Ярославль
После зимней поездки в Ярославль мы решили обязательно сюда вернуться летом, чтобы осмотреть знаменитые ярославские церковные росписи. С октября по апрель храмы с росписями закрыты. В июне в деревне мы поняли, что подустали сидеть на месте, оставили приболевшую Олю с Ксеней, взяли гостившую у нас подружку детей и покатили на день в Ярославль. Саня сдавал сессию в Москве, так что его тоже с нами не было. Выехали мы из деревни часов в 8 утра и через пару часов уже въезжали в Ярославль. Сначала, конечно, хотели идти в церковь Ильи Пророка, но наш маршрут проходил мимо церкви Николы Мокрого, в окно машины мы увидели, что церковь открыта, и решили на всякий случай начать с нее, вдруг потом закроют. |
Церковь Николы Мокрого
Это одна из самых выразительных и значимых церквей города. Храм действующий, здесь нет музея, как в других расписанных церквах Ярославля. Поэтому он работает без расписания. |
![]() |
Церковь Николы Мокрого |
![]() |
Изразцовый фриз притвора. Кажется, это стилизация XIX века под оригинальные изразцы церкви |
![]() |
![]() |
Окно южной апсиды |
![]() |
![]() |
Центральная апсида |
![]() |
Изразцы |
![]() |
![]() |
Изразцы наличников алтарных окон |
![]() |
Апсиды |
![]() |
Своды и купол |
![]() |
Спас |
Церковь расписали в 1673-74 годах ярославские и костромские мастера. Предполагается, что руководил Гурий Никитин, но это не подтверждено. Эти росписи очень значимы для ярославской школы. Использование образцов иконографии из Библии Пискатора, расположение горизонтальных фризов: рассказывающих какую-нибудь историю, все это надолго определило ярославское искусство XVII-XVIII веков. На современников росписи Николы Мокрого тоже произвели сильное впечатление. Мастеров сразу же позвали расписывать храмы Митрополичьего двора в Ростове. Многочисленные дырки на сводах и стенах - это утраты на месте чугунных гвоздей. От колебания температур штукатурка, касающаяся шляпок гвоздей, выкрошилась вместе с росписями. Современные реставраторы заменят чугунные гвозди на керамические, но до этого храма еще реставраторы явно не добрались. Мы были в храме совсем одни, поэтому спели тропарь святителю Николаю. За крошечную плату тут можно подняться на колокольню, оттуда видно другие ярославские храмы и немного Которосль. Во всех храмах в Ярославле нужна наличка, нигде не принимают карты и не хотят пользоваться переводами на сбер. |
![]() |
![]() |
Воины на столбах |
Смотрим Страшный суд |
![]() |
Страшный суд |
![]() |
Страшный суд. Деисус |
![]() |
Еретики и немцы (протестанты и католики) пойдут в ад |
![]() |
Красавцы |
![]() |
Монахи и вельможи тоже в ад |
![]() |
Сатана с Иудой на коленях |
![]() |
![]() |
Второй Вселенский собор |
![]() |
![]() |
Конец Ария (деталь Первого Вселенского собора) | Мученик Христофор с песьей головой |
![]() |
Херувимы. Выше житие Николы |
![]() |
Галереи |
![]() |
Западная галерея |
![]() |
Иосиф |
![]() |
![]() |
Иосиф у фараона | Иосиф и жена Потифара |
![]() |
Неопалимая купина |
![]() |
Моисей и Араон у фараона |
![]() |
Поднимаемся на колокольню |
![]() |
На колокольне |
![]() |
![]() |
![]() |
Дети с большим интересом долго рассматривают фрески, кое-что узнают, что-то нет. Новозаветные сюжеты и из жития святителя Николая почти все понятны, ветхозаветные меньше. |
Церковь Ильи Пророка
![]() |
Церковь Ильи Пророка зимой, когда мы тут были с детьми, была, конечно, закрыта. Перед ней на площади были установлены всякие аттракционы, дети ее поэтому хорошо запомнили. Сейчас вокруг все зелено, цветут клумбы, народ отдыхает на лавочках, стоят экскурсионные автобусы, совсем другое впечатление и от храма, и от площади, и от города. И вообще, надо сказать, зимний Ярославль совершенно не похож на летний. Одно дело в мороз в комбинезонах гулять по городу по снегу, а другое - в летних платьях в руках с мороженым... |
![]() |
![]() |
![]() |
Удачно, что перед Ильей Пророком мы смотрели Николу Мокрого. Дело в том, что церковь Ильи пророка расписали на 7 лет позже, и мы можем видеть, какие изменения произошли в искусстве за это время. Храм расписывали знаменитые Гурий Никитин и Сила Савин и другие ярославские мастера. |
![]() |
Своды и купол |
![]() |
Отечество |
Интересно сравнивать росписи Ильи Пророка с росписями Николы Мокрого и следующего храма Николы Надеина. Композиция не изменилась: тот же рассказ по горизонтальным фризам, то же использование Библии Пискатора. Но фон композиций стал другим. Нет больше иконописной архитектуры, горок и условных пейзажей. Появилась перспектива в некоторых сооружениях (но не в фигурах: люди на разном расстоянии написаны одинаковых размеров), стало очень много деталей в пейзажах и архитектурных формах. Появилась условная светотень в ликах и в одежде. Росписи стали гораздо более дробными, декоративными и колоритными. |
![]() |
Пророк Елисей очищает Иерихонский источник, и сразу дети надсмехаются над ним: две медведицы наказывают детей |
![]() |
Елисей у сонамитянки |
![]() |
Сонамитянка родила сына |
![]() |
Ребенок сонамитянки умер на поле. Его отнесли к матери |
Не понятно, почему сцена болезни отрока сонамитянки на поле стала вдруг хрестоматийно знаменитой. Видимо, советские искусствоведы, оправдывая свой интерес к ярославским церковным росписям, назвали эту сцену "Жатва" и воспели ее бытовые моменты. Интересно, что сама композиция правой части, где отрока принесли сонамитянке, взята из Библии Пискатора. |
![]() |
Сонамитянка приехала к Елисею |
![]() |
Елисей приводит сына к сонамитянке. Видимо, чудо в Галгале (обезвреживание похлебки) |
![]() |
Вознесенье |
![]() |
Снизу вверх: Чудеса Елисея, чудеса Ильи пророка, Деяния апостолов, Новый Завет |
![]() |
сцены жития пророка Илии |
![]() |
Апостол Павел |
![]() |
Илья призывает Елисея |
![]() |
![]() |
![]() |
Южный придел |
![]() |
Южный придел |
![]() |
Портал в придел |
![]() |
? |
![]() |
Северная галерея |
![]() |
![]() |
Адам и Ева | Ангел записывает входящих в храм |
![]() |
Песнь Песней |
![]() |
Песнь Песней. Христос и Экклесия. |
![]() |
Песнь Песней. "Увидели ее девицы, и превознесли ее, царицы и наложницы, и восхвалили ее." |
![]() |
Песнь Песней. О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской |
![]() |
Потоп |
![]() |
Ноев ковчег |
![]() |
Слоны (два) и единорог (один) идут в ковчег |
![]() |
Авель и Каин |
![]() |
![]() |
Галерея |
![]() |
Церковь воинствующая |
![]() |
Галерея |
![]() |
Вавилонская башня |
![]() |
Изразцовый фриз |
![]() |
Надя |
![]() |
![]() |
Гибель фараонова войска в Чермнем море |
![]() |
Страшный суд |
![]() |
Центральный портал |
![]() |
Потом мы прогулялись по Волжской набережной, купили детям мороженного и пошли смотреть росписи Николонадеинской церкви. |
![]() |
Беседка на Волжской набережной |
![]() |
![]() |
Церковь Николы Надеина
![]() |
Церковь Николы Надеина |
![]() |
![]() |
![]() |
Ждем, пока Кирилл сбегает снять наличку. Без нее в музей не попасть никак. Нам повезло, переждали грозу, а Кирилл прибежал мокрый насквозь |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Царские врата |
![]() |
![]() |
![]() |
Чудеса свт. Николая |
![]() |
Чудеса свт. Николая |
![]() |
Чудеса свт. Николая |
![]() |
Князья Федор Смоленский и его сыновья Давид и Константин Ярославские |
![]() |
Чудеса свт. Николая |
![]() |
Своды |
![]() |
Ливонская война. Чудо о пяти иконах в Ругодиве. Слева "немчин" варит пиво и топит печь иконой |
![]() |
Ливонская война. Чудо о пяти иконах в Ругодиве. |
![]() |
Своды |
![]() |
![]() |
Страшный суд |
![]() |
Порталы храма и придела |
![]() |
Война с Амаликом? |
![]() |
![]() |
Адам и Ева (от сотворения до изгнания из рая) |
![]() |
Ноев ковчег |
![]() |
Ноев ковчег |
![]() |
Крыльцо |
![]() |
Закладная доска |
Богоявленская церковь
![]() |
![]() |
Богоявленская церковь интересна тем, что сочетает в себе элементы традиционные для Ярославского и для Московского зодчества. Три стены церкви прорезают девять огромных окон с большими откосами, делая интерьер необычайно светлым. Фрески Богоявленской церкви необычайно выразительны. В отличие от предыдущих росписей сцены здесь более динамичны и драматичны. Но к очень большому сожалению, сохранность росписей плохая. Здесь на фотографиях росписи выглядят четче, чем в реальности, поскольку можно подтянуть контрастность, убрать "дымку" и прочее. |
![]() |
Большие композиции на сомкнутых сводах |
![]() |
Иконостас |
![]() |
Поцелуй Иуды |
![]() |
Христос у Каиафы |
![]() |
Синедрион |
![]() |
![]() |
Поругание Христа |
![]() |
Тайная вечеря |
![]() |
Царские врата |
![]() |
Страсти Христовы |
![]() |
Изразцовый фриз на апсидах |
![]() |
![]() |
С востока |
Потом мы пошли обедать и дальше поехали на другой берег Волги в зоопарк. |
![]() |
Гостиный двор |
![]() |
Знаменская башня |
![]() |
![]() |
Зоопарк в Ярославле очень хорош для животных и не очень - для людей, потому что у всех зверей такие огромные вольеры, что их плохо видно людям. Но детям понравилось, мы его обошли часа за полтора. Главная проблема - нет слонов, наша Надя всплакнула, она фанат слонов. Но это в любом случае была отличная возможность дам детям побегать и переключиться с фресок, потому что весь день смотреть фрески для них нереально. Кирилл нас довольно быстро бросил и ушел в машину, он не переносит запахов животных. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Последний храм, в котором мы хотим посмотреть росписи, - это знаменитая пятнадцатиглавая церковь в Толчкове. Церковь расписывали в самом конце XVII века 16 ярославских мастеров, со многими из них мы знакомы уже по предыдущим храмам. |
![]() |
Западная стена. Песнь Песней |
![]() |
![]() |
Песнь Песней |
![]() |
Главный купол |
![]() |
![]() |
Евангельские сцены на откосах окон |
![]() |
Северо-запад |
![]() |
Минеи, Нина рыдает, что ее святой нету в русских минеях 17 века |
![]() |
![]() |
Иоанн Предтеча |
![]() |
Знамение |
![]() |
Пляска Саломеи |
![]() |
![]() |
Евангельские сцены | Вознесение |
![]() |
Галерея |
![]() |
Перенесение Владимирской иконы |
![]() |
Вавилонская блудница |
![]() |
Собор Пресвятой Богородицы |
![]() |
Галерея |
![]() |
Раав спускает соглядатаев со стены Иерихона |
![]() |
Падение стен Иерихона |
![]() |
Гадание по внутренностям |
![]() |
Гибель Фараона в Чермнем море |
![]() |
Небесный град Иерусалим |
![]() |
![]() |
Ноев ковчег | Портал |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
дети уже устали |
![]() |
![]() |
но они очень долго продержались, надо отдать им должное |
![]() |
![]() |
Иосиф в темнице | Иосиф и жена Потифара |
![]() |
![]() |
Иосиф и братья на пиру (видно, как слуга (слева внизу) подкладывает чашу) |
![]() |
![]() |
Что это? Явно отрицательный персонаж. Саломею художник обул в такие же туфли на каблуках |
![]() |
Страсти Христовы |
![]() |
Давид перед Саулом |
![]() |
![]() |
Хорошо побыть немного маленькой, пока младшей сестры нет с собой |
![]() |
![]() |
![]() |
Мытарства души монаха |
![]() |
Галерея |
![]() |
Галерея |
![]() |
Вавилонская блудница |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
дети ноют, что им что-то там не купили.... |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Напоследок мы съездили в Коровницкую слободу. Мы надеялись, что на этот раз нам удастся попасть в церковь. Но нет, сколько мы не стучали и не ходили вокруг, нам никто так и не открыл. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Чтобы увидеть храмы, приходилось делать вот так |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Курба
На обратном пути мы немного отклонились от маршрута, чтобы посмотреть на известную в узких кругах уникальную церковь в Курбе. Эта очень необычная центричная церковь стала символом неизвестной провинции, она показывает, что в забытых селах могут быть удивительные шедевры, совершенно неизвестные даже специалистам. Рядом стоит колокольня зрелого классицизма очень хороших пропорций в духе колоколен Тверской губернии. |
![]() |
![]() |
![]() |
Зимняя церковь |
![]() |