Часть 1

Дорога

День 1. (2 июля)

В лучших традициях прямо перед поездкой начался цирк. Сначала выезд планировали на 17 июня, но у Сашки вылезла старая хронь, пришлось отложить отъезд на две недели и лечиться. Нельзя ехать в горы с гноем в голове. Потом сломалась машина на месячную зарплату и заболел Кирилл после первой вакцины Спутника. Я смотрела на лежащего пластом третьи сутки мужа и не могла с точностью понять, что тяжелее он переносит – прививку или постепенное разрушение Старекса.

В итоге все-таки к вечеру первого июля Ксеня пропылесосила машину, Кирилл встал и с еще больной головой начал отвинчивать кресла с третьего ряда и паковать машину. Мы с Ксенькой с утра занимались взвешиванием и упаковкой продуктов по раскладке. Это весьма трудоемкое и долгое мероприятие, если учесть, что нам предстоит 2 недели  полной автономии, и еще неделя частичной, а семейка теперь полностью оправдывает это слово: семь-я. Раскладку я сделала еще в начале июня. Теперь у нас в багажнике лежит вся еда, разложенная по пакетикам по приемам пищи, не нужно ничего взвешивать и отмерять в горах, заворачивать пакеты и считать, сколько чего осталось. Все четко и ясно. Кирилл еще зимой купил вакуумизатор в деревню для заморозки наших заготовок из рыбы, ягод и грибов. Вот им-то мы и пользовались, запечатывая все подряд, под восторженные детские возгласы.

Надо было бы выспаться ночью, но мама принесла мне вторую книгу Марии Герус, я хотела срочно перечитать ее за ночь до отъезда, потому что первую книгу как раз только вчера перечитала. Хотелось завершенности. Я не умею как все нормальные люди читать книги потихоньку по сотне страниц в день, обычно открываю, проваливаюсь в книгу, читаю с перерывами на необходимые домашние дела, и не сплю, пока не дочитаю. В таком случае просто беда, когда книга не сама по себе, а часть серии. Собственно, если б не книга, мы бы выехали утром, а так я дособиралась и отодвинула выезд на 12 часов дня. Паковались в спешке, кучу всего забыли, но вроде ничего суперважного.

Прощаемся на три недели с бабушкой и дедушкой
селфи
Саша везет нас по деревенской грунтовке до асфальта

Саша сел на отдельное кресло в третьем ряду, завесился пледом и продолжил программировать, пока еще есть интернет. У него какой-то проект срочный. Ксенька тоже отгородилась от мелких пледом во втором ряду, воткнула в уши свои наушники и стала рисовать. Мелким были выданы купленные загодя новомодные попит в надежде, что они будут хоть сколько-то времени этим заняты. Но увы и ах, Лелька сразу запульнула его куда подальше, а девочки стали использовать не по назначению, а в качестве подставок под игрушки. Ну хоть так. Кирилл рулит, я делаю как обычно табличку с тратами, начало отчета, записываю пробег и тд. Списываюсь и созваниваюсь со всеми, с кем должна до исчезновения из сети на три недели.

Москву со свистом объезжаем по ЦКАД, изумляясь, как хорошо сделана дорога, что днем в пятницу тут нет пробок.

Закатное низкое солнце светит в окна, девчонки шумят, Саша компостирует нам мозги своей музыкой, а мы по мере сил пытаемся просвещать его своей. Сегодня речь почему-то зашла про минимализм в музыке, ставили ему Филиппа Гласса. Не оценил. Наши любимые с Нинкой лекции на Гусь-гусь не зашли, старшие протестуют. Вообще, конечно, это очень трудно – подобрать такую музыку, чтобы хотели слушать все, начиная от Нади и заканчивая Сашей. Мы с Кириллом готовы почти на все, лишь бы был мир в машине. Жалею, что книгу для кострового чтения я убрала в багажник, можно было бы уже начать потихоньку.

Заезжаем в макавто и покупаем детям все, что они просят. Путешествие началось, а одно из непреложных правил – исполняем все детские сумасбродные желания в путешествиях и не пищим. Ксеня, конечно, сразу опрокинула большой стакан колы на пол… Бедный Кирилл, сидит, вспоминает, как было легко путешествовать с двумя детьми. Переглядываемся, оборачиваемся и смеемся: они, конечно, все на голову больные, но горячо любимые.

Саня заряжает комп и на это время меняется со мной местами. Я ухожу на третий ряд, а он болтает с Лелькой, подкармливает ее картошкой фри и милуется. Я сзади наблюдаю и радуюсь, это мой персональный кайф – видеть, как Саня нежно возится с ней.

Около 9 вечера высадили всех детей на газон около заправки, купили им булок и мороженого, организовали движуху, чтобы они размялись как следует, а потом уложили всех спать с пледами и подушками. Мы с Кириллом два раза за ночь менялись, я дала ему немного передохнуть (в сумме часа два с половиной), остальное время он героически вел сам. С сожалением увидели, что дорога вокруг Ростова-на-Дону испортилась, теперь там есть совершенно криминальные ямы и в левом ряду. В прошлом году испортился еще только правый.

Оля с большим трудом переносит долгое сидение в кресле, да еще страшно чешется из-за дерматита, много ноет и просится на ручки.

День 2. (3 июля)

Утро было действительно добрым, вчера еще дети много воевали, сегодня всех отпустило.

Заехали в Ленту и купили то, что забыли по мелочи (средство для стирки, свечки для тортов, пену для бритья и тд). Там же для завтрака купили айран, сырки и выпечку, слопали их в машине на ходу. Все бы вообще было чудесно, если б Нинку не стошнило в карман двери… Хорошо, уже можно было встать на берегу Кубани, дети бегали и играли, а я отмывала машину.

За окном начали подниматься горы, изменилась дорога, после Черкесска пошли села с заборами из кроватных спинок, ржавых железок, палок и камней, появились коровы и лошади.

Учкулан проехали в 12 с чем-то, дальше пошла совсем разбитая грунтовка с камнями, пересекающими дорогу ручьями, резкими подъемами и спусками. Мы традиционно оторвали задний бампер, но до места, которое приметил Кирилл, доехали. Погранцы проверили наши бумаги и отпустили, пропуска им не нужны тут еще, это выше.

начались горы
Река Кубань. Остановились отмывать Нину и машину

Последний раз мигнула связь около какой-то маленькой военной базы, мы отослали родным сообщения и пропали из сети на три недели. Ничуточки не жалко, вот честно. Только переживаем, как бы без нас не родили своих малышей родные. Об остальном – вообще нет.

минус бампер
Машина стоит в двадцати метрах от лагеря и отделена двумя ручьями

Таким образом, от деревни до места мы ехали чуть больше суток. Нормально добрались, но Кирилл, конечно, страшно устал. И все равно сначала поставил лагерь, надул и принес матрасы, пообедал, а потом уже рухнул на три часа спать. В этот раз мы взяли две большие кемпинговские палатки, Ксенька возжелала спать с тремя мелкими, а нас с Кириллом и Саней отправила во вторую палатку. Мелкие очень любят, когда она поет им колыбельные на ночь, будут вчетвером устраивать в своей палатке девчачий кавардак, а мы в кой-то веки будем жить без мелких. Хотя, конечно, если что поменяемся с ней местами.

один из рукавов реки
Лелька тащит в палатку главную вещь - памперсы
вода ледяная
Саша ставит родительскую палатку
продолжаем носить вещи
пока держится зарядка, Саша работает

Пока Кирилл отдыхал, мы доубрались в лагере и сели читать вслух у костра «Властелина колец». Не ради мелких, разумеется, а ради Ксеньки, у нее почему-то не пошел Толкин, а для меня это просто личная трагедия. Она дочитала зимой до того момента, как Том Бомбадил спас Фродо и друзей из лап Ивы и забросила. Теперь к костру приполз и Сашка, и мелкие, и Ксенька. Я так люблю, когда они хором вопят «читай! читай!», если я останавливаюсь перевести дух. Только читать вслух тут тяжело, надо все время перекрикивать шум воды…

первый обед на новом месте
наш остров

Место нашли прекрасное – между рекой и ручьем в тени сосен. Одна проблема – на машине не подъехать к лагерю, мешает ручей. Когда Кирилл поднялся в семь вечера, они с Саней стали мастерить мост из бревен. К восьми закончили, укрепили камнями, теперь даже я не побоюсь переходить насухо. Днем по жаре пройти по ручью нисколько не трудно, даже приятно, а вот без солнца сразу стало холодно, лезть в воду совсем не улыбается. Теперь девчонки выстроились в цепочку и пошли тестить мост, страшно, что попадают и намочат теплую одежду. Но все обошлось, даже Надя спокойно прошла пару раз в обе стороны.

Ксенька расчехлила гитару, нас посетили два местных джигита на конях, которые картинно прискакали к костру прямо по воде, пуская тонны брызг. Быть матерью подрощенной дочери однако тревожно. Надо же.

Ксенька покрасила голову
повесили гамак, сильно пострадавший в прошлом году, надо было купить новый, но забыли
пока Саша не сделал мосты, ходили вброд. Вечером это уже было неприятно
Кирилл с Сашей ищут место, где лучше перекидывать мост
добывают материал для моста

Мальчики натащили дров, должно хватить на долгий вечер у костра, красота. Пора идти делать ужин.

Вспомнила горе-мать, что забыла взять из дома!!! Горшок!!! Все, это конец.

Ужинали макаронами с тушенкой, 600 гр макарон и 3 банки тушенки по 325 гр съели и еще просили добавки. А сладкое по раскладке не съедают.

Ксенькина теория про то, кто с кем будет спать ночью, провалилась. Лелька устроила ор, пришлось мне брать ее к себе, а потом сама Ксеня перепугалась, ей еще рано быть единственным взрослым в палатке, прибежала, обняла, дрожала. Боится селей после дневных разговоров о селях и лавинах. Кирилл много лет проводил лето с родителями-альпинистами в альплагерях, поэтому ему есть что рассказать. Пришлось ложиться спать так: в одной палатке в спальнях я с Лелькой и папа с Ксеней, в другой палатке Нинка с Надей и Саша.

День 3. (4 июля)

Ночью была гроза, грохотал гром, сверкали молнии, потом прошел кратковременный сильный дождь, но без последствий, нас не смыло. Все так устали, что спали как убитые, кроме Лельки, у нее сложное отношение к укладыванию спать и укрыванию даже дома, а тут в палатке вообще случилась истерика. Спать согласилась только на мне, при любых попытках переместиться в свой спальник или хотя бы на матрас на плед и укрыться спальником как одеялом – протест и ор.

мост проложили, но еще не стесали, вечером он станет гораздо удобнее

Подъем поздний – в 9 утра. Завтрак в 10, потому что долго народ собирался, Ксенька мыла вечернюю посуду, все бродили туда-сюда, а я успела нагреть себе воды и помыть голову.

гречка с молоком из молочной кухни :)
у детей личный стол, это дает возможность взрослым по-человечески поесть
прячет печеньки в карман кресла
внезапно русалочка Ариэль
Кирилл еще не отдохнул как следует
Исторический кадр. Саша моет посуду. Больше он это делать не будет, рукам плохо от воды и средства.
Маминым-то, конечно, хорошо...
сборы

Еще полтора часа на сборы всех в горы и в 11:30 мы, наконец, выдвинулись вверх по ущелью. Сегодня мы идем в тренировочный поход, Нина и Надя тоже под рюкзаками. Нам надо выяснить, смогут ли они нормально идти и что-то нести, потому что у нас в планах трехдневный выход через пару дней. Девочки справились, находили сегодня 20.000 ( это мой шагомер, у них еще больше шагов точно), каждая несла свои вещи (теплую одежду, куртку, Нинка еще кое-какие продукты от обеда). Почти не ныли, хотя пытались временами.

обед и перекус в дорогу

Тропа тут легкая, но пересекает много ручьев. Идти детям трудно, но можно. Кое-где приходилось переносить их на руках. Хорошо, у Сашки включается всегда в горах какая-то особая ответственность за мелких, он много всем помогает и сам тащит Лельку. Это значительно облегчает жизнь нам с Кириллом.

По долине проложена грунтовая дорога для обслуживания ЛЭП, которая идет здесь в Абхазию. Дорога проложена то по левому, то по правому берегу реки, переходя с берега на берег через броды. Река бурная, пешком в брод не перейти. Поэтому мы идем по дороге, а где дорога уходит на другой берег - по тропе.

Водопад над нашим лагерем
Обходим прижим
Тропа. Дорога ушла на правый берег

Первый выход в горы – это огромная, ни с чем не сравнимая радость, такая острая, пьянящая, хочется петь, всех обнимать, дышать глубоко и осмысленно, впитывая запахи гор. Мы идем вверх по ущелью, по склонам которого стекают ручьи, образуя водопады, много где видно снег, вокруг невероятное разнотравье, цветет чабрец, дети рвут его и пихают в карманы рюкзаков для чая, низкорослый шиповник, малина, мята, земляника, без счета цветочков, всюду шумит вода – и сама довольно полноводная для ледниковой реки Махар, и множество впадающих в нее ручьев, пасутся коровы, лошади. Дети смеются – куда бы мы ни залезли, всегда выше нас там буду коровы. Надя шагает и шагает вверх, в какой-то момент вспоминает наш майский водный поход и спрашивает: «А почему мы тут оказались? Почему нельзя было дальше на байдарке поплыть? Там тоже красиво, но можно сидеть!» Я долго после этого показывала ей всякую красоту и говорила: «А вот такого на байдарках точно не увидишь!» Весь подъем вверх – это как песня, шагаешь, любуешься, органы чувств еще не привыкли, восприятие не притупилось. Все вызывает бурную радость.

Снова дорога
Очередной ручей
Делаем переход для Ани и детей

Во время обеденного привала к нам подошли два пограничника в камуфляже и проверили документы и пропуска. Интересно, что прочесывали два разных патруля одновременно два берега реки, тут ничего от них не укроется.

На самой верхней точке нашего маршрута оказалось великолепное купание, все залезли в воду, а некоторые и не по одному разу. Идти вниз после того, как смыл с себя пыль и пот, чрезвычайно приятно. Перед выходом в обратный путь набили карманы орехами, чтобы можно было подкрепляться прямо на ходу.

После купания

Обратный путь был куда прозаичнее под начинающейся грозой, под всполохи молний, раскаты грома и дождь. В одном из хилых мосточков через реку вверху ущелья застряла корова, она провалилась задними ногами в дыру и торчала, жалобно дергаясь, мы с большим трудом ее обошли, чтобы она не скинула нас в реку. Кирилл с Сашей попытались помочь ей выбраться, но безрезультатно. Решено было быстрее двигаться вниз, потому что начинался дождь, и по возможности предупредить про корову каких-нибудь местных.

пока мы гуляли, в мосту застряла корова

До палаток добежали где-то в 18:40, заскочили внутрь, и тут начался ливень, штормовой ветер и град. Мы с Ксенькой, не успев снять куртки и ботинки, встали в тамбуре и стали руками поддерживать своды, чтобы ветер не повалил палатку. Перепуганные мелкие набились в спальню. Кирилл с Саней переждали самый пик и пошли поправлять растяжки палаток. Следующие часа два мы провели в спальнях: я читала «Властелина колец», перекрикивая грозу, мелкие играли и рисовали рядом. Потом пошла готовить ужин, а Ксеня продолжила чтение. На ужин картофельное пюре с тушенкой, чай с чабрецом, пряники и мармелад. Кормить без стола в палатке семь человек, когда ты пытаешься всё-таки оставить чистыми матрасы и спальники – довольно трудно, если не сказать безнадежно. После ужина поиграли еще в воришек, которые страшно любит Ксенька, и пошли укладывать детей. День был долгий и трудный, все улеглись быстро.

дождь, готовим в палатке ужин, Ксеня читает вслух
играем после ужина в "Воришек"

Интересно, что многодетный трудный быт заставляет особенно остро чувствовать счастье, потому что большая часть жизни проходит в борьбе, беспокойстве, и ты вечно утопаешь в чувстве вины. И вот в такие моменты, как сегодня днем, когда дети мирно под рюкзаками топают посреди всей этой красоты, когда все довольны, накатывает такое счастье, которое удесятеряется от осознания, какое оно скоротечное, что через минуту кто-то свалится и заорет, кто-то будет ворчать, кто-то скажет, что пора обратно, кто-то натрет ногу, кто-то захочет на ручки/есть/спать/писать и тд. И ты этот миг счастья смакуешь, просто хоть ложкой его ешь, такое оно концентрированное и ощутимое!