Тунис

Матмата, Тешин, Тужан, Ксар Халуф

День 32. (17 июля) Керкенские острова мы покидаем вовремя - в субботу утром. Встречные паромы переполнены. Говорят, в выходные на них надо резервировать места заранее. К сожалению, мы собирались слишком долго и не успели на запланированный паром, он ушел прямо перед нашим носом. Пришлось кантоваться час в здании морского вокзала и завтракть какими-то местными бутербродами-яичницами, забыл, как они называются. Они оказались довольно вкусными.

В начале выходных паромы из Сфакса приходят переполненными
Кстати, арабы поленились отдирать старое название греческой посудины, а просто его закрасили
Особняком держатся жены состоятельных арабов
На пароме
Сфакс

Прибыли в Сфакс, выбрались по навигатору из этого большого города и теперь мчимся по шоссе на юг в сторону Габес. Дорога прямая, однообразная и скучная. Только многочисленные кафе вносят в путешествие некую экзотику. Во всех кафе предлагают гриленную баранину, но количество этих кафе и количество уже ободранных и еще не ободранных туш, а также пока живых привязанных баранов впечатляет. Неужели все это съедят? И кто? Шоссе почти пустое. Может быть, сфаксцы в выходные приезжают в эти кафе на своеобразные пикники? Но пока мы ехали, посетителей кафе почти не видели.

На дороге Сфакс - Габес
Апетитно?
Раскачивает, чтоб еще апетитней выглядело

Такие кафе, начиная с какого-то села, встречаются каждые 3-5 километров, причем целыми группами по несколько кафе в одном месте. Мы притормаживаем рядом с ними, чтобы сфотографировать, арабы бросаются к нам с криками, отодвигают стулья от столиков, приглашая сесть, раскачивают бараньи туши...

Заходите! Сидите и жуйте свой шашлык между дохлыми баранами!
Запах горелого мяса, наверное, привликает посетителей еще больше
Съедобные плоды кактусов
Начинаются горы Джебел Дахар

Габес объезжаем по окружной дороге и по указателю сворачиваем на Матмату. Мы как-то расслабились и перед въездом в удаленные районы страны забыли заправиться и разменять денег. Хорошо еще, что на нашем пути в селении Матмата Нувель была заправка и банк с работающим банкоматом. Теперь с деньгами и с полным баком солярки спокойно едем дальше.

Предгорья Джебел Дахал
Хоть и старая, но доехала
Асфальт
Посмотреть увеличенную карту

Матмата

В Матмату привозят автобусами туристов смотреть дома троглодитов. Поэтому местное население здесь превратилось в агрессивных хелперов. Все машут руками и пытаются что-то показать, куда-то проводить.
Дома жителей пустыни (троглодит - др.-греч. «живущий в пещере») устроены очень разумно. Это такие круглые кратеры глубиной до 10 метров с плоским дном - полом. От кратера во все стороны идут пещеры-комнаты, а также проходы-коридоры в соседие кратеры. В таких жилищах в жару сохранялась прохлада, а в холод - тепло. Но, понятное дело, за ними надо хорошо следить. Старые заброшенные дома быстро осыпаются, заваливаются песком.
Матмата - не лучшее место для того, чтобы смотреть жилища троглодитов. Здесь дома приспособлены для отелей, стены побелены, полы зацементированы, многое стилизовано под фильм "Звездные войны", эпизоды которого здесь снимались. За всех этой мишурой почти не видно настоящего.

Дом троглодитов, переделанный в отель

В одном таком троглодитном отеле мы остановились пообедать. Понятное дело, где много туристов - хорошо не покормят. Ели кус-кус, картошку, что-то еще. "Официант" все время приносил то, что мы не спрашивали, приходилось его разворачивать, и он огорченный отваливал. Счет выставили неслабый....
Мы решили, что надо обязательно найти такие жилища в соседних нетуристических деревнях.

Обед у троглодитов

Уезжаем из Матматы

Без всякого сожаления покидаем Матмату и едем на восток по чрезвычайно живописной дороге. Следующая наша цель - деревня Тешин. Lonely Panet обещает тоже самое, что в Матмате минус автобусы с туристами.
Дорога вьется по крайнему северному гребню гор Джебел Дахар. Периодически слева открывается бесконечный вид на пустынные предгорья и равнину, простирающуюся до Габеса.

Дорога Матмата - Мединине
Кактусы
Асфальт в пустыне

Хочется сказать несколько слов об асфальте в Тунисе, а особенно в районах ближе к пустыне. Асфальтом это назвать нельзя, это загудронированный острый щебень. Уложен он довольно ровно, машину не трясет, только необычное шуршание шин. Казалось бы должны лететь камни, но нет, это покрытие почти не швыряется камнями, очень редко услышишь удар кмня по подкрылку. Но резина на жаре и по такому покрытию уходит очень быстро.
Надо сказать, что резина была на машине почти на исходе. Перед отъездом нам два-три опытных человека сказали, что двадцать тысяч наша резина скорее всего пройдет. Ездим мы не агрессивно, поэтому спокойно отправились в путешествие. Но Yokohama оказалась на редкость слабая шина. Уже в Тунисе в середине путешествия она совсем облысела, так что на крутых поворотах слегка проскальзывала.
Но поменяли резину мы только на обратном пути в Австрии.

Асфальт в пустыне

Тешин

Развилка
Дорога в Тешин

Приехали в деревню Тешин. Машину оставили в тенечке от хилого дерева. Прямо рядом с дорогой увидели первый кратер заброшенного дома троглодитов. Чуть дальше виднелся еще один большой кратер, к нему мы и подошли. В туристических местах кратеры на поверхности окружают столюбами и проволокой, чтобы никто не попадал. Но тут, в реальной деревне, эти кратеры никак не обозначены. Нужно смотреть под ноги и держать резвящихся детей около себя.

Заброшенный дом
Тешин

К нам подошел здесь местный житель и стал куда-то показывать. Оказывается, в соседней яме был наклонный вход-спуск в этот дом. Сначала с поверхности земли спускаешься вниз в яму, потом входишь в пещеру-коридор и попадаешь в основной кратер-дом.

Анька с детьми спустилась в сам дом. Местный дядька приоткрыл нам дверь в одно из подземных помещений,
и мы смогли действительно убедиться в том, что такие дома держат прохладу.
В комнате на сене лежали какие-то тряпки, видимо, тут кто-то иногда ночует.
Коридор между двумя кратерами
Вход в дом
Деревня Тешин
Заброшенный дом, в котором укрывается от солнца стадо коз.

Дорога

Дорога Матмата - Меденин

Из Тешина мы возвращаемся снова на дорогу Матмата - Мединине. Она живописно петляет по гребню гор Дахар. Чем ближе к Тужану, тем больше серпантина и круче подъемы и спуски.

Аня весь день за рулем
Вид на север в сторону Габес

Тужан

Перед Тужаном дорога закладывает огромную петлю вокгруг горы, открывая замечательные виды на деревню, расположившуюся на склоне долины, подсвеченную заходящим вечерним солнцем.
В Тужане мы спросили дорогу на Бени Кдаш, и нам рассказали где и куда свернуть с основной дороги, обещали везде гудрон.

У источника

Тужан
Дорога
Горы Джебель Дахар

Взрослые женщины
Девушки. Одеты чуть менее консервативно

То ли мы проскочили поворот, то ли не так поняли, но указатель на Бени Кдаш сворачивал нас на грунтовку. И мы по ней поехали. Грунтовка была довольно простая, всего два-три места, где нужно было аккуратно маневрировать, чтобы не чиркнуть защитой картера о камни.

Грунтовая дорога
Грунтовка
Встреча на грунтовой дороге

Скоро мы снова выбрались на асфальт. Дорога была узкая и совершенно пустынная. Машины встречались крайне редко.
Уже вечерело, тени были резкие и длинные, солнце вот-вот закатится. Пора было уже думать о ночлеге. Так мы и добрались до Ксар Халуф.

На пути в Ксар Халуф
Дорога в Ксар Халуф

Торг о цене гостиницы

Из путеводителя мы знали о существовании здесь гостиницы, устроенной в ксаре. Один араб на мопеде проводил нас до нее. Скоро пришел хозяин, и мы потороговались о цене, в которую кроме ночлега входил ужин и завтрак. "Надо сказать, что арабы в этих местах не знают английского, а мы, конечно, не говорим по-арабски. Торг происходил очень комически на невербальном уровне с восклицаниями и смехом. Араб писал на камне цифру и вопросительно смотрел на Кирилла, тот испуганно вскрикивал, высоко поднимал брови, зачеркивал цифру и писал рядом свою. Они грозили друг другу пальцами, махали руками. Мы с детьми наблюдали с большим интересом за этой сценой."

Вход в нашу "квартирку"
Ишак-водонос и его хозяйка
Финиковые пальмы, это же оазис
Анька нашла тот самый кактус со съедобными плодами. Потом неделю иголки из пальцев вынимала.
Кактус по вкусу похож на огурец
Вид сверху на наш ксар

Отель занимал старый ксар.
Ксар - это много горф. А Горфа - это такая камера со сводом для хранения запасов, иногда она выдолблена в скале (как тут), а свод выложен из камней. В ней размещались кувшины, амфоры, сосуды для хранения зерна и оливкового масла. Многие сосуды были вмонтированы прямо в пол или стены. Здесь было всего около десятка горф, расположенных полукругом. Мы видели потом значительно более громоздкие ксары.
Каждый "номер" отеля имеет свой выход на улицу. В "номере" большая гостинная, комната с туалетом и душем и две спальни. Все помещения, кроме прихожей и туалета с душем, выдолблены в скале. В спальнях было прохладно и хорошо несмотря на сорокоградусную жару на улице. Все были очень довольны, особенно дети.

Наша пещера
"Игровая"
В "отеле"

Единственное, что сильно огорчило, это то, что не было воды. Хозяин постоянно гонял мальчика вниз в деревню узнавать, и все время твердил, что скоро будет, что это проблема не отеля, а всей деревни. Но воду так и не дали, она появилась только ночью. Хозяин принес нам несколько ведер воды из колодца и потом постоянно приносил новую по мере того, как кона кончалась. Тут впервые в это путешествие пригодиля автомобильный душ от прикуривателя. Мы подогнали машину вплотную ко входу, и провода как раз хватило, чтобы устроить нормальный душ в ванной комнате. Хозяин заинтересовался нашей системой, изучил ее и с одобрением что-то бурчал.
Ужин был довольно хороший. Хозяину удалось вкусно приготовить баранину (мы его сразу предупердили, чтобы он не клал никуда перца), и она хорошо пошла с сицилийским вином. Кроме баранины был кус-кус и картошка-фри - стандарт любой тунисской еды, никуда от этого не денешься. Дети в кой-то веки поели нормально.