(Часть 23)

 

День 27. (18 июля) Ночью был дождь, утром тоже. Зато в такую погоду легко дышится, и это очень приятно.


Цав

Село Цав
Церковь св. Геворга

Заехали в село Цав по дороге посмотреть церковь. Местные не говорили по-русски, а на вопрос Кирилла: “Сурб?” махали руками в нужном направлении и говорили: “Ха! Ха!” Дети решили, что бабушки смеются над Кириллом.


Церковь св. Геворга



 
Каменный мост

Какая-то косуля прыгала долго перед машиной, не могла уйти никак – справа скалы, слева обрыв.


Дорога

Эта совершенно пустынная восточная дорога из Капана в Мегри - одно из самых сильных впечатлений от путешествия. Сначала после села Цав дорога выбирается наверх из лесистых долин, а затем долго-долго петляет по хребтам, потихоньку продвигаясь на юг в сторону Ирана. До Аракса только одна деревня - заброшенное село Старый Шванидзор с церковью, встроенной в склон горы.



На дороге местами туман, едем как в молоке – медленно и осторожно.
В машине влажно, за окном все белым-бело.

Первая встречка за часа полтора – нива с палаткой на крыше с немецкими номерами.

Старый Шванидзор





Старый Шванидзор. Церковь, XVII в.?
Дорога...

Эту дорогу построили недавно, как дубль старой "дороги жизни" из Гориса в Мегри. Новая дорога длинней старой, и иранские фуры ей пользуются только во время обвалов или других происшествий на старом шоссе. Поэтому асфальт здесь ровный, а не такой ужасно волнистый, и ехать по бесконечно петляющей пустой горной дороге одно удовольствие.


Шванидзор

Акведук, XVII в.

Перед тем как выехать на Иранскую границу, мы сворачиваем в село Шванидзор, известное прежде всего своим уникальным акведуком. Это единственное в Армении средневековое сооружение такого рода. Акведук действует и по сей день. Вода по нему попадает с одной стороны ущелья на другую.


Акведук
Канал укреплен цементом
 

Кроме акведука Шванидзор интересен своими традиционными домами, церковью и крепостью, руины которой стоят сразу на окраине села.

Шванидзор и руины средневековой крепости Бердин кар
Церковь Сурб Аствацацин, 1879 г.

Церковь Сурб Аствацацин, 1879 г.
Церковь Сурб Аствацацин, 1879 г.

Еще несколько поворотов дороги вдоль ущелья Шванидзор, и мы въезжаем в широкую долину Аракса. С одной стороны - Армения, с другой - Иран. А посреди несет свои ржаво-коричневые воды Аракс.

Гугль глючит при прокладке маршрута по шоссе, пересекающем много раз границу
Долина Аракса

Старая погранполоса

По обоим берегам грязного Аракса вдоль реки идут автомобильные дороги. Наша армянская совершенно пустая, а по Иранской довольно оживленной движение белых легковушек и больших белых автобусов. Почти все иранские машины - белые. В советское время по нашему берегу шла железная дорога. Сейчас она разобрана. К сожалению, навсегда. Дорога шла вдоль Аракса из Азербайджана. Раньше по ней шли поезда из Баку в Нахичевань, но теперь дорога пересекает линию фронта. Да еще не так давно Иранцы построили Худаферинское водохранилище на Араксе между "освобожденными территориями" и Ираном. Водохранилище затопило маршрут этой железной дороги. Кстати, сразу под плотиной стоят два уникальных длиннющих многоарочных средневековых моста через Аракс. Говорят, что увидеть их проще из Ирана, чем с новых территорий Карабаха.

Долина Аракса

Слева - колючка погранполосы, справа - ж/д сооружения
Иран
Долина Аракса


Ж/д туннель

На двадцать седьмой день пути мы достигли самой южной точки путешествия. Едем по дороге вдоль реки Аракс, с одной стороны которой Иран, с другой - Армения. Тут совсем дикие места, стоят руинированные железнодорожные станции (как в Абхазии), пути разобраны, советская символика на ржавых воротах, ведущих к пустым домам, заросли грецкого ореха и граната, желто-рыжие скалы и тощие коровы. А в армянских храмах, до которых только пешком вверх по скалам, удивительные наивные росписи 19 века, напоминающие узорами персидские ковры. В Мегри накупили местного варенья из хурмы, орехов и инжира.

Граница


Остатки погразаставы?


Железнодорожная станция Мегри


Рядом с шоссе находится заброшенный железнодорожный вокзал города Мегри. Все здесь напоминает Абхазию, то же послевоенное запустение. Но Абхазские станции, скорее всего, когда-нибудь восстановят, а эта дорога вдоль Иранской границы погибла навеки...

Степан Шаумян - один из 26 Бакинских комиссаров

Железнодорожное полотно не стали разбирать рядом с вокзалом, и здесь стоят три служебных дизельных локомотива. Грустно и уныло здесь...Трудно представить, что тут ходили пассажирские поезда из Еревана и Баку. А, наверное, здорово прокатиться было по этой уникальной железной дороге из Баку в Ереван. Сначала пустыня и степи, потом суровая безжизненная рыжая долина Аракса с ржавой рекой посреди, Худаферинские средневековые мосты, потом Армения, потом Нахичевань, потом снова Армения - Араратская долина, и Арарат, как призрак, висящий над ней. А затем Ереван. Кусаю локти, понимая, что родители запросто могли прокатить меня по этой дороге в детстве.
Больше никогда такого не будет. Границы, линии фронта, ненависть и память пролитой крови...

 
Вандализированная комсомолка

 
Комната вокзала



А мы едем дальше вверх вдоль Аракса. Если так и ехать, то упршься в границу с Нахичеванью, точнее, в линию фронта. Может быть, мы когда-нибудь попадем в этот Азербайджанский анклав. Но по большому счету, там делать нечего. Тюрки тщательно уничтожили все армянские памятники в Нахичевани, а своих нет. Последняя потеря - это известное кладбище хачкаров в Джульфе. Это кладбище было едва ли не больше, чем в Норадузе на Севане и содержало множество уникальнейших хачкаров и надгробий. В 2006 году азербайджанцы экскаваторами сгребли все надгробия, превратили их щебень и закатали в дорогу. Все это видели и фотографировали с Иранской стороны.

Аракс. На той стороне - Иран

Но мы сворачиваем на север в Мегрийскую долину и вот уже въезжаем в странный город Мегри, террасами раскинувшийся на противоположных склонах ущелья напротив друг друга.


Мегри

Покр Тах

Места эти обжиты вот уже 4 тысячи лет. Мегри был данником Татевского монастыря и был известен своей крепостью, которая сопротивлялась турко-сельджукским и татаро-монгольским нашествиям. Город состоит из двух кварталов: Мец Тах и Покр Тах (большой и малый кварталы). Кварталы забрались на склоны ущелья и смотрят друг на друга через долину Мегри.

Мец Тах
Покр Тах

Сначала мы поднимаемся на правый склон в квартал Покр Тах. Оставляем автобус на маленькой тенистой площади, дальше только пешком.


Покр Тах
Покр Тах

Покр Тах отстраивался с XVII века двух и трехэтажными домами с деревянными балконами и арочными воротами. В домах всегда есть внутренний двор. Над всем кварталом возвышается церковь Сурб Саргис. Вот этот райончик вокруг церкви самый интересный. Здесь дома стоят не отдельно, а как одно целое, переплетенное сетью узких крытых переулков-проходов, довольно запутанных.


Вид на город из Покр Тах
Церковь Сурб Саргис
Дом с балконами


Покр Тах
Переулки в Покр Тах
Покр Тах


Тропа к церкви Сурб Саргис
Жилой дом
Идем к церкви
Церковь Сурб Саргис, XVII век.

На самом верху квартала стоит церковь Сурб Саргис. Эта церковь - квинтэссенция всего необычного и неожиданного в южной Армении. Это самая ординарная церковь XVII века - скромная трехнефная базилика с двумя парами пилонов. Стены выложены из груботесанного базальта, а колоколенка на крыше сложена из кирпича. Но самое интересное - это интерьер.


Сурб Саргис, росписи XVII век

Первое впечатление от росписей - это иранские ковры с иранскими книжными миниатюрами. Все своды и большинство стен заполнены цветным растительным орнаментом, оплетающим большие украшенные кресты или картуши. Столбы и большие плоскости стен украшены картинами на библейские темы. Больших композиций нет, только одна-единственная на северной стене, прямо напротив входа в церковь - Страшный суд.


Алтарь с совсем поздними апостолами
Западная часть

Храм был расписан в XVII веке. Такое впечатление, что художник был профессиональным декоратором. Заполнение орнаментальными крестами пространства стен, а особенно сводов центрального нефа выполнено на высшем уровне.


Страшный суд
Рождество Богородицы

Но расписывать храм, видимо, художнику пришлось впервые. Наверное, он вообще ни разу в жизни не видел расписанных храмов. Да и где местный художник мог их увидеть? В Армении эта традиция постепенно заглохла, это логически вытекает из монофизитства. Раз человеческая природа Христа поглощена Божественной, то, собственно, что изображать? Система росписи здесь отсутствует в принципе. Расположение сцен совершенно произвольное и лишено в принципе всякой логики. Крещение рядом с Распятием, Благовещенье рядом с Воскресением и тд.


Изгнание из рая
?
Адам и Ева
Херувим

Несомненно, художник, расписывающий храм, имел источник для композиций своих картин. Возможно, это был сборник гравюр, отпечатанный где-нибудь в Германии или Италии. Но росписи вышли на редкость народные и самобытные. Отверзающиеся армянские могилы в Страшном суде, ангелы, играющие на армянских домрах, таких же, как на многочисленных надгробиях по всей Армении. Лица у всех армянские, видимо и прически и одежды изображены современные автору XVII века.


Роспись сводов: святители в медальонах
Архидьякон Стефан
Архидьякон Стефан
Царь Давид
Арка

Сбруя на лошадях выписана явно со знанием дела, да и сами лошади и ослик написаны точнее и пропорциональней людей. Верблюды автору тоже знакомы не понаслышке. Кстати, в той же сцене Рождества интересны пастухи с горнами и каким-то флагом. Такой же флаг реет над кораблем в сцене про пророка Иону. Интересно, что какие-то намеки на академичность в рисунке тела Ионы сильно контрастируют с рисунком тел в других картинах.


Вход в Иерусалим

Святой Георгий

Святой Федор?
Благовещенье
Рождество Христово
Пастухи из сцены Рождества
Святой
Чудо архистратига Михаила в Хонех
Крещение
Распятие
Преподобный
Святой
Архангел
Воскресение
Пророк Иона
Своды

Странно, что рисунки на западных столбах храма кажутся какими-то недоделанными. Это просто фигуры на белом фоне, даже не затонированном.


Исцеление расслабленного?
Омовение ног апостолов
Введение во храм

Изучением фресок никто не занимался, про их существование знают вообще единицы. А в то же время, это интересный феномен в истории Армянской культуры. Нам кажется, что здесь есть прямая связь с персидским искусством.


Сурб Саргис
Дети

Дети на фоне Мегри
Мегри. Вид от церкви Сурб Саргис
Это жилой дом
Переулки в квартале Покр Тах
Лестница к храму
Неудавшийся гестхаус в традиционнм доме в Покр Тах
Покр Тах
Дети под инжиром

Из Покр Тах мы спустились назад на главную улицу Мегри. Зашли в маленькую пекарню и накупили целую стопку горячих лагманжо и пирожков. Разговорились с хозяйкой сначала о способах приготовления начинки для капустных пирожков, а потом уже обо всем на свете. Она из Эчмиадзина, там полно таких пекарен, а здесь в Мегри нет. Вот она и приехала сюда со своим крошечным бизнесом.
Накупили варенья из местных грецких орехов и инжира производства мегринского консервного завода. Кирилл читал, что Мегри славится вареньями, так как тут очень жарко (южнее араратской долины) и много воды, хорошо растут фрукты. Весь город в ореховых, инжирных , гранатовых деревьях и винограде. Жалко, что сейчас еще ничего не поспело. Кирилл купил две бутылки гранатового вина на пробу домой.



Купили еще бутылку белого вина Меградзор. Попробовали его только в деревне. Как я жалел, что не попробовал это вино тогда же в Мегри. Я бы взял его пару ящиков. Это замечательное вино делают из подвяленного винограда на Мегрийском винном заводе. Но при этом оно сухое. Аромат Меградзора напоминает Винсанто или какой-нибудь многопутонный Токай.


Квартал Мец Тах

А потом мы поехали на противоположный левый склон ущелья Мегри в квартал Мец Тах. Прямо над кварталом возвышается крепость с круглой башней. Крепость была известна с X века, но перестроена в начале XVIII в. Это единственная в Армении крепость, построенная с расчетом на огнестрельное оружие. В 1727 году 400 человек во главе с Давит Беком 5 дней обороняли крепость против турецких солдат, численностью во много раз превосходящих армян.


Крепость
Церковь Аствацацин

Под крепостью стоит интересная церковь Аствацацин, построенная в XVII веке. Ее вытянутый вверх восьмигранный кирпичный барабан напоминает кирпичные грузинские церкви того же времени.


Церковь Аствацацин
Церковь Аствацацин

Церковь была расписана в XIX веке. То ли не все сохранилось, а может, изначально было расисано только подкупольное пространство и восточный и западный своды. Как и в предыдущей церкви росписи очень декоративны, но здесь уже вовсю заметно русское влияние. Или художник был в России, скорее всего, видел русские провинциальные иконы XIX века.


Преображение
Вход в Иерусалим
Адам и Ева
Изгнание из Рая

Росписи здесь, конечно, не такие самобытные, как в церкви Саргиса, но и тут есть на что обратить внимание. В сцене мученичества архидьякона Стефана иудеи, побивающие его камнями, и камни превратились в детали орнамента и выполняют чисто декоративную функцию.


Архидьякон Стефан
Страшный суд
Святой Георгий
?
Святой Феодор?
Жертвоприношение Авраама
Император Константин Великий
Преподобные
Мученицы

Снова спускаемся на главную улицу. Лагманжо все уже съели, и они нам очень понравились. Решили еще накупить, но лагманжо закончились. Взяли отличных чебуреков и устроили обед в машине. В Мегри нам осталось посмотреть еще одну церковь.



Мегриванк

Это церковь Сурб Ованес монастыря Мегриванк. Церковь датируют XV-XVII веками, но сейчас она полуразрушена.


Мегриванк
Мегриванк
Мегриванк
Мегриванк

Храм был частично расписан, как и церковь Аствацацин, но дожди почти все смыли. Осталось только несколько бледных картин.


Архангел Михаил

Посреди местных халуп ночные клубы и игорные дома, видимо, сюда приезжают оттягиваться иранцы.

Несколько раз за день нас зазывают к себе на чай незнакомцы, приходится отказываться, а это очень неловко, тут так не принято.



Сегодня же поворачиваем на север и начинаем долгий путь домой, горы тонут в плотном тумане, подсвеченном солнцем, слепит глаза. И на каждом витке дороги венок...


Каджаран

Река в Каджаране

В Карчеване с советских времен ведется добыча меди открытым способом. Мы хотели посмотреть на гигантский карьер, который хорошо видно на гугльснимках, но спрошенные местные жители нам сказали, что нас близко к карьеру не пустят без пропуска.


Каджаран
Каджаран
Каджаран
Церковь
Дорога из Каджарана в Капан
Дорога к Ваганаванку

Ваганаванк

Церковь Сурб Григор Лусаворич

До монастыря Ваганаванк надо подняться от шоссе по узкой извилистой дорожке несколько километров. Мы подъехали к монастырю, когда от него начала разъезжаться свадьба. Машины направились на большую поляну, находящуюся чуть ниже монастыря.


Церковь Сурб Григор Лусаворич

Степанос Орбелян сообщает, что Ваган - младший сын правителя провинции Багк князя Дзагиса, выбрал ровное место в окрестностях крепости Багаберд и начал строительство купольной церкви Св. Григория Просветителя, которое завершил в 911 году. Затем он основал здесь духовную школу, куда на учебу приезжали юноши с разных концов Сюника.


Северный фасад
 
Северный фасад

Название монастыря связано с именем основателя и предстоятеля монастыря Вагана Первого Дзагисяна (Первостроителя). На отцовском престоле его сменил племянник - Ваган Второй Джеванширян (будущий католикос всех армян Ваган Первый Сюнеци (968-969 гг.) Степанос Орбелян сообщает, что он построил притвор (930-е гг), колонный зал, трапезную и арочные ворота с часовней Петра и Павла.


Гавит
Гавит
Ворота и часовня Петра и Павла

В Ваганаванке находился фамильный склеп правителей Сюника и Агванка. Здесь хоронили представителей царского рода с X по XII век.

В Советское время при расчистке и реставрации было обнаружено множество фундаментов служебных построек. Ваганаванк - ценный образец комплексной монастырской застройки X века.


Ворота с часовней Петра и Павла
Часовня Петра и Павла
Вид на церковь из часовни

Недалеко от монастыря находятся руины крепости Багаберд. Мы сначала поехали туда, но не рискнули подниматься по крутой раскисшей грунтовке в лесу.

Каварт


Въехали в Капан. Город очень похож на Карчеван - несколько десятков многоэтажек из туфа и какие-то сараи вокруг. Есть даже центральная улица и площадь с магазинами. От этой площади дорога идет в горы в село Каварт, ставшее частью Капана.


Каварт. Заброшенная больница или еще что-то такое. Но архитектура очень приятная

Массовое переселение греков на Кавказ началось в XVI веке, когда в результате гонений и преследований со стороны турок-османов сотни тысяч греков покидают территории проживания в районе Понта, Каппадокии и Западной Армении и переселяются в различные уголки Северного и Южного Кавказа, в том числе и в Армению.

Греческое население региона Южного Кавказа принято делить на понтийских греков, то есть выходцев из региона Понта (ныне Турция); урумов, то есть тюркоязычных греков из Эрзерума, Гюмушхане, Ардвина и других регионов Западной Армении; элинофонов – лиц, владеющих новогреческим языком. Если в Грузии в основной своей массе доминируют тюркоязычные греки, то в Армении проживают понтийские греки. Первые компактные поселения греков в Армении появились после 1763 года, когда грузинский царь Ираклий II пригласил греков-горнопромышленников из Гюмушхане (Западная Армения). 800 семейств понтийских греков переселилось на территорию нынешней Армении и Грузии.

В последующие годы число греческих переселенцев только возросло. Греки разрабатывали рудники, образовав ряд поселений вокруг предприятий. Так на севере Армении появились Алаверди, Ахтала, Шамлуг, Мадан, Бендик, Сисимадан и Армутли (позже Тандзут). На юге Армении в районе города Капана греки основали поселение Каварт, там же построив православную церковь. (по материалам http://noev-kovcheg.ru)


Каварт

Самая большая фабрика Капана «Пирдудан» принадлежала этническому греку Харлампику Кундурову и его братьям. В 1865 году они построили на склоне горы над селом церковь во имя великомученика Харлампия. В церкви сохранились греческие и кириллические надписи над входом.


Греческая церковь св. Харлампия

Из Каварта мы стали подниматься в гору к церкви по проселочным дорогам, ориентируясь по гугльснимкам. Когда дороги вышли из села, они сильно испортились. Недавно был дождь, и на подъемах машина ощутимо проскальзывала, но все же лезла в гору. Выбрались наверх на плоскогорье над церковью. Здесь вода не сливается с проселка, и поэтому он сильно раскис. Кавказская размоченная горная грязь наматывается на колеса, и машину на заднем приводе сильно заносит при преодолевании грязных участков. Мы подъехали к краю плоскогорья. Церковь внизу. Спускаться не рискнули, поскольку дорога становилась все хуже и хуже. да еще очень не нравилось ехать вниз, ведь тогда непонятно, выедешь ли назад. Когда сначала едешь вверх, то все же знаешь, что назад придется ехать вниз, значит, точно вернемся.


Рудники Каварта

С плоскогорья видно не только Каврт, но и Капан. Город Капан (Кафан) расположен у северного подножья горы Хуступ. С северной стороны к городу подступают отроги Баргушатского хребта. Недра Хуступа богаты медными рудами, которые разрабатывались еще с древнейших времен. Добыча руды велась в окрестностях Кафана и в небольших деревушках Алидзор, Каварт, Катар, Сюник. Медь плавилась там же в мелких мастерских с помощью древесного угля и использовалась для изготовления домашней посуды, украшений, в производстве оружия и т. д. В XIX веке в Кафане построили медеплавильный завод. Руда плавилась здесь, затем «черновая медь» в брикетах вывозилась для дальнейшей обработки в Россию. В Советское время поселок превратился в город с большим меднорудным комбинатом. После Карабахской войны рудники эксплуатирует канадская компания.


Капан

Выезжаем на шоссе в Горис и едем по знкомой дороге. Вчера вечером мы здесь ехали на юг, теперь переваливаем через Баргушатский хребет в северном направлении. Пора ночевать. После моста через Воротан дорога какое-то время идет вдоль реки. Мы высматриваем местечко для лагеря.



Ночевать остановились на берегу реки Воротан под заброшенным старым селом. К нам дважды за вечер приходили люди, один раз парень на коне, другой – на машине и предупреждали о том, что река не метр поднимется к ночи. Дело в том, что немного выше по течению расположена Воротанская ГЭС.


Вечер

Вечер богат на открытия. Видели летучую мышь, гигантского шершня и  здоровую цикаду.






 

Часть 22 Часть 24

     

Оглавление

На страницу с путешествиями