11 мая Просидев на коронавирусном карантине в деревне два полных месяца, мы решили выбраться погулять по Кашинским заброшкам. С нами поехала Ксеня и Леля, Саша остался учиться, а со средними девочками осталась бабушка. Поездка вышла прекрасной, с погодой повезло. |
Лобково
Первая остановка в селе Лобково. Здесь стоит компактная неорусская Троицкая церковь. Не так давно в ней были возобновлены богослужения, но потом церковь снова забросили. Крыша в плохом состоянии, своды мокнут, отсыревшая штукатурка сыпется со стен и сводов церкви на пол. |
Церковь св. Троицы, 1892 г |
Престол |
В 1937 году здесь несколько месяцев служил преподобномученик Владимир (Загреба). В следующем году он был арестован и расстрелян. |
Запрестольный образ |
Пустынька
Следующая остановка в селе Пустынька. Это место принадлежало Кашинскому Сретенскому монастырю, и в 1863 году по проекту академика архитектуры А.Т. Жуковского была построена двухэтажная церковь. Она имела одну большую луковичную главу. Сейчас, видимо, в целях безопасности, поскольку церковь стоит посреди небольшого села, все входы и окна наглухо заколочены. |
Рядом с церковью при попытке развернуться наш автобус забуксовал. Браслеты-скидерсы не помогли, пришлось искать местного тракториста. |
Давыдово
Деревянная церковь в Давыдово стоит прямо у дороги. Казанская церковь 1802 года теперь обезличена и совершенно не интересна. |
Казанская церковь, 1802 г. в Давыдово |
Дом рядом с храмом |
Бакланово
Следующая церковь в Бакланово 1816 года также неузнаваемо обезличена. Мы притормозили на минуту только взглянуть на нее и поехали дальше. |
Спасская церковь, 1816 г. в Бакланово |
Уницы
Здесь мы поняли, что проскочили поворот на Салтыково (на самом деле никакого поворота нет) и решили продолжить путешествие дальше, а Салтыково посмотреть на обратном пути. Уницы стоит в пяти км от дороги. Это по местным меркам крупное село, но дорога к нему еще хуже основного "большака". |
Троицкая церковь |
В Уницах в центре села стоит великолепная Троицкая церковь, построенная в 1910-15 годах по проекту архитектора Виктора Назарина. Это отличный образец модерна. Автор удачно противопоставил гладкие недекорированные плоскости стен фасадов сложной "игре" завершений храма и пятиглавию, поставленному по сторонам света. |
В 1980-е годы старая застройка села уступила место новым домам довольно необычным и непохожим на привычные колхозные бараки. Видимо, в Уницах на заре Перестройки была проведена масштабная реконструкция села по какому-то интересному и нетривиальному проекту. Но сейчас даже эти недавние постройки начинают ветшать. Многие колхозные любопытные по архитектуре здания заброшены. |
Савцино
Возвращаемся на "большак". В Савцино стоит Никольская церковь - один из лучших барочных памятников в окрестностях Кашина, Кесовой горы и Бежецка. Савцино - кашинская вотчина Шереметьевых. Церковь строили по заказу брата знаменитого генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева генерал-лейтенанта Владимира Петровича Шереметьева и (после его кончины в 1737 году) генерал-майора Алексея Федоровича Шереметьева. |
Церковь типична для Кашинских усадеб того времени, повторяет нарышкинские храмы XVII века. А вот колокольня совершенно уникальна для восточных Тверских окраин. Она по формам тоже напоминает ярусные колокольни XVII века. Некоторые искусствоведы считают, что образцом для нее служила колокольня Никольской церкви в Гнездниках в Москве (разрушена). Но они сильно отличаются, московская колокольня вообще шестигранная. В той же Москве или окрестностях ее есть или были более похожие аналоги. |
Хорошо видно дырки для деревянных капителей пилястр |
Осматривая памятники, мы читаем статью Павла Иванова из Тверских Сводов об этом храме. Интересно, что в 1730-х годах в Кашинском уезде не было белокаменщиков и хороших лепщиков. Поэтому сложный барочный декор, предложенный к исполнению, был вырезан из дерева (из дуба) и помещен на верх пилястр. Уникальные резные капители сохранились на самом верхнем восьмереке. Остальные или исчезли или были сняты на время ремонта. |
В храме есть остатки поздних росписей, но сейчас во время карантина из-за коронавируса, все действующие церкви закрыты. Попасть внутрь мы можем только в руины. |
Это традиционные кашинские избы-пятистенки с тремя или четырьмя окнами по фасаду и светелкой с окошком или балкончиком. Многие из них доживают последние года. |
Савцино |
Савцино |
Савцино |
Решетка |
Следующим пунктом должен быть Успенский погост на Болоте в селе Новое. Но от большака в Новое вела грязная, залитая водой разъезженная колея. Успенская церковь в Новом не такая интересная, чтобы пару километров месить грязь, поэтому мы поехали дальше. Дорога стала более узкой, видно, что после Савцино и Униц по ней почти не ездят. Поэтому она даже немного лучше здесь, чем первые два десятка километров от Кашина. |
Кочемля
Кочемля стоит на дороге, но все равно постепенно пустеет. Много домов заброшены не так давно. Посреди села стоит заросшая кустами и деревьями руина Смоленской церкви. |
Смоленская церковь |
Смоленская церковь построена в 1799 г. в стиле зрелого классицизма. Образцом для нее послужила церковь Косьмы и Дамиана в Москве, построенная по проекту М. Ф. Казакова. Деревней Кочемли владела полковница Елисавета Нефедьева, а церковь строил её брат капитан Л-Г Семёновского полка Фёдор Ильич Козлятев, выслужившийся при Павле до генерал-майора. |
Казаковская церковь на Маросейке считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого московского классицизма. Классицизм шел в сторону все большего лаконизма и меньшей декоративности, это выдвигало на первый план пластику основных масс здания. Матвей Казаков выразил в церкви Косьмы и Дамиана эту тенденцию с наибольшей полнотой. Надо сказать, что эта церковь была настолько необычна и прекрасна, что послужила образцом для множества усадебных церквей по всей России. |
От колокольни ничего не осталось, своды приделов и трапезной провалились, цилиндрическая главка на главном куполе утрачена совсем недавно. Поэтому судить об отличиях от оригинала сложно. Можно заметить, что портики у церкви в Кочемле более тяжеловесные и массивные, чем у Казаковкого оригинала. |
Замок |
Северный придел |
Трапезная |
Лепной карниз |
Трапезная
|
Основной объем |
Купол |
Евангелист Матфей |
Евангелист Лука |
Блаженны чистые сердцем, блаженны миротворцы |
Александр Невский | Росписи алтаря: Христос перед Пилатом |
Росписи заурядны, но в алтаре дожди смыли почти все красочные слои, обнажив прорись, нанесенную уверенной и умелой рукой. |
Росписи алтаря: Умовение ног | Освобождение из темницы апостола Петра |
Сохранившийся деревянный плинтус в алтаре |
Портик южного входа |
Прихожан в селе и окрестных деревнях: Ильинская, Пантелеево, Чукрово, Сельцо Костино по состоянию на 1914 год - 522 мужчины и 613 женщин. |
Деревенский дом в Кочемле |
Деревенский дом в Кочемле |
Деревенский дом в Кочемле |
Деревенский дом в Кочемле |
Кочемля - самый дальний пункт нашей поездки. Здесь мы разворачиваемся и едем назад. На краю села Пустынька, в которой мы смотрели церковь в начале поездки, останавливаемся у начала дороги, ведущей в Салтыково. Это так на карте. В реальности в Салтыково от большака ведет веер глубоких грязных колей, доступных только для внедорожника, паркетник здесь не пройдет. Оставляем машину, достаем переноску для Лели и идем в путь. |
Яхрома. Вдали церковь в Салтыково |
До Салтыково примерно 5 км полевой дороги, которая ближе к селу пересекает по бетонному мосту красивую речку Яхрому, на берегах которой широко стоит Салтыково. |
Яхрома |
Анька |
Село Салтыково было вотчиной дворян Дурново. В 1791-1806 гг.на средства генерал-майора Сергея Дурново и его брата генерал-майора и сенатора Николая Дурново был выстроен усадебный храм по проекту кого-то из лучших московских архитекторов того времени, вероятно, Н.Н. Легранда-старшего. |
Строительство завершилось в 1797 году, до 1806 г. шла отделка и исполнение живописных работ. К 1822 году были построены утраченная теперь каменная ограда и уникальные, также, к сожалению, утраченные колокольни-пропилеи при главных воротах. |
Арочные лоджии фасадов |
Здание строилось как усадебный храм-усыпальница. Но от усадьбы ничего не сохранилось, полностью уничтожены главный дом, парк и сад, в ансамбль которых церковь когда-то включалась. |
Херувимы - все, что осталось от богатого лепного декора |
Восточный фасад |
Храм строг и центричен. В нем нет выраженных в отдельных объемах апсиды, приделов и притвора. Фасады совершенно одинаковы и симметричны. Внутреннее пространство также совершенно центрично. Интересен купол параболической формы с врезанными в него люкарнами с треугольными фронтончиками, вторящими фронтонам боковых ризалитов. |
Треугольные фронтоны боковых ризалитов |
Замок |
Западный вход растесали для нужд местного колхоза |
Плиточный пол |
Купол |
Ангелы на столпах при входе |
Моление о чаше |
Перед главным алтарем в 1850 г. погребен герой войны 1812 года генерал-майор Иван Николаевич Дурново. О чем свидетельствует мраморная надгробная плита в центре храма. В приделе Николая Чудотворца был погребен отец героя Николай Дурново, а в приделе Сергия Радонежского - его брат Сергей. |
Страстной цикл в барабане |
Храм был расписан в 1806 году. Росписи этого времени сохранились довольно плохо в куполе. Здесь расположены 8 сцен страстного цикла, чередующиеся с восемью фигурами, видимо, пророков, исполненных в виде античных статуй. По таким остаткам судить сложно, но кажется, живопись была высокого художественного уровня. В нижних частях храма эти росписи позже были записаны маслом и весьма посредственно. |
Страстной цикл в барабане |
Пророк Илия |
Шедевр среди зарастающих полей |
Совсем недавно храм был покрыт новой крышей. Кто и как, на чьи средства это было сделано - мы не знаем. Но это удивительно, что у этого уникального храма, отрезанного от всех дорог, стоящего в безлюдной местности, появился шанс на спасение. |
Прихожан в селе и 6-ти окрестных деревнях по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 725 мужчин и 786 женщин. |
Лелька на плечах у Ксени |