать сама по себе, не отслеживая, замерзла ли она, сползла ли с матраса, все ли хорошо. Спасибо старшей дочери!
К нам в лагерь забрела корова и пошла громыхать немытой посудой, пришлось Кириллу гнать ее вон.


булгур с овощами и тушенкой - это огонь


День 5. (6 июля)

Очень хороший день, весь прошедший в праздновании Надиного четырехлетия. А я весь день между делом вспоминаю тот день четыре года назад, и понимаю, что поговорить об этом и поделиться совершенно не с кем. Это были самые мои тяжелые роды чуть не кончившиеся кесаревым, самая тяжелая беременность (я тяжело переболела коклюшем), и это мой единственный совершенно здоровый ребенок, ни фирменного дерматита, ни фирменного поллиноза, ни астмы, чистая, гладкая, нежный птенец. В трудном сейчас возрасте, в непростой семейной ситуации (средняя в многодетной семье – это очень непросто), отвоевывающая себе место под солнцем. Но все еще нежный птенец, когда приходит каждое утро ко мне под бок, засовывает греться замерзшие лапки мне под одеяло или в спальник, нежно прижимающаяся пушистой как персик щекой.

Утром, наконец, появилось солнце! Все от этого совершенно очумели. Надьке утром надули шарики, подарили пузыри и мягкий ночник на аккумуляторе, который меняет цвета по хлопку. Девочки забились в спальники и долго играли с ним.
На завтрак израсходовали на омлет последние яйца и помидоры из холодильника, народ взял тарелки и уполз от стола на солнышко. Как сильно погода в путешествии влияет на настроение!


4 года!
Нинкин подарок для Нади

После завтрака решено было прибраться, стоило мне громко повздыхать, что порядок никто не поддерживает кроме меня, как все начали сортировать вещи, скопившиеся в нашей палатке за дождливые сутки, убирать на улице, Нинка даже подмела полы в палатках. Ксеня взяла маркеры и рисовала девочкам на шариках то, что они просили, шарики лопались, уплывали по реке, все их с воплями ловили, а Оля втихаря снова отправляла их в плавание. Долго веселились, пока, наконец, мы не собрались в дорогу и не засунули детей в походную обувь.





Сегодня идем с детьми вниз по ущелью к нарзанам, это несколько километров по дороге, вроде ничего сложного, поэтому взрослые пошли в сандалиях, теплых вещей и курток вообще не брали, только все для обеда, купальные вещи и запасные вещи для Лельки на разные случаи. К вечеру на шагомере 24 тысячи шагов было.



Для начала сходили к водопаду, дорожка к нему начинается почти сразу за нашим лагерем. Мимо нашего лагеря иногда к водопаду проезжают джипы и экскурсионные уазики из баз отдыха ниже по долине. Вот и мы тоже решили посмотреть на этот водопад, который видно от наших палаток.


сначала поднялись к водопаду над нашим лагрем
водопой
учится показывать, сколько ей теперь лет



Идти вниз по солнышку по постепенно снижающейся по ущелью дороге, перепрыгивая через ручьи, отдыхая у больших камней, очень легко. Мы переиграли в пяток разных игр с детьми, кое-что новое появилось в нашем обиходе после того, как я в начале лета купила курс по речевым играм. Новое у детей всегда идет в охотку. Например, цепочка. Ты говоришь: горы серые. Следующий говорит: слоны тоже серые, а еще они огромные. Следующий говорит: дома тоже огромные, а еще они деревянные. И так далее. Можно сузить тему – называть только то, что есть в горах.


Коров тут никто не доит, их загоняют весной в ущелье и забирают осенью.
По большей части тут быки или коровы с телятами

Когда старшие устали играть ради младших, перешли на контакт. Но, надо сказать, вопросы очень сильно усложнились, я не ожидала. Старшие дети стали задавать высокую планку. Например, Сашкино: окно и звездный рыцарь. Отгадка: люк. Или Кирюшино: дискриминант принцесс. Ответ: горошина. Это огромное удовольствие, после стольких лет загадывания лошадок и овечек!!! Потом играли мальчики против девочек в ассоциации, это вообще кайф! Саша злился, что Ксеня с легкостью брала мои ассоциации и вопил, что это нечестно. Например, на две ассоциации:  «глаза и убийство» - Ксенька безошибочно ответила «взгляд», а Сашка считал, что я ей подсказала, что не могла она сама сообразить такое. Короче говоря, нам всем было очень весело играть.



На пограничном пункте у нас опять проверили документы. Мы рассказали про корову, застрявшую в мосту вверху ущелья, и спросили, могут ли погранцы связаться с хозяевами. Они сказали, что не знают, чьи это коровы, тут нет коша, их никто не доит, они тут просто на самовыпасе с весны до осени, и что корову ту точно ночью съели медведи. Дети расстроились, конечно, но что поделаешь.


мост к нарзану
Желающие купаются в нарзанной ванне
обед

Нарзаны настоящие, минеральные, горькие, с ярким железным привкусом. Мы искупали детей и попоили их, а чуть дальше источника устроили на отличной стоянке над рекой в широком сосновом лесу обед. Сварили суп, нарезали колбасы и сыра. Заварку я забыла, зато в клапане рюкзака еще с позавчерашнего дня нашлось немало чабреца, вот его и заварили. Вкус потрясающий, совсем не жалко, что без заварки. Отдельный аттракцион – есть с чаем шоколад так, чтобы не просекла Лелька, которой его совсем нельзя. Кто-то ее отвлекает, пока остальные пьют чай, а потом остальные дают этому первому спокойно поесть шоколад с чаем. Лелька бегает и лопает орешки и ничего не подозревает. Встретили несколько групп в полной экипировке, спустившихся с озера Уллукёль. И еще группу мотоциклистов, один из которых с нами поговорил и спросил, откуда мы идем с детьми. Кирилл объяснил, он с пониманием переспросил: «А, вы стоите там наверху рядом со ржавым старексом?» Мы невесело рассмеялись…


некоторые не желают купаться, а желают обливаться
спит с вафелькой в руке

Обратно в горку шли тоже прекрасно, хорошо, когда все увлечены игрой, время пролетает быстро. Главное, вовремя доставать из карманов ириски и орешки, подсовывать тем, кто начинает сдуваться. Мы с Кириллом с трудом дошагали, потому что у него давно повреждена нога, не может ее разогнуть толком, а у меня от ношения по доброте сердечной детей на своей спине через всякие водные препятствия тоже начала болеть застарелая проблемная нога. Саня смотрит на нас и с неодобрением говорит: ну вы, ребят, инвалиды!


Надя притомилась
наш выводок
все вместе
именинница

Как же хорошо возвращаться в лагерь! И как быстро все начинают считать своим домом полянку с палатками, тентом и кострищем! Когда после очередного взлета дороги стало видно вдалеке наш старекс, дети радостно завопили: дом! дом! мы почти дома!

Быстренько переобуться, переодеться, сбегать в машину за продуктами по мосточкам Сашкиным, заглянуть в раскладку, уточнить, сколько банок рыбы за раз отложено для салата, поставить вариться рис, усадить Сашку взбивать масло и вареную сгущенку для торта, помыть посуду от обеда, нарезать лук, помочь сходить в туалет трем мелким – присесть некогда. Хорошо, Ксенька очень помогла и сама слепила торт-единорога при Санином активном вмешательстве с ценными комментариями типа: "Это кубический единорог? Да, круто, зачем сюрприз в виде цукатов внутрь прятать, суй сразу камни, о, зуб сломали, круто, сюрприз! И т.д." Саня, что называется, троллит Ксеню круглосуточно.


единорог постепенно появляется

человек доволен!
итог Ксениных трудов
пап, докорми меня!

Дивный, по-настоящему прекрасный вечер получился. Ужин, торт, свечки, тосты от всех Наде, а потом решили ради именинницы поводить каравай, да так увлеклись, что переиграли еще в "море волнуется раз", "белого медведя", "коршуна", просто салки, бояре и еще что-то, пока совсем не выбились из сил. Какое же это окрыляющее ощущение, когда ты понимаешь, что твоя семья совершенно самодостаточна, не нужно больше никого привлекать для подвижных игр, нас семеро! И всем, слава Богу, весело играть, даже Сашка и Кирилл смеются по-настоящему! Когда начало темнеть, все как-то стеклись к костру, Кирилл стал дальше читать «Властелина колец» вслух, а мы все слушать. Саня взял топор и пошел сглаживать бревно моста, чтоб было удобнее ходить неуклюжим типа меня. Каждый раз, проходя по мосточкам к машине, радуюсь и благодарю. Я взяла ноутбук и продолжила вести дневник, если сразу все не запишешь, никогда потом не вспомнишь, сколько раз убеждалась. Пишу и вслушиваюсь в то, как хоббиты встретились с Бродягой и двинулись дальше вместе.


обнимашки
Это издание (перевод Каменкович) я отлавливала весной на авито, потому что нет в магазинах нигде

 

Как же хорошо, что мы с Кириллом не струсили в итоге не испугались сложностей и поехали в горы, а ведь какой соблазн был остаться! Машина разваливается, сил нет, коронавирус этот, куда проще остаться в деревне и вести там привычную размеренную жизнь. Но как же вот это всё прекрасно: сидеть вместе у костра и слушать папино чтение под шум реки, когда Лелька возится под ногами и кидает в костер шишки, девочки облепляют папу и с открытыми ртами слушают, прихлебывать остывший чай с чабрецом и смотреть на звезды над головой. Отдельно прекрасен, конечно, полный детокс от гаджетов у старших, они с нами круглые сутки не просто физически, а всем своим существом. Конечно, трудно, всё трудно, но оно того стоит! Я точно знаю, что зимой буду вспоминать эту дорогу от водопада к нарзанам, бесконечные разговоры, Лельку, спящую у Сани в рюкзаке-переноске с зажатой в руке вафелькой, покачивающую головой в такт его шагам. И беготню в салки по нашему островку, когда тебе легко и весело, как будто опять пятнадцать. Ближе к ночи я ушла укладывать Лельку в палатку и слышала, как Саня басом просил отца «читай, пап! Читай еще!», когда тот попытался закончить чтение. И это я тоже буду вспоминать зимой. Надю уложила в спальник и включила ей ночник, она так радовалась! Как же просто и приятно делать счастливыми малышей. Без мелких мы еще сидели у костра и читали вслух с фонариком до ночи, Нинка героически слушала и не спала, старшие просили еще и еще, я сменила Кирилла, чтобы дать ему отдохнуть, он часа полтора читал без остановки. Ради одного такого дня имело смысл ехать, но, даст Бог, впереди будут еще.


 

 

Часть 1 Часть 3

     

Оглавление

На страницу с путешествиями