Аня закончила сажать и пропалывать, и мы, наконец, поехали в однодневную поездку из деревни. Стартовали в воскресенье рано утром из деревни, так, чтобы погулять по Твери и к вечеру быть дома в Москве. |
Кушалино
Смоленская церковь и Духовская церковь |
Дорога из Калязина в Тверь проходит по объездной крупного села Кушалино. Кушалино интересно тем, что это вотчина Симеона Бекбулатовича. Иван Грозный в 1575 году «…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…» |
Смоленская церковь |
Таким образом, Симеон формально был царем почти год. Потом Грозный вернулся, а Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского. В своей Тверской вотчине в селе Кушалино Симеон в 1590-е гг. строит Смоленскую церковь. И строит ее шатровой. Шатровые храмы строились очень редко. Обычно их ставили Великие князья в честь каких-то значимых событий или в утверждении своей власти и силы. |
Восточный фасад Смоленской церкви. В боковых апсидах - приделы |
Шатер |
Мы приехали в храм на литургию. Местный приход не очень многочисленный, к сожалению, ютится в правом приделе церкви. Мы были очень удивлены проповедью настоятеля протоиерея Александра Юркова, по-столичному образованный священник, проповедь была прекрасная, глубокая. Как он попал в этот удаленный и малочисленный приход, интересно. Храм в печальном состоянии, на реставрацию нужны нереальные деньги, приход бедный, поэтому обжить смогли только придел. После литургии Отец Александр провел нас в сам храм и немного рассказал, спасибо ему за возможность попасть внутрь обоих храмов. Этому храму и общине очень повезло, что у них служит такой священник. |
Северный фасад Смоленской церкви | Окно апсиды |
Шатровые церкви - это храм-памятник, они высокие, но совершенно не вместительные. Вот и для нужд большого села рядом в 1839-1847 году на средства прихожан поставили большую ампирную Свято-Духовскую церковь. |
Западный портик |
Церковь строили по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова. И это далеко не лучшая его церковь. Очень громоздкий куб здания, к которому с востока примыкает огромная прямоугольная выделенная в самостоятельный объем апсида. Собственно, к ней и основные вопросы. То ли проект не подразумевал ее, а зодчий, строивший храм, сам по просьбе прихожан сильно расширил исходный вариант, то ли еще что. Но слабо вериться, что Львов так и задумал. |
Духовская церковь |
Интерьер светлый и ясный, очень хороших пропорций. Очень жаль, что церковь долго стояла без крыши, и все росписи погибли. Осталось несколько фрагментов высококачественной гризайли на подпружных арках и огромная сцена с большими утратами "Умовение ног". |
Купол. Видно апостолов в простенках между окнами барабана |
И вот по этим фрагментам можно с уверенностью сказать, что храм расписывался артелью во главе с большим мастером, знакомым с лучшими произведениями Возрождения и Неополитанского Барокко. Жаль, что информации про росписи этой церкви пока нигде нет. Говорят, что Кушалино расписывали около 1843 года тверские художники Зуев и Немцов, работавшие в Твери, Торжке и Старице. |
Гризайль |
Умовение ног |
Тверь
Путевой дворец
Путевой дворец |
В Твери мы очень-очень давно не были. Все ждали, пока откроется Путевой дворец, а потом случился коронавирус... Но вот, наконец, мы в Твери и Путевой дворец открыт. |
Дворец |
Дворец с двумя павильонами был построен в 1764—1766 годах в стиле классицизм с элементами барокко по проекту П. Р. Никитина. Дворец предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву. Сейчас комнаты и залы второго этажа отреставрированы, и в них разместилась очень богатая коллекция областного художественного музея. |
Дворцовая церковь |
Печь в Гербовом зале |
Гербовый зал |
Парадная лестница с плафоном |
Парадный двусветный зал |
Дворцовый сад |
Дворцовый сад и парковый фасад |
Дворец |
Дворец |
Набережная
За Волгой Воскресенская церковь |
Заволжье. Воскресенская церковь |
Сталинка на набережной Степана Разина |
наша старая коляска для погодок очень пригодилась |
Сталинка на набережной Степана Разина |
Затверечье. Церковь Екатерины |
Дома XVIII-XIX вв. на наб. Степана Разина |
На набережной |
Набережная Степана Разина |
Набережная Степана Разина |
Дома XVIII-XIX вв. по наб. Степана Разина |
Дома XVIII-XIX вв. по наб. Степана Разина |
Дома XVIII-XIX вв. по наб. Степана Разина |
Заволжье. Успенский собор Отрочь монастыря |
Затверечье. Екатерининская церковь |
Дома XVIII-XIX вв. по наб. Степана Разина |
Дома XVIII-XIX вв. по наб. Степана Разина |
Площадь Михаила Тверского. Начало трех улиц |
Площадь Ленина |
Площадь Ленина |
Площадь Ленина |
Трехсвятская улица |
Площадь Ленина |
В кафе |
Советская улица и Вознесенская улица |
Вознесенский собор |
Дома XVIII в. по ул. Советская |
Дома XVIII в. по ул. Советская |
Ул. Советская и Преображенский собор |
Дома XVIII в. по ул. Советская |
Драматический театр |
Дворянское собрание |
Дом губернатора |
Советская ул. |
Еще не до конца восстановленный Преображенский собор и Путевой дворец |
Преображенский собор и Путевой дворец |
Затмачье
Тьмака впадает в Волгу |
Борисоглебская церковь |
Борисоглебская церковь |
Борисоглебская церковь |
Церковь Белая Троица, XVI в. |
Церковь Белая Троица, XVI в. |
Троицкая ул. |
Троицкая ул. |
Троицкая ул. |
Христорождественский монастырь
Рождественский собор |
Троицкая церковь |
Рождественский собор |
Спасская надвратная церковь и Воскресенский собор |
Воскресенский собор, архитектор Щусев |
Часовня Новомучеников | Воскресенский собор, архитектор Щусев |
Городня
На обратном пути мы заехали в село Городня. Городня широко известна своей древней церковью XIV в. единственным материальным памятником Великого княжества Тверского. Рождественская церковь стоит на холме высоко над Волгой. Холм окружен оврагами и отрезан глубоким рвом. Когда-то это был древнерусский город Вертязин. |
Несмотря на то, что церковь перестраивалась (изменена кровля, срезаны закомары, надстроен купол, построены трапезная и колокольня), храм так и дышит древностью. Здесь она как-то ощутимее и весомее, чем в знаменитых Звенигородских храмах того же времени или лаврском Троицком соборе. Наверное, из-за того, что церковь почти не тронула рука реставраторов. И все поздние наслоения в сочетании с потемневшим и слегка осыпавшимся неровном известняком только подчеркивают подлинность этой древности. |
Волга |
А какие виды открываются от церкви на Волжские просторы! Да и сам храм стоит чрезвычайно живописно. Его хочется обходить по кругу, потом, отойти подальше и снова любоваться древней церковью над верховьями великой реки! |
Волга |