Усадьба Дольское
(По дороге в гости к друзьям)

 

 

Как обычно, когда мы едем к Саше с Юлей под Малоярославец, мы заезжаем в какую-нибудь интересность Малоярославецкого района. Обычно это какая-нибудь небольшая усадьба или интересная церковь. Ехать только ради нее из Москвы слишком далеко, а тут, почему бы и не сделать небольшой крюк.
В прошлый раз мы смотрели усадьбу Дубровка, на это раз выбрали усадьбу Дольское и несколько интересных церквей. Но проспали, выехали поздно, времени хватило только на усадьбу.


Успенская церковь, 1736 г. и колокольня, 1824 г.

Меня еще на фотографиях заинтересовала местная церковь с необычным завершением стен. Усадебный дом на фтоках выглядел скучно. Но усадьба нас очень сильно удивила: и церковь и дворец.



Мы бросили машину у парка так, чтобы она не лезла в кадр церкви и дома. Сначала прошли мимо дворца в запущенный липовый парк. Дворец снова показался неинтересным, удивило только несовпадение по вертикали окон (значит прорублены позже) и очень странное маленькое арочное окошко, характерное для древних каменных палат.


В парке

В парке можно увидеть остатки заросших трех прудов и уже трудно читаемые липовые аллеи. Парк совсем небольшой, он ограничен речкой Рожня и полями с другой стороны.


Липовая аллея

Возвращаемся к дому, читаем распечатку с историей усадьбы. Эти земли принадлежали Лопухиным, из рода которых была первая жена Петра I. Усадебный дом обычно датируют серединой XVIII века и называют "палатами Лопухиных". На основании чего дана такая датировка, не указывается. Мы подошли к дворцу, и тут нам стало очень интересно.


Угол палат
Первый этаж сводчатый. Видно множество ниш

В первую очередь бросаются в глаза мощные кованные чугунные связи, обнажившиеся в кирпичной кладке. Это в советское время местный колхоз пытался разобрать палаты на кирпич. Но в XVIII веке еще строили по средневековой технологии: со временем известь, вытягивая воду из кирпича, образует с ним единый монолит. Разобрать такую кладку по кирпичам невозможно. Такие чугунные связи по всему периметру характерны для палат XVII-начала XVIII веков. Первый этаж перекрыт мощными коробовыми сводами. В стенах устроено множество арочных ниш, дымоходы упрятаны в толщу кладки. Все это характерно для боярских палат.


Единственное уцелевшее старое окно
Связи и заложенное окно или ниша
Заложенное окно и пробитые новые

Везде видны под облетевшей штукатуркой следы старых арочных окон и ниш. Новые окна пробиты довольно неумело. Перекрыты они досками даже без обычной вделанной в кладку полуарки для разгрузки перемычки. Стены над окнами провисли и скоро рухнут.


Первый этаж

Видимо, в середине или первой половине XVIII века Лопухины построили здесь весьма обширные по тем временам каменные палаты. Судя по всему, это было довольно выдающееся здание для этого времени. Некая архаичность архитектуры и строительных приемов объясняется спецификой заказчиков. Лопухины всегда придерживались консервативных взглядов на искусство и архитектуру. Все сохранившиеся памятники, связанные с Лопухиными, наглядно подтверждают это.


Второй этаж. Видно ниши, заложенные старые дверные проемы

В средине XIX века это было уже устаревшее здание, не отвечавшее вкусам нового времени. Хозяева, видимо, уже Белкины перестроили дом. Старые арочные окна были заложены, пробиты новые прямоугольные. Расположение новых окон должно было сообщить дому хоть какую-то регулярность.


Новые окна и следы старых дверных проемов и ниш

Итак, перед нами крайне интересный и абсолютно не изученный памятник первой половины или середины XVIII века. Палаты неизвестно когда построены и когда перестроены. Дворец Лопухиных ждет своего исследователя, но ждать будет не долго. Своды первого этажа хотя и мощные, но ничем не защищены от осадков.



Палаты. Видно арочный дверной проем. Спарва флигель XIX века
Успенская церковь

А мы идем тем временем к церкви, где нас ждет тоже немало сюрпризов. Конечно, сразу обращаешь внимание на необычное завершение храма. Сначала идет ряд из четырех кокошников, характерных для архитектуры второй половины XVII века. Над кокошниками ожидаешь увидеть стандартную четырехскатную кровлю с глухим пятиглавием. По пропорциям храма это вполне подходило. Но здесь над кокошниками стоит два мощных полукружия ложных закомар. Как будто заказчик или зодчии увидели вдруг надвратные храмы в Троице-Сергиевой лавре или в Новодевичьем монастыре. Сверху стоит очень сухое пятиглавие, которое как-то не вяжется с сочными и пластичными фасадами.




Церковь выстроена в 1733 году. Неясно, выстроена она в таком виде сразу или потом была перестроена, а может, проект завершения изменился в процессе стройки. Проходим через разрушенную трапезную с рухнувшими сводами. В правом восточном углу, видимо, был устроен Введенский придел. Арка основного входа сильно сдвинута влево, а еще есть маленькая арочка. Рассказываем детям про зимний придел в трапезной, про то, что на зиму после Покрова проходы в летнюю церковь закрывали и служили в низкой трапезной, которую можно было отопить.


Окно в трапезной. Сохранился засов
Окно в храме. Арка окна доходит до пола

Интересно, что многие окна сохранили не только оригинальные решетки, но и отличные кованые ставни с мощными запорами. Как их еще не растащили сборщики металлолома? Основной объем храма хорошо освещен шестью окнами с севера и юга. Расположение окон очень интересно и совершенно не традиционно. Видимо, зодчие видели столичные образцы московского или нарышкинского барокко и решили таким образом воплотить их здесь.


северная стена
южная стена

Интересно, что для западных окон первого яруса в стенах устроены ниши, доходящие до пола, вторящие дверным проемам входов в церковь.
Но мастера не были готовы к новым архитектурным формам. Если снаружи формы окон довольно точны, то внутри арки неровны, особенно не удались откосы круглых окон над входами.


"Круглое окно"

Отдельно стоит присмотреться к фасадам. Здесь вполне себе сочетаются формы XVII века с новыми архитектурными тенденциями, пришедшими из Малороссии.
Короче говоря, церковь не менее интересна, чем палаты. Она отображает какую-то неопределенность, царившую в умах Лопухиных в первой половине XVIII века. Композиционно церковь, конечно, глубоко архаична, она соответствует образцам середины XVII века. Такая консервативность видна еще и во многих декоративных элементах: лопатках, поясе, наличниках апсиды. Но в то же время в церкви очень много элементов более позднего московского барокко, продвигаемого главными "оппонентами" Лопухиных - Нарышкиными. Эти элементы носят в основном внешний декоративный характер.


Северный фасад
Колокольня

Про колокольню, выстроенную в 1824 году, можно сказать, что это неплохой образец ампира.
Дольское известно тем, что в 1737 году в семье псаломщика Успенской церкви родился сын - Василий Иванович Баженов. Но буквально через три месяца его отца, благодаря великолепному голосу, перевели в один из кремлевских соборов в Москву. Собственно на этом и кончается история гениального архитектора, связанная с Дольским.


Церковь и колокольня

 

 

В гостях у Саши и Юли


Дёма
Деревенский "пруд"
Дёма
Дуся

 

 


     

Оглавление

На страницу с путешествиями