Цермат. Маттерхорн

Завтрак

День 8. (30 июня) "Всю ночь лил дождь, мы собирались встать в 7 утра, чтобы пораньше начать подъем в горы, но планы явно сорвались. Утром кемпинг весь был заполнен туманом, между палатками - молоко, до туалета – наощупь. И так – все ущелье. Я встала в 7, заглянула в комнату к Кириллу и Севе, шепотом договорились спать дальше, в такую погоду о подъеме в горы и речи быть не могло. Ближе к 8:30 дождь прекратился, туман поднялся по ущелью метров на 10 выше палаток, можно было подниматься, завтракать и решать, что делать. Московская гречка с швейцарским молоком. Обед решено было брать с собой, нажарила рыбных палок, сделала бутерброды, сварила яйца.
Кирилл сбегал на ресепшен, купил билеты чуть дешевле, чем на кассах в самом Цермате, и стал всех торопить. Решено было до Цермата ехать на велосипедах (можно было еще по железной дороге). Собрались, выехали. Кирилл вез Ксеню, я – рюкзак с обедом, Сева - ксенин рюкзак-переноску с куртками и фотосумку, Санька - сам себя.
Подъем в гору всем показался очень тяжелым, дорога постоянно поднимается все выше и выше, отдохнуть негде. Саша молодец, он ни разу не слез с велосипеда, я слезала три раза, когда была уже в полном изнеможении. Доехали до Цермата за час примерно, может быть, чуть меньше, приковали велосипеды около станции, с котрой начинается канатная дорога. Все билеты обошлись в 133 евро (на двух взрослых) и 59 долларов на Севу, дети бесплатно.

Пристегнули велики у станции канатной дороги
В вагончике
Хутора выше Цермата
Какое-то шале
Маттерхорн в облаках

"Канатная дорога невероятно длинна, есть несколько остановок, на которых можно выйти погулять по горам, и пересадочная станция на высоте 2939 метров. Погода прояснилась, облака поднялись выше гор, немного еще был прикрыт Маттерхорн и другие снежные вершины. Но к обеду и эти облака рассеялись, мы были рады, что не испугались плохой погоды и поехали в горы. Пока плыли на канатке над идиллическими швейцарскими хуторками, видели трех играющих оленят и каких-то смешных зверьков, похожих на бобров." Потом мы узнали, что это и есть мормотты.

У Черного озера
Облака
Небольшой привал
На привале

"Сперва вышли на высоте 2583 на станции Шварцзее. Трава, цветы, озера, скалы и небольшие снежники. Деревьев и кустарников уже нет. Дети долго играли в снежки у Черного озера, потом пошли по тропе вверх, поднялись достаточно высоко, мы с Ксеней остались раскладывать обед, мальчики ушли с Кириллом вверх по тропе к ближайшей горке. Народу почти нет, иногда только проходят мимо альпинисты со спец. снаряжением."

Ручей

Горы
Внизу Цермат

Брейтхорн 4163 м
Ледник на Маттерхорне. К сожалению, довольно сильный ледопад снять не успел
Ледник на Маттерхорне
Сева и Саня
Горы
Обед
На тропе

Было смешно на спуске: мы со всеми детьми бодро шагали вниз, а нам навстречу шли три американские студентки, одна шла легко, две другие ползли на четвереньках, так первая кричала им: "Тут куча детей залезла и вниз спускается, это легко, давайте, давайте!"

Спускаемся к станции

Ручей
Последняя очередь подъемника

На подъемнике поднялись на высоту 3883, гора Клейн Маттерхорн.
Здесь устроен так называемый Глетчер парадиз - Ледяной сад. В леднике прорыты тоннели, устроены залы. В одном месте есть даже спуск на бубликах по горке-тоннелю с одного уровня на другой... Почему-то не все наши билеты сработали на турникетах при входе в Глетчер парадиз, пришлось протискиваться сквозь турникеты.

Глетчер парадиз
В Ледяном саде
Вид с последней станции канатки

"Затем мы вышли на снег...
Без солнечных очков просто смерть. Кругом снег, солнце сверкает и переливается в снегу миллионом искр. Глаза обжигает. Кирилл еще как-то ходил по снегу, а мы, как кроты, топтались на месте. Кирилл стал ругать нас "бесполезным балластом" и требовал, чтобы мы любовались пейзажами, оторвали руки от глаз. Но это было почти невозможно! Тут Кирилл вспомнил веселую историю, как он в детстве с родителями поднимался к "приюту одиннадцати" на Эльбрусе с одними очками на троих. После такого он, конечно, может гулять на высоте почти 4000 без очков и не испытывать дискомфорта, но не мы."

Очки забыли в кемпинге
Вершина Клейн Маттерхорн, 3883 м

На фоне Маттерхорна
Канатка

"Вернулись на вагончике до пересадочной станции Gandegg-hütte, 2939 м. У меня на руках заснула Ксенька, удивил один неожиданный момент. В вагончик набивается куча народу, а сидячих мест всего на человек 10. Мы с Ксеней на руках заскочили в последний момент, все сидячие места заняты. Ксеня на моих руках откинулась и моментально заснула, места никто не предложил, у европейцев это не принято. Пришлось сесть с ней на пол, на вытянутых руках 20 кг так долго не удержишь. Мы решили выйти на пересадочной станции, я с Ксеней села на стульчик у подъемника, Кирилл с детьми ушел на час гулять. Мы с Ксенькой этот час провели тихо и мирно: я любовалась горами, Ксеька спала на руках. Мальчишки пришли страшно довольные, им даже искупаться удалось в озерце из растаявшего снега. "

На высоте около 2900
Гуляем

Саня на всех ручьях всегда строит запруды, прямо как я в детстве
В каком-то таком озерце мы искупались
На высоте где-то 2900

Гуляем
Сева и Саня
Саня
Феодулглетчер
Внизу Цермат, а дальше Таш, в котором наш кемпинг
Мы и Маттерхорн
В кабинке первой очереди канатки

Дети
Ксеня
Саня
Кирилл
Сева

Спустились мы до низа, отстегнули велики и прокатились по оживленным гламурным улицам Церматта. Посетили церковь и знаменитое кладбище альпинистов, погибших на Маттерхорне за последние сто лет.
Туристов, прибывших на вокзал, развозят по отелям на электромобилях или на повозках, а то и каретах, запряженных парой лошадей. Весь городок оживлен и весел - праздник жизни, но цены на витринах просто фантастические...

Отели Цермата
Церковь
На улицах Церматта
На мостике через каньон

Вниз из Церматта с большим удовольствием со свистом под гору докатились до кемпинга. По дороге остановились посмотреть мост над глубоким узким каньоном Виспы, замеченный нами еще утром по дороге вверх.

Каньон Виспы
Вечером в кемпинге

"Поужинали, потом еще три партии в руммикуб успели сделать. День прошел хорошо, горы всем так понравились, что решили не уезжать пока на Женевское озеро, а пройтись завтра пешком по горам. На том и порешили, открыли карты, посмотрели предлагаемые маршруты и запланировали завтрашний маршрут, составленный из пяти разных.
Дети нашли птенца, выпавшего из гнезда, кормили крошками.
Ночь была опять очень холодной, 3-4 градуса тепла. Детей поверх спальников накрыла пледами.

Кемпинг, надо отметить, очень приятный. Нам нравятся такие небольшие уютные кемпинги, где нет столпотворения, где всех знаешь в лицо и здороваешься."