Будимрово


Про интересную церковь в Будимирово мы знали давно. Мы десятки раз в год на протяжении последних пятнадцати лет проезжали в пяти километрах от нее по дороге в деревню, но только сейчас нашли время заехать взглянуть на нее. Обычно мы всегда спешим в деревню или из нее домой, и тут уже не до культурной программы. Да и поездка в деревню воспринимается всегда как дорога, а не как путешествие.

Церковь Благовещенья

Про Будимирово можно найти в интернете несколько небольших статей, где в основоном пишут про историю села. Про церковь известно только то, что ее построили в 1819-27 годах по проекту архитектора Н.Н. Легранда младшего, построившего в Тверской епархии довольно много храмов. В 1990-е церковь горела, и тогда же в результате пожара упал купол с барабаном.

Колоннада интерьера

Больше ничего про саму церковь нигде не говорится. Попробуем поделиться своими впечатлениями и наблюдениями. Сначала снаружи церковь кажется вполне ординарной, а рассмотреть ее получше и понять, как она выглядела до перестройки мешает удивительный интерьер, который сразу завладевает вниманием, так что и забываешь об эктерьере церкви.


А интерьер просто удивительный! Круглая колоннада, вписанная в квадрат. Удачно найденные пропорции создают неуловимое впечатление легкого и изящного разбега колоннады. Штукатурка с колонн облетела, и теперь обнажились в кирпичной кладке плоские усиливающие белокаменные шайбы, создающие дополнительный гармоничный ритм.

Интерьер продуман досконально. Вероятно внутреннее пространство храма было очень светлым. Окна расположены так, что ни одна из колонн их не заслоняет. Углы квадрата когда-то были абсолютно симметричны. Да и вообще весь интерьер был уравновешен. Арке алтаря соответствовала арка входа из трапезной.

И здесь обращаешь внимание на то, что церковь, вероятно, довольно скоро после постройки слегка перестроили, и это не пошло ей на пользу. Из восточных углов квадрата решили сделать дополнительные приделы. Может быть, тогда же перенесли и весь иконостас от восточной стены внутрь церкви перед вторыми колоннами. Для этого плоско стесали внешнюю сторону этих колонн. Интерьер от этого стал менее гармоничным.



Но обойдем церковь с востока. Штукатурка слетела, обнажив нам все секреты здания. Оказывается, первоначально алтарь был уже. Одновременно с устройством приделов увеличили и весь общий объем алтаря сразу для всех трех престолов. Может быть, это вообще было сделано непосредственно в процессе затянувшегося строительства. Почему-то решили отойти от первоначального проекта. Об этом говорит идентичность кладки и общий карниз.



Но теперь вернемся к боковому фасаду и представим церковь в первоначальном запроектированном виде. Талантливому интерьеру вторит не менее талантливый экстерьер. Объем алтаря совершенно симметричен объему притвора, на котором стоит колокольня. В центре находится основной прямоугольный с закругленными углами объем храма с великолепным четырехколонным тосканским портиком.


Южный фасад

Точно такой же портик урашал и западный фасад церкви. Но, видимо, в конце XIX века для тепла пристроили неуклюжий тамбур и заложили колоннаду портика. Кстати, треугольник фронтона над притвором точно такой же, как должен быть над еще не перестроенным алтарем.

Верхний ярус колокольни надстроен, вероятно, тогда же, когда был возведен тамбур.


Притвор и колокольня

Таким образом, перед нами один из великолепнейших образцов стиля зрелого классицизма, совершенно незаслуженно обойденный вниманием специалистов.

Надо будет посмотреть на другие постройки Н.Н. Легранда в Тверской области.


Осень



 
     

Оглавление

На страницу с путешествиями