Водное путешествие по маршруту: река Вожега — озеро Воже — река Свидь — озеро Лаче — река Онега
Ниже приводится статья, написанная мной в 1996 году для одного журнала, так и не вышедшего в свет.
река Вожега в среднем течении у деревни Наволок |
дом в деревне Коневка |
Вожега |
село Бекетово |
Вожега перед впадением в озеро Воже |
Свидь у истока |
По реке Свидь
Свидь - одна из бесчисленных рек Русского Севера. Находится она в юго-западном
углу Архангельской области. Эти края издавна входили в состав Каргополья.
Дороги на Севере стали появляться недавно. Раньше путешествовали здесь только
по рекам. Вот и мы избрали такой же способ передвижения. Наш путь лежит от
озера Воже до озера Лаче по реке Свидь. По этой водной системе проходил в XII
- XIII вв. оживленный торговый путь новгородцев из Белозера на Онегу, а оттуда
в Поморье. Позже по Свиди возили соль вологодские и белозерские купцы, которые
имели право закупать ее только в Каргополе. Столь оживленные некогда края,
к сожалению, ныне обречены на медленное умирание.
Свидь - река небольшая, протяженностью всего 61 км. Она соединяет (сводит,
отсюда и название) два крупных озера: Воже и Лаче.
Озеро Воже вытянулось с севера на юг на 64 км. Когда-то оно входило в состав
Белозерского княжества, называясь Чарондским озером по селу Чаронда на его
берегах. Высокую церковь этого села в ясную погоду видно с озера километров
с пятнадцати. На единственном острове около 1427 г. преподобный Мартиниан Белозерский
основал Спасский Вожеезерский монастырь. Но вскоре он переселился в Ферапонтов
монастырь, где стал игуменом. Вожеезерская же обитель просуществовала до екатерининского
времени, когда была упразднена. Сейчас от монастыря осталось только название
острова Спасский.
Берега на Воже низкие и заболоченные. Что бы подплыть к ним, надо прорваться
сквозь широкую стену тростника, который с шелестом расступается перед носом
лодки. На берегу, за узкой полосой бурелома, где много черной и красной смородины,
начинаются бесконечные болота. А на болоте летом и черника, и голубика, и морошка,
а позже брусника и клюква.
На берегах Воже только две деревни: Чаронда и Кирюга. Воду жители берут прямо
из озера. Далеко от берега по белой водной глади бредет с ведрами черная фигурка
по колено в воде. Необычно и красиво.
Встречаются на озере и рыбаки. Они приплывают на моторках по рекам из ближайших
сел. Устья этих речек застроены небольшими промысловыми избами. Плывешь целый
день, редко-редко прорежет тишину где-то вдалеке визг моторки. Блестят на солнце
весла, по воде прыгают яркие блики. Вдруг откуда не возьмись короткий грибной
дождик. И вот уже стоит над озером двойная радуга
озеро Воже |
На большой воде расстояние почти не чувствуется. Неожиданно видим конец озера, и мы у истока Свиди. Первые километров двадцать до порогов берега Свиди никогда не были заселены. Река течет здесь почти по прямой среди заболоченного леса. Так что и палатку негде поставить. Каждый километр то слева, то справа в реку впадают узкие протоки. По ним можно заплыть вглубь леса, пока упавшее дерево или торчащие из воды коряги не преградят байдарке путь
Свидь в верхнем течении |
Но вот течение становится быстрее. Вода с журчанием обтекает разбросанные по руслу большие валуны. Это и есть так называемые "пороги". Берега повышаются, река начинает петлять. Лес отступает от воды, появляются долгожданные луга. Если луга, значит здесь некогда были деревни. Люди с большим трудом год за годом отвоевывали у леса каждую пядь. Сейчас лес снова наступает на заброшенные земли.
Место деревни Афонино, где был лагерь |
"Пороги" |
Как мы позже выяснили, здесь на месте деревни Афонино в 30-е
годы бал лагерь. Заключенные жили в наспех построенных бараках. Они рубили
лес и сплавляли
его вниз по Свиди. Лагерь просуществовал недолго, так как люди быстро здесь
умирали.
За следующим поворотом показались ряд домов над береговым откосом и баньки
под ним у воды. Отсюда, с деревни Горка Астафьевского прихода, и началось
наше знакомство со свидскими селениями.
Деревня Горка |
В деревне Горка особенно выделяется статными пропорциями дом с балконом |
В северный приход могло входить до трех десятков деревень.
Та деревня, где стояла церковь прихода, называлась погостом или селом. Многие
деревни
имели
свои часовни, куда приезжал священник из села по особым случаям (крестины,
отпевание). По воскресеньям и праздникам жители добирались до церкви на
лошадях или приплывали на лодках. Кроме главной, приходской, могли быть
и приписные
церкви. На приход был обычно один священник.
Было время, когда около пятнадцати
деревень Астафьевского прихода стояли вдоль берегов Свиди. Ныне осталось только
пять, да и те исчезают
на глазах.
Вот и
сейчас мы увидели деда, он выносил старую деревянную мебель из избы и
грузил ее на лодку. Как- то нелепо и странно смотрится мотор на длинной
дощатой
плоскодонке с узкой кормой. Еще причудливей, когда из лодки высовываются
шкаф и стулья.
Дед здесь бывает наездами, приплывает рыбачить.
- А деревня большая была?
- Ну-у, Дак дворов двадцать было. В войну много поубивало. Война началась, в
июле-то забрали мужиков. И половины не вернулось. При Хрущеве много людей уехало.
Да, хрущевская политика укрупнения колхозов и совхозов нанесла сильнейший удар
по крестьянству на Севере, едва ли не больший чем коллективизация. Именно тогда,
в начале шестидесятых, опустели северные деревни.
Еще дед рассказывал, что лет 10-15 назад ездили тут ТтуристыУ и воровали иконы.
Видимо, они ограбили все свидские часовни. По словам деда, в деревне никто не
живет. Последняя бабушка умерла в прошлом году. Он же нам рассказал про лагерь.
|
Ворота ограды Астафьевского погоста |
Ниже по течению - село Астафьево. Лет двадцать назад путешественники еще издалека замечали высокий деревянный шатер Никольской церкви. Она была построена в XVII в. и принадлежала к древнему типу ТстолпныхУ шатровых храмов. Не так давно церковь рухнула, сгорела от удара молнии и вторая, Егорьевская, церковь XIX в., стоявшая рядом. Церковное место заросло бурьяном. Хрустит под ногами обгоревшее железо с крыши Егорьевской церкви. Среди зарослей борщевика можно различить фундаменты церквей, сложенные из массивных валунов. Остались только двое ворот ограды циклопической кладки, сложенные из огромных каменных блоков. На воротах надпись, что сия ограда сооружена в 1866 году
Вторые ворота Астафьево |
Бабушка в Астафьево |
двери
дома в деревне Селищи |
Осиротело смотрится Астафьево. Завидев незнакомых людей, к
нам вышла бабушка, баба Нюра. Она рассказала, что Астафьево было большое село
с налаженной
жизнью. Напротив, через реку, сеяли рожь. Мужики плавали на лодках
косить окрестные
луга. Село славилось огромным стадом.
- После войны-то все сломалось. Молодежь вся и мужики, те что покрепче,
с семьями переехали в Бор. В Бору-то колхоз был. Когда ушли, и скотины
стало
мало.
Связь с колхозом, да и со всем миром только по реке. Раньше ходил пассажирский
катер до Каргополя. Стало некого возить, рейс отменили. Тогда и уехали
последние три семьи, с ними исчез в деревне скот. Сейчас здесь живут
четыре человека.
Пожилые мужчина с женщиной, рыбак, да и сама бабушка.
- Дети мои в Бору живут. Дочка в Северодвинске, учительница. Хлеб нам
не возят, картошка своя, а хлеб-то сами печем. Сыновья помогают, два
раза
зимой муку
привозят. Зимой-то по болоту трактор с волокушей может пройти, а летом-
то утонет, дак и мост у нас сломался. Почту на моторке иногда привозят.
- Бабушка, а что к сыновьям не переедете?
- Как же дом брошу? Дак шумно у них в селе-то. А у нас тишина. Ну,
рыбак-то все чаще теперь только наездами бывает.
Деревня Селище |
деревня Осютино |
Чуть ниже по реке еще три деревни с двумя-тремя оставшимися
домами. Вот, показалась кучка добротных домов на берегу. Селище - одна из
самых живописных
деревень
на Свиди. Одни дома стоят передом к реке, другие - боком. Вдоль берега,
где среди валунов лежат лодки, приютились баньки. От них спускаются
к реке деревянные
мостки, с которых берут воду и стирают белье.
Селище - деревня жилая, тут и корова есть, даже магазинчик работает,
если разыскать хозяйку. Но и эта деревня обречена. Ситуация с транспортом
здесь
такая же,
как и в Астафьево. Жители вынуждены добираться 10 км до ближайшего
села Бор на своих моторках.
Мы стали искать, у кого бы купить молока, и разговорились с одной
бабушкой.
- Корова-то у нас в деревне одна. А хозяйка на сенокосе. Вечером
придет, подождите.
- Нет, бабушка, нам плыть надо. Можно мы вас сфотографируем?
- Ой! Да ты что, миленький! Грех-то какой! Мне уж девятый десяток,
помирать пора. Нет, не надо, и не проси.
Вот, такая смешная бабушка.
Двужирные избы села Бор |
Георгиевская церковь в селе Бор |
Снова деревья подступают вплотную к воде, и река до следующего поселения петляет среди леса. Село Бор выделяется среди свидских деревень своей добротностью и основательностью. На краю берегового откоса стоят четким рядом большие осанистые двужирные (двухэтажные) избы. (В таких избах могло жить несколько родственных семей.) Ниже их неприхотливо разбросаны по берегу баньки. На краю села стоит одинокая, заброшенная, никому не нужная церковь с колокольней, окруженная кладбищем. Каменная Георгиевская церковь была построена в прошлом веке в предельно простых формах. Декоративное убранство составляют лишь пилястры по углам и полуциркульные дуги над сдвоенными окнами. Выразительная по силуэту колокольня со шпилем оформлена в классическом духе, но также предельно просто. Нелепо смотрится более поздняя деревянная прихожая, прилепившаяся ко входу в храм. Внутри церкви сохранились остатки иконостаса, выполненного также в классическом духе.
|
Издалека Хотеновская церковь смотрится величественно |
Пока мы гуляли по селу и осматривали церковь, небо помрачнело,
стало темно как вечером, и пошел дождь. Мы укрылись на колокольне.
Странно, когда в Москве вспоминаешь Север, перед глазами встает
не радостная картина: голубое глубокое небо с высокими белыми
облаками и сочные краски
полевых цветов, а представляется светлый печальный вид: мелкий
холодный
дождь, серое
небо, черный лес, растворяющийся в туманной дымке и свинцовая
вода реки или озера.
В церкви, как обычно, одно время был сельский клуб. Сейчас
внутри разбросаны сломанные кровати и мусор.
В Бор несколько раз в неделю ходит автобус из Каргополя, есть
здесь и магазин.
Вниз по реке стоят еще три живописные деревни, входящие в состав
Борского прихода. Затем снова Свидь течет среди леса. За очередным
изгибом реки
появляются поля,
привычные баньки на берегу, избы и силуэт завалившейся часовни.
Это деревня - Мальшинское. Берег зарос осокой и превратился
в болото. Мостки прогнили,
так что и пристать негде. Лет 15-20 назад здесь еще жили люди.
На
фотографиях того времени видно сухой галечный берег, усеянный
лодками, выкошенные
тропинки, укатанную деревенскую улицу.
Вид с колокольни Георгиевской церкви |
Часовня в Мальшинском |
Северное небо |
Теперь же по колено в грязи сквозь заросли кустарника продираемся
к пригорку, на котором раскинулась деревня. Деревенская улица
поражает своей шириной.
Смотрит она прямо на реку, и в ее перспективе на самом краю
взгорка стоит часовня.
Необычно и грустно идти по такой улице по грудь в траве,
обжигаясь крапивой. Избы здесь еще крепкие, крыши целы. Но живут постоянно
в
Мальшинском
два человека. Когда-то у часовни были еще притвор и колокольня,
но они исчезли
уже давно.
Через несколько лет погибнет и сама часовня.
- Некому выправлять-то, я один не справлюсь, - говорит местный
мужик, один из тех, кто зимует.
Троицкая церковь в селе Хотеново |
Свидь после дождя |
Хотеново - самое крупное село на Свиди. Сюда ежедневно
из Каргополя ходит автобус, есть и магазин, и даже коммерческий
ларек. Церковь
была здесь
самая большая
на Свиди. Она и сейчас стоит на отшибе от деревни. Посередине
поля вырастают из земли шесть ее шатров, только прилепившиеся
почти
вплотную к церкви
колхозные коровники и маслобойня искажают радостную картину.
Троицкая церковь была построена в середине XIX в. в распространенном
в то время в провинции сухом ТепархиальномУ стиле. Но строители
украсили каменное
здание
деревянными шатрами, воздвигнув их над колокольней и пятью
барабанами в
подражание Каргопольским деревянным шатровым церквам. (Причем
угловые барабаны, в отличие
от центрального светового, глухие и сооружены из дерева.)
Внутри храма полуметровый слой навоза и птичьего помета.
Дробный силуэт Троицкой церкви видно почти из всех деревень
Хотеновского прихода. Говорят, что ее видно с озера Лаче.
Деревня Село |
Покровская часовня в Селе |
Ниже Хотенова дорога,
с нанизанными на нее деревнями, и река снова расходятся в стороны, но потом
опять встречаются
в
деревне с названием
Село. Названа
она так, не потому что бы была селом, а от слова "селитва"
- поселение. Далеко с реки видно силуэт часовни с заваленной
звонницей.
По форме
Покровская часовня
одинакова с часовней в Мальшинской, только она больше
и выше. Есть в ней и
подклет, с обитой железом дверью под навесом и зарешеченными
окнами со ставнями. Подклет использовался как склад.
Раньше часовня, обшитая
тесом
с рустом по
углам, с карнизом, наличниками и окрашенная охрой, имела
облик каменного здания в стиле классицизма. От ее классического
убранства
и сейчас
остались вокруг
барабана деревянные колонки с базой и капителью, да еще
шпиль над колокольней. Подобную часовню мы встретим в
деревне Коржа.
Село - самая нарядная из всех свидских деревень. Нигде
мы не встречали такого обилия резных наличников и ставень.
У
каждого
дома, даже
у каждого окна свой
рисунок наличника, и ни один не повторяется. В деревенской
застройке выделяется особой статностью полуразрушенный
дом 1860 г., известный
в научной литературе
как дом Бибина-Шамина. Ныне от дома остался один сруб
с провалившейся крышей.
Руины дома Бибина-Шамина, едва ли не самого старого на Свиди |
В Селе постоянно живут люди в одном или двух домах. Оставшиеся двадцать стоят пустые и постепенно гниют. Только в некоторые избы еще приезжают хозяева на лето. На заболоченном берегу валяются в траве сгнившие остовы лодок.
Часовня в Селе |
Бабушка в деревне Харлушино |
Река
Коржа |
В соседней деревне Харлушино живет только одна бабушка.
Она родилась в этой деревне, но работала всю жизнь
в Каргополе продавцом.
Вышла на пенсию
и сразу
же вернулась в родную деревню. Дети разъехались по
городам, муж не так давно умер.
- Бабушка, а кто ж живет в этих деревнях?
- Дак кто, как я, все бабки-то. Одна на деревню.
Насыпала нам полные пригоршни малины и дала отборной
прошлогодней картошки.
- Вот, девать некуда, хрюшкам приготовила нести в
Хотеново.
От Села есть тропинка к Свиди, где был раньше перевоз
на другой берег, а оттуда недалеко до нежилой деревни
Коржа.
Она стоит
на небольшой
речке, притоке
Свиди.
Знакомая печальная картина: заросшая кустами смородины
и малины деревенская улица в два ряда разрушенных
домов, а
посередине
часовня, к которой
надо продираться сквозь колючие кусты. Часовня такая
же, как мы видели в Селе
и в Мальшинском.
( Можно было заметить, что часовни находились в наиболее
удаленных от церкви деревнях.)
Часовня в деревне Коржа, хотя и не такая изящная, как часовня в Селе, зато сохранилась лучше |
Вдруг в мертвой деревне видим человека, он машет
нам рукой: ТЗаходите чай пить!У Оказывается, один
дом на
краю берегового
откоса над
речкой жилой,
здесь живет
охотник-лесник. За чаем мы разговорились. Охотится
он здесь на лосей, кабанов и медведей. Они подходят
совсем
близко,
так что
их видно
прямо из избы.
Каждый день наведывается медведь за овсом, который
посеял охотник как приманку. В сезон он отстреливает
медведей
со специальной
деревянной вышки. За речкой
Коржей
начинаются бескрайние леса и болота. Узенькая Коржа
течет прямо под окнами избы.
- Весной, как лед на реке пошел, дак смотрю по
воде большой плавник так и мечется взад-вперед.
Я винтовку
со стены
снял и прямо из
окна стрельнул-то.
- И как, попали?
- Ну-у, язь-то, вот такой.
Много он рассказывал охотничьих историй, показывал
свои трофеи.
- Сейчас липок пошел на реке.
- А что это?
- Мотыль такой белый. Их миллиарды. Всю ночь летает-то.
Дак как липок пойдет, лещ-то так и прыгает в лодку.
Он на два-три
дня
поднимается с глубины,
как наестся, опять уходит.
- А что, много леща в это время ловят?
- Ну-у. Заколы-то видали у берегов. Бревна поперек
течения кладут у берега и закрепляют веревками
или кольями. Напор
перед бревном
слабеет,
липок
и набивается туда сотнями. Тогда леща-то ловят
с берега на удочку.
Свидь в нижнем течении |
Липок |
К вечеру на реке как будто пошел снег. Миллионы
белых мотыльков кружились над водой, они облепили
байдарку,
одежду, прибрежные
кусты. А ночью
Свидь кипела
от рыбы. То справа, то слева от лодки громко
булькнет вода. Хорошо ночью на реке. При луне светло, почти
как днем.
Четкие черные
силуэты деревьев
отражаются
от водной поверхности. А в безлунную ночь не
видно и собственной лодки. Яркой точкой вдалеке светится
костер,
слышно как
трещат дрова в огне:
звуки над
рекой разносятся далеко. Ляжешь на дно байдарки
и плывешь по течению, пока ветки
прибрежных кустов не зашуршат по бортам. Возьмешь
весло и опять на середину реки. Кажется, что
плеск весел
разносится на весь
мир. Но
ночью на Севере
холодно. Обычно уже в начале августа по утрам
иней на траве.
Дальше Свидь течет низкими болотистыми берегами
и через 3 км впадает в озеро Лаче.
Много мы видели свидских деревень. От налаженной
и кипящей некогда жизни остались одни свидетели:
бабушки,
избы,
часовни да церкви.
Да и этих
последних свидетелей
с каждым годом все меньше и меньше.
Что увидит здесь путешественник через десять
лет?
Озеро Лаче. Штиль |
Село Нокола |
Нокола |
Озеро Лаче. Шторм |
Нокола |
Село Слобода, деревня Сидоровская. Часовня |
Калитинка |
Река Ольга при впадении в озеро Лаче |
СелоСлобода, деревня Большая Кондратьевская. Часовня |
Часовня в Бол. Кондратьевском |
Часовня
в Бол. Кондратьевском. Небо |
Калитинка |
Село Слобода. Деревня Сидоровская |
Каргополь |
Христорождественский
собор |
Каргополь. Троицкая церковь |
Каргополь. Церковь Зосимы и Савватия |
Саунино. Церковь Иоанна Златоуста, 1665 г. |
Онега. Урочище Беззакониевская |
Саунино. Церковь Иоанна Златоуста, 1665 г. |
Волосово.
Петуховская. Остатки шатровой Никольской церкви, 1670 г. |
Архангело |
Волосово. Трофимовская. Руины церкви Иоанна Богослова |
Архангело |
Онега рядом с селом Троица |
Троицкая церковь в селе Троица |
Никольское. Шатровая церковь |
Никольское. Белокаменное крыльцо церкви —> |
Дом в деревне Быковская |
Часовня в деревне Быковская |
Церковь на кладбище в деревне Преслениха |
Часовня
в деревне Варварское |
Часовня исчезнувшей деревни Варварское. Вид со звонницы |
Впереди покинутая деревня Волово |
Кена впадает в Онегу |
Остатки часовни в Волово |
Часовня
в Авдотьино, напротив Конево |
Часовня
в Конево |
Онега в Конево |
Конево |