Нижний Новгород

День 3. (23 февраля)

Очень хороший день, невероятно длинный. Встали в 8 утра, обычные утренние хлопоты, вышли из дома в 9:15. Довольно поздно, Кирилл хотел раньше и ворчал на нас, но быстрее не вышло. Девочкам очень тут нравится, они вечно зависают и что-то делают, от чего их приходится силком отрывать. Едем перво-наперво в Печерский монастырь.

спят
завтрак

Печерский монастырь

Надвратная Ефимьевская церковь

Праздничный день, машин мало, едем без пробок, ура. Паркуемся у монастыря, пока идем к нему, Кирилл читает историю. Потом мы очень удачно завернули в местный монастырский музей. 500р на всех (про многодетное удостоверение не спрашивали) Совсем небольшая экспозиция, три комнаты со сводчатыми потолками в палатах 17 века, но экспонаты дают хорошее представление об истории монастыря, и детям было очень интересно. Отдельно надо сказать, что мужчина, продающий билеты, сам досконально разбирается в истории монастыря. Нам повезло, он проводил нас и ответил на многие вопросы.

Собор
Успенская трапезная церковь
Порталы собора
Олег... Вещий :))

Вышли из музея, прошлись по территории, и зашли в единственную открытую сейчас зимой трапезную церковь.
После монастыря еще довольно долго ходили вслед за разбегающимися детьми по небольшому парку с множеством бюстов царей, цариц, великих князей и тд.  Детям это страшно интересно, кое-что сами знают, что-то спрашивают. Посмотрели на часы, поняли что у нас еще полтора часа до экскурсии по архитектурно-этнографическому музею-заповеднику «Щелоковский хутор», а тут рядом канатная дорога. Вагончики, плавно скользящие по облачному зимнему небу, было видно еще из монастыря. Решили, что успеем покататься. Переехали на парковку около Соборной мечети на Казанской набережной и пошли бодрым шагом к кассам канатки. Очередей нет, билеты стоят дешево, на нашу семейку вышло 500 р туда-обратно на всех. Только билеты нельзя купить сразу в обе стороны, надо на той стороне выйти, пройти к кассам и зайти заново через турникеты.

Соборная мечеть

Нижегородская канатная дорога

Печерский монастырь
видео

Дети были в восторге, пошли расспросы, сколько километров тут по Волге до нашей деревни, можно ли дойти на коньках как в книге Мэри Мейпс Додж «Серебряные коньки», которую мы только что читали. Только там дети катались из города в город по каналам в Нидерландах. Сверху из вагончика хорошо видно высокую нижегородскую сторону, как раз Печерский монастырь, потом множество рыбаков на волжском льду, острова. Ехать примерно 12 минут в одну сторону, успели по дороге туда напиться чаю горячего из термосов, потом так же и на пути обратно.

Зимой, конечно, теряется половина красоты, пасмурно, серо, я видела летние фотографии с канатной дороги, это праздник. Но что делать зимой? Не залезать же в берлогу на полгода, в ожидании, пока опять все не станет живописным и зеленым. Может, как и в Ярославль в прошлом году, съездим после зимы еще разок в теплое время года в Нижний. Хорошо хоть по музеям можно ходить сейчас, время года не влияет.

в цветнике
Соборная мечеть

После канатки бодренько пошагали к машине и покатили в Щелоковский хутор. Кирилл фырчал, что эта экскурсия разбивает весь день, что надо полноценно посмотреть весь Нижний, а деревянное зодчество пропустить, но я бываю очень вредной. Наши девочки все занимаются фольклором, у них это очень важная часть жизни. Еще бы! Музыкалка съедает львиную долю времени и сил. Девочкам рассказывают итак о быте, костюмах, традициях. Правда, они поют не нижегородский фольклор, но я рассудила, что им будет это все равно полезно. Так и оказалось. Нинка потом после экскурсии радостно говорила: «Приеду и расскажу своим, что я тут видела! Здорово!»

Крестовоздвиженский монастырь

Собор

Историко-этнографический музей
Щёлоковский хутор

Итак, экскурсия начиналась в 12:30, мы были в группе не одни, но все равно группа маленькая. 550 р экскурсионное обслуживание на нас всех, тут действует многодетная скидка.  Экскурсовод, кстати, весьма специфичный. Сначала мне очень понравилось, молодой мужчина, сам ездил по экспедициям, но он взял такой шутливый саркастический тон, который во многих темах совершенно не уместен. А жаль, знает он много и рассказывает толково.  Хотя Кирилл в некоторых вопросах был не согласен, но решил ничего не говорить, чтобы не удлинять экскурсию дискуссиями на морозе, итак с середины экскурсии мы с ним начали дико мерзнуть. Ходить на морозе отлично, но стоять – сложно. Темы, которые очень напрягли в изложении экскурсовода – это то, как именно крестьяне избавлялись от детей, которых рожали "каждый год". Про Никона, у которого «шапочка с крестиком», как он выразился, и «желание избавиться от отражения часов на столе» ну и тд. Много было таких сомнительных выпадов. Антицерковники такого толка печалят.

Ну, я отвлеклась, музей хороший, хотя и небольшой совсем. Внутрь без экскурсовода не попасть, кстати, никуда. Мы были в храме, избе, амбаре и на мельнице. Снаружи смотрели еще несколько локаций. В музее явно работают понимающие люди, там сделана шикарная горка с поворотом и лежит бесплатно горка ковриков для катания. Дети рассмотрели ее еще во время экскурсии, а по окончании помчались туда галопом кататься. Даже Кирилл съехал с удовольствием, я делаю вид, что держу фотоаппарат и не интересуюсь катанием.

Глухая резьба
Русалки
Покровская церковь
Венцы

Возвращаем детей в машину, хотя дай им волю, будут кататься до посинения. Но у меня посинение от холода уже произошло, поэтому я не могу больше работать в режиме доброй мамочки.

Дальше надо было срочно кормить детей обедом. Я мечтала разок сходить в местный ресторан Андерсон, это ориентированное на детей место с детским меню и игровыми. Но Кирилл уперся, сказал, что нам надо где-то их быстро покормить, а не ждать, пока они наиграются в игровых, пропустив все светлое время дня. Пытаюсь быть хорошей женой, соглашаюсь ехать куда ближе. Кирилл сначала нашел на карте пиццерию совсем рядом, мы подъехали туда, но она оказалось ларьком с пиццей на вынос, это не годится, Кирилл нашел на карте ресторан Матрешка, мы поехали туда. Помпезное место с сомнительным антуражем и не самой вкусной едой, к сожалению. Ну хоть была игровая, дети попрыгали на мячиках, пока мы ждали еду. Наели случайно на 6000, Кирилл был в тихом шоке. Больше половины осетинского пирога осталось, мы забрали его с собой на ужин.

Верхневолжская набережная

Чкаловская лестница
Георгиевская и Борисоглебская башни Кремля
Дом С.В. Сироткина (Художественный музей)

Усадьба Руковишниковых

После ресторана сытые дети присмирели и снова стали готовы к подвигам. Поехали в центр, припарковались на Верхне-Волжской набережной и пошли сначала на смотровую площадку к Чкалову. Общество слепых поставило практически у каждой значимой достопримечательности ее модель и брайлем написанный текст под ней. Наши дети очень полюбили правильно смотреть эти модели для слепых. Стягивали варежки и щупали, закрыв глаза, Чкалова. Потом дети побегали по Чкаловской лестнице и мы прошлись до усадьбы Рукавишниковых. 950р на нашу компанию без экскурсии. Тут мы поняли одну вещь: самый лучший вариант – приходить сюда к 17 часам к закрытию касс, потом музей работает еще до 18, и народу практически нет. Зато до 17 столпотворение. Мы с огромным трудом нашли кусок свободного пола, чтобы переодеть в гардеробе детей. А на обратном пути мы были и на парадной лестнице, и в гардеробе вообще одни. Да простят меня любители этой усадьбы, но хозяева ее не обладали вкусом. Интерьеры вычурные, аляповатые и кричаще провинциальные. Но экспозиции внутри интересные, даже детям было не скучно. Но до поры до времени, потом у Нины внезапно случилась истерика на почве того, что я не взяла ей юбку, чтобы переодеться, как мелким. Потом она ныла из-за этой юбки и пряталась от нас довольно долго. Но, подозреваю, дело не столько в юбке, сколько в усталости.

Бальный зал
Такие дела...

Парадная лестница
Панорама крутится мышкой+shift

После музея идем к машине и везем детей напоследок на каток. По дороге они опять пьют чай из термосов. Какие-то бездонные термосы.

Каток я гуглила еще в Москве, писали в сети, что самый интересный – в парке 1 мая. Туда мы и отправились, благо в праздничный день нет пробок, в обычный день делать такие крюки по городу было бы чудовищно долго, тут лютые пробки бывают.
Парк мы увидели в темноте в свете многочисленных гирлянд, показался очень милым, дети полазали по нескольким очень достойным площадкам, каток действительно хороший. 1000 р на нас всех при том, что коньки у нас свои, прокат был не нужен. И это с многодетной скидкой.
Дети очухались, забыли про усталость и час гоняли по катку в свое удовольствие. Поймать их и поснимать не удалось. Мы с Олей несколько раз отпускали Кирилла покататься в свое удовольствие, он виртуозно катается. А мы с ней за ручку тихо чапаем по кругу, стараясь не попасть никому под ноги и сами ни на кого не наехать. Надька явно хворает еще, в какой-то момент нашла ее в сугробе, она уселась там вольготно и отдыхала.
На обратном пути дети оккупировали местные площадки и явно кайфовали от возможности играть на них с папой. В обычной жизни он с ними на площадках не пересекается.

видео

Домой приехали уже совсем поздно, быстренько погрели и съели пирог из ресторана, потом обычные вечерние хлопоты, сушка горы мокрых вещей, стирка, чтение. Спать легли в одиннадцатом часу. Вечером Надя попросила поставить еще аудио энциклопедию Чевостик на телефоне, я ответила, что вчера сосед снизу его не оценил. Тогда Надя предложила: «Позвони ему и спроси, что он любит, и поставь нам это!» Вчера действительно приходил сосед с низу, что удивительно, дети в это  время уже полчаса как лежали в кроватях и слушали Чевостика. Мы с Кириллом посидели в тишине потом, прислушиваясь, и поняли, что с трех сторон от нас работает телевизор, под нами кашляет сосед, сбоку лает собака и тд. Хорошая слышимость в доме, ничего не скажешь. Хорошо, что мы тут не живем постоянно.