Бурятия |
14-21 октября В Бурятии мы были в командировке ровно неделю. Работали с утра до вечера, но все же успевали полчаса в обеденный перерыв погулять по старому деревянному центру, да еще короткий промежуток между концом работы и темнотой тоже посвящали прогулкам. |
Улан-Удэ
Одигитриевский собор |
14 октября |
Одигитриевский собор, 1785 г. |
Этнографический музей
Старообрядческая "семейская" церковь |
После литургии в соборе поехали в этнографический музей на открытом воздухе и попали совершенно случайно на праздник шаманистов. По местному шаманскому календарю 14 октября - Новый год. По этому поводу в музее были устроены всякие фолклорные мероприятия. Сначала выступления народных бурятских коллективов, а потом настоящее заклинание духов с жертвоприношениями. Мы не сразу разобрались в чем дело. Думали, что это что-то вроде театрализованного представления, но потом, когда народ потянулся кидать в костры еду, доставая ее из своих сумок, обходить костры под бой бубнов и причитания шаманов, мы спешно ретировались. |
Шаманы |
После фольклорных песен весь праздник переместился в другой конец скансена. Там уже был заготовлен круг из костров. Под доски запихали газету и разожгли костры. Откуда-то пришли четыре шамана с веревками, прикрывающими лица. Они очень долго пританцовывая били в бубны и что-то ритмично говорили. |
Приготовили жертвы для духов
|
Потом кто-то типа ведущего объявил, что духи предков уже с нами, шаманы стали приносить жертвы - сыпать зерно в костер и кланяться огню. |
Когда к нам подошли и сказали, что мы тоже теперь должны троекратно обойти вокруг жертвенных костров, мы ушли смотреть Живой уголок этнографического музея. |
Жертвоприношение |
Призывают духов |
Льют сметану на огонь
|
Приносят жертвы
|
В Живом уголке собраны представители местной фауны. Есть здесь двугорбые верблюды, олени, волки, лисы, зайцы, медведь, тигр, орлы и еще какие-то хищные птицы. Сделано все неплохо. Детям здесь было бы интересно. |
Олени |
Интерьеры купеческих изб
|
Купеческая изба |
Дальше мы смотрели собственно музей под открытым небом. Мы читали отзывы, что это очень хороший скансен, чуть ли не самый лучший в России. Не знаю, откуда взялись такие восторженные мнения. Музей сделан очень бестолково. Здания вырваны из своего природного и архитектурного окружения. Здесь в музее даже не пытались его как-то имитировать. Многие избы и юрты, да и другие здания стоят просто так в лесу. Непосвященный человек и не поймет, как это все выглядело в жизни. Вот мы так и не поняли, как стоят юрты в реальной жизни. Как расположены друг относительно друга, какие мелкие строения и приспособы их окружают. |
Старообрядческая "семейская" Никольская церковь. начало XX в. |
Интерьер |
Перегонный куб |
В одном из концов музея мы вновь наткнулись на продолжение праздника. Здесь посвятили в воины молодого бурята и повели свататься в соседнее русское село. Все выглядело несколько аляповато, русские у них тоже почему-то показаны полуязычниками с какими-то колдунами и магическими кругами... |
В русской избе |
Ворота в усадьбу |
Часовни
|
Русская изба |
Юрта |
В Бурятском секторе представлено несколько юрт. Интересно, что под русским влиянием стали появляться постоянные непереносимы рубленные восьмигранные юрты. |
В юрте |
Еще одна юрта |
Рубленая восьмигранная юрта |
в Юрте |
Еще одна деревянная юрта |
интерьер |
В XVII веке из Монголии в Бурятию стал проникать ламаизм. Сначала ламаисты использовали обычные юрты, а с переходом на оседлую жизнь стали появляться буддийские храмы в виде квадратных домов с пагодообразными крышами. |
Дуган "Деважин"
|
Ворота музея |
Иволгинский дацан
В 1945 году, когда уменьшился гнет власти на все религии, здесь в улусе Средняя Иволга разрешили открыть буддийский храм. Потом постепенно он оброс домами лам и другими храмами. Сейчас Дацан претендует на название буддийского центра всей России. |
Дома лам |
Надо сказать, что Дацан застроен довольно стихийно. Его архитектурный облик не просто смутен, такое впечатление, что о нем вообще не думали при строительстве зданий дацана. Дома лам представляют из себя баракообразные невзрачные избы, выкрашенные и покрытые как попало. Все это больше напоминает неисторические села, коих в России появилось множество после укрупнения колхозов. Сами дуганы сосредоточены в одной части территории и архитектурно никак не связаны друг с другом. |
Чойра Дуган, 1946 г. Первый буддийский храм в дацане |
Чойра Дуган, 1946 г. Первый буддийский храм в дацане |
Дэважен Дуган, 1970 г. |
Согчен Дуган, 1976 год |
Маанин дуган |
Молельные колеса Хурдэ и храм Зеленой Тары |
Молельные колеса Хурдэ
|
Храм Зеленой Тары |
Майдари Сумээ, 1972 г. и Джуд Дуган, 2001 г. |
Согчен Дуган, 1976 год |
Джуд Дуган, 2001 г. |
Храм-дворец Интигэлова |
В Дацане в специальном дворце-храме хранится главная святыня бурятских буддистов - нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова — Пандито Хамбо-ламы XII. |
Храм-дворец Интигэлова |
Согласно завещанию в 1955 году группа лам тайно от властей подняла саркофаг в местности Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в куб. Кроме 8 дней в году, лама Итигэлов "может сам кого-то пригласить к себе". Цитирую с официального сайта: "Первыми из светских людей, которых «пригласил» Хамбо лама Итигэлов в свой дворец, оказались совсем даже не буддисты, но, несомненно, достойные люди. Президент Бурятии Вячеслав Наговицын вместе со спикером Народного Хурала Матвеем Гершевичем приехали в резиденцию нынешнего Хамбо ламы Дамбы Аюшеева к окончанию молебна «Дашинима рамнай» и к церемонии торжественного сопровождения «драгоценного тела» из Согчен дугана в новую обитель. " |
Храм-дворец Интигэлова |
Храм-дворец Интигэлова |
Храм-дворец Интигэлова |
Улан-Удэ
Большой театр |
Площадь Советов |
"Башка" |
А потом были будни работы и час в день, когда мы могли погулять по городу. Люди тут удивительно благожелательные. |
Гостинный двор
|
Улан-Удэ имеет весьма представительный и хорошо сохранившийся Гостинный двор. Торговые ряды используются и сейчас по назначению. Площадь у Гостинного двора и площадь советов, где стоит "Башка" соединяет улица Ленина (бывшая Большая). Она сейчас пешеходная, и местные называют ее Арбатом. |
Часовня и Гостинный двор |
Ул. Ленина (Большая). "Арбат" |
Купеческие дома |
Дом "С атлантами" купца Капельмана |
Вдали увеличенная копия 2006 года арки XIX века в честь цесаревича Алексея и дом Советов |
Здание напротив Гостинного двора |
Клоннада |
Троицкая церковь |
В театре |
В один из вечеров мы посетили Бурятский театр, в котором давал представление Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал». Это один из самых обязательных пунктов при посещении Бурятии! Нам билеты подарили наши слушатели курсов, за что мы им очень благодарны. |
Плафон главного помещения |
Инсталяция в фойе |
Рынок |
Но главное, конечно, в городе - это деревянная застройка, отображающая культурную традицию русских переселенцев. Большая часть домов - рубленные одноэтажные избы с резными наличниками и ставнями. |
Двери
|
Деревянная чешуя |
Калина |
Буузы (позы), шарбин и бурятский чай |
С общепитом в городе нет никаких проблем. В центре города позные и всяческие буузы практически в каждом доме. Устроено все очень просто. Стоишь в очереди, оплачиваешь, запоминаешь номер заказа и садишься. Через две три минуты отзываешься на выкрикнутый номер заказа и тебе приносят... Ммм.... Главное, конечно, мясо! Оно там везде! Если это суп, то это не жидкость с кусочками мяса, а большие куски мяса и бульон где-то внизу под ними. Если это буузы (большие пельмени на пару типа хинкалий или мантов), то внутри ароматное рубленное мясо с луком! Причем баранина, говядина и конина. В натуральности и естественности всех здешних продуктов сомневаться не приходится. Ну а цены - смешные. Нам больше всего понравилось в закусочной Сэсэг (цветок по-бурятски). |
Такие дела... |
Здание НКВД, сейчас спортивная школа |
Одигитриевский собор |
Вознесенская деревянная церковь - пример чудовищного ремонта. Внутри деревянные стены зашиты гипсокартоном |
Городские виды |
Одигитриевский собор |
Сталинский ампир в деревянном воплощении
|
Городская усадьба |
На Байкал
Федералка |
В последний день нам удалось вырваться на Байкал. Ехали мы по федеральной трассе через Хамар Дабан вдоль долины Селенги в сторону Иркутска, а потом свернули к Байкалу к Посольскому монастырю. Спасибо огромное давнему папиному другу - Олегу Николаеву, единственному бурятскому снежному барсу, с которым мой отец восходил на Хантенгри, пик Коммунизма, облазал весь Памир, Тянь-Шань и Кавказ. Олег живет сейчас в Улан-Удэ, он звал нас в гости и возил на Байкал. Это была удивительная поездка. |
Федералка и Хамар Дабан |
Долина Селенги |
Селенга |
Хамар Дабан |
Посольский Спасо-Преображенский монастырь |
Часовня |
Отец Лука рассказывает историю монастыря |
Надписи на часовне
|
Байкал |
Байкал и залив Провал |
Монастырский уголок |
Собор святителя Николая - яркий пример Сибирского барокко |
Иконостас |
Никола можайский пережил репрессивный двадцатый век под елкой у кого-то из прихожан, изображая деда Мороза. |
Элементы фасада |
Залив Провал |
Коса. Слева залив Провал, справа - Байкал |
Байкал и монастырь |
с Олегом Николаевым и его женой |
Коровы пасутся на снегу |
Часовни и храмы в окрестных селах
|
Свято-Троицкий Селенгинский монастырь |
Долина Селенги |
Хамар Дабан |
Федералка |
Селенга |
Селенга |
В Монгольском ресторане |