Никольское-Гагарино. Филатово. Петровское |
Никольское-Гагарино
«…было б ни мало постыдно для нас,
когда б были у нас сады ни Аглинские, ни Французские,
а наши собственные и изобретенные самими нами,
и когда б мы называть их стали Российскими».
А. Болотов,1786 г.
Липовая аллея партерного парка |
В эти выходные (20-21 сентября) из-за праздника и Сашиных соревнований мы не поехали в деревню. Но выходные не должны пропасть! В субботу запланировали две усадьбы, а в воскресенье - Санины соревнование в Лыткарино и заодно рядом усадьбу Петровское. Для субботы выбрали усадьбы Никольское-Гагарино и Филатово в районе Истры. Надо сказать, что в Подмосковье мы были фактически везде, этим и обусловлен казалось бы на первый взгляд странный выбор усадеб. |
Обед |
Пихты у парадного фасада дворца |
Усадьба Никольское-Гагарино сложилась к концу XVIII века при князе Гагарине. К парадному фасаду дворца когда-то вела сосновая аллея. От нее осталось штук пять гигантских сосен, а так в партерном французском парке липовые аллей четко читаются и до сих пор. |
Пардный фасад дома |
Партер |
В партере |
Дворец строил тогда еще молодой архитектор И.Е. Старов. Парадный фасад торжественен, но сух и скучен. Зато парковый фасад - это настоящий щедевр! |
Флигель |
Осень |
Парковый фасад |
Парковый фасад |
Здесь Старов мастерски вписал в компактный объем три овальных зала. Игра объемов вогнутого фасада, бельведера и зала создает огромное и незабываемое впечатление, ставящее этот дворец в ряд лучших подмосковных усадеб! Романтичная лестница, обрамляющая овальный зал, спускается к пейзажному парку. |
Английский парк |
Зал |
Пейзажный парк |
А пейзажный парк - это шедевр паркового искусства! Ведь к его созданию приложил руку Андрей Тимофеевич Болотов. Болотов - известный теоретик и практик русских пейзажных английских парков. Очень интересно читать его воспоминания, где он описывает процесс создания парка, как он группирует деревья по цвету листвы, планирует неожиданные ракурсы, живописные полянки и отдельно стоящие деревья. |
Осень |
Болотов - это художник, только для своих работ он использовал краски природы: разные деревья осенью дают разные цвета, распределяя их по парку можно добиваться большого художественного воздействия. Об этом Болотов писал в своих воспоминаниях, называя "рисовка листом" - сочетание темных и светлых пород деревьев. |
Осень |
Художественных приемов в парках Болотова много: это "кривые аллеи", которые показывают одни и те же виды сразных сторон, внезапно открывающиеся перспективы, водные преграды, звуки (эхо или ручей)... Разные части парка Болотов называл "сценами", темные и светлые "сцены" создавали посетителям разные смены настроения: романтическое, идиллическое, меланхолическое, увеселительное и тд... |
В парке |
Парк |
Интересна связь паркового искусства и литературы. Болотов изложенные выше требования предъявляет и к идеальному роману. Об этом есть отличная работа академика Лихачева: Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991. |
Пейзажный парк |
Саня |
Аня |
В парке |
Конечно, парк за двести с лишним лет изменился, одни деревья погибли, другие выросли в незапланированных местах, в советское время исчезли пруды, ручьи и беседки, но гуляя по нему все равно понимаешь, что это не лес, а продуманное произведение художника... |
Саня |
Въездные обелиски |
Дети |
Усадебная церковь |
Церковь тоже строил Старов. Церковь - отличный образец раннего классицизма. А вот колокольня особенно хороша! Она выглядит почти ампирной. К сожалению, существующая постройка - это копия уничтоженной в 1941 году не то русскими не то немцами колокольни. |
Интерьер |
Пора ехать домой, но на обратном пути мы решили отклониться от шоссе в сторону на десяток километров посмотреть убитую усадьбу Филатово. По дороге взглянули на Казанский храм, построенный архитектором А.К. Тоном - автором Храма Христа Спасителя. Умел он скучнейшей и сухой эклектике, разбивающей здание на отдельные куски, придать хоть какую-то ясность и тектоничность |
Казанская церковь, 1845-59 гг. |
Филатово
Подъездная липовая аллея |
Саня |
Мы знали, что Филатово убито, поэтому ничего не ожидали от усадьбы. В заросшем парке прослеживаются две аллеи - липовая подъездная и березовая, по которой шла старая проселочная дорога. Подъездная аллея упирается в остатки колоннады портика, отдельно стоящего от упавшего деревянного дома. |
Усадебный дом |
Портик |
Деревянный дом усадьбы поставлен на кирпичный цоколь. Перед домом стоял портик на колоннах с треугольным фронтоном. В советское время здесь была школа. Как только крыша прохудилоась, деревянное здание быстро погибло. |
Трясет яблоню |
Ксеня на обломках колонны |
Видимо, во времена школы под одной из колонн посадили яблоню. Сейчас это большая старая яблоня, усыпанная большими желтыми сочными яблоками. В усадьбе смотреть было нечего и мы вплотную занялись яблоками... |
Саня |
Саня добывает яблоки |
Дом |
Дом |
Усадебный дом |
Саня |
Добыча |
Дом |
Липовая аллея |
Идем к машине |
Саня |
На следующий день Саня должен был участвовать в соревнованиях по ориентированию в Лыткарино. Вот мы и решили заодно посмотреть памятники, связанные с этим городком. |
Усадебный дом |
На краю города находятся остатки усадьбы Петровское. Усадьбой владели Милославский (XVII в.), Нарышкины (с 1691 по 1785), Демидовы (1805—1812), Шелапутины (1837—1852), Чернышевы (1890), последний владелец Барятинский. |
Никольская церковь |
Никольская церковь - не шедевр, но крайне интересна в историко-культурном плане. Дело в том, что ее строили Милославские, известные приверженцы старины и не принимающие в противовес Нарышкиным нововведения в искусстве и архитектуре. Подобный храм стоит в другой вотчине Милославских в Анино, недалеко от которого мы были вчера. Храм воспроизводит внешне шатровые церкви XVI века, но внутренне он не шатровый. В отличие от старинных образцов его шатер - декорация, он отрезан от помещения обычным сомкнутым сводом. |
Остров. На другом берегу Москвы-реки |
Зато напротив через речку стоит настоящий шедевр шатровой архитектуры - Преображенская церковь в Острове. Мы там уже бывали когда-то давно... |
Назад к машине идем мимо ампирной Петропавловской церкви 1809 года. Ее структура геометрически четка и ясна: два цилиндра, куб трапезной и обывающие четверики колокольни. Мы зашли внутрь и были приятно удивлены светлым, гармоничным и взвешенным интерьером главного цилиндрического интерьера церкви. |
В планах максимум у нас было проехать по дороге вдоль Москвы-реки в город Дзерджинский, чтобы посмотреть Николо-Угрешский монастырь, в которм мы были последний раз до восстановления гигантского собора и колокольни. Все уже устали, да еще на вечер намечались гости, вот мы и решили просто проехать по этой дороге в сторону Москвы через Дзерджинский на МКАД. Но каково же было наше удивление, когда это дорога оказалась не дорогой а каким-то кошмаром, на котором прыгает машина на скорости 5 км/ч. Дорога - это разбитые бетонные плиты, брошенные лет 30 назад в грязь. Это дорога, связывающая два подмосковных города в прямой видимости от Мкад. Другой дороги между Лыткарино и Дзерджинским нет, только через Рязанское шоссе. В некоторых местах проложены грунтовые объезды по полю самых разбитых участков. Машина с низким клиренсом здесь просто не пройдет! Взглянули из окон автобуса на Николо-Угрешский монастырь и покатили домой... |