Турция. Каппадокия

Голубиная долина, подземный город Деринкою, долина Ихлара, монастырь в Селиме, караван-сарай, Аванос, Пашабаг, Гореме

Наш отель

Голубиное ущелье

День 11. (16 октября) Всю ночь ехали в Каппадокию на северо-восток от Анталии и в 4 часа утра были в Гореме. Долго искали отель, наконец, в одном переулке заспанный хозяин отворил нам дверь красивого пансиона, сложенного из местного туфа. Турок был очень недоволен нашим визитом, нашим требованием показать все свободные номера, а особенно предложением сбавить цену хотя бы за сегодняшние несколько часов, которые он посчитал за день.
Во дворик выходили двери номеров первого этажа, вдоль стены шла лестница на балкон, куда выходили номера второго этажа, а с балкона лестница вела на крышу, где был ресторанчик. Все это было сделано с большой любовью и вкусом. Нрав и характер хозяина пансиона резко контрастировали с окружающей обстановкой. Мы даже выдумали историю, что он не правым путем заполучил этот пансион у каких-то добрых людей. Поспали оставшиеся два три часа и пошли завтракать на крышу. Завтрак был самый жадный за все наше пребывание в Турции. Порции настолько маленькие, что выглядели издевательски. После завтрака я побежал в туристические компании договариваться насчет тура в Ихлару.

И вот мы в 10 утра, заняв лучшие места в микроавтобусе, едем на весь день в путешествие по Каппадокии. Первая остановка на панораме с видом на Голубином ущелье. Я уже был в Каппадокии в 1999 году и помню, какое чувство охватывает, когда впервые видешь эти удивительные лунные пейзажи. Когда мы подошли к краю площадки, из-под ног посыпались мелкие камушки. Внизу из пещеры выскочил возмущенный турок и стал орать, что это прайват хаус. Из его пещерки торчала спутниковая антенна, рядом зеленел возделанный огород. Дальше нас повезли в подземный город Деринкою.

Гореме
Каппадокия

Пещерный город Деринкою
Коридоры

Это самый крупный из более пяти десятков подземных городов Каппадокии. Мы прошлись по основному маршруту и спустились на самый нижний уровень.

В подземном городе
Церковь
Каменная дверь
Винарня

Долина Ихлара

Теперь мимо потухшего вулкана мы едем к Ихларскому ущелью. В 1999 году летом нас завозили купаться на озеро, расположенное в кратере этого вулкана. Нас быстро провели по дну Ихларского ущелья, показав только одну церковь. Три года назад мы осмотрели гораздо больше церквей, да еще и было время для самостоятельного осмотра тех церквей, что не входили в программу тура. После ленча на берегу реки мы выгрузились в автобусы и нас повезли в Селиме.

Ущелье Ихлара
Церковь
Лестница в церковь
Церковь Сумбуллу
Ущелье Ихлара

Селиме

На осмотр здешних пещерных монастырей дали минут 20 и ничего не рассказывали. Здесь склон горы уставлен туфовыми конусами, изъеденными пещерами. Между конусами проложены в скалах тропинки, некоторые ведут сквозь пещеры. Есть несколько огромных пещерных помещений с двухэтажными галереями по периметру, предназначенных для монастырской школы.

Церкви Селиме
Учебная аудитория

Караван-сарай Момоасон

Следующая остановка была в Караван-сарае, самом большом из всех окрестных. Теперь нас высадили в местечке Пашабаг для осмотра причудливых туфовых грибов. Более плотные туфы прикрыли от эрозии мягкие, и образовались огромные каменные грибы. Множество конусов внутри изъедено многоярусными пещерными помещениями.

Вход в караван-сарай
Мечеть в караван-сарае
Караван-сарай
Шоссе в Аксарай

Аксарай

Мастерские в Аваносе

После нас отвезли в Аванос, центр местного гончарного производства. Здесь в большой мастерской провели экскурсию, показав все стадии производства турецкого фарфора. Мы видели, как несколько мастеров расписывали большие блюда, видели печи, в которых обжигают фарфор. В конце Аню усадили за гончарный круг и дали попробовать слепить горшок. Но сделать это не так легко, как кажется со стороны, у Ани вышло что-то совсем на горшок не похожее. Как и следовало ожидать, окончилось все это впариванием местных изделий по огромным ценам. В конце тура мы смотрели закат с горки над Гореме.

В Аваносе
Пашабаг

Пшабаг

Гореме. Вдали Ушисар
На фоне Ушисара и Гореме

Вечером мы договорились о прокате велосипедов на завтра, купили билеты на завтрашний вечер на автобус до Стамбула и поужинали в ресторанчике.