11 мая

Просидев на коронавирусном карантине в деревне два полных месяца, мы решили выбраться погулять по Кашинским заброшкам. С нами поехала Ксеня и Леля, Саша остался учиться, а со средними девочками осталась бабушка. Поездка вышла прекрасной, с погодой повезло.
Эта небольшая поездка по кашинским окрестностям задумывалась ради удивительной церкви в Салтыково. Еще интересно было взглянуть на реплику казаковской церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке в селе Кочемля. Церкви в Савцино и в Уницах тоже довольно любопытны. Остальные же церкви сами по себе не столь интересны, но раз уж они стоят на нашем пути, то мы останавливались осмотреть и их.
Дорога, идущая на запад от Кашина, совершенно убита. Ее не ремонтировали, наверное, с советских времен. Временами скорость падала до 5 км/ч. Так что несмотря на небольшие расстояния уходит довольно много времени на перемещения между селами.


Яндекс.КартыЯндекс.Карты




Лобково

Первая остановка в селе Лобково. Здесь стоит компактная неорусская Троицкая церковь. Не так давно в ней были возобновлены богослужения, но потом церковь снова забросили. Крыша в плохом состоянии, своды мокнут, отсыревшая штукатурка сыпется со стен и сводов церкви на пол.


Церковь св. Троицы, 1892 г
Престол

В 1937 году здесь несколько месяцев служил преподобномученик Владимир (Загреба). В следующем году он был арестован и расстрелян.


Запрестольный образ

Пустынька


Следующая остановка в селе Пустынька. Это место принадлежало Кашинскому Сретенскому монастырю, и в 1863 году по проекту академика архитектуры А.Т. Жуковского была построена двухэтажная церковь. Она имела одну большую луковичную главу. Сейчас, видимо, в целях безопасности, поскольку церковь стоит посреди небольшого села, все входы и окна наглухо заколочены.


 

Рядом с церковью при попытке развернуться наш автобус забуксовал. Браслеты-скидерсы не помогли, пришлось искать местного тракториста.


Давыдово

Деревянная церковь в Давыдово стоит прямо у дороги. Казанская церковь 1802 года теперь обезличена и совершенно не интересна.


Казанская церковь, 1802 г. в Давыдово
 
Дом рядом с храмом

Бакланово

Следующая церковь в Бакланово 1816 года также неузнаваемо обезличена. Мы притормозили на минуту только взглянуть на нее и поехали дальше.


Спасская церковь, 1816 г. в Бакланово

Уницы

Здесь мы поняли, что проскочили поворот на Салтыково (на самом деле никакого поворота нет) и решили продолжить путешествие дальше, а Салтыково посмотреть на обратном пути. Уницы стоит в пяти км от дороги. Это по местным меркам крупное село, но дорога к нему еще хуже основного "большака".


Троицкая церковь

В Уницах в центре села стоит великолепная Троицкая церковь, построенная в 1910-15 годах по проекту архитектора Виктора Назарина. Это отличный образец модерна. Автор удачно противопоставил гладкие недекорированные плоскости стен фасадов сложной "игре" завершений храма и пятиглавию, поставленному по сторонам света.
Уницы - вотчина Ртищевых. Предыдущий деревянный храм 1737 года в 1907 году сгорел.



В 1980-е годы старая застройка села уступила место новым домам довольно необычным и непохожим на привычные колхозные бараки. Видимо, в Уницах на заре Перестройки была проведена масштабная реконструкция села по какому-то интересному и нетривиальному проекту. Но сейчас даже эти недавние постройки начинают ветшать. Многие колхозные любопытные по архитектуре здания заброшены.


 

Савцино


Возвращаемся на "большак". В Савцино стоит Никольская церковь - один из лучших барочных памятников в окрестностях Кашина, Кесовой горы и Бежецка. Савцино - кашинская вотчина Шереметьевых. Церковь строили по заказу брата знаменитого генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева генерал-лейтенанта Владимира Петровича Шереметьева и (после его кончины в 1737 году) генерал-майора Алексея Федоровича Шереметьева.



Церковь типична для Кашинских усадеб того времени, повторяет нарышкинские храмы XVII века. А вот колокольня совершенно уникальна для восточных Тверских окраин. Она по формам тоже напоминает ярусные колокольни XVII века. Некоторые искусствоведы считают, что образцом для нее служила колокольня Никольской церкви в Гнездниках в Москве (разрушена). Но они сильно отличаются, московская колокольня вообще шестигранная. В той же Москве или окрестностях ее есть или были более похожие аналоги.


Хорошо видно дырки для деревянных капителей пилястр

Осматривая памятники, мы читаем статью Павла Иванова из Тверских Сводов об этом храме. Интересно, что в 1730-х годах в Кашинском уезде не было белокаменщиков и хороших лепщиков. Поэтому сложный барочный декор, предложенный к исполнению, был вырезан из дерева (из дуба) и помещен на верх пилястр. Уникальные резные капители сохранились на самом верхнем восьмереке. Остальные или исчезли или были сняты на время ремонта.



В храме есть остатки поздних росписей, но сейчас во время карантина из-за коронавируса, все действующие церкви закрыты. Попасть внутрь мы можем только в руины.
Церковь в Савцино стоит на берегу пруда, вместе с которым она служит центром села. Вокруг которого неправильным эллипсом расположились деревенские дома.



Это традиционные кашинские избы-пятистенки с тремя или четырьмя окнами по фасаду и светелкой с окошком или балкончиком. Многие из них доживают последние года.


Савцино
Савцино
Савцино
Решетка

Следующим пунктом должен быть Успенский погост на Болоте в селе Новое. Но от большака в Новое вела грязная, залитая водой разъезженная колея. Успенская церковь в Новом не такая интересная, чтобы пару километров месить грязь, поэтому мы поехали дальше.

Дорога стала более узкой, видно, что после Савцино и Униц по ней почти не ездят. Поэтому она даже немного лучше здесь, чем первые два десятка километров от Кашина.


Кочемля

Кочемля стоит на дороге, но все равно постепенно пустеет. Много домов заброшены не так давно. Посреди села стоит заросшая кустами и деревьями руина Смоленской церкви.



Смоленская церковь

Смоленская церковь построена в 1799 г. в стиле зрелого классицизма. Образцом для нее послужила церковь Косьмы и Дамиана в Москве, построенная по проекту М. Ф. Казакова. Деревней Кочемли владела полковница Елисавета Нефедьева, а церковь строил её брат капитан Л-Г Семёновского полка Фёдор Ильич Козлятев, выслужившийся при Павле до генерал-майора.



Казаковская церковь на Маросейке считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого московского классицизма. Классицизм шел в сторону все большего лаконизма и меньшей декоративности, это выдвигало на первый план пластику основных масс здания. Матвей Казаков выразил в церкви Косьмы и Дамиана эту тенденцию с наибольшей полнотой. Надо сказать, что эта церковь была настолько необычна и прекрасна, что послужила образцом для множества усадебных церквей по всей России.



От колокольни ничего не осталось, своды приделов и трапезной провалились, цилиндрическая главка на главном куполе утрачена совсем недавно. Поэтому судить об отличиях от оригинала сложно. Можно заметить, что портики у церкви в Кочемле более тяжеловесные и массивные, чем у Казаковкого оригинала.

Замок
Северный придел
Трапезная

Лепной карниз

Трапезная
Основной объем
Купол
Евангелист Матфей
Евангелист Лука
Блаженны чистые сердцем, блаженны миротворцы
Александр Невский
Росписи алтаря: Христос перед Пилатом

Росписи заурядны, но в алтаре дожди смыли почти все красочные слои, обнажив прорись, нанесенную уверенной и умелой рукой.


Росписи алтаря: Умовение ног
Освобождение из темницы апостола Петра
Сохранившийся деревянный плинтус в алтаре

Портик южного входа

Прихожан в селе и окрестных деревнях: Ильинская, Пантелеево, Чукрово, Сельцо Костино по состоянию на 1914 год - 522 мужчины и 613 женщин.


Деревенский дом в Кочемле
Деревенский дом в Кочемле
Деревенский дом в Кочемле
Деревенский дом в Кочемле

Кочемля - самый дальний пункт нашей поездки. Здесь мы разворачиваемся и едем назад. На краю села Пустынька, в которой мы смотрели церковь в начале поездки, останавливаемся у начала дороги, ведущей в Салтыково. Это так на карте. В реальности в Салтыково от большака ведет веер глубоких грязных колей, доступных только для внедорожника, паркетник здесь не пройдет. Оставляем машину, достаем переноску для Лели и идем в путь.


Яхрома. Вдали церковь в Салтыково

До Салтыково примерно 5 км полевой дороги, которая ближе к селу пересекает по бетонному мосту красивую речку Яхрому, на берегах которой широко стоит Салтыково.


Яхрома
Анька

Село Салтыково было вотчиной дворян Дурново. В 1791-1806 гг.на средства генерал-майора Сергея Дурново и его брата генерал-майора и сенатора Николая Дурново был выстроен усадебный храм по проекту кого-то из лучших московских архитекторов того времени, вероятно, Н.Н. Легранда-старшего.



Строительство завершилось в 1797 году, до 1806 г. шла отделка и исполнение живописных работ. К 1822 году были построены утраченная теперь каменная ограда и уникальные, также, к сожалению, утраченные колокольни-пропилеи при главных воротах.


Арочные лоджии фасадов

Здание строилось как усадебный храм-усыпальница. Но от усадьбы ничего не сохранилось, полностью уничтожены главный дом, парк и сад, в ансамбль которых церковь когда-то включалась.


Херувимы - все, что осталось от богатого лепного декора
Восточный фасад

Храм строг и центричен. В нем нет выраженных в отдельных объемах апсиды, приделов и притвора. Фасады совершенно одинаковы и симметричны. Внутреннее пространство также совершенно центрично. Интересен купол параболической формы с врезанными в него люкарнами с треугольными фронтончиками, вторящими фронтонам боковых ризалитов.
Пространственно-композиционное решение очень оригинально. Четыре боковых ризалита сильно выступают за плоскости фасадов и подчеркнуты массивными фронтонами. Так что все здание воспринимается как четыре башни, соединенные лоджиями с арочными нишами. Пропорции здания безукоризннены, чувствуется рука очень серьезного мастера.


Треугольные фронтоны боковых ризалитов
Замок
Западный вход растесали для нужд местного колхоза


Плиточный пол
Купол
Ангелы на столпах при входе
Моление о чаше

Перед главным алтарем в 1850 г. погребен герой войны 1812 года генерал-майор Иван Николаевич Дурново. О чем свидетельствует мраморная надгробная плита в центре храма. В приделе Николая Чудотворца был погребен отец героя Николай Дурново, а в приделе Сергия Радонежского - его брат Сергей.


Страстной цикл в барабане

Храм был расписан в 1806 году. Росписи этого времени сохранились довольно плохо в куполе. Здесь расположены 8 сцен страстного цикла, чередующиеся с восемью фигурами, видимо, пророков, исполненных в виде античных статуй. По таким остаткам судить сложно, но кажется, живопись была высокого художественного уровня. В нижних частях храма эти росписи позже были записаны маслом и весьма посредственно.

Страстной цикл в барабане
Пророк Илия
Шедевр среди зарастающих полей

Совсем недавно храм был покрыт новой крышей. Кто и как, на чьи средства это было сделано - мы не знаем. Но это удивительно, что у этого уникального храма, отрезанного от всех дорог, стоящего в безлюдной местности, появился шанс на спасение.



Прихожан в селе и 6-ти окрестных деревнях по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 725 мужчин и 786 женщин.


Лелька на плечах у Ксени

 


     

Оглавление

На страницу с путешествиями