Марокко

(Часть 45)


Огороды
Берберские женщины
Берберские женщины

Как ни разрушена была дорога, а все же она вела в несколько деревень. По дороге встречаются берберские женщины, несущие связки травы. Некоторые везут траву на ослах, а некоторые в тюках на себе. Чтобы не вспугнуть, фотографировали их издалека телеобъективом. Все оборачиваются на нашу машину и долго провожают потом взглядом. Видимо, европейцы здесь не часто бывают.
В деревне Аит-Хани свернули налево и поехали по грунтовой дороге. Дорога вся в колдобинах и очень кривая. Еле-еле тащились на первой и второй передачах. При неаакуратной езде задеваем защитой картера за камни, иногда и бамперу достается. Интересно, недалеко от деревень стоят мальчишки с лопатами. Увидев машину, начинают усердно засыпать какую-то яму, лопаты суют прямо под колеса и требуют бакшиш за работу.


Берберские женщины
Высокий Атлас
Плоскогорье

После долгой и медленной езды по каменной дороге, начался, наконец, асфальт. Дорога быстро пересекла большое плоскогорье и снова уперлась в новый подъем. Здесь же опять кончился асфальт. Несколько километров дорога была просто невыносимой. По колеям ехать было бы более менее гладко, но задеваешь за перемычку. Ехать между колей можно только очень медленно. На подъемах стрелка температуры двигателя подбирается к 100 градусам, приходится выключать кондиционер и открывать окна.


Женщины работают
Мужчины катаются
Встреча на дороге

Догнали грузовик, набитый берберами. Обогнать его невозможно. В деревне повстречался встречный грузовик. Машины остановились, берберы стали перелезать из одной машины в другую, водители вышли из кабин, курили и болтали. Потом они вспомнили о нас и освободили щель для проезда.


Высркий Атлас
Грунтовая дорога в горах
 
2,2 Мб
4,3 Мб
Грунтовая дорога в горах

Потом каменная дорога, правда, гораздо более гладкая, чем перед этим, долго долго лезла на перевал Тизи-Терерузин 2700 м, закладывая серпантинные петли. Здесь уже нет никаких отбойников, ни каких знаков. Перед закрытыми поворотами сигналим, но встречных машин так и не было. Только пежо-каблук ехал на несколько петлей ниже нас. Высокий Атлас не перестает удивлять цветами своих камней и скал: белых, бурых, рыжих, желтых со все возможными оттенкми. Растут здесь какие-то колючки и сухая жесткая трава.


Осыпь
Пастух и овцы
Овцы

Стали встречаться отары овец с пастухами, потом пошли зеленые огороды. Значит скоро деревня. Агудал - довольно большая деревня по обоим берегам реки. Дорога все еще грунтовая. Состоит она из красной глины. Совершенно не понятно, откуда на ней взялось такое большое количество луж. Размокшая глина очень вязкая, колеса ощутимо буксуют в них, забрызгивая машину красными пятнами.


Высокий Атлас
Грунтовая дорога в горах
Агудал
Долина реки Асиф Меллул
Такат-н-Сунтат

Дорога идет вдоль реки Асиф Меллул, то петляющей по плоскогорьям, то бегущей прямо по узкому ущелью. Асфальта все еще нет даже в двух трех селах, через которые проходит дорога. Наконец, выезжаем на дорогу, ведущую из Миделта, и начинается долгожданный асфальт. Интересно было бы проехать по этой дороге, она идет не поперек, а вдоль хребтов Высокого Атласа.


Старый Бедфорд
Река Асиф Меллул

После долгого спуска по ущелью вдоль реки Асиф Меллул дорога выходит на просторное плоскогорье. Река уходит, петляя по плато, в сторону, а серая лента шоссе, почти по прямой пройдя по нему, начинает подъем, чтобы перевалить в соседнее ущелье. Здесь открывается вид на одно из двух озер Тислит. Нижнее озеро окружено зеленью, на его берегу стоит небольшая деревня. Грунтовая дорога идет вокруг озера вдоль его берегов.


Дорога на плато
Нижнее озеро Тислит
Красная почва плато
Нижнее озеро Тислит
Плато между озерами

Мы решили пообедать на берегу озера, но сначала съездить ко второму, дальнему озеру, вдруг там лучше. 12 км грунтовая дорога петляет по плоскому плато. Кругом дико пасутся ослы, на зеленой траве лениво разлеглись овцы.
Дорога несколько раз пересекает пересохшие русла ручьев, которые преодалеваются с трудом, чтобы не задеть за камни бампером, защитой картера или порогом. Мелкий ручей с каменистым дном преодолели без проблем. Впереди показались два джипа в облаке пыли. Довольно скоро мы их догнали. Они остановились в конце дороги, откуда открывается вид на второе озеро. Это французы, две или три семьи с детьми на двух ниссанах-патрулях с лебедками, боксами, кенгуринами, лестницами на крышу.Второе озеро совершенно мертвое. Ни травинки, ни колючки, со всех сторон бурые горы...
Мы попросили французов подвинуть машины и покатили осторожно вниз. Склон крутой, но вроде бы есть уступы, по которым можно спуститься. Потихоньку, иногда возвращаясь немного назад, по скальным выступам съехали со склона к широкому пологому берегу озера из высушенной глины. Озеро весной занимает гораздо больше места, затем летом высыхает, оставляя глинистые берега.

Вид на озера из космоса


Верхнее озеро Тислит
Озеро Тислит
Обед на озере Тислит

Мы подъехали к самому берегу и стали готовить обед. Чуть попозже спустились к озеру и французы и встали метрах в трехстах от нас. Вода в озере оказалась очень холодная, а глина у берегов очень топкая. Первые несколько метров дно еще держит, а когда зайдешь по колено, начинаешь сразу проваливаться так, что очень тяжело идти, легче сразу лечь на воду и плыть. Озеро не имеет стока, поэтому вода в озере хоть и не соленая, но насыщенная какими-то минералами.


Готовим обед
 
 

Из-за сильного ветра готовить пришлось в багажнике. Машина покрыта слоями разноцветной пыли. Под красной, слой желтой пыли, под ним бурая и желтая, самый первый слой - белая. Пока готовили обед, я закрепил вырвавшийся от ударов из креплений старый уже когда-то побитый бампер. Из-под днища пришлось вырвать остатки в клочья побитой камнями пластиковой защиты. Основную ее часть я оставил еще давно в какой-то большой грязной луже, после чего поставил стальную защиту картера.


Полевая кухня
Торнадо
Ксеня моет посуду

Французы в это время долго пытались установить тент, вытягивающийся из багажника на крыше машины. Но он у них постоянно на ветру падал. Они даже не искупались, поели бутербродов, поиграли в пляжный бадминтон и стали собираться. Мы тоже собрались и выехали, осторожно поднимаясь по скальным выступам к началу грунтовки. Позавидовали французам на патрулях. На таких машинах можно сделать очень интересные маршруты по самому центру Высокого Атласа. Все же здесь 4X4 дорог намного больше, чем дорог для обычных машин, которых почти нет в этих горах.


На дороге между озерами Тислит
Высокий Атлас
Дорога между озерами Тислит
Нижнее озеро Тислит
Высокий Атлас

По дороге назад мы остановились сфотографировать дикопасущихся ослов. К машине подбежала пожилая берберка и стала причитать, чего-то показывая знаками. Как мы поняли, у нее болела голова, и она хотела таблетки. Мы ей дали пачку анальгина, она взяла его, но чем-то была недовольна. Как мне этого анальгина не хватало на обратном пути в Германии!


Дорога. Высота около 2500 м
Ущелье реки Акка

После озера дорога переваливает через безжизненный высокий хребет, слегка спускается в соседнее ущелье и идет вдоль петляющей реки Акка.
Вообще дороги в Высоком Атласе нескольких видов. Есть два-три крупных шоссе - это двухполосная широкая дорога с асфальтовыми обочинами. Другой вариант - самый неприятный - это двухполосный асфальт без обочин или с обочинами, но на десяток сантиметров ниже асфальта. Края дороги выщерблены, при встречных разъездах можно остаться без шины, как с нами случилось через пару дней. По таким дорогам ездят не сбавляя скорости на закрытых поворотах или разъездах. Бывают полуторнополосные и однополосные асфальтовые дороги с периодическими обочинами. Закрытые повороты проходятся осторожно, на разъездах скорость сбрасывают или поджидают встречную машину в широком месте. На дорогах без покрытия скорость очень низкая, поэтому они безопасны.


Дорога в Высоком Атласе
Река Абид
Редкие цветы в горах
Река Абид

Река Абид - условная граница между Высоким и Средним Атласом. Дорога пересекает ее по мосту и поднимается вверх к другому шоссе, идущему вдоль хребта Среднего Атласа.


В Среднем Атласе
Дорога в Среднем Атласе
Река Абид

После перевала Тизи-н-Ифар спускаемся к реке Дерна. Здесь в деревне Эль Арба нам надо решить, куда ехать дальше. Пытаемся найти языка, узнать про ближайшую заправку. Не хочется уезжать от гор, но по горной дороге ехать рисковано, не дотянем до заправки. Придется сворачивать направо и через перевал Тизи-н-Эт-Уирра ехать в Эль-Ксибу.


В деревне Наур
Берберские женщины. Деревня Эль-Арба
Она пыталась убежать, но ее "сняли"
телевиком
На перевале Тизи-н-Эт-Уирра

 

К Эль-Ксибе подъехали почти в темноте. Местный кемпинг напоминал скорее ночлежку для бомжей. Полуразвалившийся сарай,где на цементном полу спит человек из "ресепшн", какие-то провалы посреди кемпинга, в который может провалиться не то что человек, а все машина. Про туалеты говорить не приходится. Туда было просто страшно войти. Но для марокканцев это нормально. Они живут в этом кемпинге целыми семьями и, как видно, счастливы. Перед входом в туалет стоит бочка с мутной водой, рядом грязный черпак из обрезанной пластиковой бутылки. Марокканцы берут черпак, зачерпывают воду из бочки и идут делать свои дела. Вообще есть следы от душа, когда-то он здесь был. Но водопровод давно не работает. Есть кран, из которого можно набрать чистой воды, но вечером ее отключают.
Недалеко от кемпинга большое поле, на котором проходило что-то вроде народного гуляния. Вообще эти поляны вдоль реки рядом с Эль=Ксиба популярное место для пикников и гуляний. Здесь мы поужинали тажином в ресторанчике под открытым небом.
В кемпинге девушки набрали в наши бутыли и канистры воды и пошли мыться. В мужской туалет-душ я не смог зайти, поэтому, когда наступила полная темнота, помылся автодушем за машиной.
Пока мы ужинали в кемпинг пришли еще студенческого вида европейцы. Видимо, они только что спустились с гор.

 

Часть 44 Часть 46

     

Оглавление

На страницу с путешествиями