Никольское-Гагарино. Филатово. Петровское


Никольское-Гагарино

 

«…было б ни мало постыдно для нас,
когда б были у нас сады ни Аглинские, ни Французские,
а наши собственные и изобретенные самими нами,
и когда б мы называть их стали Российскими».
А. Болотов,1786 г.

Липовая аллея партерного парка

В эти выходные (20-21 сентября) из-за праздника и Сашиных соревнований мы не поехали в деревню.
Но выходные не должны пропасть! В субботу запланировали две усадьбы, а в воскресенье - Санины соревнование в Лыткарино и заодно рядом усадьбу Петровское. Для субботы выбрали усадьбы Никольское-Гагарино и Филатово в районе Истры. Надо сказать, что в Подмосковье мы были фактически везде, этим и обусловлен казалось бы на первый взгляд странный выбор усадеб.

 
Обед
Пихты у парадного фасада дворца

Усадьба Никольское-Гагарино сложилась к концу XVIII века при князе Гагарине. К парадному фасаду дворца когда-то вела сосновая аллея. От нее осталось штук пять гигантских сосен, а так в партерном французском парке липовые аллей четко читаются и до сих пор.

Пардный фасад дома
Партер
В партере

Дворец строил тогда еще молодой архитектор И.Е. Старов. Парадный фасад торжественен, но сух и скучен. Зато парковый фасад - это настоящий щедевр!

Флигель
Осень
Парковый фасад
Парковый фасад

Здесь Старов мастерски вписал в компактный объем три овальных зала. Игра объемов вогнутого фасада, бельведера и зала создает огромное и незабываемое впечатление, ставящее этот дворец в ряд лучших подмосковных усадеб!
Романтичная лестница, обрамляющая овальный зал, спускается к пейзажному парку.

Английский парк
Зал
Пейзажный парк

А пейзажный парк - это шедевр паркового искусства! Ведь к его созданию приложил руку Андрей Тимофеевич Болотов. Болотов - известный теоретик и практик русских пейзажных английских парков. Очень интересно читать его воспоминания, где он описывает процесс создания парка, как он группирует деревья по цвету листвы, планирует неожиданные ракурсы, живописные полянки и отдельно стоящие деревья.

Осень

Болотов - это художник, только для своих работ он использовал краски природы: разные деревья осенью дают разные цвета, распределяя их по парку можно добиваться большого художественного воздействия. Об этом Болотов писал в своих воспоминаниях, называя "рисовка листом" - сочетание темных и светлых пород деревьев.

Осень

Художественных приемов в парках Болотова много: это "кривые аллеи", которые показывают одни и те же виды сразных сторон, внезапно открывающиеся перспективы, водные преграды, звуки (эхо или ручей)...
Разные части парка Болотов называл "сценами", темные и светлые "сцены" создавали посетителям разные смены настроения: романтическое, идиллическое, меланхолическое, увеселительное и тд...

В парке
Парк

Интересна связь паркового искусства и литературы. Болотов изложенные выше требования предъявляет и к идеальному роману. Об этом есть отличная работа академика Лихачева: Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991.

Пейзажный парк
Саня
Аня
В парке

Конечно, парк за двести с лишним лет изменился, одни деревья погибли, другие выросли в незапланированных местах, в советское время исчезли пруды, ручьи и беседки, но гуляя по нему все равно понимаешь, что это не лес, а продуманное произведение художника...

Саня
Въездные обелиски
Дети
       
Усадебная церковь

Церковь тоже строил Старов. Церковь - отличный образец раннего классицизма. А вот колокольня особенно хороша! Она выглядит почти ампирной. К сожалению, существующая постройка - это копия уничтоженной в 1941 году не то русскими не то немцами колокольни.

Интерьер

Пора ехать домой, но на обратном пути мы решили отклониться от шоссе в сторону на десяток километров посмотреть убитую усадьбу Филатово.
По дороге взглянули на Казанский храм, построенный архитектором А.К. Тоном - автором Храма Христа Спасителя. Умел он скучнейшей и сухой эклектике, разбивающей здание на отдельные куски, придать хоть какую-то ясность и тектоничность

Казанская церковь, 1845-59 гг.

Филатово

Подъездная липовая аллея
Саня

Мы знали, что Филатово убито, поэтому ничего не ожидали от усадьбы. В заросшем парке прослеживаются две аллеи - липовая подъездная и березовая, по которой шла старая проселочная дорога.
Подъездная аллея упирается в остатки колоннады портика, отдельно стоящего от упавшего деревянного дома.

Усадебный дом
Портик

Деревянный дом усадьбы поставлен на кирпичный цоколь. Перед домом стоял портик на колоннах с треугольным фронтоном. В советское время здесь была школа.
Как только крыша прохудилоась, деревянное здание быстро погибло.

Трясет яблоню
Ксеня на обломках колонны

Видимо, во времена школы под одной из колонн посадили яблоню. Сейчас это большая старая яблоня, усыпанная большими желтыми сочными яблоками. В усадьбе смотреть было нечего и мы вплотную занялись яблоками...

Саня
Саня добывает яблоки
Дом
Дом
Усадебный дом
Саня
Добыча
 
Дом
Липовая аллея
Идем к машине

 

Петровское в Лыткарино
Саня

На следующий день Саня должен был участвовать в соревнованиях по ориентированию в Лыткарино. Вот мы и решили заодно посмотреть памятники, связанные с этим городком.

Усадебный дом

На краю города находятся остатки усадьбы Петровское. Усадьбой владели Милославский (XVII в.), Нарышкины (с 1691 по 1785), Демидовы (1805—1812), Шелапутины (1837—1852), Чернышевы (1890), последний владелец Барятинский.
Дом был когда-то деревяннный на каменном цоколе, но в советское время он сгорел. Потом перестраивался и в совсем недавно был перестроен последний раз. Последняя реконструкция стала самая близкая к оригиналу.
Парк застроен убогими многоэтажками 60-х-70-х годов, на забытых детских площадках пьют пиво и тут же отливают местные люмпены. Наши дети не могут равнодушно пройти мимо детской площадки, но тут они как-то не захотели играть. Окружающее убожество действует подавляюще.
Через бывший парк, а ныне мимо общарпаных многоэтажек, с обсуждающими квартирный вопрос бабушками у подъездов, мы пошли к Никольской церкви.


Никольская церковь

Никольская церковь - не шедевр, но крайне интересна в историко-культурном плане. Дело в том, что ее строили Милославские, известные приверженцы старины и не принимающие в противовес Нарышкиным нововведения в искусстве и архитектуре. Подобный храм стоит в другой вотчине Милославских в Анино, недалеко от которого мы были вчера.
Храм воспроизводит внешне шатровые церкви XVI века, но внутренне он не шатровый. В отличие от старинных образцов его шатер - декорация, он отрезан от помещения обычным сомкнутым сводом.

Остров. На другом берегу Москвы-реки

Зато напротив через речку стоит настоящий шедевр шатровой архитектуры - Преображенская церковь в Острове. Мы там уже бывали когда-то давно...


Назад к машине идем мимо ампирной Петропавловской церкви 1809 года. Ее структура геометрически четка и ясна: два цилиндра, куб трапезной и обывающие четверики колокольни.
Мы зашли внутрь и были приятно удивлены светлым, гармоничным и взвешенным интерьером главного цилиндрического интерьера церкви.


В планах максимум у нас было проехать по дороге вдоль Москвы-реки в город Дзерджинский, чтобы посмотреть Николо-Угрешский монастырь, в которм мы были последний раз до восстановления гигантского собора и колокольни. Все уже устали, да еще на вечер намечались гости, вот мы и решили просто проехать по этой дороге в сторону Москвы через Дзерджинский на МКАД.
Но каково же было наше удивление, когда это дорога оказалась не дорогой а каким-то кошмаром, на котором прыгает машина на скорости 5 км/ч. Дорога - это разбитые бетонные плиты, брошенные лет 30 назад в грязь. Это дорога, связывающая два подмосковных города в прямой видимости от Мкад. Другой дороги между Лыткарино и Дзерджинским нет, только через Рязанское шоссе. В некоторых местах проложены грунтовые объезды по полю самых разбитых участков. Машина с низким клиренсом здесь просто не пройдет!
Взглянули из окон автобуса на Николо-Угрешский монастырь и покатили домой...


 
     

Оглавление

На страницу с путешествиями