(Часть 23)
День 27. (18 июля) Ночью был дождь, утром тоже. Зато в такую погоду легко дышится, и это очень приятно. |
Цав
Село Цав |
Церковь св. Геворга |
Заехали в село Цав по дороге посмотреть церковь. Местные не говорили по-русски, а на вопрос Кирилла: “Сурб?” махали руками в нужном направлении и говорили: “Ха! Ха!” Дети решили, что бабушки смеются над Кириллом. |
Церковь св. Геворга |
Каменный мост |
Какая-то косуля прыгала долго перед машиной, не могла уйти никак – справа скалы, слева обрыв. |
Дорога |
Эта совершенно пустынная восточная дорога из Капана в Мегри - одно из самых сильных впечатлений от путешествия. Сначала после села Цав дорога выбирается наверх из лесистых долин, а затем долго-долго петляет по хребтам, потихоньку продвигаясь на юг в сторону Ирана. До Аракса только одна деревня - заброшенное село Старый Шванидзор с церковью, встроенной в склон горы. |
На дороге местами туман, едем как в молоке – медленно и осторожно. |
Старый Шванидзор
Старый Шванидзор. Церковь, XVII в.? |
Дорога... |
Эту дорогу построили недавно, как дубль старой "дороги жизни" из Гориса в Мегри. Новая дорога длинней старой, и иранские фуры ей пользуются только во время обвалов или других происшествий на старом шоссе. Поэтому асфальт здесь ровный, а не такой ужасно волнистый, и ехать по бесконечно петляющей пустой горной дороге одно удовольствие. |
Шванидзор
Акведук, XVII в. |
Перед тем как выехать на Иранскую границу, мы сворачиваем в село Шванидзор, известное прежде всего своим уникальным акведуком. Это единственное в Армении средневековое сооружение такого рода. Акведук действует и по сей день. Вода по нему попадает с одной стороны ущелья на другую. |
Акведук |
Канал укреплен цементом |
Кроме акведука Шванидзор интересен своими традиционными домами, церковью и крепостью, руины которой стоят сразу на окраине села. |
Шванидзор и руины средневековой крепости Бердин кар |
Церковь Сурб Аствацацин, 1879 г. |
Церковь Сурб Аствацацин, 1879 г. |
Церковь Сурб Аствацацин, 1879 г. |
Еще несколько поворотов дороги вдоль ущелья Шванидзор, и мы въезжаем в широкую долину Аракса. С одной стороны - Армения, с другой - Иран. А посреди несет свои ржаво-коричневые воды Аракс. |
Гугль глючит при прокладке маршрута по шоссе, пересекающем много раз границу |
Долина Аракса |
Старая погранполоса |
По обоим берегам грязного Аракса вдоль реки идут автомобильные дороги. Наша армянская совершенно пустая, а по Иранской довольно оживленной движение белых легковушек и больших белых автобусов. Почти все иранские машины - белые. В советское время по нашему берегу шла железная дорога. Сейчас она разобрана. К сожалению, навсегда. Дорога шла вдоль Аракса из Азербайджана. Раньше по ней шли поезда из Баку в Нахичевань, но теперь дорога пересекает линию фронта. Да еще не так давно Иранцы построили Худаферинское водохранилище на Араксе между "освобожденными территориями" и Ираном. Водохранилище затопило маршрут этой железной дороги. Кстати, сразу под плотиной стоят два уникальных длиннющих многоарочных средневековых моста через Аракс. Говорят, что увидеть их проще из Ирана, чем с новых территорий Карабаха. |
Долина Аракса |
Слева - колючка погранполосы, справа - ж/д сооружения |
Иран |
Долина Аракса |
Ж/д туннель |
На двадцать седьмой день пути мы достигли самой южной точки путешествия. Едем по дороге вдоль реки Аракс, с одной стороны которой Иран, с другой - Армения. Тут совсем дикие места, стоят руинированные железнодорожные станции (как в Абхазии), пути разобраны, советская символика на ржавых воротах, ведущих к пустым домам, заросли грецкого ореха и граната, желто-рыжие скалы и тощие коровы. А в армянских храмах, до которых только пешком вверх по скалам, удивительные наивные росписи 19 века, напоминающие узорами персидские ковры. В Мегри накупили местного варенья из хурмы, орехов и инжира. |
Граница |
Остатки погразаставы? |
Железнодорожная станция Мегри
Рядом с шоссе находится заброшенный железнодорожный вокзал города Мегри. Все здесь напоминает Абхазию, то же послевоенное запустение. Но Абхазские станции, скорее всего, когда-нибудь восстановят, а эта дорога вдоль Иранской границы погибла навеки... |
Степан Шаумян - один из 26 Бакинских комиссаров |
Железнодорожное полотно не стали разбирать рядом с вокзалом, и здесь стоят три служебных дизельных локомотива. Грустно и уныло здесь...Трудно представить, что тут ходили пассажирские поезда из Еревана и Баку. А, наверное, здорово прокатиться было по этой уникальной железной дороге из Баку в Ереван. Сначала пустыня и степи, потом суровая безжизненная рыжая долина Аракса с ржавой рекой посреди, Худаферинские средневековые мосты, потом Армения, потом Нахичевань, потом снова Армения - Араратская долина, и Арарат, как призрак, висящий над ней. А затем Ереван. Кусаю локти, понимая, что родители запросто могли прокатить меня по этой дороге в детстве. Больше никогда такого не будет. Границы, линии фронта, ненависть и память пролитой крови... |
Вандализированная комсомолка |
Комната вокзала |
А мы едем дальше вверх вдоль Аракса. Если так и ехать, то упршься в границу с Нахичеванью, точнее, в линию фронта. Может быть, мы когда-нибудь попадем в этот Азербайджанский анклав. Но по большому счету, там делать нечего. Тюрки тщательно уничтожили все армянские памятники в Нахичевани, а своих нет. Последняя потеря - это известное кладбище хачкаров в Джульфе. Это кладбище было едва ли не больше, чем в Норадузе на Севане и содержало множество уникальнейших хачкаров и надгробий. В 2006 году азербайджанцы экскаваторами сгребли все надгробия, превратили их щебень и закатали в дорогу. Все это видели и фотографировали с Иранской стороны. |
Аракс. На той стороне - Иран |
Но мы сворачиваем на север в Мегрийскую долину и вот уже въезжаем в странный город Мегри, террасами раскинувшийся на противоположных склонах ущелья напротив друг друга. |
Мегри
Покр Тах |
Места эти обжиты вот уже 4 тысячи лет. Мегри был данником Татевского монастыря и был известен своей крепостью, которая сопротивлялась турко-сельджукским и татаро-монгольским нашествиям. Город состоит из двух кварталов: Мец Тах и Покр Тах (большой и малый кварталы). Кварталы забрались на склоны ущелья и смотрят друг на друга через долину Мегри. |
Мец Тах |
Покр Тах |
Сначала мы поднимаемся на правый склон в квартал Покр Тах. Оставляем автобус на маленькой тенистой площади, дальше только пешком. |
Покр Тах |
Покр Тах |
Покр Тах отстраивался с XVII века двух и трехэтажными домами с деревянными балконами и арочными воротами. В домах всегда есть внутренний двор. Над всем кварталом возвышается церковь Сурб Саргис. Вот этот райончик вокруг церкви самый интересный. Здесь дома стоят не отдельно, а как одно целое, переплетенное сетью узких крытых переулков-проходов, довольно запутанных. |
Вид на город из Покр Тах |
Церковь Сурб Саргис | Дом с балконами |
Покр Тах |
Переулки в Покр Тах |
Покр Тах |
Тропа к церкви Сурб Саргис |
Жилой дом |
Идем к церкви |
Церковь Сурб Саргис, XVII век. |
На самом верху квартала стоит церковь Сурб Саргис. Эта церковь - квинтэссенция всего необычного и неожиданного в южной Армении. Это самая ординарная церковь XVII века - скромная трехнефная базилика с двумя парами пилонов. Стены выложены из груботесанного базальта, а колоколенка на крыше сложена из кирпича. Но самое интересное - это интерьер. |
Сурб Саргис, росписи XVII век |
Первое впечатление от росписей - это иранские ковры с иранскими книжными миниатюрами. Все своды и большинство стен заполнены цветным растительным орнаментом, оплетающим большие украшенные кресты или картуши. Столбы и большие плоскости стен украшены картинами на библейские темы. Больших композиций нет, только одна-единственная на северной стене, прямо напротив входа в церковь - Страшный суд. |
Алтарь с совсем поздними апостолами |
Западная часть |
Храм был расписан в XVII веке. Такое впечатление, что художник был профессиональным декоратором. Заполнение орнаментальными крестами пространства стен, а особенно сводов центрального нефа выполнено на высшем уровне. |
Страшный суд |
Рождество Богородицы |
Но расписывать храм, видимо, художнику пришлось впервые. Наверное, он вообще ни разу в жизни не видел расписанных храмов. Да и где местный художник мог их увидеть? В Армении эта традиция постепенно заглохла, это логически вытекает из монофизитства. Раз человеческая природа Христа поглощена Божественной, то, собственно, что изображать? Система росписи здесь отсутствует в принципе. Расположение сцен совершенно произвольное и лишено в принципе всякой логики. Крещение рядом с Распятием, Благовещенье рядом с Воскресением и тд. |
Изгнание из рая |
? |
Адам и Ева |
Херувим |
Несомненно, художник, расписывающий храм, имел источник для композиций своих картин. Возможно, это был сборник гравюр, отпечатанный где-нибудь в Германии или Италии. Но росписи вышли на редкость народные и самобытные. Отверзающиеся армянские могилы в Страшном суде, ангелы, играющие на армянских домрах, таких же, как на многочисленных надгробиях по всей Армении. Лица у всех армянские, видимо и прически и одежды изображены современные автору XVII века. |
Роспись сводов: святители в медальонах |
Архидьякон Стефан |
Архидьякон Стефан |
Царь Давид |
Арка |
Сбруя на лошадях выписана явно со знанием дела, да и сами лошади и ослик написаны точнее и пропорциональней людей. Верблюды автору тоже знакомы не понаслышке. Кстати, в той же сцене Рождества интересны пастухи с горнами и каким-то флагом. Такой же флаг реет над кораблем в сцене про пророка Иону. Интересно, что какие-то намеки на академичность в рисунке тела Ионы сильно контрастируют с рисунком тел в других картинах. |
Вход в Иерусалим |
Святой Георгий |
Святой Федор? |
Благовещенье |
Рождество Христово |
Пастухи из сцены Рождества |
Святой |
Чудо архистратига Михаила в Хонех |
Крещение |
Распятие |
Преподобный |
Святой |
Архангел |
Воскресение |
Пророк Иона |
Своды |
Странно, что рисунки на западных столбах храма кажутся какими-то недоделанными. Это просто фигуры на белом фоне, даже не затонированном. |
Исцеление расслабленного? |
Омовение ног апостолов |
Введение во храм |
Изучением фресок никто не занимался, про их существование знают вообще единицы. А в то же время, это интересный феномен в истории Армянской культуры. Нам кажется, что здесь есть прямая связь с персидским искусством. |
Сурб Саргис |
Дети |
Дети на фоне Мегри |
Мегри. Вид от церкви Сурб Саргис |
Это жилой дом |
Переулки в квартале Покр Тах |
Лестница к храму |
Неудавшийся гестхаус в традиционнм доме в Покр Тах |
Покр Тах |
Дети под инжиром |
Из Покр Тах мы спустились назад на главную улицу Мегри. Зашли в маленькую пекарню и накупили целую стопку горячих лагманжо и пирожков. Разговорились с хозяйкой сначала о способах приготовления начинки для капустных пирожков, а потом уже обо всем на свете. Она из Эчмиадзина, там полно таких пекарен, а здесь в Мегри нет. Вот она и приехала сюда со своим крошечным бизнесом. |
Купили еще бутылку белого вина Меградзор. Попробовали его только в деревне. Как я жалел, что не попробовал это вино тогда же в Мегри. Я бы взял его пару ящиков. Это замечательное вино делают из подвяленного винограда на Мегрийском винном заводе. Но при этом оно сухое. Аромат Меградзора напоминает Винсанто или какой-нибудь многопутонный Токай. |
Квартал Мец Тах |
А потом мы поехали на противоположный левый склон ущелья Мегри в квартал Мец Тах. Прямо над кварталом возвышается крепость с круглой башней. Крепость была известна с X века, но перестроена в начале XVIII в. Это единственная в Армении крепость, построенная с расчетом на огнестрельное оружие. В 1727 году 400 человек во главе с Давит Беком 5 дней обороняли крепость против турецких солдат, численностью во много раз превосходящих армян. |
Крепость |
Церковь Аствацацин |
Под крепостью стоит интересная церковь Аствацацин, построенная в XVII веке. Ее вытянутый вверх восьмигранный кирпичный барабан напоминает кирпичные грузинские церкви того же времени. |
Церковь Аствацацин |
Церковь Аствацацин |
Церковь была расписана в XIX веке. То ли не все сохранилось, а может, изначально было расисано только подкупольное пространство и восточный и западный своды. Как и в предыдущей церкви росписи очень декоративны, но здесь уже вовсю заметно русское влияние. Или художник был в России, скорее всего, видел русские провинциальные иконы XIX века. |
Преображение |
Вход в Иерусалим |
Адам и Ева |
Изгнание из Рая |
Росписи здесь, конечно, не такие самобытные, как в церкви Саргиса, но и тут есть на что обратить внимание. В сцене мученичества архидьякона Стефана иудеи, побивающие его камнями, и камни превратились в детали орнамента и выполняют чисто декоративную функцию. |
Архидьякон Стефан |
Страшный суд |
Святой Георгий |
? |
Святой Феодор? |
Жертвоприношение Авраама |
Император Константин Великий |
Преподобные |
Мученицы |
Снова спускаемся на главную улицу. Лагманжо все уже съели, и они нам очень понравились. Решили еще накупить, но лагманжо закончились. Взяли отличных чебуреков и устроили обед в машине. В Мегри нам осталось посмотреть еще одну церковь. |
Мегриванк |
Это церковь Сурб Ованес монастыря Мегриванк. Церковь датируют XV-XVII веками, но сейчас она полуразрушена. |
Мегриванк |
Мегриванк |
Мегриванк |
Мегриванк |
Храм был частично расписан, как и церковь Аствацацин, но дожди почти все смыли. Осталось только несколько бледных картин. |
Архангел Михаил |
Посреди местных халуп ночные клубы и игорные дома, видимо, сюда приезжают оттягиваться иранцы. Несколько раз за день нас зазывают к себе на чай незнакомцы, приходится отказываться, а это очень неловко, тут так не принято. |
Сегодня же поворачиваем на север и начинаем долгий путь домой, горы тонут в плотном тумане, подсвеченном солнцем, слепит глаза. И на каждом витке дороги венок... |
Каджаран
Река в Каджаране |
В Карчеване с советских времен ведется добыча меди открытым способом. Мы хотели посмотреть на гигантский карьер, который хорошо видно на гугльснимках, но спрошенные местные жители нам сказали, что нас близко к карьеру не пустят без пропуска. |
Каджаран |
Каджаран |
Каджаран |
Церковь |
Дорога из Каджарана в Капан |
Дорога к Ваганаванку |
Ваганаванк
Церковь Сурб Григор Лусаворич |
До монастыря Ваганаванк надо подняться от шоссе по узкой извилистой дорожке несколько километров. Мы подъехали к монастырю, когда от него начала разъезжаться свадьба. Машины направились на большую поляну, находящуюся чуть ниже монастыря. |
Церковь Сурб Григор Лусаворич |
Степанос Орбелян сообщает, что Ваган - младший сын правителя провинции Багк князя Дзагиса, выбрал ровное место в окрестностях крепости Багаберд и начал строительство купольной церкви Св. Григория Просветителя, которое завершил в 911 году. Затем он основал здесь духовную школу, куда на учебу приезжали юноши с разных концов Сюника. |
Северный фасад |
Северный фасад |
Название монастыря связано с именем основателя и предстоятеля монастыря Вагана Первого Дзагисяна (Первостроителя). На отцовском престоле его сменил племянник - Ваган Второй Джеванширян (будущий католикос всех армян Ваган Первый Сюнеци (968-969 гг.) Степанос Орбелян сообщает, что он построил притвор (930-е гг), колонный зал, трапезную и арочные ворота с часовней Петра и Павла. |
Гавит |
Гавит |
Ворота и часовня Петра и Павла |
В Ваганаванке находился фамильный склеп правителей Сюника и Агванка. Здесь хоронили представителей царского рода с X по XII век. В Советское время при расчистке и реставрации было обнаружено множество фундаментов служебных построек. Ваганаванк - ценный образец комплексной монастырской застройки X века. |
Ворота с часовней Петра и Павла |
Часовня Петра и Павла | Вид на церковь из часовни |
Недалеко от монастыря находятся руины крепости Багаберд. Мы сначала поехали туда, но не рискнули подниматься по крутой раскисшей грунтовке в лесу. |
Каварт
Въехали в Капан. Город очень похож на Карчеван - несколько десятков многоэтажек из туфа и какие-то сараи вокруг. Есть даже центральная улица и площадь с магазинами. От этой площади дорога идет в горы в село Каварт, ставшее частью Капана. |
Каварт. Заброшенная больница или еще что-то такое. Но архитектура очень приятная |
Массовое переселение греков на Кавказ началось в XVI веке, когда в результате гонений и преследований со стороны турок-османов сотни тысяч греков покидают территории проживания в районе Понта, Каппадокии и Западной Армении и переселяются в различные уголки Северного и Южного Кавказа, в том числе и в Армению. |
Каварт |
Самая большая фабрика Капана «Пирдудан» принадлежала этническому греку Харлампику Кундурову и его братьям. В 1865 году они построили на склоне горы над селом церковь во имя великомученика Харлампия. В церкви сохранились греческие и кириллические надписи над входом. |
Греческая церковь св. Харлампия |
Из Каварта мы стали подниматься в гору к церкви по проселочным дорогам, ориентируясь по гугльснимкам. Когда дороги вышли из села, они сильно испортились. Недавно был дождь, и на подъемах машина ощутимо проскальзывала, но все же лезла в гору. Выбрались наверх на плоскогорье над церковью. Здесь вода не сливается с проселка, и поэтому он сильно раскис. Кавказская размоченная горная грязь наматывается на колеса, и машину на заднем приводе сильно заносит при преодолевании грязных участков. Мы подъехали к краю плоскогорья. Церковь внизу. Спускаться не рискнули, поскольку дорога становилась все хуже и хуже. да еще очень не нравилось ехать вниз, ведь тогда непонятно, выедешь ли назад. Когда сначала едешь вверх, то все же знаешь, что назад придется ехать вниз, значит, точно вернемся. |
Рудники Каварта |
С плоскогорья видно не только Каврт, но и Капан. Город Капан (Кафан) расположен у северного подножья горы Хуступ. С северной стороны к городу подступают отроги Баргушатского хребта. Недра Хуступа богаты медными рудами, которые разрабатывались еще с древнейших времен. Добыча руды велась в окрестностях Кафана и в небольших деревушках Алидзор, Каварт, Катар, Сюник. Медь плавилась там же в мелких мастерских с помощью древесного угля и использовалась для изготовления домашней посуды, украшений, в производстве оружия и т. д. В XIX веке в Кафане построили медеплавильный завод. Руда плавилась здесь, затем «черновая медь» в брикетах вывозилась для дальнейшей обработки в Россию. В Советское время поселок превратился в город с большим меднорудным комбинатом. После Карабахской войны рудники эксплуатирует канадская компания. |
Капан |
Выезжаем на шоссе в Горис и едем по знкомой дороге. Вчера вечером мы здесь ехали на юг, теперь переваливаем через Баргушатский хребет в северном направлении. Пора ночевать. После моста через Воротан дорога какое-то время идет вдоль реки. Мы высматриваем местечко для лагеря. |
Ночевать остановились на берегу реки Воротан под заброшенным старым селом. К нам дважды за вечер приходили люди, один раз парень на коне, другой – на машине и предупреждали о том, что река не метр поднимется к ночи. Дело в том, что немного выше по течению расположена Воротанская ГЭС. |
Вечер |
Вечер богат на открытия. Видели летучую мышь, гигантского шершня и здоровую цикаду. |
Часть 22 | Часть 24 |