Турция

Москва – Стамбул – Измир – Сельчук (Эфес)

В автобусе

День 2. (7 октября) В Стамбуле самолет приземлился часа в три по-местному времени. Автобусы на центральный автовокзал ночью не ходят, но мы уехали на такси, прихватив еще одного пассажира. На автовокзале нашли компанию, с самым ранним рейсом на Измир, слегка поторговались. Автобуса ждать еще 2 часа. Мы зашли в кафушку, где попили газировки и айрана, потом немного поспали в маленькой душной комнатке автокомпании. Наш автобус отъехал около пяти утра. Аня после венчания, свадьбы, застолья, такси, самолета, в общем совершенно бессонной ночи, быстро отрубилась в автобусе. Я пытался разбудить ее, когда переезжали Босфор, хоть мне это и удалось, но смотреть она отказалась. Проехали через Измит, который в 1999 году я видел в развалинах после землетрясения. В автобус заехал на паром. Мы вышли на верхнюю палубу посмотреть на Мраморное море. Из Яловы наш путь лежал через Бурсу на запад. Здесь мы попали под настоящий ливень. В каком-то городишке лужи скрывали колеса легковых машин. Мы ехали и боялись, что он не кончится. В Измире пересели на автобус до Сельчука.
В Сельчуке мы углубились в узкие улочки и вышли к NazarHotel. Это был первый отель в моем первом путешествии по Турции в 1997 году. Тот же самый хозяин с услужливо-вороватым видом. Спросил, сколько дней мы в Турции, получив ответ, быстро прикинув, заломил цену.

Сельчук. Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова и византийская, позже турецкая крепость

После душа, немного отдохнувшие, мы пошли есть и гулять. Пройти к церкви св. Иоанна напрямик, как 5 лет назад, не удалось. Турки огородили территорию музея жестокой колючей проволокой. Осмотрели при закатном солнце руины церкви Иоанна Богослова. В это время года много зеленой травы, есть и цветы. Руины выглядят не так мертво и пустынно, как под палящим августовским солнцем. В крепость теперь не попасть, Шесть лет назад нас провел в нее через пролом в стене мальчишка за мелкую плату. Погуляли во дворе мечети Иса-Бей, прошли мимо развали знаменитого храма Артемиды Эфесской, видели древние византийские цистерны. Очень понравилось бродить вверх и вниз по кривым и узким переулкам Сельчука. Когда стемнело, пошли в отель.

Баптистерий
Мечеть Иса-Бей

Византийские ворота
Византийский резервуар
Турецкие бани
Аня

Эфес

На улицах Сельчука

День 3. (8 октября) До Эфеса мы добрались где пешком, где на попутке, долмуши еще не ходили. Когда мы шли уже назад от Одеона по улице Куретов начался серьезный ливень. Мы его пережидали под арками храма императора Адриана. После дождя Эфес преобразился. Отполированные вековыми толпами мраморные плиты лоснились, с арок и фронтонов звенела веселая капель, по тротуарам неслись ручьи. Мы мимо агоры направились к Морскому проспекту. Между его плит пробивается зеленая трава, мокрая от прошедшего ливня.

Театр и Морской проспект

После дождя
Храм Адриана
Библиотека Цельса
Указатель на мостовой в публичный дом
Агора

Мы идем к церкви св. Марии, где проходили два Вселенских собора. В эту часть руин древнего Эфеса почти никто не заглядывает. Здесь нас опять настиг ливень, мы его пережидали под сохранившимся сводом придела. После дождя в воздухе стоит влага, не холодно, но душно. Влажная одежда прилипает к телу.

Морской проспект и театр
Церковь Марии. Здесь проходили 3-й и 5-й Вселенские соборы
Морской проспект
Церковь Марии
Баптистерий в церкви Марии
В буффе в Сельчуке
Школьники
Школа

Мы зашли в отель за рюкзаками, на вокзале пообедали в ресторанчике. Ели Iskander Kebab, запивая айраном. Наш путь теперь в Памукале, куда мы и взяли билеты, выбрав не самую крутую автобусную компанию. Большой автобус нас повезет в Денизли, а оттуда маленький в Памукале. До Денизли около 250 км дорога в основном идет по равнинам. Уже в полной темноте где-то в пригородах Денизли нас ждал микроавтобус, куда нас пересадили из большого. За рулем парень, рядом с ним девушка. Мы единственные пассажиры. Парень решил срезать по каким-то узким раздолбанным дорогам через поля. Несколько раз в автобусике вырубалось электричество, и ехали в темноте на ощупь. Как и следовало ожидать, подъезжая к Памукале парень стал впаривать свой отель, и мы сдались в его руки и не прогадали.