День 1. (12 ноября)

Так получилось, что в эти выходные у нас забрала двух средних детей бабушка Майя, мы решили воспользоваться возможностью отдохнуть вдвоем, оставили на старших Олю и покатили в Вологду. Окончательно решили ехать в 6 утра в субботу. Пятница была какая-то очень тяжелая, искушение остаться дома с тремя детьми вместо пяти и просто поспать было очень велико. Я ложилась в 2 ночи, поставила будильник на 6 утра, но еще не очень верила в то, что встану. К счастью, встала.

Проснулись в 6 утра, Аня сделала термосы с кофе и чаем, бутерброды, сварила яйца, взяла глазированные сырки, мы покидали в рюкзак зарядки и запасные носки и через полчаса после пробуждения уже выехали из дома. К слову, Саня потом встал в 10 утра и писал сообщения в домашний чат, как мы могли стырить сырки. Хорошо, что мы на всякий случай прихватили с собой зонты (правда, один из них оказался детским), сильный дождь шел всю дорогу несмотря на то, что по прогнозам он должен прекратиться. В Вологду приехали в начале первого, припарковались на набережной в Верхнем посаде напротив Сретенской церкви. Очень не хотелось вылезать из теплого автобуса на сильнейший ветер и дождь.


Завтрак за рулем

Верхний посад, книги собрали, но взять в 6 утра забыли, растяпы, поэтому слушаем аудио гид

через пять минут после выхода на улицу рукав куртки промок до нитки, не надо было брать Нинкин зонтик

Сретенская церковь
Кремлевский сад

Дождь очень сильный. Рукав куртки, не уместившийся под детским зонтом, очень быстро промок насквозь. Анины кроссовки тоже мгновенно вымокли. Раз такая погода, то сегодня у нас день музеев. Идем в Архиерейский дом, который принято в простонародье называть Вологодским кремлем. По дороге любуемся изящным силуэтом Сретенской церкви на другом берегу Вологды. Аня говорит, что это самая красивая церковь. Завтра мы будем долго рассматривать ее вблизи и восхищаться ее смелым барочным и в то же время глубоко провинциальным обликом.

По дороге слушаем аудио гид, (книги приготовили, но не взяли) чтобы вспомнить основные моменты истории Вологды. Ведь каждый из нас в Вологде был по отдельности более двадцати лет назад, Аня вообще почти ничего не помнит.


мокро, грязно, серо, но все равно красиво
Церковь Иоанна Златоуста
Сретенская церковь

Архиерейский дом

Софийский собор (закрыт, не сезон)
Дом служителей Софийского собора. XVIII в.
Здесь в 1907 г. родился Варлаам Шаламов
Зимний Воскресенский собор и соборная колокольня

Архиерейский дом
Симоновский корпус с Крестовой палатой и церковью Рождества Христова
Палаты Иосифа Золотого, 1764-1769 гг.
Надвратная Воздвиженская церковь, Софийский собор и колокольня
 
Печи Иринеевского корпуса

Спустились в гардероб музея, протягиваю куртку старушке-гардеробщице, а та начинает какой-то пространный монолог о погоде, дожде, посетителях и все это как восхитительная музыка, мой обожаемый вологодский диалект с особыми интонациями, паузами, оканьем, словечками. Первое желание - сигануть за загородку и обнять ее, второе - остаться в гардеробе и слушать. У родителей был дом в Вологодской области, в котором мы жили каждое лето до моих 10 лет, кроме нас там были только местные, общение все лето было с ними, мама говорит, мы и по возвращении в Москву еще некоторое время окали, раньше я довольно легко могла подражать вологодскому диалекту, а сейчас уже нет, только слушать и умирать от ностальгического восторга.

Сначала мы были в краеведческом музее, а потом в художественном. Художественный музей обладает ценнейшей коллекцией икон среди которых выделяются Толгская, иконы Дионисия, деисусный чин из Глушицкого монастыря и Киликийский крест. Музей абсолютно безлюден, в нем можно провести целый день только в первых двух залах до XVII века. В этих залах есть совершенно прославленные шедевры и чудотворные иконы. К сожалению, музей не потрудился приложить хотя бы краткого описания каждой иконы. Хорошо, что хотя бы происхождение указано. А ведь в музее работают крупные специалисты и искусствоведы. Ведь из одного только Киликийского креста можно было сделать целый музей с картами, фотографиями аналогов и описанием процесса реставрации... Да просто приложить статью из энциклопедии. Мы провели там часа два, можно было и дальше, но, когда приезжаешь только на полтора дня, хочется успеть погулять в светлое время по городу.


Толгская икона
Одигитрия из Дюдиковой пустыни

Несколько залов музея посвящено крестьянскому традиционному искусству. Многие такие вещи мы успели увидеть в юности в 90-е годы в естественной среде на Вологодчине и в Архангельских краях.


Туески

Расписные двери
Прялка
Александро-Невская церковь

В Вологде еще есть Областная картинная галерея с небольшим собранием западноевропейской живописи и русского искусства, но музеев на сегодня хватит, надо срочно обедать. На временную выставку Пиросмани мы тоже не пошли.


Батюшков

 

 

Церковь Иоанна Златоуста в Заречье
Архиерейский дом и соборы
Заречье

Дождь ни чуть не уменьшился, к нему прибавился еще сильнейший ветер. На таком ветру зонты совершенно не спасали от дождя. По дороге к столовке "Огород" мы посмотрели несколько домов и церквей Города (центральный район Вологды, некогда обнесенный стеной). Интересно, что церкви Города самые обычные и ничем не примечательные в отличие от храмов Верхнего посада и Заречья.

Пошли по совету работников музея в "Огород", это просто дешевая столовка, можно сытно поесть на двоих рублей за 600. Не потрясающе вкусно, но нормально. В отпуск, да еще и без детей, хочется, конечно, немного другого. А вот с детьми сюда идти - в самый раз.


Сретенская церковь
Сретенская церковь
 

 

Жилой дом, XIX в.
Казанская церковь


Нижний посад

Дом купца Свешникова

Вышли из столовки уже в сумерках. Включили аудио гид и пошли по Каменному мосту в Нижний посад. Мост XVIII в. переброшен через глубоченный овраг речки Золотуха, вздувшейся после сильных дождей и бурлившей как горная река. Такой овраг и мощный двухсотлетний мост в центре города не могли пройти незамеченными. Мы сразу вспомнили Березуйский овраг и Екатерининский мост в Калуге.


Гостиный двор (гостиница "Пассаж")
Гостиница "Эрмитаж". Сейчас Городская администрация. Справа Гостиный двор (гостиница "Пассаж")
Дом Архарова

По Кирилловской улице (Ленина) мы от Александровского парка спустились к Плац-Парадной площади (Кировский сквер) и вышли к набережной и пешеходному мосту через Вологду.


Дома Паничева, сер. XIX в.
Бывшая Мужская гимназия
сейчас это Кукольный театр. Церковь Зосимы и Савватия
Заречье
Дом Губернатора и другие дома Пречистенской набережной Нижнего посада
Дом Дворянского собрания, 2-я половина XVIII в.

Потом другими улицами, которыми еще не ходили, вернулись в Город и засели в кафешке. Находили довольно много, встали в 6 утра, устали очень, посидели с большим удовольствием в тепле и сухости, выпили кофе, созвонились с родными, чтобы узнать, как там наши дети в разных местах. Созвонились еще раз с хозяйкой квартиры, которую днем забронировали, и пошли на набережную к Архиерейскому двору, где мы припарковали наш автобус.

Останавливались в Центральных апартаментах. Нам все очень понравилось, кроме одного - жесткий матрас и тяжелое одеяло. В комплекте с диким завыванием штормового ветра (в эту ночь в Москве, например, повалило кучу деревьев, был реальный шторм), с хлопаньем где-то рядом отрывающегося куска жести, выспаться опять совершенно не удалось. А так хотелось спокойно поспать, не слушая, как дышат наши часто болеющие астматические дети. В шторме хозяева квартиры, конечно, не виноваты, а вот жесткая кровать впечатление попортила. В остальном квартира безупречна. Можно забронировать ее напрямую по телефону +7 911 512 75 10 (Светлана), тогда будет дешевле, чем на Яндексе даже с кешбеком плюса.


 

День 2. (12 ноября) Проспали после трудной рабочей недели, тяжелого вчерашнего дня и ночного шторма, мешавшего спать. Раз на литургию не попадаем, приготовили завтрак, поели и вышли на улицу на дикий ветер, Хотя бы дождя пока нет. Начинаем день мы со Спасо-Прилуцкого монастыря.



Спасо-Прилуцкий монастырь


Надвратная церковь с колокольней

Спасо-Прилуцкий монастырь находится в десяти минутах езды от Вологды. Он основан учеником преподобного Сергия Радонежского - святым Дмитрием Прилуцким в 14 веке. Святой Дмитрий жил в Переславле-Залесском и ушел оттуда в поисках уединенного места. С детства помню, как мама рассказывала, что святой Дмитрий сначала поселился на берегу реки Великой (маленькая Вологодская речка) при впадении ее в Лежу, но "злые местные жители его выгнали", это как раз то место, где была наша деревня! При нас в девяностых годах из монастыря приезжали монахи и установили поклонный крест на месте разрушенного храма. Что там сейчас - не знаю, последний раз мы ездили с Кириллом в ту деревню в 2002 году.
Монастырь сохранил памятники архитектуры 16-17 веков, очень хорошо отреставрирован (в советское время в нем была пересыльная тюрьма), вообще отличается цельностью облика и красотой. Мой брат Митя назван в честь преподобного, мы в детстве неоднократно заезжали в монастырь по дороге в деревню или из нее, уже не помню.


Святые ворота
Надвратная церковь и настоятельские летние покои
Переход-галерея и комплекс трапезной
Колокольня и Спасский собор
Стены. Часть стен открыта для посещения, можно погулять по двум сторонам
Монастырский пруд
Дома у детей все кувырком, переживаю и думаю, не рвануть ли обратно
Екатерининская церковь-мавзолей
Перевезенная соборная церковь Александро-Куштшского монастыря
Могила Батюшкова


Перевезенная соборная церковь Александро-Куштшского монастыря
Башня
Главы собора
Надвратная церковь
Разновременные кельи грамотно выкрашены реставраторами в разные цвета
Дом рядом с монастырем

Заречье

Продолжаем наши прогулки по Вологде с Заречья. Это купеческая часть города когда-то выглядела чрезвычайно живописно. Еще двадцать лет назад она сохраняла большую часть своей деревянной застройки, от которой сейчас остались только жалкие фрагменты. Я еще помню покосившиеся серые двухэтажные дома с резными наличниками, с широкими свесами кровли, с двойными парадными подъездами. Одни двери вели в прихожую первого этажа, а другие - на лестницу второго.


Дом купца Извощикова, 1915 г.

Нам очень понравился проект "Дом с историей", это не государственная, а частная авантюра, когда предприниматель выкупает красивые и значимые для истории города руинированные деревянные дома, полностью их восстанавливает, обставляет и открывает в них цветочные магазины и магазины посуды. В одном из домов на втором этаже превосходное кафе, мы туда сходим вечером. Все дома открыты для посещения, по ним проводят экскурсии. Мы на эти экскурсии не ходили, но хороший уровень всего проекта позволяет думать, что и экскурсии достойные. Сайт у них примитивный и совершенно не отражает ситуацию, к сожалению, ссылку не даем поэтому. Мы побывали почти во всех их домах. Авторы проекта вызывают большое уважение, это бережное сохранение домов, в которых люди делают красивый бизнес, не закрывают, а наоборот, ждут посетителей.


Церковь Антипия Пергамского
Восстановленный дом
Пожарная каланча и третий полицейский участок, путеводитель сообщает главную информацию: тут месяц держали сестру Ленина :)
Кинотеатр "Родина", 1957 г.
Дом Черноглазова тоже из проекта "Дом с историей"
купили их открытки с Вологодскими домами проекта "Дом с историей"
Дома по ул. Гоголя
Дом Зернова, 1913 г. Магазин фото-аптекарских товаров
Погибший дом № 13
Дома Чернова и Черноглазова
Дом 11

Начало улицы Чернышевского, то есть фактически самый центр Вологды, очень печально. Здесь улицы просто нет! Все дома, кроме затянутого в тенты Духовного училища, уничтожены. Последним погиб самый первый дом по четной стороне - деревянный дом купца Назаарова. Сейчас на главной улице Заречья в самом ее начале пустыри и заборы. Это печальное зрелище очень удручает.



Набережная. Свечной заводик и Духовное училище
Архиерейский двор
 

 

Пречистенская набережная

Мы вышли на набережную и теперь идем в сторону Красного моста. На набережную выходят почти все церкви Заречья и самые значимые дома и купеческие особняки. Самая первая пара церквей - зимняя и летняя Димитрия Прилуцкого. Летняя приземиста и архаична, зимняя изящна и тонка. Вместе они создают запоминающийся силуэт: который видно с другого берега реки с любой точки набережной Нижнего и Верхнего посадов и Города.


Церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (Успенская церковь, зимняя)
Перестроенное крыльцо летней церкви
Церковь Дмитрия Прилуцкого
XVIII в.
Дом Масленникова, 1780-е гг.
Пречистенская набережная

После церквей снова идет ряд домов XVIII-XIX, перекликающихся через речку с домами Пречистенской набережной. Интересно наличие у нескольких домов чугунного балкона на главном фасаде. Видимо, вид набережной Вологды был настолько привлекательным, что идея выйти из главного зала особняка на балкон с таким видом очень понравилась заказчикам.


Дом Витушечникова
Дом Витушечникова
Дом Губернатора на Пречистенской набережной
Дом Варакиных
Дом Варакиных
Дома по ул. Добролюбова
Типичный Вологодский двухэтажный дом с двумя подъездами и балконом (восстановлен заново)
Очень классно восстановлено
Церковь Николы во Владычной слободе, 1669 г.

Так мы дошли до, наверное, главной, или скорее, образцовой церкви посадской Вологды XVII века. В Вологде в это время сложился очень интересный тип посадских приходских храмов. Это большие двухэтажные пятиглавые храмы с прямоугольным алтарем основного летнего храма и выступающей полукруглой апсидой зимнего храма первого этажа. Понятно, что такие кубические храмы с мощным пятиглавием возникли в Вологде как подражание монументальным формам Софийского собора. Очень интересны интерьеры таких церквей. Но, к сожалению, попасть в летние храмы нельзя, они закрыты на зиму. А вологодские храмы отличаются интересной двустолпной конструкцией со сложной системой арок и сводов, позволяющей создать световое пятиглавие.
Если идти по этому берегу Вологды дальше, то можно дойти до второй подобной церкви - Спасо-Преображенской во Фрязинове (Андрея Первозванного). Она тоже монументальная пятиглавая (боковые главы убраны позже) и тоже двустолпная. Но идти далеко, и по дороге к ней нет ничего интересного: да еще и возвращаться. Мы уже вечером в темноте подъехали к ней на машине.


Церковь Николы во Владычной слободе, 1669 г.
Пропал
Церковь Рождества Богородицы на Нижнем Долу
Восстановленные дома у Красного моста
Восстановленные дома у Красного моста
Пречистенская набережная
Церковь Николы во Владычной слободе, 1669 г.

Вернулись по набережной к Октябрьскому мосту. Теперь будем осматривать часть Заречья напротив Архиерейского двора. В советское время почти вся эта территория была занята военными. Как всегда, после военных полная разруха и уныние. И эта часть города выглядит крайне неблагополучной.


Церкви прихода Дмитрия Прилуцкого

Но с набережной, издалека, от архиерейского двора, когда не видно запущенности и разрухи, Заречье выглядит очень привлекательно благодаря удивительным силуэтам двух церквей и фасадам нескольких особняков, в которых причудливо переплелись формы классицизма и барокко.


Дом свечной лавки, 1770-е гг. Крайне милая и неожиданная смесь барокко и классицизма.
Пишут, что неплохо сохранился парадный зал второго этажа. Но военная комендатура...
Набережная. Церковь Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц)
Церковь Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц)

Церковь Иоанна Златоуста продолжает традицию Вологодских посадских церквей, которую мы наблюдали в Никольской церкви. Но построена она немного позже, и в ней мы видим уход от монументальности в сторону декоративности и легкости. Она в миниатюре повторяет построение Константино-Еленинской церкви: которую мы увидим в Верхнем посаде сегодня.
Колокольня не по оси, прямоугольная апсида уже четверика, апсида нижней церкви снова с отступом, северная галерея и полукруглый алтарь церковки под колокольней - все это создает чрезвычайно живописную, разнообразную, ступенчатую композицию, увенчанную легкими ажурными крестами небольшого пятиглавия.


Церковь Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц)
Остатки барочной отделки летней церкви

Остатки барочной отделки летней церкви

Несмотря на то, что Сретенская церковь составляет "лицо" Вологды: так как стоит напротив Архиерейского двора и создает открыточный вид на Заречье, церковь в очень плохом состоянии, и сил небольшого очень приятного прихода, едва ли хватит на то, чтобы просто справится с аварийной ситуацией, требующей серьезного укрепления фундаментов.

Интересно, что тут служит священник вообще без помощников, один, нет ни алтарников, ни дьякона, печка топится дровами, всё делается своими силами, и люди собираются какие-то удивительные. Когда мы пришли, нам доброжелательная свечница провела небольшую экскурсию, открыла летний храм, для этого ходила долго куда-то за ключами, в самом храме за столиком очень по-домашнему сидели несколько женщин и то ли спевка у них была, то ли какие-то хозяйственные обсуждения, не знаю, но приход выглядит настоящим, живым, пусть у них все дальше сложится с ремонтом и вообще будет прекрасно.


Архиерейский двор, вид от Златоустовской церкви

Дом адмирала Бараша. 1780-е гг. (Позже губернское правление)


Сразу за церковью мы видим любопытный дом, который бы приподнять на подклет, вернуть ему балюстраду с оградкой на крыше (которая была еще совсем недавно), то вышел бы великолепный дворец. Это любопытное здание имеет чисто классицистическую систему построения фасадов и изысканный барочный декор. Это настоящее произведение провинциальной архитектуры, и мастерство и талант архитектора проявились в тонком и гармоничном объединении двух стилей.


Дом 93
Сталинский ампир

Далее всем нашим вниманием завладевает изящнейшая Сретенская церковь, на которую обратила внимания Аня с противоположного берега, назвав ее самой красивой, а я тогда не согласился. Построена она на полвека позже основных посадских церквей и сохраняет их формы. Но она чрезвычайно своеобразна и самобытна! Кто был безвестный мастер, сумевший так высокохудожественно слить в одно целое формы и декоративные детали разных столетий? Это и есть настоящая Провинциальная архитектура, которая является не чем-то второстепенным, как пятое колесо телеги высокого столичного искусства, а совершенно уникальной самодостаточной вещью. И вот такие удивительные произведения помогают осознать этот факт, который далеко не очевиден даже для специалистов-искусствоведов.


Сретенская церковь
Удивительная смесь форм архитектуры московского барокко, классицизма, барокко в обычном понимании, да еще и поливные цветные изразцы!!!
В сдвоенные пилястры из классицизма втиснуты цветные изразцы из предыдущего столетия
Один этот фасад стоит целого города!
Изразцы
Трапезная
Дверца
Какой карниз!!!
 

 

Наличник
Набережная

В 1830-х годах перестроили колокольню. Интересно, как же выглядела первоначальная? Слава Богу, архитектор XIX века был тонко чувствующим искусство человеком, и ярусы колокольни и тонкий шпиль красиво дополняют облик удивительной церкви. Особенно хорош псевдоготический верхний ярус, перекликающийся с главками храма. Крыльца появились тогда же, и пока они были открытыми, не сильно мешали воздушному легкому силуэту церкви.


Сретенская церковь
Главы и кресты

Рядом со Сретенской церковью на набережной стоит любопытный дом 1777 года, похожий на дворец. Если бы не соседство с прекрасным шедевром, то он был бы достоин отдельного осмотра, но так, конечно, все внимание оттягивает на себя великолепная Сретенская церковь!


Ночлежный дом, 1777 г. Пишут, что все внутренние помещения обоих этажей все еще перекрыты сводами!
Последний взгляд на Сретенскую церковь
Апсида
Георгиевская церковь (Богоявления на Наволоке)

В одном квартале от Сретенской церкви раньше стояли две Георгиевские церкви. Это был совершенно незаурядный и уникальный комплекс. Большая летняя церковь изображала Вологодский Софийский собор в посадском изводе второй половины XVII века. Она господствовала над деревянной застройкой этого края Заречья и части Верхнего посада на другом берегу. При ее размерах и монументальных внушительных формах она вполне перекликалась с городским собором. К сожалению, этот выдающийся памятник был разрушен. Сохранившаяся теплая церковь почему-то датируется XVIII веком. Но этого не может быть. Она современна летней, может быть, даже чуть старше. На дореволюционных фотографиях она завершается курьезной башенкой с миниатюрным пятиглавием. Но судя по вытянутой форме здания и лапидарным мощным фасадам, церковь когда-то завершалась скорее двумя, но может и тремя шатрами. Очень надеемся, что при современном ремонте не будут восстанавливать это недоразумение, что мы видим на старых фотографиях, а построят шатры, хотя это и не будет научной реставрацией.


Георгиевские церкви на Наволоке
Скулябинская богадельня

Чуть дальше на набережной мы видим очень интересное здание Скулябинской богадельни. Это, наверное, лучший вологодский классицистический особняк. Его построили купцы Скулябины в 1780-х годах, а через 70 лет здесь открыли дом призрения для бедных. Как и положено у купцов, на первом этаже были лавки и склады в мощных сводчатых помещениях, а на втором - жилые комнаты и парадный зал.


Скулябинская богадельня

Скулябинская богадельня
Типичный Вологодский двухэтажный дом с двойным подъездом и балконом-галереей над ним
Левая дверь вела на первый этаж, правая - на лестницу на второй
Вот такую Вологду я хорошо помню!
Как жаль!
Мечеть. 2000-е гг.
Обратите внимание на типичные для севера широкие свесы крыши
Новые дома продолжают традиции
XIX век

Надо сказать, что вторую часть прогулки по Заречью нас сопровождал сильнейший ветер и дождь. Ближе к концу прогулки запустили вебасту, чтобы отогреться и обсушиться в машине. Теперь мы едем в центр, чтобы пообедать. Знакомые посоветовали нам заведение "Сытый кот" прямо напротив Кремля, но кот успел сдохнуть, и мы снова пошли в столовку "Огород", а что делать, есть где-то нужно, ничего по пути не встретили другого.


Город

Кремлевская площадь
Александро-Невская церковь

Снова от "Кремля", напротив которого удалось запарковаться, немного другим путем, чем вчера, идем в столовку. После обеда переезжаем в Верхний посад.


Сретенская церковь
Собор и Церковь Александра Невского
Кремлевская площадь

Верхний посад

Владимирские церкви

Прогулку по Верхнему посаду начинаем с самой южной точки - теплой и холодной Владимирских церквей. Интересно, что сначала в камне была выстроена теплая церковь и колокольня, и только через 100 лет была выстроена большая холодная церковь взамен деревянной. Обычно бывало в обратном порядке. Из всего комплекса особо выделяется колокольня. Она великолепных пропорций, и вообще, как мне кажется, лучшая в городе. Считается, что она воспроизводит формы соборной колокольни, которую позже сильно перестроили в готическом духе. Колокольня стоит на воротах, ее низкое основание прорезано двумя пологими арками, что придает всему зданию еще больший эффект. Вообще стоит рассмотреть ее внимательней: ведь по отдельности кажется, что она состоит из плохо совместимых частей: мощный граненый, даже грузный столб, мелкий четверик с широкими арками под ним, гигантские арки звона и изящный шатер с маленькой главкой на тоненьком барабане. А все вместе создается неуловимое впечатление изысканной и красивейшей постройки. Как такое бывает?


Колокольня
Холодная церковь, 1759-1764 гг.

Холодная церковь по композиции типична для провинциальной архитектуры этого времени. Но она производит впечатление своим сочным декором - некой смесью петровской архитектуры и нарышкинского барокко.
Стоит обратить внимание на холодную церковь, в которой сейчас какие-то мастерские. Ее не рассмотришь из-за заборов и гаражей, но и так видно, что она чуть ли не копия теплого храма Георгиевских церквей Заречья. Интересно, что на старых фотках видно не менее курьезное завершение этой церкви, чем у ее сестры. Но здесь зато документально известно, что заказчик "торговый гость" Г.М. Фетиев завещал 2000 рублей, чтобы построить "церковь каменная теплая, о дву шатрах". То есть, в Вологде существовало два двухшатровых храма, основания которых сохранились!

Около 40 минут ходила по городу с одновременно включенной видеосвязью и разговаривала со скучающей дома Олей. Рука, державшая телефон, отмерзла напрочь, но прервать связь было нельзя. Оля грустила и потом, надо сказать, у нее в играх еще долго проскальзывали фразы типа: "Она плакала вот так ааааа, потому что у нее мама уехала в другой город жить". Казалось бы, человеку уже четвертый год идет, но отпустить никак не может мать на ночь.


Старая фотография
Церковь Константина и Елены

В церкви Константина и Елены мы снова видим великолепный пример двухэтажных посадских Вологодских церквей второй половины XVII века. Ступенчатую игру объемов подхватывает ступенчатое завершение в виде двух рядов кокошников. Прямоугольная апсида симметрична притвору. Интересна двухчастная апсида нижней теплой церкви. Мы заметили эту вологодскую особенность: теплые храмы имеют два равнозначных престола!
Великолепная колокольня и отличное крыльцо делают эту церковь едва ли не лучшей в городе среди подобных посадских храмов этого времени.


Церковь Константина и Елены
Церковь Константина и Елены
Дом Шахова. 1892 г. Интересный был дом с ризалитом. Неординарный, судя по руинам печей
Печи!
Дом Лобачева
Церковь Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова продолжает ту же традицию двухэтажных посадских церквей с прямоугольным алтарем. Только декорирована она не местными, а московскими узорчатыми наличниками. Когда-то в церкви был уникальный иконостас, настолько большой, что он поворачивал на северную и южную стену аж на четыре иконы в ряду. Может быть, из-за этого иконостаса отсутствуют окна в восточных пряслах стен? Это было уникальное собрание вологодского искусства XVII века. Перед революцией специальной комиссии удалось спасти иконы от поновления и отправить их на реставрацию в Москву. Интересно, что случилось с этими иконами потом?
Видимо, во время строительства колокольни храм здорово "облагородили": срезали кокошники, убрали малые главы, придумали дурацкую вычурную крышу храму и алтарю. Жалко будет, если церковь восстановят по фоткам, а не по мотивам XVII века.


Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова

Новый таунхаус
Восстановлен с прежним обликом
Дом Дмитриевских. XIX в.
Таунхаус
Вологда

Церковь Николы Золотые Кресты (Никола на Горе)


Снова мы видим продолжение традиции двухэтажных церквей. Но церковь Николы Золотые Кресты построена немного позже других. Мы видим здесь мелкие кокошники (уже совсем не закомары) полукруглый алтарь летнего храма, ну и общее декоративное убранство гораздо более сдержано. Обращает на себя внимание и ампирная колокольня с интересным ярусом с вазонами в нишах вокруг которых расходится лучеобразный руст.
В советское время в алтаре прорубили ворота, видимо, был гараж, алтарь рухнул, сейчас ведутся реставрационные работы.


Церковь Николы Золотые Кресты (Никола на Горе)
Церковь Николы Золотые Кресты (Никола на Горе)
Успенский Горний монастырь. Надвратная церковь и собор

Монастырек был беден, и собор у него меньше других Вологодских приходских церквей. Зимняя церковь сделана в виде большого северного низкого придела. В XIX веке монастырь уже смог построить себе внушительные келейные корпуса. Слава Богу, не стали перестраивать собор, и он дошел до нас почти в первоначальном виде.


Успенский собор
Келейные корпуса
Церковь Гавриила Архангела

Мы дошли до скромной Гаврииловской церкви в духе провинциального барокко и повернули назад. Нам надо успеть до наступления глубоких сумерек рассмотреть уникальную Варлаамовскую церковь.


Новый дом
Дом Ильинского

Дом Караулова

Дом Караулова
Дом Караулова
Церковь Варлаама Хутынского

Церкви этого прихода стоят в глубине квартала на особой площади среди деревьев. Это переносит нас в усадебный мир, в котором эта странная церковь столичной архитектуры была бы как раз к месту. Построена она в 1780 году вероятно одним из местных мастеров по проекту крупного петербуржского архитектора. Кажется, что колокольню с полуротондой крыльца и овальный барабан-бельведер с вазами зодчий в точности взял из проекта и поставил их к своему провинциальному зданию.


Церковь Варлаама Хутынского

А детали этих столичных частей просто великолепны! Коринфские колонки вторят пилястрам, а на колокольне они еще и каннелюрированы! А ионическая парковая беседка, в которую превращено крыльцо церкви! Очень интересное и странное здание!


Церковь Варлаама Хутынского
 


Церковь Варлаама Хутынского
Церковь Варлаама Хутынского

Холодный храм Ильи пророка в Каменье построен еще в бытность тут монастыря, упраздненного в 1738 году. В этом месте были "каменные припасы" Грозного для строительства Вологодского "кремля". Это простенький храм, как и собор Горицкого монастыря, существующий в монастырском параллельном мире, не пересекающимся с миром посадских церквей этого же времени.


Церковь Ильи Пророка
 
Дом Воробьева
Дом Кульчинского
Дом Кульчинского
вологодское деревянное кружево какое-то
Дом купца Попова
Дом купца Попова

Уже в сумерках мы вернулись к машине и подъехали на ней пару-тройку кварталов до кофейни цветочного магазина Лара. Здесь мы посидели перед дорогой в приятной обстановке за кофе с пирожными. Бежать никуда уже не нужно, потому что темно, осталось только отдохнуть немного и ехать обратно в Москву к детям.


вроде должны были отдохнуть, но от такого отдыха опять надо бы отдохнуть, да кто ж даст. Хотя поездка вышла отличная.

Напоследок подъехали на машине к нескольким церквям Нижнего посада, куда мы не успели дойти во время наших прогулок. Таким образом, мы считаем, что нам удалось увидеть основные памятники, составляющие культурное наследие Вологды. Не видели мы фрески собора, закрытого на зиму, и знаменитые росписи церкви Иоанна Предтечи в Рощенье, ну и скромненький домик Петра I.


Дом Дружинина
Церковь Покрова на Козлене
Петропавловская церковь
Спасо-Преображенская церковь во Фрязинове, 1670 г.

 

Вологда прекрасна, вернемся сюда с детьми, когда устроим, наконец, полноценное северное путешествие. Гулять по ней - чистое удовольствие, хоть погода нас и потрепала изрядно в этот раз. Но никаким дождям и ветрам не унести и не смыть провинциального очарования деревянной Вологды, запаха печного дыма, красоты церквей и купеческих домов, потрясающей белой резьбы, оплетающей дома как кружево. Конечно, река Вологда - это не Волга, она меньше, тише, город из-за этого смотрится более цельным, уютным, река не разбивает его на разные вселенные, а вписывается аккуратно, открывая изгибами русла новые и новые пейзажи. Не зря я с детства помнила, что люблю Вологду, хоть и не помнила, за что.

 


     

Оглавление

На страницу с путешествиями